Центральная Азия: источники финансирования НКО
Валентина Комлева
ПУБЛИКАЦИЯ
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О ПРОЕКТАХ
С разной степенью интенсивности, с разной степенью разборчивости в иностранных донорах, разными способами, но все страны Центральной Азии получают иностранные инвестиции в сектор НКО.
Полную версию статьи см.: Комлева В.В. // Обозреватель – Observer. – 2021. - №12. – С. 5-18. DOI: 10.48137/2074–2975_2021_12_5; https://i-sng.ru/img/2021/12/Obs_12_21_web.pdf
Финансирование НКО стран ЦА можем осуществляться, как из внутренних страновых источников, так и из вешних (иностранных). Наименее распространенными источниками доходов НКО в ЦА являются членские взносы и личные вложения. Наиболее распространенными – государственный заказ (гранты) и помощь иностранных доноров. С разной степенью интенсивности, с разной степенью разборчивости в иностранных донорах, разными способами, но все страны ЦА получают иностранные инвестиции в сектор НКО.
Весьма интересный документ - практическое руководство в помощь некоммерческим организациям Фонда поддержки гражданского общества (издатель: Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ)). В документа представлен ряд моделей финансирования (таблица 1).

Таблица 1 – Модели финансирования НКО, предложенные «Фондом поддержки гражданского общества» Германского общества по международному сотрудничеству


(Практическое руководство в помощь некоммерческим организациям – URL: https://cso-central.asia/wp-content/uploads/2014/08/Handbook-for-Non-Profit-Organizations_GIZ_RU.pdf )

НКО всех стран ЦА зависит от внешнего финансирования (чуть менее – НКО Казахстана (в силу возможности государственной поддержки НКО (в стране используется аббревиатура НПО)) и Туркменистана (в силу особого режима функционирования некоммерческого сектора). В Национальном докладе «Гражданский сектор НПО Казахстанасодержится информация о структуре финансирования. Среди сточников финансирования некоммерческого сектора государственный заказ составляет 29,3%, международные гранты 23,6%, спонсорская помощь 13,5%, частные пожертвования 12%, коммерческая деятельность/ платные услуги 9,1%, государственные гранты 5,3%, личные вложения (учредители, руководители, члены) 2,9%, членские взносы 2,4%, тендеры (госзакупки) 1,9% (Natsionalnyj-doklad_2019.pdf (decenta.kz))
В сравнении с другими республиками наиболее мягкий режим в отношении иностранного финансирования установлен в Кыргызстане. На момент нашего исследования не требовалось согласования получения или предоставления иностранной помощи с органами государственной власти и не содержалось законодательно закрепленной процедуры регистрации выдачи/получения иностранной помощи.


Вне зависимости от степени жесткости правового режима иностранные доноры имеют возможность вхождения в любую страну Центральной Азии. При сильном госрегулировании используется модель «государство-бенефициар», а акценты в деятельности смещаются с развития открытого гражданского общества и защиты прав и свобод на решение социально-значимых проблем страны. Финансирование для решения таких задач поступает по линии Всемирной продовольственной программы (ВВП), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Программе по окружающей среде Организации по промышленному развитию (ЮНИ-ДО), Всемирной организации интеллектуальной собственности Управления Верховного комиссара ООН по вопросам беженцев (УВКБ ООН), Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО), Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ), Европейского банка развития и реконструкции (ЕБРР), Исламского Банка развития (ИБР), Азиатского банка развития (АБР). Надо признать, что многие из этих проектов помогают станам решать важнейшие проблемы.


Финансирование поступает и от правительственных структур зарубежных стран, от международных фондов, по разным европейским программам и др. Наиболее активно в регионе ЦА представлены: Международная организация по миграции, Агентство США по международному развитию (USAID), ОБСЕ, представительство Европейского Союза, Представительство Министерства международного развития Великобритании (DFID), Министерство иностранных дел Нидерландов, Германское общество по международному сотрудничеству (GIZ), Посольства Швейцарии, Сеть Развития Ага Хана, Турецкое управление по сотрудничеству и развитию при Аппарате Премьер-министра Республики Турция (ТIKA), Фонд Сороса, Институт «Открытое общество», Национальный Демократический Институт (NDI, США), "Фридом хаус", Фонд Евразии Центральной Азии, United States Institute of Peace, Фонд Peace Nexus, Инициатива прозрачности добывающих отраслей, KfW Германский банк развития по поручению BMZ (Федеральное министерство по экономическому сотрудничеству и развитию), Трастовый фонд сельскохозяйственной программы адаптации мелких земельных собственников, Саудовский фонд развития, Многосторонний донорский целевой фонд «CASA-1000» (MDTF), Программа малых грантов Глобального экологического фонда (ГЭФ), Центрально-азиатская горная Программа (САМР)), французская организация Secours Catholique ("Католическая помощь"), голландская межцерковная организация по развитию сотрудничества Stichting ICCO, международный благотворительный фонд Hivos (Нидерланды), Фонд Ага Хана по экономическому развитию (AKFED), благотворительный фонд Великобритании The Sigrid Rausing Trust, Национальный фонд поддержки демократии США (NED), JIA бизнес-ассоциация (Япония), The Japan Foundation, Japan International Cooperation Agency, Japan External Trade Organization (JETRO).