Грибин
Николай Петрович
НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ
«Если в РФ признано «идеологическое многообразие» и не допускается установление какой-либо идеологии в качестве «государственной или обязательной», то в подавляющем большинстве других стран признается государственная идеология и самым непосредственным образом влияет на направленность и содержание их внешней и внутренней политики, использующей в качестве реализующего инструмента средства коммуникаций. Идеологический фактор часто выпадает из поля зрения исследователей»
НИИРК
Биография
На службу в КГБ СССР поступил, еще будучи студентом редакторского факультета Московского полиграфического института.

После учебы, с 1966 года полностью перешел во  внешнюю разведку, работал на  оперативных и руководящих должностях, в  том числе за  рубежом.

Принимал участие в  ряде крупных международных форумов, в  частности в  работе Совещания по  безопасности и сотрудничеству в  Европе (СБСЕ).

В период с 1998 по 2005 гг. входил в  Научный совет Совета безопасности РФ. Одновременно с этим возглавлял Академию внешней разведки.

Вышел в отставку в 2005 г. в звании генерал-лейтенанта.

Сейчас ведет научно-педагогическую работу в Академии ФСБ России, Пограничной академии ФСБ России, Российской академии народного хозяйства и  государственной службы при Президенте Р Ф.

Владеет английским, датским и болгарским языками.

Имеет государственные и ведомственные награды, а  также почетную грамоту Правительства Российской Федерации.
НИИРК
Как вы оцениваете первый год работы Института?
Выбор НИИРК для исследования проблемы современных международных коммуникаций и их роль в поддержании международных отношений заслуживает одобрения в силу ее недостаточной разработанности, несмотря на возрастающую актуальность темы в условиях ускоренных процессов глобальной информатизации, влияющей на становление и развитие международных отношений, возникновение и развитие межгосударственных конфликтов, формирование внутригосударственных социально-политических процессов, а также на поиск путей взаимопонимания и доверия между народами. За истекший период участники научных изысканий внесли весомый вклад в научное освоение данной проблемы. Среди наиболее существенных результатов можно отметить: 

- обоснование и ввод в научный оборот и общественно-политический дискурс таких новых научных категорий, как «коммуникационные режимы», «страновой коммуникационный режим», «страны добрососедства», «страны взаимодействия» и др.; 

- разработку методики рейтингования страновых коммуникационных режимов; 

- выявление «болевых» точек гуманитарного сотрудничества Российской Федерации со странами постсоветского пространства и пути их нейтрализации; 

- предложение методики мониторинга цифровых решений межкультурного, межнационального и межконфессионального диалога стран мирового сообщества;

- выявление лучших практик цифровых решений, позволяющих создать банк данных таких решений и расширить возможности их использования; 

- разработку методики анализа цифровых конфликтных коммуникаций, а также рекомендаций для снижения уязвимости гражданских аудиторий от их негативного воздействия; 

предложение методики оценки дружественности/недружественности страновых коммуникационных режимов посредством критериев и показателей, поддающихся количественному подсчету, позволяющему объективно отражать реальную картину того или иного коммуникационного режима по отношению к Российской Федерации.
НИИРК
01
Если бы у вас были неограниченные финансовые, административные, научные возможности, какие направления деятельности института вы бы поставили
в приоритет и почему?
Направления деятельности института, заслуживающие приоритетного научного рассмотрения:

- продолжить формирование базового понятийно-категориального аппарата с целью его единообразного применения специалистами в сфере международных коммуникаций, обеспечив его научно обоснованными определениями терминов;
- формирование типологии дружественных страновых режимов, способствующих развитию международного сотрудничества; определение видов, характерных признаков, форм и методов функционирования страновых коммуникационных режимов, используемых политическими акторами для негативной информационной обработки населения Российской Федерации, прежде всего, молодежи, а также для пропаганды деструктивных идей, направленных на подрыв конституционного строя Российской Федерации и ее национальной безопасности;
- идентификация политических, экономических, военных, социальных и культурных объектов (областей), наиболее подверженных информационно-идеологическому воздействию средств коммуникаций недружественных государств;
- оценка возможностей и степени негативного влияния коммуникационных режимов недружественных государств на политическую и социально-экономическую обстановку в России;
раскрытие механизма формирования, поддержания и трансформации страновых коммуникационных режимов, выделение и характеристика субъектов и участников их создания и реализации;
- определение возможностей цивилизованного регулирования коммуникационных режимов на глобальном, региональном и национальном уровнях в интересах развития международных отношений и поддержания системы равной безопасности для всех государств мирового сообщества.

НИИРК
02
Какие факторы (культурологические, исторические...) необходимо учитывать
в первую очередь при формировании основ пояса добрососедства
и комфортного коммуникационного режима в странах вокруг России?
Представляется, что среди культурологических и исторических факторов, которые желательно учитывать при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима, следует иметь в виду следующие.

Демографический фактор, включающий:
- особенности национальной политики страны, отражающейся в ее коммуникационном режиме;
наличие в исследуемой стране диаспор этносов (русских, татар, чеченцев и др.), населяющих территорию Российской Федерации, как правило, сохраняющих традиционную национальную культуру, обычаи и нравы, язык национального общения, родственные и иные связи с гражданами Российской Федерации;
национальный состав рассматриваемой страны, национальные и конфессиональные различия, наличие конфликтов на национальной, религиозной или территориальной почве;
- уровень и комфортность жизни основной массы населения исследуемой страны, децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения);
-наличие внутренних и внешних миграционных процессов, степень их политизации.
Другой, на наш взгляд, немаловажный фактор - идеологический, который, как правило, выпадает из поля зрения исследователей.
Если в нашей стране в соответствии с Конституцией Российской Федерации признано «идеологическое многообразие» и не допускается установление какой-либо идеологии в качестве «государственной или обязательной», то в подавляющем большинстве других стран признается государственная идеология и самым непосредственным образом влияет на направленность и содержание их внешней и внутренней политики, использующей в качестве реализующего инструмента средства коммуникаций.

НИИРК
03