Россия и КНР провозгласили «новую реальность» в международных отношениях
Стрелков Д.В.
ПУБЛИКАЦИЯ
Международная система, основанная на гегемонии США и их союзников, начиная с 2010-х годов находится в перманентном кризисе. В основе этого кризиса лежит сама структура однополярной системы, в которой не учитываются голоса иных акторов, противопоставляющих себя коллективному Западу – прежде всего, России и Китая. Поэтому тезисы, озвученные по итогам переговоров Владимира Путина и Си Цзиньпина в Пекине 4 февраля 2022 года, стали констатацией фактического состояния дел.
Заявление двух лидеров стало квинтэссенцией развития незападных теорий международных отношений за последние тридцать лет и включило в себя как традиционные положения, так и совершенно новые идеи о мироустройстве.
Почему так произошло? Россия и Китай долгое время находились в оппозиции Западу. Десятилетия они вынуждены были вести политику, оглядываясь на своих заокеанских партнёров, которые, в свою очередь, не стремились учитывать интересы Москвы и Пекина. Отсюда такие печальные прецеденты, как бомбардировка Белграда силами НАТО в 1999 году и кризисы в Тайваньском проливе 1995-1996, 2021 годов, когда Запад действовал, несмотря на позиции РФ и КНР. Отсутствие конкуренции США со стороны других сильных игроков на международной арене вылилось в чувство гегемонии у Вашингтона.

Новый мировой порядок должен учитывать интересы каждой страны. В тексте заявления указывается, что ни одно государство не может выделять государства по степени реализации в них демократических принципов.

Это коррелируется с одним из важнейших принципов международных отношений, заложенных ещё в XVII веке в тексте Вестфальского мирного договора – «невмешательство во внутренние дела других государств». Иными словами, Россия и Китай выступают за демократизацию международных отношений и прекращение практики, согласно которой группа стран навязывает остальному миру свой путь развития.

Тем не менее, распространение собственных демократических ценностей было одной из основ американской внешней политики весь период после окончания «холодной войны», поэтому едва ли можно ожидать резкого изменения международной обстановки в целом и внешнеполитического курса США в частности из-за инициативы России и КНР. Стоит отметить, что принцип невмешательства во внутренние дела был отличительной чертой китайской внешней политики на протяжении последних пятидесяти лет (с момента «открытия» КНР для США).

Принцип развития и сотрудничества



Ещё один важный принцип, провозглашённый в совместном заявлении двух лидеров – развитие и сотрудничество, который подразумевает, прежде всего, помощь менее развитым странам со стороны «первого мира». Во времена тяжелейшего для многих государств коронакризиса эта помощь должна быть бескорыстной и инклюзивной – то есть никакая страна не может быть дискредитирована, если она нуждается в поддержке; должно отсутствовать деление на «своих» и «чужих». К сожалению, в период пандемии дискредитация некоторых государств проявилась особенно явно: более развитые страны стремились обеспечить собственную стабильность и долгое время игнорировали призывы о помощи со стороны менее развитых государств. Россия и Китай стремятся пересмотреть подобную практику и установить миропорядок, где каждое государство будет получать поддержку мирового сообщества.

Лидеры России и КНР также затронули проблему безопасности – в контексте ситуации вокруг Украины и Европы в целом, а также территориальных споров в Южно-Китайском море. Стороны выступили против создания закрытых систем коллективной безопасности – это относится, в первую очередь, к AUKUS и недавно возрождённому QUAD – и против расширения уже существующих блоков. Важно отметить, что впервые с 1950-х годов, когда Китай ещё был союзником СССР, КНР открыто высказалась о системе безопасности в Европе.


В тексте документа слово «безопасность» встречалось 41 раз – больше, чем какое-либо другое понятие. Очевидно, что проблемы подобного характера являются актуальными как для Москвы, так и для КНР.

Стороны подчеркнули тесную кооперацию в рамках ШОС во многих областях, начиная от гуманитарной и заканчивая военной, и охарактеризовали свои отношения как «межгосударственные отношения нового типа», которые «превосходят военно-политические союзы времен «холодной войны». Однако, РФ и Китай не ставят цель заключить военный союз, поскольку это будет противоречить принципам обеих сторон: КНР традиционно придерживается политики неприсоединения к военно-политическим альянсам и организациям, а для России подобный шаг может стать угрозой её многовекторной политики.
Также, стороны выступили против американских планов по регулированию интернета, и заявили о стремлении интернационализировать онлайн-пространство. Объединение позиций России и Китая по поводу кибер-безопасности поможет ускорить разработку правил регулирования интернет-пространства.


В качестве последнего принципа нового миропорядка провозглашалась руководящая роль ООН в поддержании мира и международной безопасности.

Насколько вероятно установление нового мирового порядка, основанного на озвученных выше принципах демократизации, сотрудничества, инклюзивности систем безопасности и руководящей роли ООН? Вероятнее всего, развитие системы мироустройства будет зависеть от процессов, сотрясающих Запад в настоящий момент. В зависимости от того, как страны Северной Америки и Европы переживут новую левую волну, последствия стагнации экономики и кризис глобализации, можно будет судить, насколько сильно Запад будет сопротивляться переменам. С уверенностью можно утверждать, что наступление нового, не американоцентричного миропорядка, неотвратимо, поскольку в мире растёт спрос на изменение ролей некоторых акторов международных отношений. Но насколько болезненным будет этот процесс – покажет новое десятилетие.

Источники:
1. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии // Президент России [Интернет-портал]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5770 (дата обращения 09.02.2022).
2. Подробности переговоров лидеров России и Китая, которые состоялись в Пекине в преддверии Олимпиады // Первый канал [Интернет-портал]. URL: https://1tv-ru.turbopages.org/1tv.ru/s/news/2022-02-06/420683-podrobnosti_peregovorov_liderov_rossii_i_kitaya_kotorye_sostoyalis_v_pekine_v_preddverii_olimpiady (дата обращения 09.02.2022).