Издательский дом Perspectum в рамках Литературного клуба «Страницы без границ» приглашает читателей современной прозы на встречу с молодой писательницей Надеждой Алексеевой.
Её дебютный роман «Полунощница» стал одним из главных литературных событий года, попав в финал сразу двух крупнейших российских премий – «Большая книга» и «Ясная Поляна».
Место действия произведения разворачивается на Валааме. Остров, расположенный в акватории Ладожского озера, знаменит историческими достопримечательностями и духовной атмосферой.
Главный герой произведения – москвич Павел в поисках родни едет на остров волонтером. Неделя перед праздником Пасхи, проведенная на Валааме, меняет его жизнь.
О предстоящей встрече рассказала ведущая Литературного клуба Анна Хрусталева: «На встрече с писательницей поговорим о том, как родилась идея книги, и на что пришлось пойти, чтобы собрать для нее материал. О том, кому стоит непременно побывать на Валааме, а кому лучше отказаться от этой поездки. Где искать вдохновение и силы на литературное творчество и творчество вообще. И, конечно, расспросим Надю о ее новой книге, которая только что ушла в печать».
Встреча участников Литературного проекта Perspectum «Страницы без границ» запланирована на 29 октября
Посещение Литературного проекта Perspectum «Страницы без границ» по регистрации
5 причин прочитать книгу:
- Сюжет «Полунощницы» соткан столь затейливо, что невозможно остановиться, пока не распутаешь нити прошлого и настоящего, не разберешь переходящие один в другой узоры событий.
- Автор «Полунощницы» Надя Алексеева сама работала волонтером и выполняла монастырские послушания на Валааме. Глубокое погружение в материал, знание деталей местного быта позволили ей создать яркую и убедительную картину жизни Валаама.
- Роман раскрывает забытую страницу истории — Валаамский дом инвалидов, где ветераны ВОВ и их семьи жили до 1984 года.
- Сцены, наполненные остросоциальной проблематикой, соседствуют в книге с лиричными описаниями северной природы и монастырской архитектуры. Пронзительно искренние диалоги оттеняют трагические повороты сюжета. Все это усиливает эмоциональное воздействие на читателя.
- «В полночь, или немного спустя, когда пробьют в доску, как бы изображая последнюю трубу Ангела, все пробуждаются ото сна, как от смерти», — так описывал полунощницу, одну из служб суточного богослужебного круга, Архиепископ Фессалоникийский Симеон. После прочтения романа Нади Алексеевой хочется проснуться, отринуть покой и действовать — меняться самому и менять жизнь к лучшему.
Отзывы о романе
«Надя Алексеева замахивается в романе „Полунощница“ на большую историю. Но не застревает в прошлом, а крепко сплетает с выросшим из него настоящим. В нем личная память противостоит исторической, в святых местах процветает коррупция, а люди очень быстро забыли, как калечит война».
Евгения Власенко, автор канала «Книжная активистка» и проекта Knigagid
«„Полунощница“ не успокоительное, а в хорошем смысле мотивационное чтение. Сила романа в стремлении найти решение — поправить, починить, преодолеть непреодолимое — протянуть мост „через войну, через полвека, через Ладогу“, от одного человека к другому».
Дмитрий Горшенин, автор телеграм‑канала «Рембодлер»
«Меня впечатлили зримость деталей и длительность (подлинность) события в романе Надежды Алексеевой. Она предприняла смелую попытку реконструкции духовного озарения в трудном и уязвимом ракурсе „объективного“ свидетельства. Даже в сказочных сюжетах мудрецы нечасто выглядят правдоподобно, ведь одних только внешних признаков недостаточно».
Андрей Першин, автор блога о поэзии и рубрики «Сопоставления» в «Prosodia»
«Лично рецензенту понравилась идея о том, как маленькие трагедии Валаама незаметно сдаются в музей. Пусть несовершенные, грязные и спиртные, истории эти были подлинными, принадлежали настоящим людям, но их век подошёл к концу, и они необратимо покидают остров. Такова судьба Зимней гостиницы, где обретаются задиристые миряне Валаама. Они обречены на выселение с острова, который с уходом маргиналов станет богопристойнее, но чуть мертвей. Вот это чувство застекления, когда прошлое описывается и сдаётся в музей, пожалуй, самое тонкое, что есть в „Полунощнице“. Остальное можно технически сделать, а такое только понять и прочувствовать».
Антон Осанов, литературный критик
«Страстная неделя на Валааме становится в „Полунощнице“ временем, когда прошлое заставляет себя вспомнить, старые раны вскрываются, воспоминания о калечащих событиях прорастают в настоящее. Справедливость или смирение. Жизнь или доживание. Вот теперь героям и предстоит выбрать — даже если никакого выбора им не предложено. Этот роман — „наследник первой очереди“ большой русской литературы: внимание к „маленькому человеку“, взгляд на личное как социальное, гуманистический фокус — у них общее, родовое».
Дмитрий Захаров, писатель
Национальный исследовательский институт развития коммуникаций осуществляет поддержку нового Литературного проекта Perspectum «Страницы без границ». Его презентация состоялась в сентябре. Глава Издательского дома и заместитель директора НИИРК по медиа-деятельности Алина Гасумянова отметила, что, таким образом, его предшественник — ТГ-канал Perspectum|Страницы без границ предлагает своим подписчикам не только живое общение с писателями, но и обмен мнениями с единомышленниками, обсуждение знаковых произведений мировой литературы с критиками, яркие встречи с творческими людьми.
О других мероприятиях Литературного проекта Perspectum «Страницы без границ» — узнать в ТГ-канале