Валентина Комлева, заместитель директора Национального исследовательского института развития коммуникаций (НИИРК) по научной работе, приняла участие в круглом столе в Совете Федерации на тему «Решающая роль в Победе над гитлеровской Германией как одна из основ международного статуса России». В составе экспертов она обсудила методы борьбы с искажениями исторической правды о Второй мировой войне.

Дискуссию вел сенатор Алексей Пушков, который выделил три основные направления попыток искажения истории: замалчивание роли СССР, замещение заслуг СССР заслугами англо-саксонского мира (в первую очередь США), и внедрение этого замещения в общественное сознание. По его словам, в научной среде роль СССР в Победе не ставится под сомнение, но в коллективной памяти западные союзники часто преувеличиваются, а подвиг советского народа отодвигается на задний план.
В своем докладе Валентина Комлева отметила, что НИИРК ежегодно проводит мониторинг коммуникационных режимов постсоветских стран по 74 показателям, включая:
- Сохранение памятников, памятных мест, связанных с общим историческим прошлым, культурой и историей России
- Сохранение государственных памятных дат, связанных с общим историческим прошлым, культурой и историей России
- Трактовка исторических событий, связанных с Россией, в т.ч. в школьных учебниках
Анализ данных показал, что Великая Отечественная война как ключевой элемент национальной идентичности сохраняется лишь в России, Беларуси, Южной Осетии и Абхазии.
В этих же странах, а также некоторых Республиках Центральной Азии и Южного Кавказа историческая память поддерживается государством и используется в патриотическом воспитании.
Валентина Комлева подчеркнула, что при этом каждое постсоветское государство акцентирует внимание на индивидуальном вкладе своего народа в Победу над нацизмом. Тема общности советского народа прослеживается не везде.
Эксперты сошлись во мнении, что западный нарратив, принижающий роль СССР в Победе, внедряется на разных уровнях — научном, культурном и образном, и для борьбы с этим необходимо делать упор на внутреннюю аудиторию, особенно на молодежь.





