О роли России в урегулировании отношений между Арменией и Азербайджаном и соперничестве мировых центров силы за влияние на Южном Кавказе
Арам Сафарян
Координатор Евразийского экспертного клуба, политический аналитик, эксперт НИИРК
ПУБЛИКАЦИЯ

С трудом продвигающийся процесс урегулирования отношений между Арменией и Азербайджаном продолжает приковывать к себе внимание наблюдателей и экспертов в разных странах мира. Многие согласны с тем, что сегодня в этом мирном процессе мы имеем дело с заочным соперничеством США, Европейского союза и Российской Федерации за влияние в южно-кавказском регионе. Армянская общественность, как в Армении, так и в армянских диаспорах, хочет понять, таит ли в себе угрозу это соперничество и не создает ли оно дополнительные очаги напряженности для страны?

После того, как еще в прошлом году министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил о том, что Минская группа ОБСЕ фактически распалась и перестала функционировать, Россия не ведет консультаций с другими сопредседателями по данному вопросу. С другой стороны, коллективный Запад, который находится с Россией в состоянии глобальной конфронтации, очевидным образом активизирует свое присутствие во всех трех странах Южного Кавказа и задается целью уменьшить здесь российское присутствие.

Хочется напомнить, что с марта 1992-го года и до украинских событий, активно функционировала Минская группа ОБСЕ, задачей которой было решение спора между Азербайджаном и Арменией по конфликту Нагорного Карабаха и согласования позиций сторон с тем, чтобы подписать в столице Беларуси мирное соглашение по разрешению конфликта и установлению дипломатических отношений между конфликтующими сторонами. Минская группа со временем обрела трех сопредседателей (Россия, Франция и США), которая подготовила так называемые Мадридские соглашения с призывом к сторонам принять их и преиступить к мирному постконфликтному урегулированию. После того, как в Казани в 2011году Азербайджан отказался подписывать документ на основе обновленных мадридских предложений, стало ясно, что он готовится к военному решению конфликта в Нагорном Карабахе.


Влияние 44-дневной войны на ситуацию

44-дневная война в регионе Нагорно-карабахского конфликта радикальным образом поменяла ситуацию. Война была остановлена усилиями президента России, и 9-го ноября руководители России, Армении и Азербайджана подписали соглашение о прекращении боевых действий. Кровопролитие, к счастью, было остановлено, однако и в Азербайджане, и в Армении начали слышаться обвинения в адрес России в том, что в одном случае она вырвала полную победу у Азербайджана, а во втором случае – оставила одну Армению в неравной битве с противником. Несмотря на это, большая часть обществ в странах, вовлеченных в конфликт, надеются на мирное урегулирование и считают незаменимой роль России в данном вопросе.

Здесь уместно сказать о двух других сопредседателях Минской группы ОБСЕ. И Франция, и тем более США, считают важным присутствие на Южном Кавказе и также имеют рычаги для влияния на политические элиты двух стран. Они пытаются решить вопрос продвижения постконфликтного мирного урегулирования таким образом, чтобы обе конфликтующие стороны имели бы достаточный ресурс для самостоятельного решения спорных вопросов с возможно меньшим участием России.

Что нового таит в себе ситуация после распада Минской группы ОБСЕ, в частности, для Армении? И после 44-дневной войны Армения настаивала на том, что несмотря на заявления азербайджанского лидера, вопрос Нагорного Карабаха не перестал существовать и представляется вполне актуальным. Понятно, что по мнению армянской стороны он представляется, как и раньше, вопросом реализации права армянского населения региона на самоопределение, вплоть до создания собственного государства. В Армении понимают, что ресурсов для самостоятельной защиты армянского населения Нагорного Карабаха не хватит и поэтому с благодарностью принимают миротворческое присутствие российских вооруженных сил в зоне конфликта, что, по мнению армянской стороны, гарантирует защиту местного армянского населения и предотвращает перспективу депортации армян из их исконных мест проживания. Слышатся даже призывы об увеличении числа российских миротворцев, чтобы они плотнее закрывали собой всю линию соприкосновения конфликтующих вооруженных сторон. В Армении также составляют большинство те, кто считает, что российские миротворцы должны присутствовать в зонее конфликта и после 2025 года, как это было предусмотрено в соглашении от 9-го ноября.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян приглашаются в Брюссель, где лидер Европейского Совета Шарль Мишель в ходе трехсторонних встреч продвигает принципиальные вопросы мирного урегулирования. Нужно понимать, что по принципиальным вопросам постконфликтного урегулирования между Россией и представителями коллективного Запада (даже после распада Минской группы ОБСЕ) по большинству вопросов нет принципиальных расхождений.


Принципиальные расхождения во взглядах

Расхождения представляются по двум пунктам, о которых коротко стоит сказать. Американская идея (хотя ее существование отвергается официально) предлагает после подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией передать вопрос решения самоопределения армян Нагорного Карабаха на переговоры внутри Азербайджана со специальным представителем Баку. Армянские власти Нагорного Карабаха отвергают подобную перспективу. Второе, идея предоставления надежной транспортной коммуникации между Азербайджаном и ее частью Нахичеванью, и дальше Турцией, в западном концепте состоит в том, чтобы на армянской территории эту транспортную коммуникацию контрлировали исключительно армянские вооруженные силы (а не российские, как это предусмотрено соглашением от 9-го ноября). Здесь уже должно быть услышано мнение общественно-политической части Армении и военных экспертов, так как всю границу Армении с Турцией и Ираном охраняют совместные пограничные силы России и Армении. И было бы весьма удивительно (не сказать бы погрубее), если бы этот транспортный корридор по территории Армении теперь начал контролироваться без участии России. Многие эксперты утверждают, что цель западных инициатив заключается в стремлении уменьшить российское военно присутствие в Армении, а в дальнейшем, добиться вывода с ее территории 102-ой российской военной базы в Гюмри.

Автор этих строк, как и большинство его единомышленников в Евразийском экспертном клубе Армении считает, что западное соперничество и заочное состязание с Россией не является угрозой для Армении. Если Армения добивается продолжения международных переговоров по вопросу будущего Нагорного Карабаха, возобновления деятельности Минской группы ОБСЕ после того, как каким-то образом Украинский конфликт будет решен и глобальные мировые центры (США, ЕС и Россия) вернутся к переговорным столам и глобальному диалогу, то должно быть понятно, что Армения и впредь конструктивным образом будет участвовать в любых переговорных форматах, которые работают на мир и стабильность в регионе.


Влияние Турции

Необходимо сказать о позиции Турции. После 44-дневной войны Турция увеличила свое присутствие в Азербайджане и, в целом, на Южном Кавказе. Начался трудный процесс переговоров с Арменией по установлению дипломатических отношений и возобновлению сухопутного транспортного сообщения. Россия заявляла и заявляет о своей поддержке этому мирному процессу. В целом, Россия и Турция наладили политические и дипломатические каналы для согласования позиций по ряду вопросов, в том числе, по Южному Кавказу. Недавно Азербайджан и Турция провозгласили политику полной интеграции и выступают на всех подмостках с совместных позиций. Очевидно, что Армения должна вписаться в переговорные процессы с тем, чтобы просто не самоотстраниться от политических трендов. Премьер-министр Армении официально заявил, что он поддерживает предложения России и ее посредническую роль. Более того, страны ОДКБ на Саммите в Ереване 22-23 ноября поддержали усилия России в продвижении мирного процесса.

Означает ли это, что Армения будет отдалятся от Запада и односторонне поддерживать Россию? Можно с большой уверенностью сказать, что современная власть Армении не пойдет по этому пути. Исходя из традиций 25-летней многовекторной политики, которой придерживалась страна в постсоветский период (многие плюсы которой начали в последние годы предаваться забвению) Армения будет союзницей и ближайшим партнером России и впредь и, в то же время, будет открытой к конструктивному диалогу и сотрудничеству с Западом.


Мирный процесс на Южном Кавказе продвигается трудно

Думается, что такая роль Армении (в умелом сочетании этих векторов) способна максимально сохранять ее суверенитет и реноме конструктивного и умного партнера. Нелишне также напомнить, что по рейтингу дружественности, который составляет Нациоанльный исследовательский институт развития коммуникаций на 2021 год, с учетом всех объективных и субъективных предпоссылок и факторов Армения вышла на 3-е место, как наиболее дружественная страна России. Это серьезный результат, который заставляет с интересом ожидать оглашение итогов этого рейтинга на 2022г.

Мирный процесс на Южном Кавказе продвигается трудно и медленно. На недавней встрече между президентами России и Азербайджана и премьер-министром Армении в Сочи было подписано соглашение, согласно которому стороны будут придерживаться режима невозобновления боевых действий. Этот режим, к сожалению, нарушается и сейчас. Однако очевидно, что не будь Сочинской декларации, могло произойти большое кровопролитие.

Продвигается также процесс демаркации и делимитации границ между Азербайджаном и Арменией. Здесь незаменима роль России. Потому, что только Россия способна подвести переговаривающиеся стороны к какому-либо взаимоприемлемому общему знаменателю. Франция (и ЕС в целом) также предлагают свои услуги в этом процессе. Понятно, что они будут давить не столько на традиционные границы, о которых у них меньше документальных сведений, а на взаимопонимание в ходе системных переговоров. Чтобы ни было, как и в других вопросах этого комплекса, от Армении требуется компетентность, конструктивность и желание сотрудничать и взаимодействовать. Из всех трех посредников в мирном процессе между двумя странами, Россия, безусловно, является наиболее влиятельной и авторитетной стороной.

На сайте НИИРК опубликован авторский текст эксперта Арама Сафаряна. Мнение автора может не совпадать с позицией Института.