В Ташкенте 20 мая состоялся международный круглый стол “Гуманитарные и экономические аспекты миграции” в рамках VII международной научно-практической конференции “Россия и мир: диалоги — 2023. Цели и ценности”. Ее основным организатором является НИИРК в партнёрстве с PLOV.PRESS.
Обсуждение в гибридном формате прошло на площадке Филиала Астраханского государственного технического университета в Узбекистане.
Круглый стол в четвертый раз собрал экспертов из Узбекистана, России, Таджикистана, Кыргызстана, которые принимают участие в серии панельных дискуссий по вопросам трудовой миграции и выработке рекомендаций по улучшению положения в этой сфере.
Узбекистан стал для России главным источником трудовых мигрантов, отметила модератор встречи, руководитель проекта PLOV.PRESS Ольга Горбатовская.
“Надо сказать, что представительство Россотрудничества находится только в Ташкенте. А Узбекистан очень большой, согласитесь. И не всегда людям из удаленных регионов предоставляется возможность собраться и в активном формате поучаствовать в наших мероприятиях.
На сегодняшний день мне кажется принципиально значимым открытие ресурсных центров и не только, например, в Нукусе, не только в Термезе, но и в других регионах Узбекистана. И не два их должно быть, и даже не три. Это позволит взаимодействовать с конкретными образовательными организациями, да и просто с гражданами Узбекистана уже более предметно”, — считает эксперт.
Одной из основных проблем в миграционной политике РФ является отсутствие специальных регулятивных органов кроме МВД, который не может охватить миграционные процессы во всей их полноте. Это связано с тем, что функции уполномоченного органа — в распределении потока приезжих по регионам и занятиям, а миграционная сфера более многогранна и имеет серьезное социально-экономическое влияние. В России активно идет процесс решения данной проблемы — создана Комиссия по миграционной политике при правительстве, а также создана Комиссия по совершенствованию государственной миграционной политики в Совете безопасности.
— Будем надеяться, что в скором времени, у нас появится новый регулятивный орган, который поможет с решением вопросов миграции, — подчеркнула модератор.
Как отметила в ходе круглого стола д.с.н Валентина Комлева, заместитель директора Национального исследовательского института развития коммуникаций по научной работе (РФ), Институтом была поддержана череда этих важных, в том числе с научной точки зрения, мероприятий на такую сложную тему, как миграция.
Организованным трудоустройством граждан за рубежом не должна заниматься государственная структура, держать для этого специальный штат сотрудников и так далее, считает эксперт в сфере трудовой миграции к.э.н. Шухрат Исакулов, начальник Управления по развитию креативной экономики и реализации стартап-проектов Министерства культуры и туризма Республики Узбекистан.
— Организованная форма миграции составляет всего лишь несколько процентов из миллионов граждан, которые находятся за рубежом. Я думаю, что есть здесь системные проблемы — это вопросы организованной трудовой миграции, которые должны осуществлять лицензируемые юридические лица. Государство не должно заниматься непосредственно трудоустройством наших граждан. Этим могут, в частности, заниматься общественные организации диаспоры, в том числе находящиеся за рубежом, для них нужно создать достаточное внимание, нужно какое-то государственное финансирование и поддержка их деятельности. Действительно, такие организации, которые находятся в России являются очень хорошими помощниками в реализации государственной политики в сфере миграции, — считает Ш. Исакулов.
В ходе обсуждения отмечено, что новое направление в миграции, получившее название “релокации” — также одно из интереснейших и масштабных явлений. Оно дало возможность как бы посмотреть на трудовую миграцию с другой стороны. О своем опыте помощи релокантам в ходе круглого стола рассказала Луиза Салиметова, основатель информационной платформы Relocationuz.
Она, в частности, отметила, что релокантами “себя считают не только граждане Российской Федерации, Украины или Белоруссии, но и также узбекистанцы”. То есть все те, ранее жил за пределами страны, въехал и живет в Узбекистане с начала прошлого года.
В связи с новыми нюансами трудовой миграции на современном этапе, изменяется и ее восприятие обществом, считает к.и.н Лана Раванди-Фадаи, руководитель Восточного культурного центра и старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.
— Конечно, усложняется структура и направления миграционных потоков. И, соответственно, меняется и само восприятие миграции. Поэтому мы и образовали Восточный культурный центр, решили представлять культуру восточных народов — потому что самая большая проблема, это то, что восприятие восточных людей в России и других странах часто обрастает мифами, страхами, из-за чего этническое, конфессиональное и культурное многообразие может становиться причиной противостояния. И чаще всего это связано с неэффективным управлением миграционными процессами. И, конечно, непоследовательная миграционная политика, как стран-доноров, так и принимающих стран, приводит к росту нелегальной миграции, многочисленным нарушениям прав. А дискриминация и неравенство возможностей обостряют противоречия в обществе, где социальная сплоченность и гражданский мир являются объективно единственной формой мирного взаимодействия людей — отметила Лана Раванди-Фадаи.
То, что в межправительственном обсуждении вопросов миграции должны иметь свой голос не только чиновники, считает и эксперт Саиднумон Мансуров.
Есть Межправкомиссия, на уровне министерств труда двух стран, которая регулярно встречается по вопросам миграции. Там уже есть эти составляющие. Единственно — туда нужно дать возможность зайти аутсайдерам, не только госорганам, — сказал С. Мансуров.
По мнению эксперта, самый короткий путь к решению миграционных проблем — цифровизация процессов. В том числе, это помогло бы работе с общественными организациями диаспор в России, к которым, как показывает многолетний опыт, в первую очередь обращаются трудовые мигранты из Узбекистана, попадая в сложные жизненные ситуации.
“Надо сказать, что представительство Россотрудничества находится только в Ташкенте. А Узбекистан очень большой, согласитесь. И не всегда людям из удаленных регионов предоставляется возможность собраться и в активном формате поучаствовать в наших мероприятиях.
На сегодняшний день мне кажется принципиально значимым открытие ресурсных центров и не только, например, в Нукусе, не только в Термезе, но и в других регионах Узбекистана. И не два их должно быть, и даже не три. Это позволит взаимодействовать с конкретными образовательными организациями, да и просто с гражданами Узбекистана уже более предметно”, — считает эксперт.
В ходе круглого стола экспертами были обсуждены те моменты, которые требуют доработки по стандартам и требованиям миграционной политики. Одной из важных задач здесь является объединение для положительных изменений государственных органов и негосударственных структур. В том числе, общественных организаций диаспор, социально ответственного бизнеса. Немаловажно и мультиплицирование уже имеющегося положительного опыта. Это отмечалось экспертами в ходе всей серии круглых столов по миграционной политике.
Отметим, что в анализе рекомендаций, выработанных по итогам круглых столов, сегодня уже заинтересовано Агентство внешней трудовой миграции Узбекистана и ответственные органы Российской Федерации.
В числе таких рекомендаций, в частности, предложение о разработке дорожной карты мероприятий по поддержке организованной диаспоры за рубежом, в том числе с учетом мнений самих диаспоральных объединений. Помимо этого, планируется представить данный документ в правительство Узбекистана.