АННТОТАЦИЯ.
Современные вызовы Запада, пакеты европейских и американских санкций, специальная военная операция на Украине способствовали переориентированию России на Восток не только в торгово-экономическом и энергетическом плане. Особую актуальность приобрел вопрос военно-политического сотрудничества, в частности, между странами Организации Договора о коллективной безопасности и Китайской Народной Республикой. Согласованность их действий, как по линии «ОДКБ + 1», так и «ОДКБ + Шанхайская организация сотрудничества» способствовала проявлению довольно перспективных контуров их взаимодействия, определяющих новый виток в развитии ОДКБ, хотя некоторые его участники и заявляют о возможности выхода из состава Договора (Армения). Но есть и страны, готовые принять более активное участие в его работе (Сирия, КНДР). При этом ни одна из стран ОДКБ не направила свои военные контингенты в поддержку российской армии на СВО.
Особое место в системе взаимоотношений ОДКБ и Китая занимает Центрально-Азиатский регион: так, миротворческая операция стран ОДКБ в январе 2022 г. в Казахстане привлекла к себе пристальное внимание китайских властей, что еще раз продемонстрировало их заинтересованность в региональной стабильности. В условиях американского давления на Китай его власти неоднократно позитивно отзывались о совместном противодействии таким вызовам, как терроризм, сепаратизм и экстремизм («три зла»).
Цель данной работы – оценить перспективы сотрудничества в сфере противодействия «трем злам». Для достижения этой цели авторы используют метод сравнительного анализа и SWOT-оценку. Авторы приходят к выводу о том, что поскольку страны ОДКБ и Китай сталкиваются со схожими вызовами, то существует возможность ситуативного подключения Китая к военным операциям ОДКБ. Ввиду этого требуется более широкое рассмотрение вопроса о «смычке» ОДКБ и ШОС.
ВВЕДЕНИЕ
Внешнеполитический разворот Российской Федерации на Восток актуализировал вопрос о формировании новой военно-политической стратегии нашей страны. Речь, в том числе идет о расширении круга наших возможных союзников и партнеров. В условиях продолжении специальной военной операции (СВО) и усиления западного санкционного курса особую злободневность обрела проблематика деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). И особый интерес вызывают вопросы, связанные с подходами, которых придерживается КНР в отношении Организации. Прямо или косвенно официальный Пекин неоднократно демонстрировал внимание к ОДКБ. Как, например, отмечал в телефонном разговоре с В.В.Путиным в канун 2022 г. глава КНР Си Цзиньпин, китайская сторона готова «сотрудничать с Россией и государствами-членами ОДКБ по гибкому и различному формату в интересах безопасности и стабильности в регионе».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Очевидно, что начавшаяся в феврале 2022 г. СВО расставила существенные акценты в эволюции международного военно-политического ландшафта, что не могло не затронуть текущую и будущую повестку ОДКБ.
Что касается позиции ОДКБ по СВО, то ни одна из стран-участниц не приняла участие в ней, за исключением Белоруссии, предоставившей свою территорию для размещения российских войск и госпиталей. Ни один из членов ОДКБ не признал частями Российской Федерации, вошедшие в ее состав Республику Крым, город федерального значения Севастополь, Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую и Херсонскую области. Вооруженные силы Республики Южная Осетия-Алания, которая признала ДНР и ЛНР, вошли в состав армии Российской Федерации . Но как государство РЮО не вступила в ОДКБ, при этом de facto оказавшись под защитой войск РФ – страны-участницы Организации.
Особый статус приобретают Приднестровье и Карабах, на территории, которых находятся российские миротворцы, управление которыми осуществляется при участии официальной Москвы. В военной операции на территории Сирийской Арабской Республики приняли участие, кроме российских войск, военные подразделения Армении. Карабахская война 2020 г. завершилась вводом российских миротворцев на территорию Нагорного Карабаха, что вызвало определенную негативную реакцию в Армении. По крайней мере, одно из выступлений премьер-министра Армении Никола Пашиняна было расценено, как начало движения Армении к выходу из ОДКБ.
Подобная позиция была обусловлена «невмешательством ОДКБ» в армяно-азербайджанское противостояние 2022 г. Относительно перспектив Организации Договора о коллективной безопасности, численности и состава ее участников имеются и иные оценки. По результатам
Московского саммита ОДКБ, прошедшего 16 мая 2022 г., министр обороны Белоруссии Виктор Хренин заявил о возможном принятии новых членов: «Это будут десятки государств, которые ценят мир и стабильность, а не агрессивность и изменение политического строя других государств». В подобном же ключе высказался генеральный секретарь Организации Станислав Зась, не исключивший, что «ОДКБ будет прирастать партнёрами, наблюдателями и членами Организации».
ОДКБ – КИТАЙ: НОВЫЙ БЛОК НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ?
Китай признает роль ОДКБ как ведущего механизма безопасности в СНГ. Тому есть немало примеров. В частности, еще летом 2011 г. на фоне кровопролитных внутренних событий в Киргизии и звучавших тогда подспудных упреков в адрес Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в «бездействии» китайские представители не без оснований указывали, что круг вопросов антиэкстремистской и антитеррористической борьбы в гораздо большей степени является прерогативой ОДКБ, а не ШОС, которая «не является военным союзом». И не случайно, что спустя десятилетие в Пекине с пониманием отнеслись к участию в урегулировании событий на юге Казахстана именно ОДКБ.
Не будет большим откровением предположить, что вопрос «выхода» КНР на более высокую ступень взаимодействия с ОДКБ – это в значительной мере тема перспектив военно-политического союза между КНР и РФ. На этот счет существуют различные экспертные точки зрения, и тема «союз – не союз» продолжает обсуждаться, несмотря на официальную позицию сторон, согласно которой их отношения «не являются союзом». При этом уместно обратить внимание на особенности китайского подхода, отражающего в известной мере традиционную политическую культуру Поднебесной. Он базируется на так называемом принципе «трех НЕ», где в первую очередь делается упор на понятии «несоюз» (две другие составные части – это «неконфронтация» и «ненаправленность против третьих стран»).
Полная версия научной статьи «Перспективы интеграции Китая и ОДКБ»
ИНТЕГРАЦИЯ ОДКБ И ШОС: НЕ СЛИЯНИЕ, А ВЗАИМОДОПОЛНЕНИЕ
Еще одним путем налаживания взаимодействия между ОДКБ и Китаем может служить направление, связанное с сотрудничеством между ОДКБ и Шанхайской организацией сотрудничества. Членами ШОС являются действующие члены ОДКБ – Российская Федерация, Казахстан, Киргизия, Таджикистан; наблюдателем ШОС, в отношении которого запущена процедура вступления в ряды Организации, является Белоруссия, а партнером по диалогу – Армения.
Взаимоотношения между двумя объединениями уже имеют определенную нормативно-правовую базу, включающую, например, Меморандум о взаимопонимании между секретариатами ШОС и ОДКБ (подписан 5 октября 2007 г. в Душанбе), «Протокол о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и РАТС ШОС (подписан в июне 2011 г. в Астане), с. 191]. Как отмечают эксперты, «идет принятие согласованных мер взаимодействия с ЕАЭС, СНГ, ОДКБ, ШОС в интересах обеспечения коллективной безопасности». На это обращают внимание и авторитетные китайские специалисты, подчеркивающие, что «посредством ШОС и ОДКБ Китай и Россия должны усилить сотрудничество, чтобы совместно бороться с общими угрозами и укреплять взаимодоверие». Как отмечал один из ведущих китайских экспертов по России, профессор Центра России и Центральной Азии Института международных исследований Фуданьского университета Чжао Хуашэн, «очевидно, ШОС и ОДКБ должны состоять в тесных партнерских отношениях, а их сотрудничество не является нелогичным».
При этом важно учитывать, что сама ШОС не является военно-политическим блоком, но продвигает «Новую концепцию безопасности», в рамках которой достигнуты определенные результаты в противодействии вызовам и угрозам («три зла»), в выявлении, предупреждении и пресечении действий этих «сил» на территориях государств-членов ШОС, в устранении причин и условий возникновения и распространения данных опасных явлений, а также в противодействии распространению их идеологии и пропаганды.
Полная версия научной статьи «Перспективы интеграции Китая и ОДКБ»