СОБЫТИЕ
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О ПРОЕКТАХ
О проведении НИИРК совместно с изданием PLOV.PRESS экспертного круглого стола по теме «Узбекско-российское образовательное сотрудничество: гуманитарное сотрудничество и перспективы формирования общего образовательного пространства».
30 августа в 12.00 по московскому времени НИИРК совместно с изданием PLOV.PRESS организовал в Ташкенте, Республика Узбекистан, экспертный круглый стол по теме «Узбекско-российское образовательное сотрудничество: гуманитарное сотрудничество и перспективы формирования общего образовательного пространства».

Главным предметом обсуждения на организованной онлайн-встрече стал вопрос развития общего образовательного пространства России и Узбекистана.

В онлайн-мероприятии приняли участие руководители университетов, ведущие политологи и историки, руководители молодежных организаций, в числе которых:

Рамиль Хайрутдинов, директор Института международных отношений Казанского федерального университета, председатель правления Института исследований Центральной Азии и председатель отделения Российского исторического общества в республике Татарстан, Член Экспертного совета по развитию исторического образования Министерства науки и высшего образования РФ;

Александр Митрофанов, председатель Ассоциации студентов и студенческих объединений России, заместитель председателя Российского союза молодёжи;

Равшан Назаров, доцент Ташкентского филиала РЭУ имени Г.В. Плеханова, почетный профессор Шэньсиского педагогического университета, кандидат философских наук;

Людмила Алиева, начальник управления международного сотрудничества Северо-Кавказского федерального университета, кандидат технических наук;

Михаил Важдаев – руководитель представительства Россотрудничества в Узбекистане;

Азамат Сеитов, преподаватель Университета мировой экономики и дипломатии, доктор социологических наук;

Алексей Чекрыжов – эксперт центра геополитических исследований «Берлек-Единство».

НИИРК представляла Валентина Комлева, заместитель директора по научной работе НИИРК, доктор социологических наук.

В рамках круглого стола состоялась плодотворная дискуссия. Спикеры обсудили следующие темы:
  • перспективы сотрудничества и оценка результатов взаимодействия в рамках Российско-узбекского образовательного форума, который с 2018 года задает вектор в сфере образовательной коммуникации между Россией и Узбекистаном;
  • гуманитарное сотрудничество по линии молодежной политики, перспективы, особенности взаимодействия с молодежью в России и в Узбекистане;
  • перспективы развития образовательной сферы на 2022-2023 годы, проблемы и возможности их разрешения.
Азамат Сеитов в своем онлайн-выступлении акцентировал внимание на том, что высшее образование в Узбекистане является одним из важнейших стратегических направлений развития страны.

«Образование рассматривается как важнейший фактор, который позволяет, с одной стороны, устойчиво развиваться экономике и обеспечивать занятость населения. С другой стороны, выполняет духовно-просветительскую задачу. То есть некий дуализм, без которого никакого процветания страны и достижения стратегических задач невозможно», – отметил А. Сеитов.

Михаил Важдаев сообщил коллегам, что многое в сфере образования сделано именно узбекской стороной: инициативы открытия филиалов российских вузов поддерживаются на самом высоком государственном уровне. На данный момент взаимодействие с ведущими российскими вузами осуществляется очень активно, целыми отраслями, начиная с химико-технологической (РХТУ им. Д.И. Менделеева), металлургия (МИСИС), кинопроизводство (ВГИК), педагогика (РГПУ им. Герцена). Кроме столичных в процессе участвуют и региональные вузы, такие как, Астраханский государственный университет.

«Российское образование в Узбекистане остается очень востребованным, более того за последние два года практически в четыре раза выросло количество квот в российских вузах для студентов из Узбекистана: если два года назад это было 228 мест, то на текущий учебный год у нас 800 мест. Я считаю, что это очень хорошая цифра – рост почти в 3,5 раза», – подчеркнул М. Важдаев.

Людмила Алиева рассказала о работе Центра российского образования в Самарканде, как новом формате межвузовского сотрудничества.

Л. Алиева отметила, что сотрудничество с вузами Республики Узбекистан складывается уже давно и Самаркандский университет занимает особое место.

«Мы совместно реализуем шесть программ магистратуры двойного диплома с Самаркандским Государственным университетом и программы бакалавриата по направлениям «Прикладная математика» и «Искусственный интеллект». Каждый год мы активно набираем студентов, которые обучаются в двух университетах. У нас уже есть выпуск студентов с программными дипломами и, конечно, для нас они являются выпускниками особой гордости», – отметила Л. Алиева.

В этом году совместно с руководством Самаркандского государственного университета был создан Центр российского образования, в котором приняли участие 23 российских университета: Казанский, Томский, МГТУ «СТАНКИН», два Новосибирских университета, Нижегородский им. Лобачевского, Российский экономический им. Плеханова, Московский государственный технический им. Баумана, университет Дружбы народов и другие. Ведущие вузы Российской Федерации объединились для того, чтобы коллективно работать на площадке Самаркандского государственного университета и проводить совместные мероприятия в формате образовательных форумов, научно-исследовательских проектов, студенческих обменов для повышения квалификации.

Подобный вариант сотрудничества оказался действительно очень успешным. С момента образования Центра уже было произведено более двадцати мероприятий в Самарканде при участии всех университетов.

Равшан Назаров в своем выступлении оценил эффективность взаимодействия в рамках Российско-узбекского образовательного форума в ретроспективе начиная с 2018 по 2021 год и отметил, что сфера образования и в России, и в Узбекистане проходят очередной этап своего реформирования, включая концепцию самого образования. Поэтому опыт российских коллег очень полезен для Узбекистана. Со своей стороны Узбекистан также заинтересован в том, чтобы делиться собственным наработанным опытом с коллегами. В этом, конечно, значительную роль выполняют как раз филиалы, российских вузов, которые действуют в Узбекистане.

Рамиль Хайрутдинов в своем докладе продолжил тему межвузовского сотрудничества между Российской Федерацией и республикой Узбекистан, и наметил векторы дальнейшего совместного развития.

Р. Хайрутдинов рассказал, что последнее пятилетие ощущается стремительный прорыв в образовательной политике между Российской Федерацией и республикой Татарстан, что в свою очередь «сильно развязывает руки, в том числе для всей сети образовательных учреждений России и Республики Узбекистан.»

Р. Хайрутдинов отметил, что Казанский федеральный университет в республике Татарстан за последние годы стал, по существу, международным: среди 50 000 обучающихся Казанского университета, почти 11 000 – это иностранные студенты, более чем из 100 стран мира. Четверть из этого числа составляют студенты из Узбекистана, значительная часть которых привлечена к научно-исследовательской деятельности.

«За последние три года ежегодный контингент узбекских студентов в Казанском федеральном университете составляет 2 500-2 700 человек. Причем распределяются они достаточно равномерно. Это не только те направления подготовки, которые интересуют республику: инженерные и технические специальности, но и большое количество специальностей в гуманитарной сфере: образовательные, педагогические. Поэтому смело можно сказать, что узбекский фактор в международной повестке Казанского университета очень важен для всех сторон», – подчеркнул Р. Хайрутдинов.

По вопросу взаимодействия между вузами, Р. Хайрутдинов отметил, что Казанский университет давно работает с Узбекистаном. Более пятидесяти образовательных учреждений Республики Узбекистан находятся в контакте с Казанским федеральным университетом и реализуют более сорока совместных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета по самым различным схемам. Все это позволяет говорить о том, что и республика Татарстан в лице Казанского федерального университета, и республика Узбекистан выстроили достаточно тесные долгосрочные отношения в образовательной сфере. Речь идет не просто о выдаче дипломов – осуществляется серьезная подготовка качественных специалистов, тем самым формируется образовательная и научная элита республики Узбекистан.

Александр Митрофанов осветил вопрос Узбекско-российского сотрудничества по линии молодежной политики. А. Митрофанов рассказал, об опыте работы Ассоциации студентов, курирующей студенческие объединения России по развитию гуманитарного сотрудничества в рамках взаимодействия с коллегами за рубежом.

Будучи частью Российского Союза Молодёжи, Ассоциация занимается организацией студенческих культурных обменов, проведением российско-узбекских молодёжных форумов и слетов молодых предпринимателей. В планах на 20022 год рассматривается вариант проведения такого крупного фестиваля, как «Студенческая весна стран СНГ».

А. Митрофанов подчеркнул, что молодёжный формат – это важное направление, которое необходимо развивать. В условиях современного мира сохранение дружеских и теплых взаимоотношений является приоритетом в работе общественных организаций, в частности Ассоциации студентов, Студенческого объединения России и Российского Союза Молодёжи.

Алексей Чекрыжов рассказал коллегам какие существуют проблемы в развитии Узбекско-российского сотрудничества в образовательной сфере и наметил перспективы их решения.

А. Чекрыжов отметил, что перспективам российско-узбекского взаимодействия уделяется особое внимание. В Узбекистане активно открываются филиалы российских вузов. Так в 2016 году существовало 2-3 филиала, то на сегодняшний день функционируют уже более десятка филиалов российских вузов. В перспективе есть необходимость видеть большую представленность именно региональных российских университетов в республике. Это можно реализовать, в частности, через совместные образовательные программы.

Он высказал мнение, что российские вузы должны не просто обучать, но и формировать целые образовательные кластеры за рубежом, то есть создавать для тех же узбекских студентов реальную среду для обучения и устойчивую цепочку: учеба, трудоустройство и профессиональная социализация. Клубы выпускников, например, Клуб молодых дипломатов России и Центральной Азии, могут этому способствовать и формировать некий пул молодых экспертов. Существующие наработанные механизмы взаимодействия с вузами из Башкортостана и Казахстана можно с успехом использовать в области Узбекско-российского сотрудничества в сфере высшего образования.

В учебных программах все больше актуализируется острая необходимость расширения представленности дисциплин цифровой направленности. Причём студентам самых разных специальностей, не только технических.

«Хотелось бы видеть в рамках взаимодействия российских и узбекских вузов запуск и продвижение молодежных стартапов в области цифровизации, разработки программного обеспечения, софта, роботизации и прочих сложных дисциплин. Сегодня молодые программисты, инженеры, архитекторы данных понимают свою востребованность. Нам необходимо взращивать собственную научно-техническую элиту, которая способна применить полученные знания для решения задач на пространстве наших стран СНГ», – подчеркнул А. Чекрыжов.

В качестве резюме онлайн-встречи Азамат Сеитов обозначил главные на текущий момент проблемы в образовательной системе на территории Республики Узбекистан и наметил возможные пути их разрешения для того, чтобы сотрудничество с Российской Федерацией было наиболее эффективным.

В первую очередь, он выделил недостаточный охват высшим образованием в стране. При регулярной положительной динамике роста количества филиалов зарубежных вузов, все еще остается приличный потенциал для открытия новых.

Второй важный момент – связь образования с потребностями экономики. По мнению А. Сеитова, по некоторым техническим специальностям дефицит составляет около 50% на предприятиях различных отраслей.

Следующий пункт – это научный потенциал педагогов, работающих в сфере высшего образования. Существует серьезная проблема, что педагоги, которые обучают на русском языке в большинстве своем предпенсионного возраста. Страна нуждается в притоке молодых педагогических кадров, которые в совершенстве владеют не просто русским разговорным языком, но и научным.  Поэтому самой большой заинтересованностью системы высшего образования является развитие гуманитарного и межвузовского сотрудничества в плане формирования высококвалифицированных педагогов.

В ходе экспертного круглого стола состоялся интересный и предметный разговор. Были затронуты актуальные вопросы качества системы высшего образования, перспективы его реформирования и возможности продвижения российского образования в странах СНГ. Во время дискуссии участники обсудили потенциал межвузовского обмена и необходимость создания международных научно-исследовательских лабораторий. Участники онлайн встречи пришли к единодушному выводу, что подобный кросс-культурный диалог будет способствовать плодотворному сотрудничеству в образовательной сфере и установлению партнерских и добрососедских отношений между странами в целом.