RU | EN

Национальный Исследовательский Институт Развития Коммуникаций

Когнитивно-ментальные интервенции как инструмент гибридных войн
Валентина Комлева
заместитель директора НИИРК по научной работе

Аннотация

В статье рассматривается феномен когнитивно-ментальных интервенций (КМИ) как инструмент гибридного противоборства, направленный на трансформацию сознания, идентичности и поведенческих моделей общества. КМИ трактуются как целенаправленные действия по изменению ментальных репрезентаций и когнитивных матриц личности и социальных групп через внедрение новых смыслов, фреймов и ценностных ориентиров. Особое внимание уделяется опасности этих интервенций для России, где их последствия могут проявляться в деформации исторической памяти, подрыве легитимности государства, росте социального отчуждения и идеологической дезориентации. Обоснована необходимость научного изучения КМИ как особого типа воздействия в условиях гибридных войн. Автор выделяет типологию подходов к когнитивной войне (прагматико-военный, политико-экспансионистский, цивилизационно-идеологический В.В. Комлева и национально-патриотический). Приводятся конкретные примеры КМИ против России: переписывание истории, манипуляции в медиа, культура отмены, юмористическая мемемизация и др. Автор подчеркивает необходимость формирования государственной стратегии когнитивной безопасности, развития когнитивной устойчивости и социального иммунитета. Статья способствует восполнению научного пробела в анализе КМИ и стимулирует разработку механизмов противодействия данным угрозам.

Введение

Изучение когнитивно-ментальных интервенций (далее – КМИ) представляет собой важнейшее направление как в научной, так и в прикладной области национальной безопасности. Актуальность изучения данной темы обусловлена последствиями, которые могут иметь когнитивно ментальные интервенции. КМИ направлены на изменение восприятия реальности, разрушение национального самосознания, формирование ложных исторических и ценностных ориентиров. Это может привести к тому, что общество начинает воспринимать собственную страну как «врага», а чужие смыслы как нормы. КМИ могут вызывать массовую демотивацию, чувство вины, апатию, панику, поляризацию общества (по культурным, идеологическим, моральным, этническим, религиозным и иным признакам), что провоцирует внутренние конфликты и протестные настроения.

Проблема усиливается в условиях развития информационного общества, цифровизации, применения искусственного интеллекта, способного создавать персонализированное внушение. Современные технологии позволяют с высокой точностью влиять на поведение людей: алгоритмы соцсетей формируют «информационные пузыри», когнитивное моделирование применяется в PR. Объектами воздействия становятся все группы населения, мировоззрение которых формируется в цифровой среде (преимущественно молодежь).

Инструменты КМИ в условиях гибридных войн усиливают военную агрессию, влияя на менталитет и когнитивные матрицы населения через медиа и соцсети, образование и культуру, международные правовые дискурсы. В отношении России КМИ используются при манипуляциях с исторической памятью, целенаправленной фальсификации истории, особенно событий Второй мировой войны, революции, периода СССР. Они направлены на дискредитацию легитимности российской государственности, её достижений и смысловых оснований, подрыв общественного доверия
к власти, разрушение консолидирующих основ общества и коллективной идентичности.

Изучение когнитивно-ментальных интервенций имеет большое практическое значение, так как должно стать основой формирования государственной стратегии когнитивной безопасности, разработки гуманитарных и технологических методов профилактики и защиты, формирования социального иммунитета, устойчивого к манипуляциям и внешним дестабилизирующим действиям.

Вместе с тем, анализ научных исследований и экспертных источников по темам информационных войн, гибридных войн, когнитивных войн убедительно показывают, что проблематика когнитивно-ментальных интервенций редко становится предметом специального анализа и отдельных научных публикаций.

Данная статья направлена на восполнение этого пробела и стимулирование научного осмысления практики применения инструментов когнитивно-ментальных интервенций. Основные результаты исследования были озвучены автором в докладах на III Международной научно-практической конференции «Цифровые международные отношения» (ноябрь 2024, Москва, Дипломатическая академия МИД РФ), на международной научно-практической конференции «Тарлевские
чтения. К новой архитектуре многополярного мира» (июнь 2025, Москва, Дипломатическая академия МИД РФ).

Материалы и методы исследования

В процессе исследования были рассмотрены работы российских авторов в области когнитивных войн и смежных проблем, в частности, работы Андроновой Н.Э. (1), Бартоша А.А. (4), Джуры Г.С. (7), Емельянова С.В. (14), Карповича О.Г. (9), Кефели И.Ф. (11), Курочкина А.В. (14), Медушевского А.Н. (15; 16), Почепцова Г.Г. (18), Сутырина В.В. (21), Тагильцевой Ю.Р (12) и др. Проанализированы авторские разработки и материалы, представленные в диссертациях Артамонова Д.С. (2),
Биндаса Д.В. (5), Зарипова Р.И. (8), Кафтана В. В. (10), Петрякова К.С. (17), Приходько М.В. (19). Систематизированы и критически осмыслены практики применения когнитивно-ментальных интервенций против России: случаи переписывания истории и подмены понятий, целенаправленной русофобии и «культуры отмены», «социального буллинга» русских, использования мемов и цифрового юмора, практики создания когнитивного диссонанса,
влияния через образование и медиа.

В ходе исследования применялись методы анализа, сравнения, общения гипотез, представленных в разных источниках научной информации. Были использованы структурный подход (для выявления схем когнитивно-ментальных интервенций), институциональный анализ (для изучения роли масс медиа, социальных сетей, государственных органов, НКО в когнитивных операциях), сетевой подход (для анализа связи между агентами и распространителями). При работе с открытыми источниками
данных использовался OSINT-метод для выявления и анализа практик когнитивных атак.

Результаты исследования

Сущность когнитивно-ментальных интервенций

Понятие когнитивно-ментальные интервенции (далее – КМИ) относительно недавно стало предметом научного анализа именно в такой формулировке термина. Ранее в практике гибридных войн чаще использовались понятия «когнитивная операция» и «когнитивная атака». Интервенции такого типа направлены на изменение или разрушение когнитивной сферы (связанной с восприятием, мышлением, знанием) и ментальной сферы (связанной со структурами сознания и памяти).

В когнитивной науке КМИ интервенции рассматриваются вкупе с понятием «ментальная репрезентация» и считается, что именно они являются объектами внешнего воздействия. Обобщение разных подходов к определению ментальных репрезентаций (детально представленных в работе Прохорова А.О. (20)) позволяет выделить концептуальное.
Ментальные репрезентации являются упорядоченным комплексом знаний, схем, прототипов, фреймов, некой формой субъективного видения и интерпретации происходящего, психической реальностью, которая инициируется «извне», но зарождается и обеспечивается «внутри» субъекта.
Именно ментальные репрезентации являются объектом воздействия КМИ.

Кроме того, объектом воздействия являются когнитивные матрицы, суть которых раскрывается в исследованиях по когнитивной лингвистике и через когнитивные решетки Дж. Келли. В контексте нашей проблематики когнитивные матрицы следует рассматривать как сетевую, многослойную
структуру знаний и мышления (взаимосвязанных понятий, контекстов и когнитивных доменов). Анализ когнитивных матрицы позволяет понять, как человек и целые общества структурируют и организуют своё понимание мира. Когнитивная матрица организована по сетевому принципу, то есть понятия и знания связаны между собой не по уровню подчинённости, а по логике ассоциаций, функций, контекста. Это делает когнитивную матрицу гибкой и адаптивной. Она отражает живую структуру мышления, в которой одни и те же знания могут использоваться в разных контекстах и сценариях. При этом существует когнитивное ядро, предопределяющее мышление и поведение в большинстве ситуаций. Слои когнитивной матрицы включают эмоциональные, ценностные, логические, метафорические и прагматические компоненты. Более поверхностные слои активируются автоматически, а более глубокие требуют усилий и рефлексии (например, коллективное бессознательное). КМИ направлены на разрушение системы когнитивного
структурирования, когнитивного ядра, логики и содержания глубинных слоев когнитивных матриц.

С этих позиций задачи КМИ заключаются в целенаправленном переформатировании (или разрушении) ментальных репрезентаций и когнитивных матриц путем внедрения новых смыслов, искажённых исторических фреймов, определенных знаний и интерпретаций, ценностных, символических и идеологических ориентиров. В итоге КМИ ведут к изменению поведенческих моделей, идентичности, эмоционального отношения к государству и обществу.

Актуализация тематики КМИ произошла на фоне развития проблематики когнитивных войн и тесно связана с трактовками их целей и задач. С определённой долей условности можно выделить несколько подходов в понимании целей и средств самой когнитивной войны. Прагматико-военный
подход характерен для США (в некоторой степени и для Великобритании), которые рассматривают когнитивную войну как инструмент прямого стратегического воздействия с целью поражения противника. Политико-экспансионистский подход в понимании когнитивных войн свойственен
странам Западной Европы, рассматривающим такой тип войн как инструмент экспансии и контроля над общественно-политической сферой других стран. 

Россия рассматривает когнитивные войны на уровне культуры, ценностей, идентичности и ее подход можно назвать цивилизационно-идеологическим. Интересен подход Беларуси, который трактует когнитивные войны как угрозу, прежде всего, национальной памяти и солидарности. Такой подход можно назвать национально-патриотическим. С этих позиций в разных странах отрабатываются разные подходы к профилактике когнитивно-ментальных угроз и противодействию им.

Последствия когнитивно-ментальных интервенций проявляются в психологической, идеологической, культурной, политической и военной сферах.

Среди психологических последствий отметим деформации мышления, снижение способности к анализу, запоминанию, синтезу. Снижается критическое мышление или наоборот повышается и возникает крайняя подозрительность и конспирологичность. Теряется доверие к официальной
информации и науке. КМИ способны спровоцировать рост тревожности и дезориентации, навязать «кризисное мышление» (экзистенциональные тревоги, страх будущего, ожидание роста глобальной нестабильности). Под влиянием КМИ (через дипфейки, фейки, манипуляции) формируются
ложные модели реальности.

Идеологические последствия КМИ выражаются в утрате национальной идентичности, подмене, исторической памяти, снижении роли традиционных символов (язык, флаг, гимн могут восприниматься как «устаревшие»). Следствием КМИ может быть ценностный релятивизм,
при котором долгосрочные смыслы заменяются краткосрочными выгодами и развлечениями, внедряется нарратив «у всех своя правда» и «правда относительна». Часть общества перестает руководствоваться чувством долга, патриотизма, служения.

Социально-культурные последствия проявляются в потере культурной самобытности, стандартизации потребностей, образа жизни, вкусов, форм досуга, подмене собственной культуры чужой (представленной как универсальная культура) и экспортным креативом (Netflix, западный TikTok). Меняются традиции, свои традиционные праздники вытесняются чужими. Часто ухудшается образование, так как институты образования и воспитания используются субъектами КМИ. Упрощение образования с целью его большей «практикоориентированности» приводит к потере эрудиционного потенциала выпускников школ и вузов, снижению способностей к логическим рассуждениям и аргументации.

В политической сфере КМИ способны делегитимизировать власть, разрушить доверие к государству, политикам, общественным институтам, официальным СМИ через кампании дискредитации (коррупция, некомпетентность, «тирания», «несоблюдение прав» и пр.). В итоге возможен раскол общества и общественно-политические дестабилизации. С точки зрения военно-стратегических последствий КМИ опасны для утраты образа врага или угрожающей среды, для формирования ложного чувства безопасности в условиях реальных угроз, создания паники,
деморализации и демотивации военной службы, подрыва мобилизационной способности, разделения общества перед военными действиями.

Россия как объект когнитивно-ментальных интервенций

Обобщение практики использования КМИ как инструментов противодействия России позволяет выделить ряд целей КМИ на современном этапе: ослабление традиционной культурной и общегражданской идентичности россиян, вмешательство в интериоризацию концепта «Россия – государство- цивилизация»; внедрение альтернативных нарративов и западных моделей (в т.ч. «глобального гражданства», «универсальных ценностей» и др.), либерального индивидуализма; формирование экзистенциальной тревоги, сомнений в правильности внутренней и внешней политики России, разрушение доверия к государственным институтам; раскол между странами- союзниками, подрыв интеграционных проектов (СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС+).

КМИ интервенции используются и для манипуляций общественным мнением и переформатирования общественного сознания в кризисных ситуациях (например, в условиях СВО (6)).

Наиболее доступными для наблюдения являются примеры переписывания истории и подмены понятий, «открытие» якобы неизвестных станиц истории и приравнивание СССР к нацистской Германии в международных резолюциях (например, резолюция Европарламента), тезис о «двойной оккупации» Восточной Европы СССР и Третьим рейхом, реабилитация коллаборационистов, «обнуление» роли СССР в победе над нацизмом и продвижение альтернативных версий истории (например, «США выиграли Вторую мировую войну»). В КМИ активно используются цифровой юмор и меметизация образов политического руководства, армии, символов Победы с целью вызвать ироничное, презрительное или уничижительное восприятие. Подобные инструменты формирования новой памяти — медиапамяти хорошо изучены Артамоновым Д.С. (2).

Ряд глобальных и страновых медиа ресурсов представляют Россию как «агрессора», «колониальную державу» и внедряют такие оценки, как «токсичная культура», «русский фашизм», «пропагандистское государство». В отношениях со славянскими и православными народами продвигается концепт «мы не братья» с акцентом на культурной и ментальной различности.
Мы видим большое количество примеров давления на русских за границей (особенно в странах Прибалтики и на Украине) как носителей «враждебной идентичности». Известны практики целенаправленной русофобии и «культура отмены», выражающиеся в блокировке российских культурных, спортивных, образовательных инициатив на международной арене, отмена гастролей
российских артистов, запрет на участие спортсменов в международных соревнованиях, изъятие русской классики из учебных программ, запрет на использование русского языка в деловой и бытовой коммуникации. В итоге, социальный буллинг, моральное давление, социальная изоляция являются примерами скрытых КМИ, направленных на уничтожение субъектности русского человека и его самосознания. КМИ направлены и на создание когнитивного диссонанса путем сравнения жизни в России и «цивилизованном мире» с акцентом на «отсталость», «изоляцию», «репрессии», продвижение нарратива обманывающего государства. Это провоцирует отчуждение граждан от государства («государство — не мы»), акцент на бытовых трудностях, ценах, миграции как
на следствии «неправильного пути страны».

Когнитивно-ментальные интервенции – это не только инструменты борьбы за умы и идентичности в настоящем. Это инструменты борьбы за модели будущего. Чтобы сохранить свою субъектность и не проиграть эту борьбу следует проводить проактивную гуманитарную политику. Внутри страны — воспитывать когнитивно устойчивые поколения, повышать медиаграмотность и создавать условия для развития социального иммунитета. Идеи о социальном иммунитете высказывались нами ранее (3; 13). На внешнем контуре важно предлагать позитивные нарративы развития, защищать историческую правду, модель справедливой многополярности и удерживать союзников в общем цивилизационном поле.

Выводы

КМИ являются осознанным вмешательством в сознание людей и в общественное сознание с целью изменения их мировоззрения и поведения. Как попытки трансформации сознания общества, групп, личности, КМИ направлены на изменение, прежде всего, когнитивных матриц и ментальных
репрезентаций обществ, групп, личностей. Сущность КМИ заключается воздействия на ценностно-смысловую сферу, деформация идентичности, исторического сознания и культурных ориентиров.

Использование КМИ в отношении России направлено на подрыв культурной, исторической и политической идентичности российского общества. КМИ реализуются как через прямое идеологическое давление (переписывание истории, стигматизация идентичности, медийная русофобия, акцентуация бытовых проблем), так и через более тонкие механизмы — иронизацию,
мемемизацию, вовлечение в совместную деятельность, навязывание чувства вины за историческое прошлое, апелляции к «цивилизационному превосходству.

Запада» и др. Их цель — разрушение когнитивного и эмоционального доверия к собственной социокультурной и политической модели, создание социально-психологической атмосферы недоверия, неопределённости, тревожности и отчуждения, что может привести к снижению уровня гражданской солидарности, подрыву национальной субъектности и утрате стратегического
единства российского общества.

Когнитивно-ментальные интервенции — не теоретическая угроза, а реальный фронт противоборства в современном мире. Их глубокое понимание, изучение механизмов и целей позволит выстроить эффективную систему противодействия и сохранить культурно-историческую целостность
России.

Последние статьи

Россия
как объект когнитивно-ментальных интервенций
КМИ
когнитивно-ментальные интервенции

Смотрите также

Анна Артамонова, студентка РАНХиГС

С самого начала обучения в университете меня привлекала исследовательская и научная деятельность. К сожалению, в рамках образовательной программы сложно реализовать себя в этой сфере. Такие площадки как НИИРК, дают возможность студенту участвовать в круглых столах, конференциях и других экспертных диалогах, позволяют расширить свой кругозор, углубить свои знания в различных областях науки и раскрыть свой исследовательский потенциал.

В период прохождения практики в НИИРК для меня открылись новые возможности исследовательской деятельности. Я обрела ценные для своей профессии знания и компетенции: умение работать с большим объемом информации, способность проводить оценку и анализ инвестиционных проектов государств в борьбе за влияние в регионе. Мне удалось погрузиться в новую для себя сферу международных отношений, где я более подробно ознакомилась с механизмом применения «мягкой силы». Также в рамках исследования я выявила хронологию и закономерности межгосударственных отношений европейских государств со странами Центральной Азии, как элемент усиления присутствия в регионе.

Для меня одним из наиболее важных результатов прохождения практики в НИИРК является осмысление миссии института — развитие многовекторного конструктивного диалога между государствами, народами и конфессиями.
«В большой политике нет друзей, есть только интересы государств и их народов» — истина, которая, несомненно, ведет к тому, что только конструктивный диалог может направить международные отношения государств, обладающих своими национальными интересами, в сторону построения добрососедских отношений.

НИИРК — это лучшее место для развития научного потенциала молодых исследователей, а также формирования здравых политических взглядов, мнений и принципов.

Мирошников Борис Николаевич

Какие факторы (культурологические, исторические...) необходимо учитывать в первую очередь при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима в странах вокруг России?

Тут достаточно понятно: эти факторы — различия этнические, религиозные, культурные. Надо их превратить из разделяющих в объединяющие!

У каждого народа существует пространство — свой культурный «кокон». Чем меньше народ, тем крепче «скорлупа». Осуждать нельзя, так как это способ выживания и сохранения себя (как нации, как идентичности). Своя история, часто лакированная, своя мифология, свои герои и так далее. Очень деликатная сфера! Необходимо развивать КУЛЬТУРУ в самом высоком смысле этого слова, когда мое жизненно-культурное пространство не подавляло бы такое же пространство соседа! Труднейшая задача! Шаг влево, шаг вправо — национализм, переходящий в нацизм-фашизм. То есть это Культура, Образование!

Маркарян Роберт Вартанович

Какие факторы (культурологические, исторические...) необходимо учитывать в первую очередь при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима в странах вокруг России?

При формировании основ пояса добрососедства вокруг России следует учитывать все факторы, здесь нет первоочередных и второочередных — культурологические, исторические, языковые, националистические, религиозные и т. д.

К примеру, в мою бытность послом в Хорватии мне пришлось столкнуться с ошибочным толкованием роли религиозного фактора. Так, мои хорватские собеседники объясняли определенную сдержанность к России со стороны некоторых слоев населения Хорватии тем, что в период вооруженного сербско — хорватского противостояния, приведшего к развалу Югославии, симпатия русских к сербам определялась лишь принадлежностью обеих наций к православию в противовес католической Хорватии. Приходилось парировать тем, что если бы все было так просто, то на постсоветском пространстве у нас самые добрые отношения были бы с Украиной и Грузией. Всем известно, что это не так.

Надо признать, что сегодняшняя ситуация в этой сфере пока весьма далека от комфортной для нас. И дело здесь не только в политике России. Возникает много вопросов — как нам обеспечить пояс добрососедства в условиях, например, армяно-азербайджанского или киргизо-таджикского конфликта, или попытки организовать цветную революцию в Белорусии, или всемерного создания условий (и внутренних, и внешних) для роста антироссийских настроений в Грузии, Молдове, на Украине. Из этих набросков штрихами уже очевидно, насколько трудна эта задача и насколько много факторов следует учесть. Я показываю здесь достаточно пессимистическую картину не для того, чтобы призвать расписаться в бессилии, а чтобы при решении этой задачи видеть всю ее масштабность и сложность.

Державин Николай Иванович

Какие факторы (культурологические, исторические...) необходимо учитывать в первую очередь при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима в странах вокруг России?

Формирование пояса добрососедства со странами, граничащими с Россией – одна из важнейших задач. Для ее успешного решения необходимо учитывать многие факторы. Среди таковых особо хотел бы выделить культурологический и религиозный, ибо они оказывают большое влияние на формирование национальной идентичности того или иного народа. Знание вековых традиций, веры и обычаев, уважительное отношение к людям другой культуры позволяют вести мирный и содержательный диалог, способствуют созиданию атмосферы доверия, открывают перспективы взаимовыгодного и полезного сотрудничества.

Грибин Николай Петрович

Какие факторы (культурологические, исторические...) необходимо учитывать в первую очередь при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима в странах вокруг России?

Представляется, что среди культурологических и исторических факторов, которые желательно учитывать при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима, следует иметь в виду следующие.

Демографический фактор, включающий:- особенности национальной политики страны, отражающейся в ее коммуникационном режиме;наличие в исследуемой стране диаспор этносов (русских, татар, чеченцев и др.), населяющих территорию Российской Федерации, как правило, сохраняющих традиционную национальную культуру, обычаи и нравы, язык национального общения, родственные и иные связи с гражданами Российской Федерации;национальный состав рассматриваемой страны, национальные и конфессиональные различия, наличие конфликтов на национальной, религиозной или территориальной почве;- уровень и комфортность жизни основной массы населения исследуемой страны, децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения);-наличие внутренних и внешних миграционных процессов, степень их политизации.

Другой, на наш взгляд, немаловажный фактор - идеологический, который, как правило, выпадает из поля зрения исследователей.Если в нашей стране в соответствии с Конституцией Российской Федерации признано «идеологическое многообразие» и не допускается установление какой-либо идеологии в качестве «государственной или обязательной», то в подавляющем большинстве других стран признается государственная идеология и самым непосредственным образом влияет на направленность и содержание их внешней и внутренней политики, использующей в качестве реализующего инструмента средства коммуникаций.

Болюх Анатолий Яковлевич

Какие факторы (культурологические, исторические...) необходимо учитывать в первую очередь при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима в странах вокруг России?

Почему объединили в один вопрос формирование основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима? На мой взгляд, добрососедство более обширное и значимое понятие. А коммуникационный режим — производное от него.

У нас уже сложились определенные отношения с соседними государствами и народами, которые их населяют. Такое положение подсказывает нам, что эти отношения необходимо переводить в плоскость добрососедских, если, конечно, таковых еще нет. На каких факторах будут основываться эти добрососедские отношения? На всех! Все зависит от конкретной страны. С одной, например, на первый план выйдут общие исторические и культурные корни. А с другой — экономические, блоковые (ЕврАзЭС) и т. д. Здесь необходима тактика. Также важно учитывать, на каком именно уровне основывается добрососедство — на уровне государства, народа или его элиты.

Так что, без творчества и неординарных решений в этом вопросе не обойтись. Шаблоны, калька здесь не годятся.

Мария Грамошина, студентка РАНХиГС

Уже много лет я активно погружаюсь в тему международных отношений и взаимодействия. Мне нравится анализировать причины и следствия тех или иных событий и их влияние на другие сферы. Работа в НИИРК позволила усовершенствовать аналитические компетенции и расширила знания в области международного сотрудничества и международной коммуникации.

В ходе работы я приобрела практический навык написания научно-исследовательской работы по актуальной проблематике, анализа большого количества документов, международных договоров и материалов, как на русском, так и на иностранном языке.

Взаимодействие с НИИРК – хороший старт для молодых специалистов, желающих реализовать свой научный потенциал. Кроме того, институт развития коммуникаций представляет возможность познакомиться не только с единомышленниками, но и с ведущими экспертами в сфере политологии, экономики, социологии, культурологии, что открывает бескрайние возможности для будущей профессиональной деятельности.

Диана Зинченко, студентка РАНХиГС

Прохождение практики в НИИРК помогло мне ещё больше вникнуть в мир научно-исследовательской деятельности. В институте грамотно объяснили, с какими источниками лучше работать, поставили интересные задачи. Особенно понравилось, что задания были разного уровня сложности, как небольшие заметки, так и большой отчёт.

Для практикантов также полезно, что можно поучаствовать в круглых столах и конференциях, которые проводит институт. Это позволяет посмотреть на научно-исследовательскую деятельность с другой стороны – в качестве слушателя.

Софья Кашина, студентка РАНХиГС

Прохождение учебной практики в НИИРК позволило мне сформировать способность осуществлять подготовку авторских аналитических материалов с широким привлечением иностранных документов и выражением собственного мнения, а также анализировать политические, социальные и экономические закономерности и тенденций развития центрально-азиатского региона во взаимодействии с рядом европейских стран.

Центрально-азиатский регион с детства привлекает меня не только культурной идентичностью, но и региональными политическими процессами, в частности особенностями интеграции с соседними и западно-европейским регионами. В ходе составления аналитического отчета я регулярно получала ценные советы от сотрудников НИИРК и имела возможность применить их на практике в своих работах.
Благодаря стажировке в НИИРК, я смогла, наконец, реализовать личный научный интерес в исследовании политических и экономических процессов в Таджикистане, а также использовать на практике знание иностранных языков.

Взаимодействие с НИИРК позволило мне колоссально расширить свои знания в области экспертно-аналитической и научно-исследовательской деятельности, а также познакомиться с единомышленниками, разделяющими мои научные интересы, которые передали мне свой бесценный опыт. Я благодарна площадке НИИРК за предоставленную возможность в прохождении учебной практики.

Сяо Сюйшэн

Тема моего исследования во время практики была "Методология борьбы с кибербезопасностью для молодых людей: опыт Китая". Я узнал о решениях и концепциях различных ведомств в России и Китае по предотвращению киберпреступности несовершеннолетних, эффективно обеспечивающих здоровое развитие молодых людей в сетевой среде.  Спасибо, что предоставили мне эту возможность! Благодаря этой практике я также усовершенствовал свои навыки обучения, общения и сотрудничества.

Декабрь, 2022.

Долотказина Дина Маратовна

Благодаря взаимодействию с НИИРК я получаю возможность принимать участие в конференциях и круглых столах по различным тематикам, актуальным для современного миропорядка. Важно то, что институт занимается не только научной, но и практической деятельностью, приглашая различных спикеров и экспертов, и, на мой взгляд, возможность дискутировать с людьми, являющимися профессионалами в своей области, – это бесценный опыт.
Также я нашла единомышленников, с которыми мы обмениваемся мнениями и обсуждаем наши текущие научные исследования.

Февраль 2022 г.

Тихонов Юрий Павлович

С раннего возраста меня привлекала наука, деятельность ученых, исследователей – хотелось попробовать и себя в этом качестве. Однако мне было несколько сложно представить, как проводятся исследования в гуманитарной области в «лабораторных» условиях (с исследованиями в естественных науках мы знакомимся еще со школьной скамьи). В университете я наконец ощутил себя в своей тарелке и приблизился к тому научному миру, который меня интересовал. Однако в силу тематики моих исследований в бакалавриате они велись без тесного взаимодействия с какими-либо научными организациями. Начав исследование по теме коммуникационных режимов в магистратуре, я получил возможность подчерпнуть знания в качестве слушателя на большом количестве мероприятий, проводимых НИИРК. Они позволили услышать мнения экспертов в области, дали основу для рефлексии при написании собственных работ. Помимо доступа к информации, НИИРК дал и опыт участия в круглых столах, конференциях в качестве докладчика, что позволило провести апробацию исследований, усилить их за счет консультаций и дискуссий с экспертами по данной теме.

Возможность коммуникации с таким количеством экспертов по теме исследования, именно как обоюдой, двухсторонней коммуникации с экспертами – это самая ценная возможность, которую мне подарил НИИРК. Помимо участия в мероприятиях, Институт предложил мне опубликовать несколько статей в одном из своих журналов: «Человек и мир: диалог», с которым у меня наладилось плодотворное сотрудничество. Надеюсь, оно продолжится и преумножится с другими журналами и научными проектами НИИРК.

До НИИРК мои исследования были связаны с темами, которые ранее были хорошо проработаны и исследованы. Здесь же я получил новый навык проведения исследований в области, которая только начинает активно разрабатываться, где значительно осложнен анализ и поиск информации, однако значительно выше новизна исследования. В таких условиях ты должен развивать навык проведения самостоятельного научного поиска и исследования, но ты можешь использовать методологию, разработанную НИИРК. Также я получил дополнительный опыт публичных выступлений, отточил навык ораторского мастерства при выступлении на конференциях, который мне пригодится, в том числе и при защите диссертации.

Важно, что взаимодействуя с НИИРК я могу взаимодействовать с кругом таких же заинтересованных в изучении данной темы лиц, ощущая при этом поддержку, зная, куда можно обратиться с вопросами. НИИРК для меня – это прекрасная опора, база для проведения исследований, которая мне, как молодому, начинающему ученому крайне важна: это и связь с научным сообществом, это и возможность публикаций, это и возможность внести реальный вклад в развитие отечественной науки.

Январь 2022 г.

Публикации: Тихонов Ю.П. Свобода vs справедливость / Ю.П. Тихонов // Человек и мир. – 2021. – №3(4).
Тихонов Ю.П. Богатство выбора / Ю.П. Тихонов // Человек и мир. – 2021. – №4(5).

Шевелёва Юлия Романовна

НИИРК - отличная площадка как для профессионального, так и для личностного роста молодых специалистов.

Находясь только в начале своего пути, я получаю уникальный опыт личного общения с разноплановыми специалистами высокой квалификации, с людьми, находящимися в повестке международных событий сегодняшнего дня. Благодаря созданной Институтом атмосфере диалога я знаю, что и моя точка зрения всегда интересна и будет услышана.

Брифинги, форсайт-сессии, круглые столы - для нас, стажеров, всё это не только мероприятия для посещения, но и требующие решения кейсы по организации и связям с общественностью.
Практика глубокой аналитической и проектной деятельности, работа «в поле» - крайне полезные бонусы, которые даёт взаимодействие с НИИРК.

Постоянные участники мероприятий Института - представители зарубежных стран, проводимые исследования охватывают как зарубежное, так и отечественное научное поле, потому для меня, как изучающей языки, важно, что НИИРК создаёт условия и возможности и для языковой практики.

Моя стажировка в НИИРК – это новая архитектура научных исследований, новые знакомства, новый ракурс мероприятий.

Будучи в контакте с НИИРК уже год, могу сказать, что мои аналитические и коммуникативные навыки заметно улучшились. Генерировать, оформлять и раскладывать для изучения идею благодаря полученным знаниям стало значительно легче так же, как и быть участником научной, деловой коммуникации.

Кроме того, НИИРК предоставляет возможность работы в команде, в составе которой, как профессионалы, так и начинающие исследователи. Для меня такая проектная работа позволяет расти по всех смыслах и как личности, и как молодому специалисту.

Если кратко перечислить открывающиеся для меня в НИИРК возможности, то это:
- нетворкинг
- помощь и наставничество в реализации собственных проектов
- продвижение и обсуждение научно-аналитических мыслей в кругу первых специалистов исследуемого мной вопроса
- практика деловых коммуникаций
- организация деловых мероприятий «под ключ»
- знакомство и вовлечение в профессиональную аналитику
- возможность менеджмента краткосрочных и долгосрочных проектов
- применение и практическое использование знания иностранных языков
Январь 2022 г.

Публикация: Шевелёва Ю.Р. Коммуникационный режим как фактор воспроизводства политической власти / Ю.Р. Шевелёва // Вопросы политологии. – 2021. – Т.11. – №9 (73). – С. 2535-2551.

Асейкин Михаил Михайлович

Взаимодействие с Институтом дало новый виток моей научной деятельности. Сама возможность исследовать коммуникационные режимы есть одновременно большой интерес и осознание всей важности и сложности этого общественно-политического феномена. Особые чувства как у молодого учёного у меня вызывает тот факт, что каждая работа, затрагивающая проблематику коммуникационного режима – это нечто уникальное, нечто, что раньше не было изучено, осмыслено.

Исследуя коммуникационные режимы в коллективе НИИРК, я каждый раз развиваю сразу целый арсенал навыков. В него входят навыки серьёзной аналитической деятельности, грамотной работы с большими объемами различных материалов, навыки системного мышления. Научной исследование под руководством В.В. Комлевой позволило мне подготовить и защитись диссертацию и дал возможность выйти за границы имеющихся у меня знаний, фокусироваться на ранее скрытых для меня закономерностях и приходить к новым, совершенно другого уровня значимости выводам – этот навык для меня особенно ценен.

Самая главная для меня возможность, данная Институтом, – это участие в различных конференциях, круглых столах, где я могу послушать выступления серьёзных компетентных учёных, специалистов, перенять их опыт и, конечно же, поделиться результатами своей научной деятельности. Возможность выступать с докладами на мероприятиях столь высокого уровня – это, безусловно, дополнительный стимул к тому, чтобы ещё глубже погружаться в темы будущих исследований.

Мне также хочется выразить слова благодарности всему Институту за возможность участвовать в исследованиях и всестороннюю помощь в раскрытии своего исследовательского потенциала!
Декабрь 2021 г.

Публикация: Комлева В.В., Асейкин М.М. Региональный коммуникационный режим: акторная модель Республики Татарстан / В.В. Комлева, М.М. Асейкин // Государственная служба. – 2021. – №6.

Васильева Елена Вячеславовна

В период прохождения практики мне поручалось решение следующих задач: составление контент плана для сайта, создание идей по повышению узнаваемости бренда, уровня экспертности, цитируемости, а также привлекательность бренда НИИРК, построение концепции продвижения бренда НИИРК в социальных сетях и СМИ, подготовка пресс-релизов для СМИ, анализ целевой аудитории, осуществление эффективной деловой коммуникации, анализ продвижения конкурентов, написание исторических статей.

В период прохождения практики я не только познакомилась с деятельностью института, но и приобрела важные навыки, которые в дальнейшем помогут мне развиваться в своей специальности: работа в команде, системный подход к работе, контент-маркетинг, корпоративная этика, а также построение концепций продвижения на различных цифровых платформах (СМИ, социальные сети). Отдельно хочу отметить задание по написанию статей на историческую тематику с целью повышения престижа Российской Федерации за рубежом. Для сбора материала для статей требовалось проанализировать большой объем информации из различных источников, раскрыть в материале тему и продемонстрировать важность нашей страны в историческом контексте для зарубежных партнеров.

Навыки, полученные в ходе практики, обязательно пригодятся для развития будущей карьеры.

Декабрь 2022 г.

Ассоциация российский Дом международного научно-технического сотрудничества

«РД МНТС» – это негосударственный институт развития, отвечающий за координацию и взаимодействие с зарубежными субъектами экономической деятельности в сфере международного научно-технического сотрудничества. Фундаментальная задача Ассоциации заключается в выстраивании мостов (долгосрочных рабочих механизмов сотрудничества) с зарубежными странами в части продвижения российских технологий, взаимного трансфера технологий, содействия в защите прав на интеллектуальную собственность российских предприятий за рубежом, привлечения инвестиций в технологические и наукоёмкие проекты, а также организация конгрессно-выставочной деятельности, деловых миссий и образовательных программ по профилю международного научно-технического сотрудничества.

Соглашение о взаимодействии между Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций и Ассоциацией «Российский дом международного научно-технического сотрудничества» было подписано 24 декабря 2021 года.

Россотрудничество

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) занимается развитием международных отношений Российской Федерации с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, другими иностранными государствами, а также в сфере международного гуманитарного сотрудничества. Подведомственно Министерству иностранных дел Российской Федерации. Россотрудничество было создано Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1315.

Соглашение о взаимодействии Национального института развития коммуникаций и Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству было подписано 30 августа 2021 года.

Федеральное агентство по делам национальностей

Агентство было основано в 2015 году Указом президента РФ №168. Агентство выполняет ограниченный круг функций министерства культуры РФ и Минюста РФ, а также фукнции по укреплениею единства многонационального народа РФ, взаимодействует с национально-культурными автономиями, разрабатывает государственные программы и осуществляет другую деятельность.

3 июня в Санкт-Петербурге на полях Петербургского международного экономического форума состоялось подписание соглашения о взаимодействии Национального института развития коммуникаций и Федерального агентства по делам национальностей.

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Центр занимается оперативным информационно-аналитическим сопровождением и экспертной поддержкой деятельности Правительства Российской Федерации по основным вопросам социально-экономического развития страны. Аналитический центр активно участвует в жизни экспертного сообщества, сотрудничает с регионами России, национальными и международными организациями и научно-исследовательскими центрами.

В Москве 18 февраля 2022 года состоялось подписание соглашения о взаимодействии Национального исследовательского института развития коммуникаций и Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

Ереванский государственный университет

Университет ведет свою историю с 1920 года. Однако 1995-1996 учебный год ознаменовал начало нового учебного процесса Ереванского государственного университета. В соответствии с международными критериями, в целях получения качественно нового университетского образовательного статуса, ЕГУ, как и большинство армянских вузов, перешел на двухступенчатую систему образования.

Президентская библиотека им Б.Н. Ельцина

Президентская библиотека открыта 27 мая 2009 года и функционирует как общегосударственное электронное хранилище цифровых копий важнейших документов по истории, теории и практике российской государственности, русскому языку, а также как мультимедийный многофункциональный (культурно-просветительский, научно-образовательный и информационно-аналитический) центр, имеющий статус национальной библиотеки России.

16 июня 2022 года в Санкт- Петербурге на площадке Петербургского международного экономического форума состоялось торжественное подписание соглашения о сотрудничестве между Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций и Президентской библиотекой имени Б. Н. Ельцина.

Гусейнов Рафаэль Джагидович

Окончил исторический факультет Азербайджанского государственного университета, отделение журналистики Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, аспирантуру Сорбонского университета (Париж).

В 1985-1991 гг. старший преподаватель кафедры журналистики ВКШ при ЦК ВЛКСМ, член редколлегии, редактор отделов политики и военного «Комсомольской правды», работал в аппарате ЦК КПСС. В 1991-1993 годах – первый заместитель посла Азербайджана в России. В 1993-2007 гг. - генеральный директор газеты «Рабочая трибуна», заместитель главного редактора газеты «Труд». В 2007-2012 гг. – шеф-редактор газеты «Трибуна». В 2016-2018 гг.- главный редактор информационного портала NEWS.RU.

В 2013-м году на съезде СЖР избран секретарем Союза журналистов России, в 2017-м и в 2022-м годах переизбран на этой должности.

Кандидат исторических наук. Член Союза писателей России. Избирался народным депутатом СССР. 

Заслуженный работник культуры Российской Федерации, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». Имеет награды Союза журналистов России «За заслуги перед профессиональным сообществом», «Честь. Достоинство. Профессионализм», «Золотое перо российской журналистики», лауреат «Национальной премии журналистики «Искра» Медиасоюза, лауреат премии Артема Боровика «За выдающиеся заслуги в области расследовательской журналистики». Удостоен премии Правительства России в области средств массовой информации.

Является автором многих публикаций, а также книг «Выбор пути» (1978), «Ярмарка клеветы» (1983), «Под прицелом – молодежь» (1983), «Ложь на коротких ногах» (1988), «Медведев о Путине» (два издания, 2011, 2012), «Органические изменения» (2012), «Глядя из Москвы» (2015), «Путь Путина» (2022), «Триумф неволи» (2023)

Национальная партия Авами (ANP) Исламской Республики Пакистан

Меморандум о взаимопонимании, который должен стать основой для совместной научно-исследовательской и проектной деятельности, долговременного и плодотворного сотрудничества, направленного на укрепление дружеских отношений, был подписан 19 мая 2022 года.

Бойцова Ангелина Витальевна

Научная деятельность перестаёт казаться скучной и страшной, когда рядом с тобой есть единомышленники. НИИРК — отличная площадка для развития коммуникации не только с зарубежными студентами и экспертами, но и с соотечественниками. Нахождение в обществе людей, разделяющих одни и те же ценности, помогает быстрее адаптироваться в научной среде. Институт позволяет развивать в этом плане не только аналитические навыки, но и — соответственно — навыки общения. Здесь ты всегда будешь услышан.

Национальная академия наук Таджикистана

Национальная академия наук Таджикистана является высшим самоуправляющимся научным учреждением Республики Таджикистан. Национальная академия наук в своей деятельности обеспечивает проведение, развитие и координацию фундаментальных и прикладных исследований в республике, изучение актуальных проблем экономического, социального и культурного развития республики, повышение эффективности использования научных достижений, подготовку высококвалифицированных научных кадров, взаимодействие науки и производства.

Национальная академия наук подчиняется Президенту Республики Таджикистан.

Соглашение о сотрудничестве между НИИРК и Национальной академией наук Таджикистана было подписано в июне 2023 года в ходе рабочей поездки руководства Института в Таджикистан.

Национальная академия наук Кыргызской Республики

Национальная академия наук Кыргызской Республики — высшее государственное научное учреждение, объединяющее научно-исследовательские институты НАН, членов НАН, научных работников, специалистов и обслуживающий персонал.

Учредителем Национальной академии наук является Правительство Кыргызской Республики.

Деятельность Академии наук направлена на фундаментальные и прикладные исследования, способствующие развитию производительных сил Кыргызстана, его научно-технического потенциала, культуры, просвещения, литературы и искусства, формированию правового государства, содействует укреплению мира и дружбы между народами.

Соглашение о сотрудничестве между НИИРК и Национальной академией наук Кыргызской Республики было подписано в мае 2023 года в рамках VII Международной научно-практической конференции «Россия и мир: диалоги – 2023. Цели и ценности».

Тачмедова Дженнет Шохратовна

Всегда немного волнительно и страшно начинать заниматься научной деятельностью, а иногда кажется, что тяжело, когда рядом нет правильных наставником. НИИРК помогает дать именно ту точку начала, учит базовым научным навыкам и на протяжении всего пути поддерживает с написанием работ, проектов. Институт дает возможность развиваться, участвовать в научных проектах, например, мне удалось стать частью проекта  «Коммуникационные режимы зарубежных стран», написать статью и отправится в рамках конференции «Россия и мир: диалоги-2023. Цели и ценности» в Ереван! НИИРК – это дискуссионная  площадка для построения внешних коммуникаций с другими государствами и народами! В НИИРК проводятся мероприятия разного формата: от круглых столов до масштабных научных конференций, и на любом из них есть возможность задать интересующие вопросы ведущим экспертам и спикерам.  

НИИРК - это движение, это развитие. Одна из главных миссий организации - выстраивание дружественного многостороннего диалога, поэтому абсолютно любой человек, увлекающийся научной деятельностью, может внести свой вклад в развитие особенно актуальных в наше время целей. Более того, есть возможность развить в себе ораторские и коммуникационные навыки, что поможет в дальнейшей профессиональной деятельности!

Чехляева Сабина Саидумаровна

Знакомство с НИИРК произошло задолго до моей стажировки в Институте. Уже после первого мероприятия я поняла, что хочу проходить стажировку именно там. 

Я обучаюсь на направлении «Международные отношения» и, конечно, как для любого международника, для меня важно научиться устанавливать межличностные и межгосударственные отношения посредством культурных обменов и дипломатии. Национальный  исследовательский институт развития коммуникаций предоставил возможность на практике осуществлять  культурный диалог между представителями разных стран через свои интересные и важные проекты.  

Институт дал прекрасную возможность реализоваться и в научной сфере. Помимо проектной работы в рамках Института, я занималась аналитикой, написанием статей, мониторингом информационной повестки своей родной страны - Таджикистана.  

Опыт стажировки в НИИРК дал возможность и дальше развиваться в рамках Международного клуба молодых исследователей, принимать участие в полезных и интересных проектах.

Российский университет дружбы народов

Университет существует более 60 лет, здесь обучаются представители 160 стран мира, около 500 национальностей. На сегодняшний день выпускники Университета работают в 170 странах мира. Миссия РУДН – объединяя знанием людей разных культур, РУДН формирует лидеров, которые делают мир лучше.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Соглашение о сотрудничестве между НИИРК и Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации было подписано в октябре 2022 года. 

В рамках соглашения планируется проводить совместные исследования по вопросам развития научных коммуникаций, реализации гуманитарной политики РФ за рубежом, содействия международному развитию, совершенствования моделей и программ приграничного, межрегионального, международного сотрудничества; разрабатывать и реализовывать программы академической мобильности для аспирантов и молодых ученых; проводить научные мероприятия, публиковать совместные научные доклады и результаты научных исследований.

РАНХиГС стал седьмым крупным университетом, с которым НИИРК будет осуществлять взаимные консультации, обмен научной информацией, реализовывать совместные научные и образовательные проекты.

Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Кыргызской Республики имени Казы Дикамбаева

Академия начала работу в 2001 году. Изначально работала только одна программа – «Международные отношения», но, учитывая потребности МИД КР и рынка труда в соответствующей области, были открыты такие программы, как «Юриспруденция» и «Экономика».

Далее, в контексте современных реалий, возникла необходимость в повышении высококвалифицированного кадрового потенциала, как на государственной службе, так и во всех сферах экономики страны: специалистов, которые не просто получили бы качественное образование, но научились бы мыслить глобально, проявлять инициативу; кадров, которые имеют коммуникационные и презентационные навыки. Уже в 2017 году, совместно с МГИМО, заработали программы по направлениям «Менеджмент» и «Управление бизнесом», а в 2018 года был осуществлен прием на направления «Журналистика» и «Лингвистика».

Координационно-методический центр по вопросам новейшей истории Узбекистана при Акаде-мии наук Республики Узбекистан

Соглашение о сотрудничестве между НИИРК и Координационно-методическим центром по вопросам новейшей истории Узбекистана при Академии наук Республики Узбекистан было подписано в ноябре 2022 года. Документ направлен на развитие международной научной коммуникации, совместное проведение научных мероприятий (конференций, академических семинаров, круглых столов, дискуссий), а также на проведение и реализацию совместных фундаментальных и прикладных исследований.

Союз журналистов России

Общероссийская общественная организация "Союз журналистов России" является основанным на членстве творческим неполитическим общественным объединением, учрежденным для осуществления деятельности по защите интересов журналистов России.

Соглашение о взаимодействии между НИИРК и Союзом журналистов России было подписано в сентябре 2021 года в ходе международного форума современной журналистики «Вся Россия — 2021».

Заключенное соглашение даст импульс для использования научной базы Института в интересах современной журналистики, а также позволит получать достаточный объем оперативной информации, который ляжет в основу глубокого всестороннего анализа основных изучаемых Институтом вопросов, направленных в том числе на укрепление «пояса добрососедства» по внешнему периметру Российской Федерации.

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Создан 1 августа 2012 года в результате объединения Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (ФИНЭК) и Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (ИЖЭКОН). В объединенном университете сохранены научные школы, инновационные учебные курсы, передовые обучающие технологии, образовательный и научный потенциал, а также лучшие традиции советского и российского образования.

В июне 2022 года рамках Петербургского международного экономического форума состоялось подписание Соглашения о взаимодействии между НИИРК и Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом. Подписанное соглашение открывает новые возможности для взаимодействия в разработке и реализации совместных научно-практических, научно-исследовательских, издательских программ и проектов, направленных на развитие инновационных форматов сотрудничества, в том числе цифровых.

Администрация президента республики Южная Осетия

Соглашение о взаимодействии между Институтом и Администрацией Президента Республики Южная Осетия было подписано 29 марта 2022 года.

Соглашение открывает возможности для взаимодействия по реализации совместных проектов по продвижению российских научных достижений, развитию научного потенциала Республики Южная Осетия путем укрепления научных, образовательных, культурных связей России и Республики Южная Осетия. Стороны договорились обмениваться информацией, проводить научные мероприятия и экспертные обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес, а также совместно осуществлять проектную деятельность, направленную на разработку и реализацию проектов и стратегических инициатив в области развития Республики Южная Осетия.

Юго-Осетинский государственный университет А.А. Тибилова

Университет ЮОГУ (ранее - ЮОГПИ) был основан в 1932 году. Сегодня на 5 факультетах получают образование будущие преподаватели гуманитарных и естественных дисциплин, журналисты, политологи, юристы, экономисты, фармацевты, психологи, инженеры-строители, инженеры-механики. ЮОГУ – один из центров научного осетиноведения. Учеными университета созданы фундаментальные монографии по современному состоянию и истории осетинского языка и литературы, этнологии, археологии, истории и культуре, словари и учебные пособия для вузов, школ и детских образовательных учреждений. В университете действует медико-биологическая лаборатория, оснащенная современным оборудованием.


Соглашение о сотрудничестве между НИИРК и Университетом было подписано 30 марта 2022 года.

Сочинский Государственный университет

Сочинский государственный университет основан в 1989 году. Вуз сыграл важную роль в подготовке кадров и волонтерском сопровождении зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Ученые университета разработали научно-методические пособия, по которым курсы обучения прошли более 14 тысяч специалистов индустрии гостеприимства для работы на олимпийских объектах. За годы своей деятельности университет подготовил более 40 тысяч высококвалифицированных специалистов. Преподаватели и студенты Сочинского государственного университета ведут активную научную работу.

Ни Ицзя

Во время практики я работала над научным исследованием "Зарубежная гуманитарная политика Китая: направления, проекты, законодательство". Благодаря стажировке я лучше стала разбираться в законодательстве и проектах, связанных с иностранной гуманитарной деятельностью в Китае. Я научилась быстрее находить информацию и лучше ее анализировать, а также и общаться с командой, кроме того я смогла потренировать навыки логического мышления.

Гончар Яна Александровна, студентка РАНХиГС

В период прохождения практики мне поручалось решение следующих задач: выполнение индивидуального задания по сбору данных об организации, анализ и оценка PR- и рекламных коммуникаций компании, проведение исследования и выполнение проектного задания (кейса) для НИИРК. А также работа над исследовательским проектом «День в истории», определение конкурентов компании, составление вопросов и ответов к презентации рейтинга дружественности стран, выполнение задач по продвижению Международного клуба молодых исследователей.

В период прохождения практики я ознакомилась с деятельностью института, приобрела такие важные навыки, как: работа в команде, анализ компании, грамотный подход и проявление активности к выполнению поставленных задач.

Полученные навыки и опыт за время прохождения практики обязательно пригодятся мне в будущей работе в данной сфере деятельности.

Се Ланьсюань

В ходе стажировки я вместе с партнером работала над докладом "Гуманитарная политика Китая за рубежом: направления, проекты, законодательства". Благодаря этой работе я смогла ознакомиться с большим количеством материалов и развить свои навыки в поиске и извлечении информации, а также глубже понять последствия и влияние национальной политики и законодательства. 

Это позволило мне стать более осведомленной о тенденциях в китайской зарубежной гуманитарной политике и следить за этим процессом. Совместная работа с коллегами над выполнением заданий помогла мне научиться работать эффективнее. В целом, эта полезная работа помогла мне развить мое внутреннее "я" и мои навыки.

Декабрь, 2022.

Ли Чэньси

На практике я с партнером написала доклад на тему "Методы борьбы с киберпреступностью", основанный на опыте китайской молодежи. В докладе мы рассмотрели возможности, как бороться с киберпреступностью в Китае с позиций "страны", "школы" и "семьи". Во время исследования я больше узнала о сетевой информационной безопасности Китая. Я поняла, насколько важна командная работа над проектом и взаимодействие, мы с партнерами смогли попрактиковать метод дивергентного мышления. Для меня такая практическая работа была крайне полезной. Спасибо за предоставленную возможность участвовать в исследовании.

Декабрь, 2022.

Ма Фэйсян

Во время практики мы с партнером написали отчет под названием "Методология борьбы с киберпреступностью на опыте китайской молодежи". В ходе работы мы сделали выводы о том, как бороться с киберпреступностью в Китае с позиции государства, школы и семьи. Эта практика дала мне лучшее понимание сетевой информационной безопасности в Китае. Я также узнал о том, как полезна командная работа для стимулирования индивидуального мышления, что принесло мне большую пользу. Мне очень понравился эта практика, и я благодарен за предоставленную возможность.

Декабрь, 2022.

Оставьте свои контакты 

И мы зарегистрируем вас на мероприятие:

Звонова Мария Евгеньевна

Ввиду того, что я являюсь представителем своих двух родных стран – Эстонии и России, сфера моих научных интересов с самых первых курсов касалась проблем и перспектив взаимодействий между соседствующими государствами, а также особенностей коммуникаций между ними. Мне всегда хотелось развивать более дружественную и добрососедскую повестку между Россией и исследуемыми странами, поэтому когда я узнала о НИИРК: о проводимых фундаментальных и новейших исследованиях и о самой миссии организации - развитие многостороннего конструктивного диалога, то мне, конечно, захотелось привнести свой посильный вклад в реализацию миссии и целей Института. Таким образом уже более года я с большим интересом принимаю участие в научных круглых столах (как участник и как слушатель), в исследованиях коммуникационных режимов; помогаю в сборе и проработке данных для НИРов; благодаря наставничеству НИИРК удалось написать научную статью, которая была опубликована в журнале ВАК. Также НИИРК – это площадка, где имеешь честь познакомиться не только с единомышленниками, но и с большим количеством очень уважаемых и умных людей, которые благодаря своим знаниям и научным трудам вносят свой вклад в развитие Института.

НИИРК помог мне развиться не только с научной стороны, но и дал возможность через журнал «Перспектива. Поколение поиска» поделиться с остальным миром взглядами, идеями и целями, которые касались добрососедства, межкультурного диалога.
Январь 2022 г.

Публикация: Звонова М.Е. Дружественность страновых коммуникационных режимов на примере российско-эстонских отношений в образовании / М.Е. Звонова // Обозреватель. – 2021. – №10. – с. 40-53.