Трудовая миграция из Кыргызстана и Узбекистана: анализ влияния на ситуацию в рамках ЕАЭС
Мармонтова Таисия Викторовна
Международный университет «Астана»
marmontova@mail.ru

ПУБЛИКАЦИЯ

Рост трудовой миграции — одна из тенденций мирового развития. По данным ООН по состоянию на февраль текущего года 3,6% населения Земли (281 млн. человек) являлись мигрантами. Примерное число трудовых мигрантов – это 60% от общей численности всех мигрантов, т.е. это примерно 168 млн. человек.


Особенности кыргызской трудовой миграции

В Кыргызстане трудовую миграцию можно оценивать как важный фактор поддержания экономической и социальной стабильности. По официальным данным на начало текущего года, в странах зарубежья работает 1 млн 118 тысяч граждан Кыргызстана, миллион из них – в России. С начала 2022 года число кыргызстанцев, выехавших в Россию в поисках работы, и тех, кто уже получил вид на жительство в РФ, выросло на десятки тысяч по сравнению с 2021 годом. Каждое четвертое домохозяйство в Кыргызстане имеет как минимум одного трудового мигранта. Основной возраст мигрантов — от 18 лет до 45 лет. За первый квартал 2022 года трудовые мигранты перевели в Кыргызстан 518 миллионов долларов. Почти 97% денежных переводов в республику — из России.

Трудоустройство в России остается самым надежным и безопасным. Опасения что, из-за санкций мигранты начнут массово возвращаться на родину оказались излишними. Присутствие в РФ такого значительно числа мигрантов, и значимость денежных трансфертов для экономики требует активных действий со стороны правительства Кыргызской республики. В частности, прорабатывается проект открытия в России филиалов банков из Кыргызстана. Трудоустроенные в России кыргызстанцы примерно треть своих доходов отправляют на родину, треть тратят на аренду жилья, покупку еды и одежды, а еще треть хранят в банках принимающей их страны. Для мигрантов присутствие в РФ представительств кыргызских финансово-кредитных учреждений будет полезно. Например, будет легче осуществлять перевод денежных средств и их конвертацию.

Еще одним важным проектом является намерение открыть в Бишкеке центр для трудоустройства кыргызстанцев в Москве. Подписано соглашение о сотрудничестве с государственным бюджетным учреждением столицы РФ «Многофункциональный миграционный центр» («Сахарово») для организованного трудоустройства. С конца 2021 года, после вступления в России закона, согласно которому приезжающие в страну иностранцы, в том числе граждане КР обязаны пройти медицинское освидетельствование, сдать отпечатки пальцев и сфотографироваться.

После того, как такая возможность появится на родине, кыргызстанцы, отправляющиеся в трудовую миграцию смогут проходить эти процедуры заранее. Это позволит экономить время и ресурсы. Как было сказано выше, падения темпов трудовой миграции из Кыргызстана в Россию не произошло, кыргызские мигранты занимают определенную нишу, которая сохранилась.

Стоит отметить, что поиском новых стран для трудовых мигрантов из Кыргызстана занимаются МИД, министерство экономики и коммерции, а также сотни частных агентств. Они занимаются трудоустройством наших граждан в России, Чехии, республиках Прибалтики, Болгарии, в ряде арабских государств, Японии — всего в 19 странах.


Можно ли диверсифицировать трудовую миграцию?

Для сохранения социальной стабильности и формирования драйверов экономического развития для Кыргызстана крайне важно предпринимать активные усилия для развития национального рынка труда.

Согласно расчетам, количество людей работоспособного возраста в Кыргызстане в период до 2025 года увеличится на 250 тыс. человек. Это приведет к том, что страна будет постоянно испытывать давление на рынке труда. Пик давления будет достигнут к 2030 году, когда на рынок труда будут выходить порядка 350 тыс. человек в год.

Решение проблемы видится в развитии системы взаимодействия трех ключевых государственных органов – Министерства экономики и коммерции, Министерства образования и науки и Министерства труда, социального обеспечения и миграции.

Открытие новых предприятий, подготовка актуальных квалифицированных кадров, создание условий для переобучения и переквалификации специальностям, востребованным на рынке труда, будет содействовать трудоустройству на внутреннем и внешнем рынках, обеспечит квалифицированными трудовыми ресурсами потребности экономики страны.


Трудовая миграция в Россию: кейс Узбекистана

Трудовая миграция в Узбекистане — зачастую единственная возможность у населения обеспечить минимальные возможности для проживания. По данным Министерства занятости и трудовых отношений Узбекистана из 2 миллионов 356 тысяч трудовых мигрантов мужчины составляют 75,9%, женщины — 24,1%. В России проживают 1,5 млн узбекских мигрантов, более 366 000 живут в Казахстане, около 145 000 — в Турции, более 47 000 — в Южной Корее, и примерно 348 000 — в других странах.

По оценкам Европейского банка реконструкции и развития, денежные переводы из России являются важнейшим источником поступлений и доходов в иностранной валюте для Узбекистана (11,4% ВВП). В мае текущего года трудовые мигранты отправили в Узбекистан переводы на $1,65 млрд. сумов. Приток валюты за пять месяцев вырос на 61%. Вместе с притоком переводов продолжает расти и объём обменных операций. Сумма валюты, проданной населением в банки за пять месяцев 2022 года, составила $4,32 млрд и превзошла прошлогодний уровень на 59%. Возросла ценность заработков мигрантов в долларах. В сочетании с ослаблением лимитов на переводы из России это привело к увеличению притока валюты по этому каналу и, соответственно, её предложения со стороны граждан.

Сумма ежемесячных денежных переводов на одного трудового мигранта составила 453 доллара. Большинство мигрантов заняты в строительстве — 51,6%, сельском хозяйстве — 12,3%, промышленности — 9,2% и торговле — 8,5%.


Трудовая миграция в условиях идеального геополитического шторма

Экономическая стабильность Узбекистана сильно зависит от потока денежных переводов мигрантов. Любые экономические потрясения, вынуждающие мигрантов возвращаться домой, резко увеличивают уровень безработицы в стране и усугубляют бедность из-за прекращения денежных переводов.

Вызывают определенные сомнения данные о том, что экономика РФ прекрасно справляется с санкциями. Хотя Москва сумела воспользоваться ростом цен на энергоносители и частично нивелировать санкционные шоки, исследователи Йельского университета, в докладе опубликованном в конце июля текущего года говорят о том, что существенная часть российской экономической активности внутри страны застопорилась.

Много российских компаний, в которых работали узбекистанцы, закрылись. Свидетельством того, что власти Узбекистана потенциально готовы диверсифицировать миграционные потоки говорит факт того, что организованный набор узбекистанцев в Россию сократился в 5,6 раза, но при этом вырос поток в Республику Корея. Привлекательными направлениями для развития миграции могут стать Польша, Болгария, Литва, Чехия и другие европейские и азиатские страны. За первое полугодие 2022 года Агентство по внешней трудовой миграции отправило на работу за границу 7101 человека. Этот показатель в четыре раза меньше по сравнению с январем-июнем прошлого года — тогда через агентство за рубежом были трудоустроены 28,8 тысячи работников (всего в 2021 году — почти 108,6 тысячи человек). Хотя важно указать на то, что именно Россия является лидером среди стран, куда люди отправляются на заработки через организованный набор.

Проблемой является отсутствие оперативной реакции со стороны российской трудовой инспекции на проблемы мигрантов. В частности, по российскому законодательству основанием для возбуждения уголовного дела является задержка в 2 месяца по выплате заработной платы. Представители узбекской диаспоры в России, занимающиеся помощью и адаптацией трудовых мигрантов, заявляют о том, что добиться действенных решений в случае нарушения трудовых прав мигрантов крайне сложно.

Еще одной распространенной проблемой является «серая заработная плата», по обоюдному согласию сторон, чтобы уйти от налогов, работника или никак не оформляют, либо оформляют с минимальной зарплатой.

Агентству по внешней трудовой миграции Узбекистана, а также консульским представительствам нужно более активно работать с мигрантами. Представительств Агентства в РФ недостаточно, и они физически не успевают заниматься всеми обращениями наших граждан. В функционал консулов не входит работа в направлении соблюдения прав трудовых мигрантов.

С учетом статуса наблюдателя в ЕАЭС целесообразно на государственном уровне нивелировать риски, целесообразно обязать работодателей быть более прозрачными, объяснять мигрантам их права.

Агентством по внешней трудовой миграции был проведен опрос трудовых мигрантов, в котором приняли участие 15 000 человек. Среди опрошенных 15% заявили об увольнении, 25% сказали, что хотят покинуть Россию из-за нестабильного курса рубля. Еще 24% продолжают работать и задумываются о возвращении, если лишатся места. Лишь 36% опрошенных пока не собираются возвращаться домой.

Анализ кейсов Узбекистана и Кыргызстана показывает с одной стороны важность трудовой миграции для сохранения экономической и социальной стабильности. При этом в текущих условиях альтернативы России пока нет, даже в усеченном санкциями режиме российская экономика может принять большое число иностранной рабочей силы. При этом для правительств Кыргызстана и Узбекистана крайне важно постоянно следить за ситуацией, так как приток денежных переводов дает основную часть валютных поступлений. Если санкционное давление начнет ощутимо сказываться на экономике РФ, трудовые мигранты будут вынуждены вернутся на родину, где будут искать новые источники дохода.