VIII Международную научно-практическую конференцию «Россия и мир: диалоги – 2024. Силы притяжения» организует Национальный исследовательский институт развития коммуникаций (НИИРК). Мероприятие представляет собой площадку для развития научной коммуникации и обмена мнениями ведущих учёных и экспертов из разных стран.
В программе конференции Пленарное заседание и ряд экспертных дискуссий. Секция «Стратегические регионы России: Север» под руководством ведущих специалистов (Подоплёкина А. О., Клепиковской А. В., Кузьменко Е. А.) подготовлена в партнёрстве с Комитетом Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики и редакцией журнала «Россия: общество, политика, история».
В ходе обсуждения эксперты рассмотрели вопросы развития Российского Севера, в том числе Арктической зоны Российской Федерации, как пространства для реализации экономических, научно-технических и социокультурных потенциалов России, освоения логистических ресурсов, продвижения научных исследований. В процессе дискуссии были определены возможности макрорегиона с точки зрения привлечения квалифицированной трудовой миграции, а также предложены научно-экспертные рекомендации по вопросам международного сотрудничества в Арктической зоне Российской Федерации.
Экспертная дискуссия поделена на два блока: первый блок посвящён социальному развитию, экологии и туризму на Российском Севере и в АЗРФ, второй блок коснулся темы «Российский Север и АЗРФ как пространство международных отношений и сотрудничества».
Первый доклад – совместное исследование Игоря Жеребцова, директора Института языка, литературы и истории Федерального исследовательского центра «Коми научный центр Уральского отделения РАН», д.и.н., Игоря Васкулова, заместителя директора по научной работе, заведующего отделом археологии Института языка, литературы и истории Федерального исследовательского центра «Коми научный центр Уральского отделения РАН», к.и.н. и Юрия Шабаева, заведующего сектором этнографии Института языка, литературы и истории Федерального исследовательского центра «Коми научный центр Уральского отделения РАН», д.и.н..
В своей работе эксперты рассмотрели вопросы новейших археологических и этнографических исследований в арктической зоне Европейского Северо-Востока. Вывод, к которому пришли ученые: политику освоения Арктической зоны, в первую очередь, надо рассматривать не как комплекс взаимосвязанных мер по освоению ресурсов, а как социально ориентированную политику, главной целью которой является окультуривание северных территорий и формирование на них укорененного населения (что не отрицает его миграционной подвижности). Для этого следует:
- Создать комплекс достаточных стимулов для того, чтобы обеспечить более высокий жизненный уровень населения, проживающего в городах Арктической Зоны и на субарктических территориях, а также стимулов, гарантирующих более высокую доходность бизнеса в Арктике, особенно малого и среднего.
- Организовать комфортную городскую среду, в полной мере учитывающую потребности человека и формирующую условия для адаптации человека к климатическим и социальным условиям северных территорий, активного межличностного и сетевого взаимодействия представителей местных сообществ. Надо создать такую архитектурную среду, чтобы в северных городах людям хотелось жить, а не только зарабатывать деньги.
Мария Питухина, ведущий научный сотрудник Института экономики Федерального исследовательского центра «Карельский научный центр РАН», д.п.н. в своем докладе «Социальный климат в моногородах Арктики» рассматривает три острых вопроса освоения территории: низкий уровень заработной платы по региону, недоступность жилья, дефицит медицинских кадров.
«Решение данных вопросов я вижу в ликвидации дефицита кадров в здравоохранении и активизации работы по борьбе с инфекционными заболеваниями, эпидемиями и пандемиями, совершенствовании инструмента «Арктической ипотеки» — выдавать её на строительство коммерческих помещений, в том числе гостиниц. Также необходимо развивать промышленный, этнокультурный, экологический туризм, содействовать инновационной модернизации моногородов», — подытожила Мария Питухина.
*В ходе второй части дискуссии эксперты рассмотрели тему Российского север и АЗРФ, как пространства международных отношений и сотрудничества.
Доцент кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Чрезвычайный и Полномочный Посланник II класса, к.ю.н. Василий Коваль в своем докладе очень подробно рассмотрел «Внешнеполитические приоритеты России в развитии Арктического региона» и подчеркнул, что «Россия продолжает выстраивать многовекторную политику сотрудничества Арктике, которая была провозглашена в Стратегии развития арктической зоны до 2035.».
«Новая Россия способствовала созданию международных региональных организаций (Совета Баренцева/Евроарктического региона, Арктического совет и др.), развитию системы международных договоров в различных сферах сотрудничества, в результате чего формировалась система арктического управления. СБЕР внес важный вклад в поддержание мира и стабильности на Севере, его устойчивому социально-экономическому развитию, защите окружающей среды, укреплению всесторонних связей и контактов между людьми. С приходом в Арктику ряда неарктических стран, а также крупного бизнеса и ряда международных общественных структур создавались новые формы и направления арктического сотрудничества. Однако сегодня значительное негативное влияние на международное сотрудничество оказала деградация его институтов, возрастающее геополитическое противоборство как в мире, так и в Арктике. Игравшие важную роль институты сотрудничества в Арктическом регионе подверглись влиянию геополитической повестки, несмотря на то, что в Оттавской декларации о создании Арктического совета, содержится положение о невключении политических вопросов в деятельность организации. С началом кризиса на Украине обстановка в Арктике претерпела существенные изменения. В результате активизировавшейся конфронтации «коллективного Запада против России произошло значительное осложнение отношений внутри арктического сообщества. Западные арктические государства заблокировали выработку общих подходов к решению важнейших для региона вопросов современной Арктики.В 2020–2023 гг. в условиях беспрецедентного санкционного давления был сформирован новый курс на стимулирование экономической активности во всех видах хозяйственной деятельности, развития дипломатических и внешнеэкономических связей», — рассказал Василий Коваль.
В режиме «онлайн» к обсуждению присоединилась Наталья Ерёмина, профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, д.п.н. с докладом «Арктическая повестка в СМИ стран ЕАЭС: есть ли интерес и перспективы сотрудничества?».
Матвей Чистиков, аспирант факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) в своем докладе проанализировал трансформацию арктической стратегии России в условиях кризиса системы международного сотрудничества.
Он считает, что «у системы международного сотрудничества в Арктике есть 4 основных сценария развития. Все они зависят от уровня конфликтности в международных отношениях и ведут к восстановлению или НЕ восстановлению мировой экономики. Но мировое большинство выбирает милитаризацию региона и искусственное сдерживание России в освоении этой территории через санкции, военно-политические угрозы и международную «изоляцию».
Способы адаптации Матвей Чистиков видит следующие: «Поворот на Восток» и укрепление оборонного потенциала России.
Полные доклады участников научной дискуссии VIII Международной научно-практической конференции «Россия и мир: диалоги – 2024. Силы притяжения» будут опубликованы в сборнике международной научно-практической конференции, а также в журнале «Россия и мир: научный диалог».