Взгляд из Еревана: О процессе урегулирования армяно-турецких отношений
Арам Сафарян
Политический аналитик, координатор Евразийского экспертного клуба, эксперт НИИРК


ПУБЛИКАЦИЯ

Из истории вопроса

После распада бывшего СССР в числе новообразованных постсоветских государств Турция признала независимость Армении, однако не установила с ней дипломатических отношений. Тогда, в результате дипломатических встреч и переговоров казалось, что эти связи вот-вот будут налажены. Однако после ужесточения противостояния в зоне нагорно-карабахского конфликта в мае 1993 года турецкое правительство объявило эмбарго Армении и закрыло сухопутные границы. Для нормализации отношений Турция выдвигала два предварительных условия. Первое: Армения должна отказаться от политического курса признания и осуждения геноцида армян в Османской империи на международной арене. Второе: Армения должна идти на односторонние уступки в процессе решения Нагорно-карабахского конфликта.

24 марта 1992 года была образована Минская группа ОБСЕ по разрешению нагорно-карабахского конфликта, в которую вошли 11 стран, в том числе и Турция. Ее представители в процессе урегулирования этого вопроса всегда пытались играть активную роль и даже стать сопредседателями Минской группы. Однако армянская дипломатия всегда возражала, мотивируя свою позицию тем, что Турция однобоко поддерживает Азербайджан и не является беспристрастной стороной. На мой взгляд, на протяжении всех постсоветских лет Турция последовательно оказывала Азербайджану военную, политическую, экономическую и другую помощь, при этом она не участвовала в военном конфликте на стороне Азербайджана. После отставки первого президента Армении Левона Тер-Петросяна попытки возобновить процесс армяно-турецкого урегулирования не имели успеха.

В 2008 году имела место новая попытка нормализации отношений: президент Турции посетил Ереван и посмотрел футбольный матч с участием национальных сборных двух стран. В 2010 году то же самое сделал президент Армении. Переговоры в Ереване и Анкаре получили название «футбольная дипломатия». Спонсором этого процесса выступили США, к посреднической миссии также присоединились Россия и Франция. В 2010 году переговоры в Швейцарии при посредничестве швейцарского МИДа завершились. Турецкий и армянский министры иностранных дел в присутствии госсекретаря США министров иностранных дел России и Франции в Цюрихе подписали два протокола об установлении дипломатических отношений и открытии границ. После этого в Азербайджане развернулась активная кампания против ратификации этих протоколов. Под давлением азербайджанского общественно-политического мнения турецкие политики выступили против ратификации подписанных соглашений. Отправленные в турецкий парламент цюрихские протоколы сначала были заморожены, а затем выведены из большой повестки дня. То же самое случилось в Армении.

После 2010 года в армянском общественно-политическом дискурсе появилось понимание того, что армяно-турецкий и армяно-азербайджанский процессы урегулирования отношений, хотя формально и являются отдельными вопросами, на самом деле выступают как одно целое.

Азербайджан провозгласил лозунг «одна нация – два государства» и последовательно проводил и проводит курс на интеграцию с Турцией. После неудачной попытки установления дипотношений и открытия коммуникаций, к этому вопросу в Армении и Турции не возвращались вплоть до 2020 года – второй 44-дневной карабахской войны.


Новая попытка урегулирования отношений

Известный итог 44-дневной войны в Нагорном Карабахе сделал возможным возобновление переговоров между Арменией и Турцией. Важно отметить, что начиная с первых лет независимости, армянская дипломатия всегда выступала за нормализацию армяно-турецких отношений без предварительных условий. Так, Армения не требовала от Турции признать факт геноцида армян в Османской империи и иметь более уравновешенную, непредвзятую позицию в поиске решения нагорно-карабахского конфликта. После подписания соглашения о прекращении войны и начала переговоров о нормализации отношений руководителями Азербайджана и Армении при посредничестве президента России, 9 ноября 2020 года турецкая сторона изъявила желание начать переговоры с Арменией. Обе страны назвали своих официальных переговорщиков и начались достаточно активные контакты по вопросу нормализации отношений. Хотя и стороны заявляют о том, что переговоры ведутся без предварительных условий, очевидно, что Турция выдвигает условия, главное из которых – Армения должна предоставить коридор для беспрепятственного транспортного сообщения между Турцией и Азербайджаном. Здесь уместно напомнить, что еще в 1918 году (Батумский договор) и в 1920-м (Александропольский договор) Турция требовала от Армении предоставить беспрепятственный наземный коридор для транспортного сообщения между Турцией и Азербайджаном.

Армянская дипломатия выступает за возобновление всего транспортного сообщения на Южном Кавказе и за беспрепятственность всех коммуникаций. По моему мнению, Турция согласовывает свою позицию с Азербайджаном и дальнейшее продвижение переговорного процесса возможно после успехов на армяно-азербайджанских переговорах. При этом армянское общество плохо осведомлено о деталях переговоров. Известно, что и турецкое, и армянское, так же, как и азербайджанское общество с большим недоверием и с крайней осторожностью относятся к перспективе нормализации отношений и открытия границ.

Различные социологические опросы показывают, что 80% опрошенных граждан Турции считает Армению угрозой и относится к ней с подозрением. Большинство опрошенных граждан Армении считает Турцию угрозой и плохо относится к перспективе возобновления сухопутного транспортного сообщения.

Только 5% опрошенных граждан Армении считают, что экономика страны может выиграть от развертывания армяно-турецкого экономического сотрудничества.

В условиях недоверия, ненависти и вражды, постоянного нарушения режима перемирия между Азербайджаном и Арменией переговорный процесс по обоим направлениям продолжается. Российская Федерация последовательно выступает за нормализацию армяно-азербайджанских отношений и возобновлению работы всех коммуникаций на Южном Кавказе. Хотя между Россией и коллективным Западом наметилась некая конкуренция в вопросе посредничества в решении нагорно-карабахского конфликта, вне всякого сомнения именно Россия имеет наибольшие возможности, ресурсы и влияние для продвижения мирного процесса. Важно также, что хотя Минская группа ОБСЕ фактически прекратила свое функционирование, разницы между позициями сопредседателей (России, Францией и США) в вопросе содержания и видения постконфликтного урегулирования практически нет. Это означает, что переговорный процесс между Азербайджаном и Арменией, делегации которых возглавляют вице-премьеры сторон при посредничестве российской стороны, будут продолжены и в обозримой перспективе.


Экономические аспекты урегулирования армяно-турецких отношений

После объявления эмбарго Армении в 1993 году Турция запретила ввоз армянских товаров на свой рынок. Однако препятствовать экспорту турецких товаров в Армению она не стала. Таким образом, через территорию Грузии и Ирана все прошедшие 29 лет в Армению идут турецкие товары, причем их объемы увеличиваются. Так, в разные годы, по неофициальным экспертным оценкам, турецкий импорт в Армению составлял примерно 150-200 миллионов долларов США. Это при том, что границы были закрыты и официальная статистика по понятным причинам отсутствует. После поражения в 44-дневной войне Армения объявила эмбарго Турции и запретила импорт турецких товаров. Однако это положение сохранилось в течение неполного года. Через год армянское правительство сняло запрет и товарооборот в первом полугодии 2022 года составил уже 270 миллионов долларов США. Армянские экономисты считают, что по итогам года армяно-турецкое торгово-экономическое сотрудничество вне зависимости от результатов политического диалога может составить около 400 миллионов долларов США. За все прошедшие годы армянский экспорт в Турцию (через грузинских и иранских посредников) составлял примерно 1 миллион долларов США и это был металлолом. В 2022 году Армения впервые продала в Турцию порошок золотоносной руды. Еще в 2008-2010 годах эксперты высказывали опасения о том, что турецкие товары могут просто размыть армянский рынок и подавить армянских производителей. Это опасение имеет место и сейчас. Вот почему армянские эксперты считают важным задействовать инструменты экономической дипломатии для поиска подходов, которые уравновесят экономические интересы и минимизируют угрозу турецко-азербайджанской экономической, а позже и политической экспансии в Армении. Многие армянские видные эксперты, занимающиеся исследованием процесса урегулирования армяно-турецких и армяно-азербайджанских отношений, считают, что Армении необходимо играть конструктивную, активную роль в процессе экономической интеграции, где локомотивом выступает Россия, искать и находить свою выгоду и пользу именно от этих процессов. Только так в среднесрочной и долгосрочной перспективе можно обеспечить безопасность, экономические и политические интересы Армении.

Здесь важно также отметить, что даже при отсутствии участия Грузии, перспективным является формат «3+3» (страны Южного Кавказа, Россия, Турция, Иран), который может стать новым привлекательным форматом для обсуждения и решения вопросов развития экономического сотрудничества в регионе. Но для всего этого необходимо, чтобы кровопролитные инциденты на армяно-азербайджанской границе немедленно прекратились и стороны вернулись к мирным переговорам. Без этого принципиального пункта продвижения остальных вопросов урегулирования ожидать не стоит. Армянские дипломаты продолжают считать, что даже в настоящих труднейших условиях процесс урегулирования отношений между Арменией и Турцией шаг за шагом продвигается вперед.

На сайте НИИРК опубликован авторский текст эксперта Арама Сафаряна. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.