Национальный исследовательский институт развития коммуникаций (НИИРК) представил результаты ежегодного мониторинга дружественности коммуникационных режимов соседних с Россией стран. Исследования проведены по 14 странам, восемь из них признаны дружественными, а в разряд откровенных недругов попали четыре: Эстония, Латвия, Литва и Украина. Еще две, Грузия и Молдавия, считаются относительно дружественными государствами.
Дружественность коммуникационного режима – это сумма условий и правил межстрановой коммуникации. В исследовании НИИРК учитывалась не только политическая составляющая, но и общее отношение населения к России. Российские и зарубежные эксперты проанализировали в общей сложности 68 показателей – такие как свобода передвижения, отношение к русскому языку, экономические связи, научные и культурные коммуникации, голосование в ООН и т. д.
По итогам исследования выяснилось, что Россия сохраняет хорошие отношения как минимум с восемью соседними странами из 14. Безусловным лидером рейтинга была и остается Беларусь.
Зафиксировано улучшение динамики взаимоотношений с такими дружественными странами, как Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан.
Армения, Казахстан и Кыргызстан попали в группу «флуктуирующих режимов» – там, согласно исследованию, история взаимоотношений с Россией начинает пересматриваться и условия развития коммуникаций, вероятно, будут меняться к худшему.
Армянский кейс
Очевидно, что взаимоотношения между Россией и Арменией довольно глубокие и не ограничиваются лишь политическими двусторонними контактами. Речь идет о том, что сегодня отношения между двумя странами достаточно интенсивные практически во всех сферах: от экономики до культуры. Армянское общество традиционно хорошо относится к России и считает ее союзником Армении.
Однако, согласно исследованию НИИРК, Армения с третьего места в списке рейтинга дружественности спустилась на пятое, и есть тенденции к возможному ухудшению данных показателей. Попробуем разобраться в чем дело.
Первая причина: в стране на протяжении многих лет выстроена и активно действует целая сеть неправительственных организаций, которые имеют иностранное финансирование и вполне конкретные внешнеполитические задачи.
Сегодня сложно найти такой марз (область) или город в Армении, где нет НПО с иностранным финансированием (в основном США и ЕС). Основная цель всех этих организаций – изменение менталитета армянского народа, его восприятия действительности, а также пересмотр традиционных ценностей, которые лежат в основе армянского кода.
Деятельность подобных общественно-политических единиц со временем начала давать свои плоды: некоторая часть общества оказалась в заблуждении и перестала понимать реалии вокруг Армении. Молодое поколение зачастую стало больше понимать и принимать чужие ценности, нежели осознавать армянские. В конечном итоге некоторые такие люди сегодня оказались и в рядах власти.
Вторая причина: продвижение некоторыми лицами во власти антироссийской повестки в угоду западным странам. Особенно в последнее время все больше заметно, что даже некоторые провластные СМИ раскручивают недружелюбные тезисы в отношении России. К сожалению, эти провластные круги наивно полагают, что Запад придет на помощь Армении и решит все проблемы за нас. Такая политика ошибочна и чревата самыми непредсказуемыми последствиями.
Третья причина: отсутствие системной и масштабной работы на российско-армянском общественном и культурно-гуманитарном треке. Молодежь больше вовлечена в западные проекты, нежели в российско-армянские, поэтому армянское молодое поколение мало осведомлено о России и ее роли в регионе, и о других деталях нашей двусторонней повестки.
Сегодня Армения оказалась перед судьбоносными вызовами, но в условиях, когда ей извне постоянно пытаются навязать ложные и манипулятивные ориентиры.
Общественность пытаются убедить, что Россия не является союзником Армении, и это в том случае, когда на земле единственной страной, которая реально повлияла на ситуацию в свете недавних событий в Карабахе и на границе Армении, является именно Россия.
Есть объективные реалии, когда ситуация и обстоятельства складываются так, что между Ереваном и Москвой местами возникает недопонимание, но это не означает, что нужно в угоду всем недоброжелателям идти на какие-то резкие шаги и отказываться друг от друга.
Что делать?
Нам всем хорошо известно об итогах антироссийской политики на постсоветском пространстве. Ярким примером является Украина, которая, к моему большому сожалению, стала полем столкновения геополитических центров силы. Я смотрю сейчас и понимаю, что для внешних игроков дальнейшая судьба Украины и ее народа ничего не значит. Украина стала инструментом реализации внешнеполитических целей и задач западных стран. Я бы очень не хотел, чтобы Армения также становилась антироссийским плацдармом в руках внешних сил, так как хорошо понимаю, что от этого пострадает в первую очередь сама республика и ее интересы.
Безусловно, в первую очередь сами армяне должны заботиться об интересах своей страны, но, как отметили эксперты НИИРК, России необходимо продолжать развивать связи со странами постсоветского пространства.
Армения – небольшая страна, которая продолжительное время находится под внешним давлением, поэтому России нужно объяснить армянскому обществу, как обстоят дела в окружении республики. Россия всегда приходила на помощь многим на протяжении истории, однако, сегодня изменились методы и технологии работы.
Россия может выбрать правильные коммуникационные стратегии и помочь странам постсоветского пространства осознать и понять свои собственные интересы.
Первое – необходимо проводить системную активную работу на российско-армянском общественном и культурно-гуманитарном треке, привлекая в первую очередь молодежь Армении и России. Необходимо выстраивать форматы, в рамках которых армянская и российская молодежь будут активно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге и обмениваться опытом.
Второе – важно, чтобы армянская молодежь понимала роль России и важность наших двусторонних отношений и наоборот, чтобы и российская молодежь считала Армению страной-союзником. В этом смысле важны двусторонние научные, экспертные и образовательные проекты, которые будут ориентированы на молодежь. В таком случае своеобразные манипуляции извне не будут достигать своих целей, если молодежь будет просвещенной.
Третье – популяризация русского языка среди молодежи. Молодое поколение Армении все меньше владеет русским языком. Язык сближает и объединяет. Инициатива НИИРК сформировать и поддержать развитие Центров бесплатного обучения русскому языку является своевременным и крайне важным шагом для укрепления российско-армянских отношений, как сейчас, так и в перспективе.
Четвертое – важно, чтобы Российская Федерация продвигала в Армении свои IT-технологии. Поддержка IT-сферы – то, что от России ждут многие в республике. Именно в этой сфере сегодня задействована большая часть молодежи страны.
Я думаю, если удастся реализовать перечисленные проекты, Армения имеет все шансы в ближайшем будущем подняться в рейтинге дружественности к России, так как это исходит из подлинных армянских интересов, но нам в этом вопросе нужна также и поддержка России.