О задачах российского общего и профессионального образования в современных условиях
Михаил Чернышов
к.э.н., cоветник НИИРК
ПУБЛИКАЦИЯ
Школьная пора
Близится начало нового учебного года. Многие из нас поведут своих детей в школу, где они перешагнут порог детства, вступая на путь взросления и самостоятельной жизни. И невольно задумываешься о том, какими они выйдут из школьных стен через 11 лет, в какой стране им предстоит жить и работать?
Данная статья посвящена вопросам воспитания в образовательных учреждениях, определения целей государства в реализации права гражданина на образование, даны предложения по совершенствованию российской системы образования.

Флаг и гимн
Проведение Россией спецоперации на Украине спровоцировало расслоение российского общества, обнажило скрытый конфликт патриотически настроенной части и носителей ментально чуждых нам западных ценностей. В СССР семья и школа, как основные социальные институты, на протяжении нескольких поколений формировали духовно-нравственные основы личности ребенка. В «лихие 90-е» родителей больше заботили материальные проблемы (выжить, накормить, одеть) и даже российское государство решило сэкономить на школьном воспитании. Школа стала оказывать образовательную услугу, превращая детей в напичканный информацией «полуфабрикат». В результате миллионы молодых людей впитывали в себя установки, полученные из голливудских фильмов, интернета, СМИ. Лишь в 2020 году начался процесс возвращения воспитания в школы. В 2022 году процесс обрел визуальные формы: с одобрения Президента РФ, в рекомендуемый Минпросвещения сценарий школьной линейки на 1 сентября включены подъём Государственного флага Российской Федерации и исполнение Гимна России. Это не единичная акция, теперь каждая школа будет начинать рабочую неделю с церемонии поднятия флага и исполнения гимна.
Подобная практика существует во многих странах (подъем флага – в Австралии, исполнение гимна и принесение клятвы на верность государству – в Индии, пение гимна – в Узбекистане, флаг и гимн – в Китае и Турции, флаг, гимн и клятва – в США и Мексике). По всей видимости, Минпросвещения России ориентировалось на китайский вариант церемониала. В целом, нет ничего плохого в подобных мероприятиях, если они основаны на искреннем уважении к государственным символам и не стали формальностью. Для этого дети должны чувствовать уважение к символам со стороны взрослых. Сложность в том, что когда российское государство самоустранилось от воспитания подрастающего поколения, в некоторых российских школах дети каждый день клялись в верности флагу США, других стран. Эти дети выросли, кто-то из них уже «релоцировался за границу», кто-то остался, работая в органах власти, вузах, школах.

Воспитание или образование?
В постсоветский период неоднократно предпринимались попытки вернуть функцию воспитания в школу. Однако у государства не было жизнеспособной концепции системы воспитания. В результате внедрялись отдельные элементы (внеурочная деятельность, волонтерство, юнармия, ГТО и т.д.), которые быстро превращались в формальность, оторванную от реальной жизни и более глобальных целей.
В утвержденной в 2001 году «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» все внимание уделяется материально-финансовым аспектам образования, а вопросы воспитания оказались практически не затронуты.
С 2012 года Минобрнауки попыталось внедрить в школу воспитательные элементы, основанные на религиозных нормах, был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс задумывался как некая «экосистема» взаимодействия педагогического сообщества. Однако в многоконфессиональной стране религия не может выступать объединяющим фактором.
В 2017 году Президент РФ В.В. Путин выдвигает тезис о вторичности знаний без получения воспитания, важности патриотизма и семейных ценностей. Потребовалось еще три года, чтобы эти установки были реализованы в законодательной форме. При этом, главой государства подчеркивается ключевая роль учителя в воспитательном процессе.
Что требуется от школы: образование или воспитание? Большинство родителей подходит к данному вопросу утилитарно. Так, согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в мае текущего года, 83 % считают, что школа в первую очередь должна давать знания, 72% ждут от школы организации досуга детей, обеспечения доступа к спортивным секциям, библиотеке, внеклассным кружкам. Воспитание в учениках моральных качеств назвали обязанностью школы 69 %.
Инициативу Минпросвещения по поднятию флага и исполнению гимна перед учебной неделей одобрило 59% респондентов, не одобрило 24%, еще 13% — это безразлично. Проведение уроков, посвященных спецоперации России на Украине, поддержало 51%, отрицательно отнеслись 37%, безразлично 5%. Это коррелируется с другим опросом ВЦИОМ от 3 марта, когда значительная часть молодежи 18-29 лет (49,9%) не поддержала действия российского государства на Украине.
Мы видим значительное расслоение общества в вопросах патриотического воспитания детей.

Закон без цели
Конституция Российской Федерации (статья 43, п.1,2) декларирует право гражданина на образование, гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Основное общее образование обязательно.
Вместе с тем, создается впечатление, что закон «Об образовании в РФ» писали хорошие юристы, но не государственники-патриоты. Так, рассматривая цели и задачи правового регулирования отношений в сфере образования, закон игнорирует цели государства в реализации права гражданина на образование.
На наш взгляд, именно данный пробел является одной из причин неудовлетворительного положения в российском образовании на современном этапе.
В условиях сложившейся международной изоляции России, выключения нашей страны из международной образовательной системы, требуется в сжатые сроки реформировать российскую систему образования, преобразовав ее в основной внутренний драйвер развития экономики и сохранения внутриполитической стабильности.

Новые цели
На наш взгляд, можно предложить следующие цели российского государства в реализации права гражданина на образование:
1. Формирование российского гражданина и патриота, связывающего настоящее и будущее себя и своей семьи с Российской Федерацией, готового к защите Родины, в том числе, с оружием в руках.
2. Формирование высокопроизводительного профессионала, эффективного налогоплательщика, социально ответственного субъекта экономической деятельности.
3. Формирование личности с высоким потенциалом международной интеграции и конкурентоспособности.
4. Формирование этически и эстетически гармонично развитой личности с современным научным мировоззрением, толерантной к иной национальности, расе, религии.
На основе достижения данных целей должно осуществляться реформирование современной российской системы общего и профессионального образования.

По ступеням школы
В нашей стране приняты нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования: I ступень (начальное общее образование) — 4 года; II ступень (основное общее образование) — 5 лет; III ступень (среднее общее образование) — 2 года.
На наш взгляд, на всех трех ступенях общего образования должны реализовываться обозначенные выше цели государства.
В начальной школе детям дается минимальный базовый набор знаний и умений, необходимых для жизни и работы: чтение, минимально грамотное письмо на русском языке, элементарная математика, начальное трудовое обучение. Помимо этого проводятся общеразвивающие занятия: музыка, физкультура, имеется предмет «окружающий мир» (основы географии, биологии, обществознания и других предметов), со второго класса ведется обучение иностранному языку.
Вместе с тем, на наш взгляд, недостаточно реализуется задача профессиональной ориентации начальной школы. За классом в начальной школе закрепляется один учитель, который несёт ответственность за детей и ведёт почти все предметы (за исключением физкультуры, иностранного языка и музыки). Класс имеет собственное помещение, где проводятся все уроки (кроме тех, для которых требуется специальное помещение или оборудование). К сожалению, по своему функционалу начальная школа выполняет задачу локализации школьников и ликвидации их безграмотности, а не обеспечения развития. Хотя именно на этом этапе у детей проявляются задатки будущей профессиональной специализации. Это требует работы профориентологов, психологов, методистов по выявлению и развитию способностей, проведению дополнительных занятий, формированию ко второму этапу индивидуальных учебных планов для каждого школьника. В начальной школе (а в некоторых случаях и в старших группах детского сада) для всех детей необходимо внедрять предметы, связанные с развитием мышления (навыки быстрого чтения, логика, развитие памяти, внимания, интуиции, навыки пространственного мышления, планирования – управления временем, самоконтроля). Таким образом, начальная школа помимо линейного звена (учитель начальных классов, несколько предметников) должна иметь функциональное звено (профориентологи, психологи, методисты, учителя-наставники, учителя-воспитатели).
Другим недостатком существующей системы является то обстоятельство, что один учитель-воспитатель определяет ценности группы 30-35 детей. Не всегда эти ценности видны «невооруженным взглядом». В постсоветский период в школах ликвидировали воспитательную функцию, имели место случаи, когда в школах формировалась лояльность детей другим государствам, закладывались чуждые российскому государству ценности. Возврат в образование функции воспитания является правильным, хотя и запоздалым шагом. Следует учитывать, что часть педагогов всех уровней (особенно в возрасте 24-44 лет) является носителями ценностей коллективного Запада и неспособно к искреннему выполнению воспитательных функций. Поэтому нужна система идеологической аттестации педагогов, ответственных за воспитание.
На этапе основной школы, в течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьникам дают базовые знания по главным направлениям наук. Обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе (каждый учебный курс ведёт учитель-специалист по конкретной дисциплине, за ним закреплён собственный кабинет, и школьники в течение учебного дня переходит из одного предметного кабинета в другой). За классом также закрепляется классный руководитель (один из учителей школы, который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников). В основной школе изучается около двух десятков дисциплин (алгебра, геометрия, физика, неорганическая и общая химия, основы органической химии, биология, русский язык, литература, история, обществознание, география, иностранный язык, информационно-коммуникационные технологии, музыка, изобразительное искусство, трудовое обучение, физкультура). По окончании основной школы ученики сдают Государственную (итоговую) аттестацию (ГИА) в форме ОГЭ (математика, русский язык и ещё два предмета по выбору). По результатам обучения выдаётся документ — аттестат об основном общем образовании (подтверждающий факт обучения и содержащий оценки по всем изучаемым дисциплинам).
На наш взгляд, на этапе второй ступени достигается в большей степени четвертая цель, школьник насыщается всевозможной информацией, которую он чаще всего забывает и не использует в дальнейшем. При этом эффективность восприятия информации в традиционной предметно-кабинетной системе остается крайне низкой. Другим недостатком является низкоэффективная коллективная форма обучения школьников. Двоечник и отличник по-разному усваивают материал, ориентируясь на среднего ученика, сильные дети недорабатывают, а слабые – не успевают, требуя дополнительного внимания. Исторически оправданная нехваткой педагогическим кадров в школах и их недостаточной квалификацией, данная форма обучения, на наш взгляд уже несколько десятилетий является анахронизмом. Уже на этапе второй ступени, школьники должны иметь индивидуальные учебные планы, отличающиеся глубиной знаний по предметам (минимальный уровень – общеобразовательный, максимальный – профессиональный). Необходимо применять на данной ступени систему открытой архитектуры знаний, предполагающей иные формы подачи информации и контроля знаний (в том числе, цифровые формы, Дальтон-план, бригадно-лабораторный метод).
На данном этапе нужно уделять внимание реализации всех четырех обозначенных выше целей государства. Должна формироваться национальная (общероссийская) идентичность как гражданина Российской Федерации – многонационального и многоконфессионального государства, имеющего многовековую историю и государственность, носителя русского языка и российской культуры (русский язык, русская литература, культура, история России). Должна формироваться региональная (местная) идентичность (история региона, национальный язык, литература, культура, основы религиозных знаний, экологическая и этическая культура). На данном этапе закладываются основы для будущей международной интеграции и конкурентоспособности школьника (иностранный язык, мировая история, культура, основы мирового порядка и межгосударственных отношений), его финансовой, налоговой и социальной грамотности (основы конституционных знаний, основы финансово-налоговых взаимоотношений с государством, пенсионная система, трудовое законодательство, нормативная база ЖКХ, социальное и медицинское страхование, судебная защита своих прав), а также начальной военной подготовки.
По завершении основной школы часть учеников остаётся в школе и переходит в старшие классы, часть отправляется учиться в средних специальных учебных заведениях. Необходимо, чтобы выпускник основной школы имел возможности для начала самостоятельной трудовой деятельности, защите своих конституционных прав, выполнения конституционных обязанностей.
На последней ступени, в старших классах (10 и 11 классы) происходит подготовка школьников к поступлению в вуз. В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучаемых ранее в основной школе, а также небольшое число новых дисциплин.
На наш взгляд, на данном этапе должно происходить более углубленное взаимодействие школ с учреждениями профессионального образования, делаться упор на развитие творческой (научной) составляющей образования, интегрироваться программа подготовительных отделений вузов. Эту систему нужно выстраивать на федеральном уровне, используя цифровые технологии и «горизонтальные связи» школьных и вузовских педагогов.

Образовательный капитал
По завершении обучения на третьей ступени школьником сдаётся Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Все обязаны сдать математику и русский язык, другие предметы выбираются на добровольной основе с учетом требований вуза (количество предметов, выбранных для сдачи ЕГЭ, не ограничено). Школьник, успешно закончивший обучение на третьей ступени, получает Аттестат о среднем общем образовании (документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта, а также приложение с итоговыми оценками по всем изученным предметам). Затем выпускник подает документы минимум на 2, а максимум на 10 направлений подготовки в рамках одного вуза (введено с 2021 года) и зачисляется исходя из соответствия полученных баллов за ЕГЭ конкурсным требованиям вуза.
На наш взгляд, в настоящее время сертификат ЕГЭ не стимулирует выпускников, получивших небольшие баллы к среднему и специальному профессиональному образованию (в том числе, получению рабочих профессий). Стремясь реализовать ЕГЭ-сертификат абитуриент, по сути, участвует в большой лотерее, в которой требования для поступления вариативны до последнего момента.
Нами предлагается вместо ЕГЭ-сертификата ввести ЕГЭ-капитал. Сумма, которую государство в год тратит на высшее профессиональное образование, делится на количество выпускников школ пропорционально их успехам на квалификационном экзамене. Затем зачисляется на специальный счет выпускника. Эти деньги он должен иметь возможность потратить на свое образование в лицензированных государством учреждениях в течение всей жизни. Аналогичная система должна иметь место для выпускников второй ступени школы (сумма, которую государство в год тратит на среднее профессиональное образование, делится на количество выпускников школ пропорционально их успехам на квалификационном экзамене). Соответственно, наличие льгот (дети-сироты, инвалиды, дети погибших военнослужащих), служба в армии должны предполагать выплату какой-то образовательной субсидии, добавляемой к индивидуальному образовательному капиталу.
Для реализации данного предложения требуется внести изменения в закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дополнив специальным разделом «Об образовательном капитале».
Переход к монетизации Основного и Единого государственных экзаменов должен качественно изменить систему профессионального образования, значительно сократить сроки обучения и повысить ориентацию выпускников сузов и вузов на требования работодателей.
Отказ от бюджетных мест в вузах (сузах) и переход к целевому финансированию за счет образовательного капитала потребует пересмотра образовательных стандартов большинства специальностей. Не секрет, что сегодня учебные планы формируются в большей части исходя из интересов вуза, стремясь заполнить все отведенное время. Часто учебные курсы слабо связаны с той профессией, которую должен получить студент. При тотальном запуске рыночных механизмов в высшем образовании, повысится спрос на услуги тех вузов, которые дают более интенсивное, профессионально-ориентированное обучение. Вполне возможно, что часть общих предметов вуза можно будет отодвинуть на третью ступень школы. Может существенно снизиться средний возраст вступления молодого специалиста в трудовой процесс по получаемой профессии. Не исключено, что при повышении интенсивности образования более востребованными станут не 4-6 летние, а двухгодичные образовательные блоки (условно бакалавр, специалист, магистр), с трудоустройством после первых двух лет обучения. Все это станет реальностью, если на начальной ступени школы научить ребенка понимать и усваивать информацию, получать знания, творчески мыслить.

Секрет Черной Королевы
Сегодня страны коллективного Запада, изобретая все новые санкции, стремятся сломить нашу страну, дух российского народа, заставить отказаться от целей освобождения регионов Новороссии, стать послушным исполнителем воли США и их ближайших союзников.
Чтобы простоять этому требуется мобилизация духовных сил общества и модернизация экономической системы страны. Нефть, газ, уголь, металлы, лес, другое сырье уже не могут служить основой благосостояния России. Самый большой потенциал скрыт в образовании, раскрытии талантов каждого человека. Это потребует быстрых и решительных изменений.
Персонаж книги Льюиса Кэрролла Черная Королева говорила: «приходится бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».
В максимально оперативном режиме реализуя перестройку системы образования, в школе, в средних и высших учебных заведениях на основе названных четырех целей государства, можно будет уже в перспективе 10-15 лет увидеть, как сегодняшние первоклассники становятся успешными профессионалами, связывающими свое настоящее и будущее с Россией.