Насколько готовы сегодня ВУЗы и СУЗы Узбекистана к образовательным заказам от бизнеса? Ответы на этот вопрос предлагали на основе своего опыта эксперты, которых объединил круглый стол, организованный 29 сентября онлайн-изданием PLOV.PRESS совместно с НИИРК.
У ВУЗов, как узбекистанских, так и филиалов российской высшей школы в стране, большой потенциал, однако его нужно уметь преподнести, считает Татьяна Дергачева, кандидат экономических наук, доцент филиала Российского экономического университета имени Плеханова в Ташкенте.
Путем конкретной работы с работодателями головным ВУЗом в России разработана программа дополнительного профессионального образования и получена соответствующая лицензия.
— Мы выяснили, что многие работодатели, предприятия нуждаются в новом образовании, которое позволяет не терять времени. 7 месяцев обучения с гибким графиком, при этом у нас обучаются офлайн — вот эта форма очень устраивает работодателя. Думаю, есть потенциал для дальнейшего развития этого направления в филиалах российских вузов в Узбекистане, — считает эксперт.
Дополнительное профессиональное образование, в частности по дисциплине корпоративные финансы, а также активное сотрудничество с компаниями, организация встреч студентов с их представителями — одни из тех путей, которые позволяют удовлетворить растущие кадровые запросы бизнеса, с одной стороны, и трудоустроить молодых специалистов, с другой.
При этом важно и то насколько учебные заведения готовы к приему заказов от бизнеса на конкретные образовательные курсы, и то — насколько четко сформулирован самим бизнесом запрос на такие курсы.
Как показывают исследования, ТОП‑3 направлений, в которых хотят работать сегодняшние студенты, это — бизнес, управление и IT. Об этом говорила представитель Ассоциации работодателей Узбекистана Нигина Семейкина.
В числе сегодняшних позитивных изменений она отметила открытие в ряде вузов отделов карьеры студентов и работы с выпускниками.
С другой стороны и сами компании, понимая важность кадрового подбора, идут напрямую в вузы, делают презентации о себе для студентов 3–4 курсов, а также проводят тестирование, позволяющее выбирать будущих специалистов.
Таким образом, процесс сближения вузовского образования с запросами рынка не только реально начался, но и набирает обороты, хотя и не имеет еще системного вида.
Сегодня 99% специалисты, получившие определенное профессиональное образование, не соответствует реалиям рынка, которые нужны для работодателей. Так считает эксперт в области трудовой миграции Саиднумон Мансуров.
Работая сегодня в группе компаний, управляя персоналом в количестве 1 500 иностранных граждан, он отмечает, что специалистов для пуска швейного производства пришлось завозить из таких стран, как Шри-Ланка, Индия и Индонезия.
В тоже время профессия швеи, казалось бы, одна из самых массовых по обучению в Узбекистане. В чем причина неиспользования специалистов из Узбекистана? Она в том, что не хватает современных компетенций, а именно знания стандартов, необходимых для конвейерного производства, стандартов современного швейного предприятия. При подготовке швеи ориентируются на работу в домашних условиях. То есть всему, что касается скорости производства в сегодняшней легкой промышленности, моторики, знания техники не учат, отмечает эксперт. А именно этого требует рынок.
Свой опыт в проектах по подготовке специалистов по реальным запросам рынка представил в ходе экспертной сессии Бобур Фармонов, директор фонда развития науки и образования Ziyo Forum.
— У нас есть большой пул партнеров, и я хочу прямо отметить и подчеркнуть, что у нас огромный дефицит кадров, как в госсекторе, так и в частном секторе. Квалифицированных кадров всегда не хватает. Однозначно мы работаем с партнерами, изначально спрашиваем какого рода им кадры нужны. И исходя из запроса партнера разрабатываем проект, в котором подготавливаем практически целевые кадры, — подчеркнул руководитель Фонда.
При этом эксперт поднял и еще одну проблему — сегодня молодежь не готова работать в начале своего профессионального пути на небольшую зарплату, не готова реально оценить свою квалификацию, отсутствие должного опыта. То есть наработать тот уровень компетенций, который позволит получать большую оплату.
Подводя итоги экспертной сессии организатор онлайн-издания PLOV.PRESS, модератор Ольга Горбатовская отметила, что, как показали мнения экспертов, современные вузы имеют значительный потенциал для подготовки кадров, соответствующих запросам рынка, однако сам бизнес должен быть готов к формированию конкретных запросов.
Есть локальный опыт, в частности фонда Ziyo Forum, где готовят проекты под реальные запросы работодателей, его заинтересованным вузам и сузам можно анализировать и адаптировать под себя.
Кроме того, получает хороший отклик у работодателей такая современная форма, как дополнительное профессиональное образование, которое также актуально для того, чтобы закрывать запросы на рынке труда и легче получать переквалификацию.
Есть опыт создания образовательных IT-платформ, который также может послужить сближению образования и запросов рынка.
Таким образом, развитие самых различных форм взаимодействия учреждений высшего и среднего профессионального образования, гибкость образовательной системы и ее сближение с реальными работодателями, сегодня становятся залогом успеха, как молодого поколения специалистов, так и экономики в целом. Главное – изучать уже имеющийся опыт в этом направлении и реализовывать самые различные проекты, помогающие молодежи получать актуальное образование, дающее возможность становится востребованными специалистами.