АННОТАЦИЯ.
Статья содержит оценки европейских экспертов современного состояния
отношений России и Запада. Анализируются сложные вопросы СВО на Украине,
ситуация на Южном Кавказе, палестино-израильский конфликт и их последствия для
стран Европы и глобального мироустройства. Авторы говорят о недопущении очагов
третьей мировой войны, преодолении биполярной идеологической конфронтации,
ценностях будущего мироустройства. Основой мира должны стать справедливость и
мораль, что приведет к восстановлению доверия между народами и государствами.
Аргументируется позиция, предполагающая необходимость диалога с Россией и
недопустимость изоляции отдельных стран от участия в работе международных
диалогов. Авторы являются приверженцами принципов многополярного мира,
свободы, справедливости, информационной объективности, уважительного
отношения к другим культурам и конфессиям, недопустимости дискриминации
по национальным, расовым или религиозным признакам. Статья подготовлена по
материалам международного симпозиума «Соединенное Королевство – ЕС – Россия –
Большой Ближний Восток: вызовы и перспективы», прошедшего в Братиславе (27–28
февраля 2024 г.).
ВВЕДЕНИЕ
События последних лет убедительно демонстрируют кризис глобального миропорядка, углубляющуюся поляризацию современного мира. Причинами поляризации являются фундаментальные различия политических элит в понимании правил и ценностей будущего мироустройства. Происходит подмена международного права правом отдельных национальностей или ситуативными правилами игры с нелигитимными арбитрами. На этом фоне сформировалось два мировых полюса: Запад и Мировое большинство (страны Азии, Евразии, Африки, Латинской Америки и др., объединившиеся в форматы БРИКС, ШОС, ДН и др.). Между этими полюсами сложи-
лась биполярная идеологическая конфронтация.
27–28 февраля 2024 г. в Братиславе состоялся международный симпозиум «Соединенное Королевство – ЕС – Россия – Большой Ближний Восток: вызовы и перспективы». На конференции были представлены позиции научной общественности, культурных и политических элит Европы, России, Австрии, Армении, Азербайджана, Великобритании, Германии, Израиля, России, Сербии, Словакии, Чехии и др. Осевой темой, вокруг которой с разной степенью вовлеченности выстраивались сообщения докладчиков, стала тема роли и значения России в современном мироустройстве.
Участники концентрировались на российско-европейских отношениях и отмечали необходимость выстраивания диалога с Россией. Эксперты со стороны Словакии выразили готовность стать площадкой для таких переговоров. Идея была поддержана большинством участников, так как почти все другие площадки дискредитировали себя, перестали быть нейтральными и в итоге потеряли доверие. По сути, участники симпозиума говорили о необходимости возвращения в политику рациональных подходов и ценностей диалога и сотрудничества ради мира и благополучия миллионов людей. Новой платформой такого диалога могла бы стать Словакия. В данной статье мы публикуем обзоры наиболее интересных и научно обоснованных мнений участников конференции.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Взгляд на современные международные процессы (Я.Кэмпбелл)
Во-первых, я также хотел бы напомнить всем, что 15 августа 1918 г. Госдепартамент США официально объявил о разрыве дипломатических отношений с Россией. После этого американцы высадились во Владивостоке и началось вторжение в Россию. За 19-месячное пребывание в России американцы потеряли на Дальнем Востоке 189 солдат. Последний американский солдат покинул Сибирь 1 апреля 1920 г. Вторжению на Дальний Восток предшествовала конференция в декабре 1917 г., на которой присутствовали США, Великобритания, Франция и их союзники. На конференции было принято решение очертить сферы интересов на территории бывшей Российской империи. Иными словами, западные партнеры планировали поделить между собой крупнейшее государство планеты, а помочь им в этом должны были представители так называемого «Белого движения».
Одним из приоритетов Америки при оккупации Дальнего Востока и Восточной Сибири было установление контроля над Транссибирской магистралью, транспортировкой товаров и природных ресурсов. Помимо вышеперечисленного, американское руководство считало необходимым создать на базе Российской империи ряд независимых государств. Россию планировалось разделить на Украину, Великороссию (европейскую часть) и Сибирь. В августе 1918 г. военное положение на оккупированных территориях было объявлено и созданы военные суда. Американские компании получили от правительства Колчака разрешение на торговлю в обмен на кредиты «Си-
тибанка» и «Гаранти Траст» и экспортировали во время оккупации товаров на сумму
более 950 млн рублей золотом.
Посол США в России Дэвид Френсис буквально настаивал на оккупации Дальнего Востока. Цитирую: «Я настаиваю на необходимости взять Владивосток под свой контроль и передать Мурманск и Архангельск Великобритании и Франции».
Сенатор Пойндекстер в своем призыве к вмешательству прямо заявил: «Россия стала географическим термином и никогда не будет ничем другим. Сила ее единства, организованности и способности к обновлению исчезла навсегда. Нации больше не существует». Оккупанты хотели разделить русского медведя, хотя он был еще жив. Медведь жив и сегодня. Я упоминаю о вторжении на Дальний Восток, потому что державы 1918 г. – США, Великобритания и Франция – сейчас преследуют ту же цель, что и в 1918 г., просто надев «современное пальто», продаваемое под видом НАТО, и используя западные границы России: Украину, Карпаты и Кавказ.
Пример вторжения США и их союзников в Россию в 1918 г. говорит о том, что конфликт на территории Украины начался задолго до 2014 г., не говоря уже о 2022 г. Политическое руководство США и Великобритании являются одним из корней продолжающегося конфликта на Украине. Россия была доведена руководством США и Великобритании до точки, за которую она уже не могла перешагнуть. Войну начала Украина в 2014 г. Россия в 2022 г. попыталась остановить войну и к настоящему моменту пока не добилась одной из главных целей специальной военной операции: денацификации – запрета всех неонацистских движений.
Необходимо ответить на два важных вопроса: когда эта цель будет достигнута и почему она не достигнута? Ответы на сегодняшний день непросты и не оптимистичны. До достижения цели еще далеко. Почему? Все ведущие страны Запада поддерживают неонацистские идеи.
Полная версия научной статьи “Россия и Запад сегодня: взгляд европейских экспертов”
Украинский конфликт (Г.Густенау)
Анализ общественного дискурса о войне на Украине в Западной Европе показывает, что отсутствует стратегический подход к этому вопросу и что по этому поводу ведутся политико-идеологические споры. Что это значит? В основе позиций, спорящих о России и Украине, лежат «основанные на ценностях», или нормативные, идеи, в то же время игнорируются объективные геостратегические рамочные условия. Это произошло из-за растущего отчуждения между Европой и Россией за последние 25 лет. Как накануне, так и во время вооруженного конфликта на Украине, игроки на Западе по большей части не действовали стратегически.
Что я подразумеваю под способностью или неспособностью действовать стратегически? Я приведу несколько примеров.
Первой предпосылкой стратегических действий должна быть принятая всеми идея будущей глобальной стратегической структуры: на экспертном уровне очевидно, что западные либеральные идеи миропорядка утратили свое значение, но западные политики и ведущие средства массовой информации по-прежнему полагают, что западные ценности являются основой международного порядка.
Однако, если нет реалистичного представления о формирующемся международном порядке, невозможно определить устойчивую роль в нем Европы, а следовательно, и выстроить отношения между Европой и другими державами. Это также делает невозможным определение четких стратегических целей в отношениях с Россией и с Украиной. Так было, например, на саммите НАТО в 2008 г., когда Запад поддержал перспективу членства в НАТО для Украины и Грузии и в то же время воспрепятствовал этому.
В отсутствие реалистичной стратегии в отношении России Запад игнорировал стратегические интересы России, с одной стороны, и недооценивал готовность России в конечном итоге бороться за эти интересы, с другой. Вслед за эскалацией конфликта на Украине Запад сформулировал во многом нереалистичные военные цели и поэтому также разделяет ответственность за продолжение войны. Как теперь становится ясно, у Запада нет стратегии выхода на случай, если Украина не сможет достичь своих военных целей. Неспособность найти стратегию выхода связана также с тем, что Запад понятия не имеет, как сформировать евразийский миропорядок, соответствующий новым глобальным стратегическим реалиям. Это определяет вопрос о том, в интересах ли Западной Европы пойти на длительную конфронтацию с Россией.
Неспособность Западной Европы признать, что она изолировала себя своей позицией в украинском конфликте, также является фатальной. В этих условиях нарративы становились все более противоречивыми и точки зрения бескомпромиссными. Альтернативы продолжению вооруженного конфликта, похоже, нет.
Я выступаю за подход, который исследует альтернативные варианты отношений Западной Европы с Россией. Распространенное мнение о том, что ближайшие десятилетия будут характеризоваться конфронтационными отношениями с Россией, является только одним из вариантов, который при этом во многом невыгоден как для Западной Европы, так и для России.
Полная версия научной статьи “Россия и Запад сегодня: взгляд европейских экспертов”