Доклад на Круглом столе на тему «Актуальные вопросы политико-экономических аспектов современных армяно-российских отношений»
Ереванский государственный университет
7 октября 2025 года, вторник
Г.Ереван, Республика Армения
Каковы отношения между Российской Федерацией и Республикой Армения? Есть ли позитивная динамика развития? Сохранятся ли они в союзническом формате или претерпевают трансформации? Как известно, эти вопросы часто являются предметом жарких дискуссий в СМИ и социальных сетях, а порой и в межгосударственных политических дискуссиях и на международных площадках. Поражение прозападной оппозиции в Грузии на выборах 2024 года и нынешнее обострение российско-азербайджанских отношений создали новую геополитическую ситуацию на Южном Кавказе, которая по инерции сделала российско-армянские отношения ещё более ценными как для Запада, так и для России. После потери Грузии Брюссель и Вашингтон в последний год предприняли все возможные шаги для укрепления своего влияния на Южном Кавказе и вытеснения России, хотя этот процесс начался ещё в 2018 году, после смены власти. Этому во многом способствовало тяжёлое поражение Армении в войне 2020 года, вынужденная миграция армянского населения из Арцаха и последующие события. Другим важным фактором стала начавшаяся в 2022 году и продолжающаяся российская спецоперация на Украине. В результате в нашем регионе образовался определённый вакуум влияния, который активно заполнялся западными странами.
Очевидно, что вокруг Армении сложилась нестабильная геополитическая ситуация. Рассматривая в хронологическом порядке процессы, произошедшие за последний год, я попытаюсь представить текущий политический и политологический дискурс по актуальным проблемам российско-армянских отношений и реалии межгосударственных отношений. (Мы также использовали выводы вышеупомянутых авторов, с которыми мы согласны; Томас де Ваал, Олеся Вартанян, Дунамалян Н. A.) Общий контекст таков: российско-армянские отношения становятся всё более напряжёнными, но Армения по-прежнему сильно зависит от России в энергетическом и торговом секторах, а также формально остаётся военным союзником. В то же время, в обществе поддерживается идея диверсификации внешней политики: практически никто не хочет возвращаться к существовавшей до 2020 года зависимости от России в сфере безопасности. Никол Пашинян и Владимир Путин воздерживаются от взаимной критики и в ходе личных встреч, много говорят о развитии партнёрства. Однако другие российские официальные лица высказываются менее дипломатично, предупреждая Армению о последствиях «недружественных шагов» в отношении Российской Федерации. С одной стороны, доза антироссийской риторики в выступлениях государственных деятелей и окружающих их СМИ довольно высока, с другой — тёплая встреча Пашиняна и Путина в Китае, а также предшествовавшие ей официальные визиты Лаврова и Матвиенко, создают иное впечатление.
Далее, я бы выделил намеренное нагнетание страстей вокруг членства Армении в ОДКБ. Здесь наблюдаются весьма негативные сдвиги. Ереван заморозил участие в Организации Договора о коллективной безопасности (https://tass.ru/ekonomika/24146291 ), согласился на размещение группы гражданского мониторинга ЕС на границе с Азербайджаном, отвергнув при этом аналогичное российское предложение. Чтобы побудить Армению предпринять эти шаги, западные лидеры, чиновники тоже сделали шаги навстречу Еревану. Европарламент принял резолюцию о необходимости предоставления Армении статуса кандидата в члены ЕС, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, тогдашний глава европейской дипломатии Жозеп Боррель и госсекретарь США Энтони Блинкен встретились с Николом Пашиняном в Брюсселе, пообещав ему политическую и финансовую поддержку (https://www.primeminister.am/ru/press-release/item/2024/04/05/Nikol-Pashinyan-Announcement/). Несмотря ни на что, Армения официально пока не вышла из этой структуры. Цель действий тандема Вашингтон/Брюссель — обеспечить устойчивый дрейф Армении от России в сторону Запада. В результате этого процесса Армения с начала года медленно, но верно разворачивается в сторону Запада. С начала года ей удалось договориться о стратегическом партнёрстве с США (https://www.rbc.ru/politics/14/01/2025/6786b0579a7947f87fe1f8e9) и начать работу над законом о вступлении в ЕС. И хотя формально Армения остаётся частью российского пространства, остановить её дрейф на Запад, похоже, будет очень сложно. Это проблема номер один в армяно-российских отношениях. В последний год, когда европейские наблюдатели начали работать в Армении, западная дипломатия всячески пыталась укрепить веру в то, что что прежние времена прошли и формальная привязка Армении к России больше не является преградой для сближения с западными структурами даже в чувствительных вопросах обороны и безопасности.
В то же время нынешние власти Армении хорошо понимают, какие опасности и риски могут возникнуть при выходе из сферы влияния России. В публичных заявлениях армянское руководство продолжает говорить о многовекторной внешней политике и развитии отношений со всеми мировыми центрами силы. Но на практике речь идет о постепенном углублении связей с Западом, в ожидании подходящего момента, чтобы оформить новые союзные отношения. Армяно-российские отношения в настоящее время характеризуются взлетами и падениями. В правительстве есть и прагматики. Они хорошо знают; разрыв с Россией обрушит армянскую экономику, оставит страну без дешевого газа и даже может привести к новой войне с Азербайджаном. Дрейф на Запад также вызывает серьезную обеспокоенность у Ирана. Перед каждым серьезным шагом на этом направлении армянские чиновники проводят подготовительную работу с соседями. Например, стараются накануне съездить в Тегеран, чтобы успокоить иранские опасения по поводу усиления западного влияния в регионе. В Москве к этому процессу относятся весьма сдержанно. Причина такой сдержанности Москвы совсем не в том, что она решила смириться с новой реальностью или считает справедливой обиду Армении за нежелание поддержать ее во время потери Карабаха. А в том, что война в Украине все больше отвлекает внимание России от других соседей.
Влиятельные силы, как на Западе, так и в регионе, заинтересованы в том, чтобы ввести Армению в антироссийскую зону, каждая из которых имеет свои интересы и цели. Эта политика сталкивается с серьёзным препятствием – близостью и дружбой армянского и русского народов, сложившимися на протяжении трёх веков. В этом году в традиционном шествии «Бессмертного полка» в Армении приняло участие рекордное количество человек — более 10 000, сообщили в офисе («Бессмертного полка» https://ria.ru/20250512/erevan-2016580140.html) . «Это подчёркивает глубокое уважение и память народа Армении о подвиге советского народа в годы войны». Подавляющее большинство армянского общества, в отличие от прозападного меньшинства, прекрасно понимает, что путь Армении к европейскому «светлому» будущему будет очень непростым. Энергетические, торгово-экономические, коммуникационные, транспортные, продовольственные проблемы и проблемы безопасности, которые обрушатся на Армению, подобно потопу, сделают европейское «светлое будущее» концом армянской государственности и родины. Простейшие расчёты, неоднократно опубликованные специалистами-экономистами, показывают, что разрыв двухсотлетних традиционных связей, сформированных в результате пребывания в составе Российской империи и советского государства, поставит страну на грань нового краха. Но я считаю ещё более опасным осложнение демографической ситуации. Конечно, новые трудности повлекут за собой новую волну эмиграции, как это произошло в 90‑е годы. Очевидно также, что это истощит наши человеческие ресурсы. Если попытаться перечислить опасности и вред европейского будущего Армении, то не хватит и нескольких дней. Перечислять преимущества бессмысленно, поскольку лидеры ЕС даже не думают о включении Армении в ЕС. Провал евроинтеграции Грузии и Украины — тому подтверждение. Такова реальность. Понимая это, армянские власти порой пытаются найти третий путь, найти некую третью тропу, между прозападной политикой и российской ориентацией. Характерным в этом плане является заявление президента Армении Ваагна Хачатуряна от 11 сентября. Президент Армении счел, что страна перестала быть «младшим братом» России. Армения превратилась из «младшего брата» России в партнера, сказал президент республики. Он добавил, что Ереван придерживается договоренностей с ЕАЭС и ЕС, несмотря на заявления Москвы о невозможности совмещения этих союзов. Отношения Армении с Россией за последние годы переросли формат «старшего и младшего брата» и стали по-настоящему партнерскими, рассказал в интервью RTVI президент республики Ваагн Хачатурян. По его словам, в Ереване хотят, чтобы Москва учитывала самостоятельные решения армянских властей. «Армянская власть работает для жителей Армении, для благополучия республики и процветания. Для этого правительство должно само решать, с кем и как работать, торговать, строить дипломатические отношения», — отметил Хачатурян. Президент признал, что Армения сохраняет экономическую зависимость от России, но подчеркнул, что и сама Москва в определенной мере зависит от Еревана. (https://www.rbc.ru/politics/11/09/2025/68c300979a7947f8c14dbb14?fbclid=IwY2xjawMwq99leHRuA2FlbQIxMQABHkH0TLZPs7vUmBI3mZEnkQDj76sOFbbPELb8b0L4A0uFfEdozZgDy6H6RHsO_aem_wjfgQv_WPn4U-Cmjtoy8Mw )
Еще одно важное обстоятельство. Армяно-российские отношения находятся в контексте процесса, начавшегося 9 ноября 2020 года, после окончания второй арцахской войны. Условно его можно назвать «холодной войной модераторов». Она не завершилась и сейчас практически достигла своего пика. В чём же суть этого процесса на самом деле? Внешне он преподносится как «миролюбивая, посредническая» миссия по обеспечению стабильного мира в регионе Южного Кавказа. Однако на самом деле мировые центры силы открыто или за кулисами ведут борьбу, стремясь возглавить процесс армяно-азербайджанского примирения и перенести подписание соглашения в Вашингтон или Брюссель, чтобы максимально обеспечить свои интересы и достичь далеко идущих стратегических целей в регионе. Важную роль играет также периодическая активизация и весьма эффективное вмешательство в этот процесс крупных региональных игроков – Турции и Ирана. За это время были попраны все нормы и принципы международного права, морали и гуманизма. Под лозунгом установления мира между Арменией и Азербайджаном стороны, посредством закулисных бесчестных интриг, сосредоточились главным образом на реализации Зангезурского коридора, энергетических каналов, антииранских и антироссийских планов. В 2020–2022 годах модерация осуществлялась из Москвы. Встречи Алиева и Пашиняна в основном проходили под патронажем Кремля. Украинская война фактически дала западным стратегам возможность перехватить модерацию и перенести её на так называемые брюссельскую и вашингтонскую площадки. Здесь осуществлялось более эффективное «миротворчество». Арцах признали частью Азербайджана, армяне были изгнаны, российские миротворцы ушли, и. т.д. и т.п. Конечно, «миролюбие» сопровождалось хвалебной антииранской и антироссийской риторикой, шоу еврореферендумов и яростным медиатеррором псевдозападников. Казалось, всё могло бы закончиться, когда было объявлено об успешном завершении армяно-азербайджанских онлайн-переговоров и готовности подписать соглашение, но, увы, предварительные условия Баку омрачили радость брюссельских лидеров, ожидавших дня украинизации и открытия второго фронта против России. Здесь, конечно, основная надежда на граничащий с Россией Азербайджан. Главное – убрать российскую военную базу из Армении и настолько поддержать Баку за счёт армянских интересов, чтобы Алиев просто почувствовал себя обязанным открыть второй фронт. Грузия почтительно отвергла эту авантюру. Теперь Трамп спешит перехватить инициативу у Москвы и Брюсселя. Встреча Трампа, Пашиняна и Алиева состоялась в Белом доме (https://www.primeminister.am/ru/press-release/item/2025/08/09/Nikol-Pashinyan-visit-US-declaration/) . Было подписано несколько документов. Но одно я могу сказать точно. Соглашение – это текст, написанный на бумаге. Он мгновенно теряет смысл в результате изменения политической ситуации. Всё, что будет подписано, в конечном итоге будет отредактировано Тегераном и Москвой. И мы все знаем, в каком абсурдном положении сегодня находится так называемое международное право.
В заключение хотелось бы подчеркнуть важные тезисы выступлений лидеров Китая, России, Индии и других стран на саммите ШОС, которые нельзя игнорировать при разработке стратегии и тактики внешней политики Армении. Позитивная встреча и дружеская беседа премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента России Владимира Путина на саммите , является долгожданным и обнадеживающим событием для меня и многих других (https://www.primeminister.am/ru/press-release/item/2025/08/31/Nikol-Pashinyan-met-with-Vladimir-Putin/). Это означает, что отныне можно констатировать окончательный провал политики международной изоляции и санкций против Российской Федерации. И напоследок хочу добавить, что Армении непременно необходимо учитывать эти тенденции, поскольку все граничащие с ней или близкие соседи являются либо членами, либо наблюдателями/кандидатами на членство в этих двух структурах.