19 марта в рамках пятой международной конференции «Россия и мир: диалоги. 2021» в НИИРК прошла секция «Коммуникационные режимы зарубежных стран и регионов России». В ней принимали участие представители научных и образовательных учреждений: Амурского государственного университета (д.Яна Зиненко, Василиса Забияко), Академии гражданской защиты МЧС России (к.с.н. Александр Стоянов); Сочинского государственного университета (д.э.н. Елена Цепилова), Российского военно-исторического общества (к.и.н. Елена Кузьменко), группа молодых исследователей из Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Михаил Асейкин, Антон Василенко, Инна Дараева, Мария Звонова, Виктория Измайлова, Юрий Тихонов, Георгий Чамурлиев).

Модератор секции Валентина Комлева (д.с.н., руководитель направления аналитики Национального исследовательского института развития коммуникаций, зав. кафедрой зарубежного регионоведения и международного сотрудничества ИГСУ РАНХиГС) отметила, что исследование коммуникационных режимов и их характеристик было инициировано Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций в 2020 году и вызвало большой интерес среди опытных и молодых исследователей.

В докладе «Диалектика ожиданий и реальностей: по пути к киберсоциальности или неототалитаризму?» Александра Стоянова были поставлены вопросы о фундаментальных основах развития общества и месте коммуникации в системе этого развития:
Александр Стоянов:
НИИРК
«Высшая форма проявления субъективной реальности — это равенство уникальных. Высшая форма проявления социальной реальности — неравенство однородных. Это вызывает дилемму у любого человека: либо развивать свои способности, в том числе коммуникационные или примкнуть к слою однородных. Таким образом развиваются любые системы: максимальная однородность в страте и глубочайшая пропасть между стратами. Общество есть два взаимодополняемых аспекта: общепринятость + взаимопредсказуемость. В этом контексте общепринятость есть максимальная однородность (страты например). Развитие механизмов преобразования человека идет одновременно по нескольким направлениям, а также по направлениям кибертехнологий, т. е. доступ к любым ресурсам через идентификацию: либо представление через мобильные технологии, либо физическое чипирование. Равенство уникальных — путь развития человека как личности. А развитие общества — это неравенство однородных». Данный доклад в очередной раз подтвердил целесообразность исследования коммуникационных режимов как фрагментацию больших коммуникационных пространств, коммуникационного мирового порядка. По сути, коммуникационный режим — это проявление неравенства однородных".
Юрий Тихонов рассказал о причинах и формах фрагментации мирового коммуникационного порядка, подчеркнув, что вопрос о мировом коммуникационном порядке возникает с формированием информационного пространства и глобальной коммуникации под воздействием научно-технического прогресса и глобализации:
Юрий Тихонов:
НИИРК
«Фрагментация мирового коммуникационного порядка происходит в качестве ответа на информационную гегемонию отдельно взятых стран. Ключевой причиной фрагментации является стремление сохранить суверенитет и снизить влияние внешних акторов, доминирующих на информационном пространстве и способных оказывать информационное влияние. Поскольку информационное влияние может подорвать национальную безопасность посредством мобилизации общества, трансляции определенных ценностных установок, обеспечение национальной безопасности также становится причиной фрагментации. Ряд государств имеет собственные геополитические интересы, которые проще продвигать во фрагментированном коммуникационном порядке без наличия общих ограничений на оказание информационного влияния. На отдельно взятые государства с локальными коммуникационными режимами воздействовать гораздо проще.

Исходя из исследования проблемы, можно выделить формирование страновых, региональных, внутристрановых коммуникационных режимов, а также коммуникационные режимы на уровне интеграционных объединений. Можно еще выделить коммуникационные режимы на уровне сфер влияния государств с потенциалом глобального и регионального лидерства.

Проблема фрагментации, проблема соотношения и взаимосвязи и отсутствие формирования мирового коммуникационного порядка сохраняют свою актуальность, А в ближней перспективе будут только становится существеннее и важнее".
Михаил Асейкин поделился опытом анализа типологии региональных коммуникационных режимов на примере Республики Татарстан:
Михаил Асейкин:
НИИРК
«Эффективность функционирования региональных коммуникационных режимов (РКР) находится в прямой зависимости от управляемости. Эта категория является базисной, что подтверждается также и наличием ограничений определенного рода коммуникаций с применением санкций в случае нарушения принятых правил. Подобное возможно исключительно в рамках управленческого процесса.

Существует определенные параметры, позволяющие оценить степень управляемости того или иного коммуникационного режима региона. Представляется целесообразным типологизировать РКР именно по степени управляемости.

Исходя из этого выделяют следующие типы РКР:
1. Режимы с высокой степенью управляемости
2. Режимы со средней степенью управляемости
3. Режимы с низкой степенью управляемости.

Оценка степени управляемости РКР неразрывно связана со степенью жесткости осуществляемого органами власти контроля, уровне цензуры, возможностей работы в регионе альтернативных информационных СМИ, открытость системы политической коммуникации «власть-общество», фильтры политической мобильности. Оценка этих аспектов осуществляется с помощью матрицы типов коммуникационных режимов, разработанной и представленной В. В. Комлевой в работе «Коммуникационные режимы стран догоняющих революций. Народ как бенефициар».

Уровень контроля коммуникации со стороны центра управления в республике находится на среднем уровне. Этот вывод свидетельствует не о недостатках выстроенной системы контроля, а об отсутствии излишней регулируемости и возможностей транслировать в регионе альтернативно окрашенных мессенджей.
Сформированная правовая среда, регулирующая коммуникации власти и общества, характеризуется четко выстроенной системой нормативно-правовой регламентации деятельности институтов власти, СМИ и гражданского общества.

С учетом полученных данных, согласно типологии по степени управляемости, можно сделать заключение, что коммуникационный режим Казахстана соответствует параметрам режима с высокой степенью управляемости".
Мария Звонова представила доклад «Дружественность как характеристика страновых коммуникационных режимов (на примере российско-эстонских отношений)»:
Мария Звонова:
НИИРК
«Развитие эффективных коммуникаций между странами возможно только при наличии двустороннего интереса и усилий. Оценивать степень дружественности страновых коммуникативных режимов (СКР) можно в различных сферах различной общественной жизни. В рамках данного пилотного исследования я остановилась на оценке дружественности СКР в сфере образования на примере росийско-эстонских отношений. Был разработан спектр дружественности коммуникационного режима в виде шкалы с делениями от враждебного отношения до дружественного. Каждая оценка обладает своей характеристикой. Также была разработана универсальная таблица степени дружественности коммуникации страны, А к стране Б в сфере образования.
Одним из наиболее значимых критериев в сфере образования является наличие двусторонних отношений. Такие соглашения между Эстонией и РФ есть. Они были заключены правительствами двух стран. Однако, говорить о конкретных шагах по реализации этих соглашений не приходится. Исходя из этого, отношения в сфере «документы и соглашения» можно назвать как тяготеющие к потенциально дружественным отношениям, но с определенными барьерами.

Рассматривая коммуникацию в сфере высшего образования, можно сказать, что здесь дружественность присутствует. Важной составляющей при анализе дружественности между Эстонией и Россией является визовый режим. Он тяготеет к «потенциально недружественным отношениям».

Данный способ изучения взаимодействия государств через существующие межстрановые коммуникации позволяют посмотреть на двусторонние отношения с другой стороны: не через статистические и экономические показатели, но через призму коммуникации, обмена информацией, открытости и дружественности.

В результате анализа российско-эстонских коммуникаций в области образования выявлено, что Россия на данный период более открыта к дружественной коммуникации, чем Эстония. Однако необходимо учитывать тот факт, что границы выявленных коммуникационных режимов являются динамичными и подвержены быстрым изменениям в виду внутрестрановых процессов".
Инна Дараева под руководством своего научного руководителя, преподавателя РАНХиГС Василия Кулешова провела исследование о некоторых мерах повышения эффективности коммуникационного режима стран ОДКБ и ШОС в рамках антитеррористического сотрудничества:
Инна Дараева:
НИИРК
«ОДКБ и ШОС имеют явные предпосылки к формированию единого наднационального административно-правового режима информационной безопасности и координирования антитеррористической деятельности. Однако совершенствование системы коммуникации внутри ОДКБ и ШОС для минимизации угрозы распространения террористической активности в регионах сегодня является открытым вопросом.

В рамках деятельности кибербезопасности и противодействия распространения экстремистского контента в ОДКБ и ШОС формируются и ведутся специализированные банки данных преступных организациях, ведется оперативный обмен информацией о фактах распространения экстремистского контента и механизм по его блокированию.

В США, например, функционируют негосударственные международные институты — исследовательские центры изучения исламского радикализма, методов пропаганды и вербовки. Среди таких центров можно выделить Международный центр изучения насильственного экстремизма. Специалисты центра разрушают мифы о безупречной жизни в исламском государстве, вступают в переписку с вербовщиками, раскрывают реальную жизнь внутри группировки.

Изучение тенденции в области распространения терроризма и методов вовлечения в террористическую организацию даст некоторое преимущество для ОДКБ и ШОС. Для этого стоит задуматься о перемещении коммуникационного поля с уровня международных организаций на уровень научно-исследовательских институтов, а также формирования консультативных групп по вопросам антитеррористического нормотворчества".
Религиозные аспекты межстрановых коммуникаций были рассмотрены представителями Амурского государственного университета.

Так, Яна Зиненко рассказала о коммуникационном пространстве взаимодействия Русской православной церкви и Китайской автономной православной церкви по вопросам сохранения церковного православия на территории Трёхречья:
Яна Зиненко:
НИИРК
«Трехречье — это территория, расположенная во Внутренней Монголии Китая. История формирования русской диаспоры в данном регионе берет начало в 19 веке. Трехречье официально принадлежало Китаю, но здесь никто не проживал. Русские потихоньку начали занимать эти территории, обустраиваться, выстраивать первые заимки. После революции 1917 г. в регион хлынул поток переселенцев.
К сожалению, культурная революция в Китае нанесла большой урон русской культуре региона. Русский народ подвергся гонениям. Все, что было связано с русским языком и русской идентичностью жестоко преследовалось.

Несмотря на такие сложные условия русским жителям удалось сберечь родную культуру, традиции русского православия и постепенно восстановить их.

На сегодняшний день значительную часть населения этого региона составляют русские и потомки от межэтнических браков русских. Сейчас Православие официально считается религией национального меньшинства. И как следствие этого — появление православных часовен и храма, православной общины и церковных старост".
Инна Забияка представила доклад «Знахарство в системе рынка оккультных услуг Приморья», объяснив факторы распространения знахарства в регионе, некоторые особенности отношений в приграничных районах Китая:
Инна Забияка:
НИИРК
«Большая часть религиозных предпочтений дальневосточников — оккультная сфера. В русской традиции знахарство понимают как магико-медицинскую практику в традиционных культурах, уходящую в далекое прошлое. Знахарство неразрывно связано с архаической верой, мистическую причину смерти и болезни.

Главными представителями знахарства чаще всего выступают люди из низов религиозности, далекие от образов религиозных интеллектуалов и не нуждающиеся в сложных культовых практиках. Знахарству не нужны развитые организационные формы. Прежде функционирование знахарства в обществе держалось на народной молве. Сейчас оно получило новый инструмент для своей трансляции в социуме. В первую очередь это СМИ и интернет-ресурсы.

Проведенный анализ показывает, что в религиозно-региональном пространстве процессы характерны как для России, так и для мирового сообщества. Этому способствуют такие факторы как: развитие новых технологий с сфере массовых коммуникаций, появление все новых средств общения (новые мессенджеры, соцсети, электронные доски объявлений и т. п). Также этому способствовал резкий подъем религиозности и интереса к практикам гадания, магии и оккультизма в целом, а также нетрадиционной медицины в 80−90ых гг. 20 века. Отголоски этой волны интереса можно наблюдать и сейчас.

Современное знахарство — своеобразный, значимый момент религиозной реальности, в котором соединяются архаические идеи и практики целительства, базисные основания религиозности и возможности, предоставленные новыми технологиями".
Георгий Чамурлиев совместно с д.э.н., профессором РАНХиГС Еленой Цепиловой представил доклад «Обмен налоговой информацией как инструмент международных коммуникаций»:
Георгий Чамурлиев:
НИИРК
«Применительно к международному обмену налоговой и финансовой информацией выделяются следующие варианты коммуникационных режимов:

— полного взаимного сотрудничества (автоматический обмен налоговой и финансовой информацией)
— ограниченного сотрудничества (обмен информацией по запросу)
— коммуникационный разрыв (например, Сент-Китс и Невис не предоставляют данные другим странам по финансам своих клиентов).

В 2013 г. впервые в истории международного сотрудничества в налоговой сфере были объединены усилия двух ключевых структур: организации экономического сотрудничества и развития и группы G20. На этом уровне борьба правительств с офшорными структурами вышла за пределы национального регулирования и приняла глобальный масштаб, превратившись в мировую тенденцию. Обрела политическую окраску. Наиболее существенное давление на офшорный рынок оказало изменившееся межгосударственное взаимодействие в налоговой сфере, ориентированной, прежде всего, на предотвращение губительной и недобросовестной налоговой конкуренции, ставшей наиболее ощутимой в информационную эпоху развития мировой экономики.

Налаженный обмен налоговой информацией способен приносить в бюджет государства существенные суммы поступлений от офшорной деятельности налоговых резидентов. Но для достижения этой цели необходимо осуществление тесного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств, внесение изменений в национальное законодательство, согласно рекомендациям ОЭСР, осуществление качественного отбора направляемых за рубеж запросов, регулярного повышения квалификации соответствующих сотрудников налоговых органов.

Из существующих перспективных направлений можно выделить необходимость обмена информацией по такому растущему рынку как операции с криптовалютой".
Виктория Измайлова в своем выступлении рассказала о военно-политическом измерении страновых коммуникационных режимов
Виктория Измайлова:
НИИРК
«Цель данного исследования — определить роль коммуникационных связей в процессе военно-политического сотрудничества между государствами.
На основе двусторонних и многосторонних деклараций, договоров и соглашений между странами устанавливаются «правила игры» коммуникационных отношений в сфере военно-политического сотрудничества, которые осуществляются в двустороннем и многостороннем формате на основе межгосударственных соглашений, или формируя общее коммуникативное правовое пространство внутри интеграций.

Основными направлениями военно-политического сотрудничества государств являются:
— согласование идейно-теоретических аспектов межгосударственного военно-политического сотрудничества (выработка общих взглядов на военно-политическое сотрудничество);
— согласование стратегии национальной безопасности и военных доктрин государств;
— координация деятельности военно-политических структур государств-партнеров (совместные оперативно-стратегические, оперативно-тактические и командно-штабные мероприятия);
— военно-техническое сотрудничество (торговля и поставка современного военно-технического оснащения и вооружения союзникам по военно-политическому партнерству);
— совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы военных инженеров государств-союзников по созданию и улучшению имеющегося военного арсенала их государств;
— прямые военные и боевые действия (если того требует ситуация и не препятствует международное право);
— координация военно-политической деятельности государств и обмен информацией между военными штабами и службами безопасности государств-партнеров;
— военная или оборонная дипломатия.

Мирное использование оборонных ресурсов, возможностей и потенциала государств или военно-политических союзов способствует укреплению межгосударственных коммуникационных связей с военно-политическими союзниками и демонстрируют данную связь потенциальным противникам.
Развитие коммуникационных межгосударственных каналов можно определить в качествен двигателя всего мирового прогресса. Чем глубже упрочняются межстрановые коммуникационные связи, включая сферу военно-политического взаимодействия, тем сильнее ускоряется процесс информационно-технологического обмена между государствами".
В заключении конференции выступил Антон Василенко с докладом «Роль государственных институтов в формировании страновых коммуникационных режимов на примере Республики Казахстан». Он аргументировал важнейшую роль государственных институтов в формировании страновых коммуникационных режимов от их законодательного регулирования, до проявления в межгосударственных коммуникациях результатов профессиональной социализации госслужащих (например, автором рассмотрены места получения профессионального образования кадровым составом госслужащих Казахстана), роль знания языков (в частности, русского языка):
Антон Василенко:
НИИРК
«Роль государственных институтов в формировании коммуникационного режима Казахстана в своей основе государственных персоналий складывается из их глубокого понимания культуры, смежного с Россией менталитета и, как следствие, принятие дальнейших государственных решений и законодательства.

Оценивая роль законодательства в сфере неправительственных организаций в формировании коммуникационного режима в Казахстане, можно констатировать, что на данном этапе оно не сильно препятствует проникновению интересов других государств на свою территорию, но тенденция к контролю за этой деятельностью уже появляется в немалой степени из-за проведения подобной политики соседями, в первую очередь Российской Федерацией. Эти тенденции реализуются путем плотного обмена опытом в кругах законодательной власти и, в том числе, это все обусловлено географией образования.

Важную роль в реализации политики страны играют конкретные ее участники. Анализ образования которых позволяет глубже понимать предпосылки тех или иных государственных процессов. Неправительственные организации на современном этапе могут оказывать значительное влияние на социальные институты жизни, а с использованием зарубежного финансирования превращаются в инструмент искусственного влияния. Дальнейшее изучение понятия «коммуникационный режим» и определяющих его факторов даст более полное понимание того, как выстраивать коммуникации в современных международных сообществах. Также необходимо глубже изучить роль государственных институтов для составления объективной картины понимания процессов формирования страновых коммуникационных режимов".