Экономические санкции как внешнеполитический инструмент в современном мире
Артемий Мелик-Багдасаров
ПУБЛИКАЦИЯ
Первые упоминания о применении экономических санкций датируются 432 годом до н.э. Тогда эти санкции были применены Афинским морским союзом к городу Мегару, чтобы остановить прием в этом городе беглых афинских рабов и распашку священных приграничных территорий. Однако успешным этот пример применения санкций назвать нельзя, так как в следствии санкций понесшие убытки купцы города Мегару обратились к своим союзникам за военной поддержкой, и после последовавшей Пелопонесской войны Афинский союз был уничтожен.

По мнению автора, экономические санкции — это инструмент экономического воздействия для достижения конкретных внешнеполитических целей.
Экономические санкции в современном мире активно применяются и являются сильным инструментом внешнеполитического давления. Важно отметить, что применение экономических санкций имеет смысл при однополярном устройстве геополитической системы мира, тогда как при многополярном устройстве они зачастую не поддерживаются либо одной стороной, либо другой.

С точки зрения составной части экономических санкций можно выделить санкции, применяемые к финансовому сектору и к торговому сектору. В некоторых случаях экономические санкции применяются к обоим секторам.

При применении торговых санкций вводятся ограничения на внешнеторговые операции со страной-адресатом. Также в сферу торговых санкций входят экспортные санкции, которые могут принимать вид эмбарго на поставку технологий, оборудования и техники. Ярким примером подобных санкций является нефтяное эмбарго членов ОАПЕК 1973 года, когда ОАПЕК заявило об отказе продажи нефти странам, которые поддерживали Израиль в войне с Египтом и Сирией. После этого инцидента цены на нефть на мировом рынке поднялись в 4 раза в течении года - с 3 до 12 долларов за баррель, что доставило немало неприятностей США и другим союзникам Израиля.

Финансовые санкции представляют собой любые ограничения, связанные с валютно-денежными операциями. Например, запрет на инвестиции в страны или компании, конфискация или заморозка банковских счетов, задержка или отмена кредитов и т.д. Примером таких санкций можно привести санкции 2014 года, введённые США и ЕС по отношению к России. Так, 4 марта 2014 года было заморожено инвестиционное сотрудничество с Россией со стороны США, а 18 июля Европейский инвестиционный банк прекратил финансирование проектов в России.

Ещё один важный аспект экономических санкций — это как применение санкций, так и угроза их применения. Так, профессор Нэвин Бапат из университета Северной Каролины в Чапел-Хилл исследовала вопрос разницы эффективности применения санкций и угрозы их применения.
В случае угрозы применения санкций они рассматриваются как показатель «символической власти», поскольку достаточно случаев, когда внешнеполитические цели достигались малыми усилиями, то есть лишь угрозой применения санкций. Примечательно, что угроза применения санкций может быть направлена как на целевую страну, так и на общественность страны-инициатора. Нередко руководство страны-инициатора накладывает санкции без какой-либо внятной стратегии в отношении страны адресата, только для того, чтобы убедить внутреннюю аудиторию в готовности решать существующую политическую проблему. К санкциям применима функция «театра безопасности», когда власти страны-инициатора пытаются создать впечатление деятельности для укрепления своих позиций и защиты от критики.

Зачастую, когда встаёт вопрос о применения санкций, образуется дискуссия о законности санкций и причинах их легитимности. Как правило, спор образуется между сторонниками страны, применяющей санкции, и страны-объекта санкций.

В таких случаях можно выделить два лагеря. Первый лагерь считает, что санкции — законный и безусловно эффективный инструмент внешней политики. Другой лагерь считает, что применение санкций антигуманно и несправедливо, что единственный правомерный орган, который может принимать решение о наложении санкций — это Совет Безопасности ООН.
Основной аргумент первых, что санкции позволяют избежать применения военной силы и добиться необходимых результатов относительно мирным путём. Так, например, в доктринальных документах Европейского союза санкции напрямую рассматриваются как политический инструмент для предотвращения конфликтов, который необходимо использовать наряду с дипломатией.

Ко второму лагерю можно отнести Россию, рассматривающую единственным источником легитимности санкций Совет Безопасности ООН. Что касается любых других, в том числе односторонних мер экономического принуждения, они расцениваются как неприемлемые. Такое положение закреплено в Концепции внешней политики России 2016 г.: «…продолжать усилия по совершенствованию механизма применения ООН санкций, исходить, в частности, из того, что решения о введении таких санкций должны приниматься СБ ООН на коллегиальной основе после всестороннего рассмотрения…; содействовать исключению из практики международного взаимодействия незаконных односторонних принудительных мер, принимаемых в нарушение Устава ООН и других норм международного права». Подобного мнения придерживается и КНР, а также большинство развивающихся стран. В особенности в Декларации саммита лидеров «КНР и 77 развивающихся государств», который прошел в городе Санта-Крус (Боливия) в июне 2014 года, отмечалось, что односторонние экономические меры принуждения неприемлемы и должны быть искоренены из практики международных отношений.

На взгляд автора оправданную критику в адрес односторонних санкций произнёс Идрис Джазаири в своём докладе по вопросу воздействия односторонних принудительных мер на осуществление прав человека, на момент 2015 года занимавший должность социального докладчика в Генеральной ассамблее ООН.

Джазаири указал на конкретную разницу международных санкций и односторонних санкций. В сообщении сказано, что на основании статьи 41 Устава ООН, международными могут считаться только те меры, которые принимаются Советом Безопасности ООН. Односторонние же санкции принимаются в обход СБ ООН и не несут легитимного характера.
В современном мире санкции стоит воспринимать как инструмент господства на мировой арене, другими словами рычаг давления для насаждения своих внешнеполитических целей странам-адресатам. Многие рассматривают санкции в качестве средства вмешательства и нарушения суверенитета государства-объекта санкций.

Введение санкций, как на примере с антироссийскими санкциями, не всегда заканчивается успехом для стороны, накладывающей санкции. Бесспорно, в большей степени пострадали от антироссийских санкций (помимо самой России) Евросоюз и США.

Неудачу антироссийских санкций 2014 года объяснил американский сенатор-республиканец Рэндал Пол на слушаниях в комитете по иностранным делам Сената Конгресса. По мнению сенатора причиной неудачи антироссийских санкций являются нереалистичные условия, при которых ставится вопрос о снятии санкций с Москвы. «Если вы уйдете из Крыма, то мы рассмотрим возможность снятия с вас санкций. Весьма маловероятно, что они когда-либо покинут Крым. Если в этом заключается наша позиция, то санкции останутся навсегда. Значит, санкции не достигли своих главных целей», — сказал он.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил, что санкции США пошли на пользу российской экономике. Конечно, президент заметил и ущерб от санкций, исчисляемый миллиардами долларов, но также Владимир Владимирович упомянул, что больше финансовых потерь понесли сами Евросоюз и США из-за контр-санкций России.
Пример с антироссийскими санкциями не единственный, применение санкций для США уже давно является чем-то обыденным и не вызывает удивления. Например, санкции США в отношении Кубы и Ирана.

Экономическая блокада Кубы продолжается уже почти на протяжении 60 лет. Главными критериями для снятия санкций являются права человека, демократизация и отказ от военного сотрудничества с другими странами, что само по себе уже является посягательством на суверенитет Кубы. Всё это указывает на нежелание США отойти от своих имперских амбиций и решить вопрос дипломатическим путём в соответствии с нормами международного права и соблюдением государственного суверенитета Кубы. Это ставит вопрос об эффективности работы международных организаций и в первую очередь ООН.

Начало введения санкций США против Ирана было положено после захвата американского посольства в Иране в 1979 году во время исламской революции. С тех пор количество экономических санкций против Ирана только росло. Лишь после «ядерной сделки» в 2015 году США частично сняли с Ирана санкции, но как оказалось позже — это было сделано ненадолго. Уже в 2017 году администрация Дональда Трампа снова ввела санкции против Иранских компаний из-за подозрения в разработке и производстве баллистических ракет. Иран данные обвинения, естественно, отрицал. Да и Евросоюз, Россия и Китай осудили введение санкций, на что США незамедлительно заявили: Соединённые Штаты не позволят Евросоюзу или кому-то ещё обходить американские санкции в отношении Ирана. В конечном итоге Иран и по сей день находится под американскими санкциями, но обходит их с помощью России, Китая и Евросоюза за счёт особой системы платежей для экспорта Иранской нефти и газа.

Главным залогом успеха и эффективности введения санкций по мнению автора является следующая формула: (А1+B1)-(A2+B2)=X. Где А1 — это военная мощь государства, накладывающего санкции, а В1 — это его экономическая мощь. Следовательно, А2 и В2 — это военная мощь и экономическая мощь государства-адресата и его союзников. (Для наглядности максимальное условное значение одного из критериев мощи берётся за 10, а для достижения целей, из-за которых страна накладывает санкции — переменная X должна равняться 5 или больше). Таким образом можно рассмотреть эффективность санкций, введённых Евросоюзом в 2014 году против России. (Измерение военной и экономической мощи основывается на субъективной оценке автора).

Евросоюз (5+8)-(9+5)Россия = -1

Исходя из полученного результата можно сделать вывод, что Евросоюз не только не смог добиться желаемых результатов, но и понёс серьёзные убытки от своих действий, так как Россия ввела ответные санкции.

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что санкции являются мощным внешнеполитическим инструментом. Однако этот процесс требует должного планирования и грамотной оценки своих возможностей и возможностей государства-адресата санкций. В ином случае применение санкций может завести в тупик дипломатические и экономические отношения обеих стран.
Источники:

  1. Saudi dove in the oil slick- [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/business/2001/jan/14/globalrecession.oilandpetrol (дата обращения 23.02.2022)
  2. Все санкции США и ЕС в отношении России с 2014 года - [Электронный ресурс]. URL:https://www.currenttime.tv/a/russia-american-european-sanctions/29449693.html (дата обращения 23.02.2022)
  3. Bapat N., Heinrich T., Kobayashi Y., Morgan C. Determinants of Sanctions Effectiveness: Sensitivity Analysis Using New Data // International Interactions. 2013. Vol. 39. Pp. 79–98.
  4. Политика санкций: цели, стратегии, инструменты - [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil.ru/upload/iblock/796/riac_sanctions_book.pdf (дата обращения 23.02.2022)
  5. См., например, Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe. A Global Strategy for the European Union’s Foreign and Security Policy. June 2016.
  6. Концепция внешней политики Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения 23.02.2022
  7. Summit of Heads of State and Government of the Group of 77. - [Электронный ресурс]. URL: https://www.g77.org/doc/docs.html (дата обращения 23.02.2022)
  8. Джазаири И. Доклад специального докладчика по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека. Генеральная ассамблея ООН. Совет по правам человека. 10 августа 2015г. - [Электронный ресурс]. URL: https://www.ohchr.org/EN/HRBodies/HRC/RegularSessions/Session30/Pages/30RegularSession.aspx (дата обращения 23.02.2022)
  9. Устав ООН - [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-vii/index.html (дата обращения 23.02.2022)
  10. Лента.ру - [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2019/12/04/ne_rabo/ (дата обращения 23.02.2022)
  11. Лента.ру - [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2019/12/04/ne_rabo/ (дата обращения 23.02.2022)
  12. Лента.ру - [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2019/11/20/trevoga/ (дата обращения 23.02.2022)
  13. Газета.ру - [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/09/26/11998399.shtml (дата обращения 23.02.2022