10 апреля в рамках работы региональной площадки ведущие эксперты обсудили возможности межрелигиозного диалога, а также опыт России, Белоруссии и Сербии по данному вопросу. В числе гостей мероприятия уполномоченный по делам религий и национальностей Александр Румак, заместитель руководителя аналитического отдела администрации президента Белоруссии Евгений Колосовский и советник посольства Российской Федерации Сергей Афонин.
Заместитель директора НИИРК по научной работе, д.с.н. Валентина Комлева открыла пленарное заседание. В своем приветственном слове она подчеркнула, что для обсуждения вопросов религиозного диалога неслучайно выбран Минск.
«В 2023 году особо явно стала проявляться конкуренция культурно-цивилизационных миров на постсоветском пространстве и использование религиозного фактора для расколов и провоцирования конфронтации. Несмотря на такие попытки, именно межрелигиозный и религиозный диалог в подавляющем большинстве стран остается каналом дружественности. Именно поэтому мы начинаем нашу конференцию с вопроса диалога религий и именно в Беларуси – территории межрелигиозного согласия».
Валентина Вячеславовна поблагодарила за поддержку мероприятия Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, митрополита Минского и Заславского, Патриаршего экзарха всея Беларуси Вениамина, Христианский образовательный Центр им. святых Мефодия и Кирилла, и пожелала всем участникам конференции плодотворной работы, а также мира и благополучия.
Пленарную часть зарубежной сессии открыл заместитель директора ИЕ РАН по научной работе, д.п.н. Роман Лункин. В своем докладе «Религия в многополярном мире: сила веры и ценностей в диалоге цивилизаций», он рассказал о значимости религиозных институтов в национальной и международной политике, подробно остановившись на причинах востребованности религии в рамках современного непростого диалога цивилизаций.
«Данный подход основан на опыте диалога религий в России и странах СНГ, православной традиции в рамках Союзного государства России и Белоруссии, в целом на религиозных и культурных ценностях с принципом взаимоуважения и равноправия, которые отражены, к примеру в декларации президента В.В. Путина и главы КНР Си Цзиньпина 2023 г., а также в мировоззрении расширенного БРИКС в рамках гуманитарного сотрудничества (о чем говорил президент В.В. Путин, открывая в начале 2024 г. председательство России в этом объединении). Белорусское и российское православие также являются силой притяжения в смысле создания и воспитания ценностей, силой, которая выходит далеко за границы православной цивилизации», подчеркнул Роман Николаевич.
Продолжил тему Александр Слесарев, доктор церковной истории, проректор по научной работе Минских духовных академии и семинарии. В своем докладе Белорусское Православие в контексте актуальных геополитических трансформаций: вызовы и перспективы развития» он рассказал о истории формировании межрелигиозных, межконфессиональных и межэтнических взаимоотношений на территории Белоруссии. Александр Слесарев подчеркнул, что вследствие нарастания геополитической напряженности перед нами возникают новые вызовы и только консолидировавшись мы можем противостоять внешнему воздействию.
Российским опытом межрелигиозного диалога поделился священник, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, кандидат богословия Илья Кашицын. Обращаясь к участникам конференции, он подчеркнул, что «приверженность традиционным ценностям, которые очень схожи в разных религиях, стали основной опорой в межрелигиозном диалоге, основой консолидации общества, способного противостоять агрессивной пропаганде либерального образа жизни». Не случайно этому вопросу уделяется большое значение руководством России. По решению президента 2024 год назван Годом семьи и данное решение было поддержано представителями разных конфессий. В завершении о.Илья процитировал святейшего патриарха Кирилла, который сказал, что тенденцию на разрушение морали необходимо воспринимать, как опасную и бросающую вызов существованию всего общества.
Александр Прашчевич, священник, научный сотрудник государственного Института европейских исследований, кандидат богословия, д.ф.н. рассказал коллегам о роли Сербской Православной Церкви в диалоге с мусульманами. В своем докладе он рассказал коллегам о роли Сербской Православной Церкви в диалоге с мусульманами с 1920 по 2020 года, подробно остановившись на вкладе сербского Патриарха Павла (Стойчевич) в решение текущих вопросов. «После Первой и Второй мировых войн, а также после гражданских войн в бывшей Югославии, Сербская Православная Церковь активно участвовала в межконфессиональном диалоге с исламскими общинами и мусульманами на всех уровнях. Предстоятели и духовенство Церкви внесли значительный вклад в межконфессиональное примирение и сосуществование, несмотря на то, что православные христиане были жертвами оккупационных режимов, с которыми сотрудничала мусульманская политическая элита. Попытки спровоцировать негативную реакцию Сербской Православной Церкви в отношениях с мусульманами никогда не приносили плодов, поскольку Церковь всегда проповедовала, что мусульмане – братья православным».
Вопросы межрелигиозного диалога на постсовестком пространстве затронул в своем докладе заведующий отделом философии, старший научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, д.ф.н. Сергей Мельник. Подробно рассмотрев опыт разных стран в данном вопросе, он выделяет два направления развития межрелигиозных отношений в 1960–1970 гг. — это когнитивный диалог, направленный на духовный рост его участников и на миротворческий и партнерский диалог, задача которого наладить сотрудничество верующих в разных сферах жизни. Также Сергей Владиславович обозначил имеющиеся перспективы развития межрелигиозного диалога на разных уровнях. В качестве примера он назвал взаимодействия религиозных лидеров: «Сам факт межрелигиозного саммита имел бы большое символическое значение, продемонстрировав уважение к общему прошлому, готовность к объединению усилий в поиске совместных ответов на актуальные вызовы современности».
Павел Барахвостов, доцент кафедры политологии БГЭУ, доцент, к.п.н. поделился своим мнением о «Гибридизации религиозных институтов как индикаторе духовно-нравственного кризиса». «Первое — духовно-нравственный кризис является следствием дисбаланса институционной матрицы общественной системы. Второе – индикатором кризиса является гибридизация религиозных институтов, элементами религии общественной системы, внешнее давление которой испытывает кризисное общество. Третье – при укреплении доминантных институтов в институциональной матрице нельзя их абсолютизировать путем практически полной ликвидации комплементарных институтов. Институциональный гибрид является более устойчивым, а его формирование способствует долгосрочному выходу из кризиса только в том случае, если в процессе гибридизации учитываются географические условия, в которых находится социум», — подвел итог своего доклада Павел Александрович.
В ходе дискуссии поднимались и другие темы.
Материалы научной дискуссии будут опубликованы в сборнике международной научно-практической конференции, а также в журнале «Россия и мир: научный диалог».