Очередной виток эскалации палестино-израильского конфликта, сопровождающийся невиданным ранее количеством жертв и пострадавших среди мирного населения с обеих сторон, ожесточением и неизбирательными бомбардировками, на неопределенное время приостановил процесс нормализации отношений между Израилем и арабскими государствами.
Казахстан выразил официальную позицию в отношении происходящих событий. Вместе с тем, открылись целесообразность и возможности для продвижения казахстанских инициатив, как глобального, так и регионального характера, в рамках ряда международных организаций.
Еще летом текущего года Вашингтон считал обстановку на Ближнем Востоке спокойной и стабильной, что позволяло американцам уделять более пристальное внимание другим регионам. Так, 27 июля 2023 года советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан обсуждал в Джидде (Саудовская Аравия) с саудовским наследным принцем Мухаммедом бен Салманом «инициативы продвижения общего видения более мирного, безопасного, процветающего и стабильного ближневосточного региона». Представитель Вашингтона продвигал идею президента Джо Байдена о нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем в обмен на уступки для Палестины. Позднее, 29 сентября этого же года Дж. Салливан заявил, что обстановка на Ближнем Востоке спокойна, как никогда (1).
В атмосфере конструктивизма 21–25 августа 2023 года в Центре стратегических исследований Ближнего Востока и Южной Азии (NESA) Университета национальной обороны США проходил семинар «Возможности в сфере безопасности в регионе MENA», посвященный вопросам сотрудничества в обеспечении безопасности на Ближнем Востоке и Северной Африке (страны Магриба) (2).
В соответствии с правилами Чатэм Хауса [1] представители оборонных, силовых и дипломатических ведомств 11 государств региона обсуждали пути укрепления доверия и координации в сфере безопасности.
Профессор университета обороны Дейвид Дэс Роджерс совместно с доктором Майклом Шарнофф и заместителем декана факультета доктором Гавдатом Бахгат читали лекции по «темам безопасность границ», «использование беспилотных летательных аппаратов», «противодействие насильственному экстремизму», «кибербезопасность», «морская безопасность», «изменение климата», «проблемы беженцев и уязвимых групп населения», а также «энергетическая и водная безопасность».
Однако ситуация кардинально изменилась 7 октября 2023 года с вторжением в Израиль членов боевого крыла движения ХАМАС и «Исламского Джихада». В день 50-летия начала Войны Судного дня боевики выпустили по Израилю около пяти тысяч ракет, а затем проникли в 14 населенных пунктов, взяв в заложники израильских военнослужащих и мирных жителей.
Армия обороны Израиля, ранее на протяжении десятилетий успешно противостоявшая мусульманским странам и террористическим группировкам, на этот раз оказалась застигнутой врасплох, широко разрекламированная система противовоздушной обороны «Железный купол» продемонстрировала недостаточную эффективность в защите израильской территории от массированной ракетной атаки. К вероятным причинам провала израильской армии и разведки вернемся позже, а сейчас важнее разобраться в первопричинах палестино-израильского конфликта.
История и первопричины палестино-израильского конфликта
Внезапность и большой информационный эффект от действий ХАМАС объясняются тем, что ряды движения пополнились террористами, обладающими опытом боевых действий в Сирии на стороне поддерживаемой Соединенными Штатами вооруженной оппозиции. Кроме того, в рядах ХАМАС действуют ветераны войны в Афганистане, в свое время воевавшие против советских войск.
Иррациональность и жестокость – влияние религиозного фактора и нищеты в Секторе Газа и на Правом берегу реки Иордан, обеспечивающих нескончаемый поток адептов борьбы с «израильской оккупацией» (3).
Идеология движения основывается на принятой в 1988 году «Исламской хартии», провозглашающей целью восстановление Палестинского государства. За все время существования ХАМАС организовал около 1100 терактов против израильтян.
Однако следует обратиться к историческим фактам. Так, 29 ноября 1947 года Генассамблея ООН проголосовала за разделение Палестины на еврейское и арабское государства, придав при этом Иерусалиму статус международного города. Затем 14 мая 1948 года была подписана Декларация независимости Израиля. Вместе с тем, Организация Объединенных Наций подтвердила неотъемлемое право палестинцев на самоопределение (3).
Несмотря на резолюции ООН, становление Израиля как государства сопровождалось захватом палестинских земель. В целом, по итогам 6‑дневной войны 1967 года под контроль Тель-Авива отошли: Восточный Иерусалим, Голанские высоты, большая часть Западного берега реки Иордан, сектор Газа (в 2005 году его вернули Палестине, выселив оттуда всех еврейских поселенцев в рамках плана «одностороннего размежевания»), Синайский полуостров (в 1979 году возвращен Египту в обмен на признание Израиля).
В 1974 году Генеральная Ассамблея ООН дополнительно подтвердила, что палестинский народ имеет право на справедливое решение вопроса, а уже в следующем году был учрежден Комитет по неотъемлемым правам палестинского народа (4).
Генассамблея ежегодно продлевает мандат указанного Комитета, который, в свою очередь, регулярно предоставляет доклад по ситуации в Палестине. Так, в докладе от 2020 года сообщается, что «политическая, гуманитарная и социально-экономическая обстановка и положение в сфере безопасности и прав человека ухудшаются на всей оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим, в результате того, что Израиль продолжает политику оккупации и незаконную поселенческую деятельность. Ситуация усугубляется незаконной блокадой Газы и сохраняющейся угрозой дальнейших юридических шагов по аннексии палестинских земель» (3).
Члены Комитета подчеркнули, что Израиль — «оккупирующая держава» — не выполняет резолюцию Совета Безопасности ООН и расширяет еврейские поселения на оккупированных территориях. Возведение разделительной стены, прокладка объездных дорог, конфискация земли, снос домов, захват принадлежащих палестинцам строений, разрушение сельскохозяйственных, водных и санитарно-гигиенических объектов, выселение и угрозы насильственного переселения палестинских семей, нарушение прав человека и насилие со стороны поселенцев, включая запугивание, ранения и убийства палестинцев, негативно сказываются на положении населения оккупированных территорий (4).
В том же году в ходе обсуждения в Совете Безопасности Генеральный секретарь ООН А. Гутерриш призвал Израиль отказаться от планов аннексии территорий.
В 1980 году СБ ООН признал Иерусалим частью оккупированных территорий и заявил о недействительности мер, направленных на изменение его демографического состава или статуса (резолюции 465 и 476). В ответ Кнессет принял закон, провозгласивший город «единой и неделимой» столицей Израиля. СБ ООН постановил не признавать данный закон и призвал членов ООН вывести их представительства из города (Резолюция 478). В 2016 году СБ ООН и ГА ООН подтвердили свои предшествующие решения (Резолюция СБ 2334, Резолюция ГА 71/25).
47 независимых экспертов ООН заявили о том, что аннексия оккупированной территории является серьезным нарушением Устава ООН и Женевских конвенций, противоречит основополагающему правилу о недопустимости приобретения территории с помощью войны.
В настоящее время 138 государств-членов ООН признают Палестину. Однако страна не может получить полноправный статус члена Организации, так как ее отказываются признать США, Великобритания и Франция – постоянные члены Совета Безопасности ООН.
Военный потенциал противоборствующих сторон
Далее представлен список операций Армии обороны Израиля против Исламского движения сопротивления (5):
Таблица 1
Список операций Армии обороны Израиля против Исламского движения сопротивления
Название операции | Даты | Суть, основные результаты |
«Летние дожди» | 28 июня – 1 ноября 2006 года | в которой были задействованы 3 тыс. военнослужащих для освобождения похищенного боевиками капрала Гилада Шалита (был обменен на палестинских заключенных только в 2011 году). |
«Осенние тучи» | 1–7 ноября 2006 года | как продолжение «Летних дождей», завершилась достижением с палестинскими группировками соглашения о прекращении обстрела израильской территории ракетами «Кассам». |
«Жаркая зима» | 29 февраля – 3 марта 2008 года | безуспешная попытка прекратить ракетные обстрелы с территории сектора Газа. |
«Литой свинец» | 27 декабря 2008 года – 18 января 2009 года | удалось снизить интенсивность ракетных обстрелов. |
«Облачный столп» | 14–21 ноября 2012 | авианалеты ВВС Израиля в ответ на ракетные обстрелы. |
«Рубеж обороны». | 8 июля – 26 августа 2014 года | Цель: разрушение инфраструктуры ХАМАС в секторе Газа. |
«Стражетен» | 10–21 мая 2021 года | воздушные атаки и вторжение пехоты в ответ на ракетные обстрелы. |
«Щит и стрела» | 9–13 мая 2023 года | ракетно-бомбовые удары в ответ на ракетные обстрелы палестинцев. |
После вторжения палестинских боевиков 7 октября 2023 года Израиль через 2 дня объявил о готовности начать полноценные боевые действия против сектора Газа с задействованием всех родов войск. Иными словами, одна из наиболее оснащенных современным оружием и техникой армий мира вознамерилась открыть сухопутные боевые действия против нерегулярных формирований, чья вооруженность несравнимо уступает израильской (5):
Таблица 2
Оборонный потенциал Армии обороны Израиля и ХАМАС
Военный бюд жет долл | Численность военнослужащих чел | Танки ед | Другая бронетехника Ед | Стрелковое оружие шт | Корабли, катера, подлодки ед | Самолеты и вертолеты ед | |
Армия обороны Израиля | 17 млрд | 17 тысяч | Около 3000 | Около 1400 | Свыше 60 | Свыше 500 | |
ХАМАС | 900 млн | 20–40 тысяч | ? |
Кроме того, Израиль, хоть и не входит в «пятерку» ядерных государств, но обладает значительным количеством ядерных боеприпасов и их носителей. Однако по прошествии 10 дней после объявления о готовности наземного вторжения в сектор Газа для зачистки его от террористов Армия обороны Израиля ограничивается массированными бомбардировками жилых кварталов, где, по мнению израильтян, укрываются хамасовцы.
С военной точки зрения, опасения израильтян объясняются тем, что в городских кварталах пехота и бронетехника становятся уязвимыми, действовать приходится в условиях, где население поголовно настроено враждебно по отношению к Израилю.
С другой стороны, ХАМАС за последние годы перешел от примитивных самодельных ракет к использованию вполне современного вооружения, которое оказалось в состоянии преодолеть систему противоракетной обороны (см. таблицу ниже) (5):
За годы противостояния хамасовцы обрели достаточный опыт и действуют малыми мобильными группами в городской среде, где продвижение бронетехники затруднено. Это позволит боевикам вести боевые действия достаточно долго до тех пор, пока весь город не будет стерт с лица Земли.
На стороне ХАМАСА может с территории Ливана выступить шиитская Хезболла, в рядах которой более 100 тысяч хорошо подготовленных и экипированных бойцов, обладающая большим запасом ракет иранского производства с радиусом действия от 150 до 350 км.
Пока в поддержку сектора Газа в сторону Израиля раздаются одиночные минометные выстрелы из Сирии и Ливана, но не исключен массированный ракетный обстрел, который накроет всю территорию Израиля.
Бенефициары конфликта
1. В западных СМИ звучит множество предположений о причастности Ирана к нападению на Израиль, однако эти утверждения вызывают сомнение.
Конечно, Тегеран является одним из главных антагонистов Тель-Авива. ИРИ обладает боеспособной армией с современным вооружением и держит в напряжении, как Израиль, так и монархии Персидского залива.
Но нельзя забывать, что с 1979 года на Иран наложено 3616 санкций, которые не могли не сказаться на состоянии экономики. Только 18 октября 2023 года секретариат СБ ООН разослал государствам-членам Организации уведомление о снятии с Тегерана санкций, наложенных Советом Безопасности по иранской ядерной программе по истечении 8 лет после имплементации Ираном обязательств в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) (7).
В сложившейся обстановке Тегеран может участвовать в израильско-палестинском конфликте только опосредованно, через Хезболлу.
2. ХАМАС является глубоко идеологизированной организацией с радикальным религиозным уклоном, провозглашающей цель восстановления палестинского государства и пользующейся поддержкой населения сектора Газа.
Руководители ХАМАС обеспокоены начавшейся в 2020 году тенденцией нормализации отношений между Израилем, с одной стороны, и Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном и Марокко с другой. Еще большие опасения вызвало то, что Саудовская Аравия с 2018 года наладила с Израилем непубличные контакты и вплотную подходила к нормализации отношений с израильтянами.
На этом фоне ХАМАСу было необходимо обозначить в арабском мире важность палестинского вопроса, напомнив о существовании хартии, в которой отвергаются не только переговоры с Израилем, но и само его существование как государства.
В этом контексте хамасовцам удалось достичь поставленной цели и, если не остановить, то хотя бы приостановить процесс улучшения арабо-израильских отношений.
Костяк современного ХАМАС составляют террористы-наемники, имеющие опыт участия в войнах в Афганистане, Ираке, Сирии и привыкшие получать прибыль от «кураторов» вооруженных конфликтов, то есть война для них — основной источник доходов.
3. Притчей во языцех мировых СМИ стал провал израильской разведки, в чем стоит усомниться. Израильское разведывательное сообщество является одним из самых мощных и эффективных в мире, оснащено по последнему слову техники и обладает разветвленной агентурной сетью, внимательно отслеживая планы и любые перемещения противоборствующей стороны.
Другое дело, как относятся к докладам разведки потребители – лица, принимающие государственные и политические решения. В данном случае, одним из таких потребителей является премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.
Как известно, с января текущего года Израиль охватили протесты против продвигаемой партией «Ликуд» судебной реформы, предполагающей подконтрольность Верховного суда парламентскому большинству и лишение его прав оспаривать правительственные решения. Противники реформы, в том числе руководители оппозиции, силовых и правоохранительных органов увидели в этом стремление находящегося под следствием по обвинению в коррупции Б. Нетаньяху оградить себя от судебного преследования (8).
Война с «палестинскими террористами» нужна премьер-министру для отвлечения внимания общества и объединения его в борьбе с общим врагом. Однако представляется, что данная выгода для Б. Нетаньяху носит тактический характер и, в целом, не изменила отношение в обществе к нему.
4. Основной актор на Ближнем Востоке – Вашингтон, который, находясь над и вне конфликтов в указанном регионе, десятилетиями играл роль посредника, одновременно получая прибыль от поставок вооружений, как Израилю, так и арабским государствам.
Однако последнее 10-летие отмечается ослаблением влияния США на Ближнем Востоке, особенно после того, как Б. Обама решил подписать с Ираном Совместный всеобъемлющий план действий по ядерной программе. Решительное неприятие Израилем и персидскими монархиями данного Плана охладило отношения между Вашингтоном и последними.
Дошло до того, что в сентябре 2012 года Б. Обама под предлогом насыщенного графика отказался от встречи с Б. Нетаньяху на полях Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке, а затем в марте 2015 года выразил недовольство необъявленным визитом в Вашингтон (в нарушение государственного протокола) израильского премьер-министра, который был вынужден ограничиться выступлением в Конгрессе США вместо переговоров в Белом доме. В те годы в американской администрации за Б. Нетаньяху закрепилось нелицеприятное прозвище.
Аналогичный подход демонстрировался в отношении арабских монархий. В частных беседах чиновники Белого дома заявляли, что безопасность монархий зависит от Вашингтона, который не обязан учитывать их мнение при принятии внешнеполитических решений.
Под конец президентства Б. Обама увлёкся конкуренцией с Китаем и выдвинул инициативу о подписании со странами Тихого океана соглашения о Транстихоокеанском партнерстве без участия КНР.
В свою очередь, Д. Трамп на последнем этапе президентской гонки в 2016 году, видя сильную конкуренцию со стороны Х. Клинтон, вынужден был обратиться за помощью к всесильному еврейскому лобби в Вашингтоне (6).
Принятое им в декабре 2017 года решение о переносе посольства США из Тель-Авива в Иерусалим является жестом благодарности за содействие в избрании президентом Соединенных Штатов. Оно же привело к разрыву связей между США и Палестиной (7).
Дж. Байден нарушил традицию приглашения израильского премьер-министра с визитом в Белый дом после победы последнего на выборах в Израиле и не подтвердил встречу с ним на полях 78-ой сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке в сентябре текущего года.
Дефицит влияния на Ближнем Востоке успешно заполнил Китай, заблаговременно подготовивший себе почву инвестициями в страны Ближнего Востока и Северной Африки в рамках проекта «Шелковый путь» и способствовавший нормализации отношений между Эр-Риядом и Тегераном.
Такая активность Пекина не может удовлетворять Вашингтон, который привык получать дивиденды от ближневосточного урегулирования. В конце концов, оборонная промышленность США – один из главных спонсоров Демократической партии на парламентских и президентских выборах – недвусмысленно дает понять, что спонсировать политиков она может только получая хорошие прибыли от поставок оружия воюющим сторонам. Действующий президент США сейчас находится на перепутье: попытаться заработать репутацию успешного посредника в ближневосточном урегулировании в преддверии президентских и парламентских выборов 2024 года или обеспечить прибыль для одного из главных спонсоров демократов (8).
Неспособность СБ ООН 17 и 18 октября 2023 года принять предложенные Россией и Бразилией проекты резолюций по израильско-палестинскому конфликту подчеркнула значимость заявлений Президента РК К. Токаева о необходимости всеобъемлющей реформы Совета Безопасности, сделанных на форуме «Астана» 8 июня и на полях 78-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 19 сентября 2023 года. (9).
Направлением приложения усилий по данной проблеме для казахстанской дипломатии могут стать дискуссионная площадка Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, а также заседания Секретариата Съезда мировых религий. В данном случае речь идет не столько о посредничестве между противоборствующими сторонами на Ближнем Востоке, сколько последовательном продвижении инициатив о совершенствовании деятельности авторитетной международной организации и возможности организации более тесного межцивилизационного диалога для устранения причин конфликтогенности на глобальном и региональных уровнях.
В частности, СВМДА уже выступало с заявлениями (11) по ближневосточному урегулированию, однако очередная эскалация израильско-палестинского конфликта поднимает вопрос о необходимости для Совещания обрести отчетливые контуры международной организации и играть более активную роль на мировой арене в обеспечении стабильности и безопасности, о чем в некоторой степени отмечалось в принятом по итогам прошедшего в Астане в октябре 2022 года саммита «Заявлении по трансформации СВМДА» (12).
Список литературы
- White House Briefing Room: “Readout of National Security Advisor Jake Sullivan’s Trip to Saudi Arabia”, URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/07/27/readout-of-national-security-advisor-jake-sullivans-trip-to-saudi-arabia//
- «Security Opportunities in the MENA Region»: https://globalnetplatform.org/tags/david-des-roches . From NESA | by Gillian Hurtt.|
- Библиотека ООН «Истоки и история проблемы Палестины Часть V (1989–2000 годы)», 2014 год, URL: https://www.un.org/unispal/wp-content/uploads/2000/12/OriginsVr_311200.pdf.
- «Международно-правовые аспекты конфликта между Израилем и Палестиной». Толстых В.Л., ведущий научный сотрудник Института философии и права Сибирского отделения РАН, Российский юридический журнал 5/2018, URL: file:///C:/Users/User/Downloads/mezhdunarodno-pravovye-aspekty-konflikta-mezhdu-izrailem-i-palestinoy.pdf
- Журнал «Военное обозрение». Раздел «Ракетные вооружения»: https://topwar.ru/228072-raketnye-vooruzhenija-dvizhenija-hezbolla.html.
- «Trump’s Decision to Announce Jerusalem as the Capital of Israel: Motives, Implications, and Prospects: Situation Assessment». Arab Center for Research and Policy Studies. December 2017. URL: https://www.dohainstitute.org/en/Lists/ACRPS-PDFDocumentLibrary/12%20december%20situation%20assessment.
- Bolton J. R. “The Implications for Moving the U. S. Embassy in Israel to Jerusalem before the moving the American Embassy in Israel to Jerusalem: Challenges and Opportunities”. Hearing before the Subcommittee on National Security of the Committee on Oversight and Government Reform. 2017. 8 Nov. URL: https://oversight.house.gov/hearing/moving-american-embassy-israel-jerusalem-challenges-opportunities.
- Киберленинка. О.В.Комшукова «Санкции в отношении Ирана: цели и последствия». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sanktsii-v-otnoshenii-irana-tseli-i-posledstviya/viewer
- Косач Г.Г., д‑р ист. наук, профессор МГУ, «Саудовская Аравия и Израиль: палестинский контекст», 2021г. Мировая экономика и международные отношения 2021, том 65, №1. Стр. 61–69, URL: https://www.imemo.ru/index.php?page_id=1248&file=https://www.imemo.ru/files/File/magazines/meimo/01_2021/08-KOSACH.pdf.
- Медиатека секретариата ООН от 19.09.2023, «Президент Казахстана: «Средний коридор» укрепит взаимодействие Востока и Запада», URL: https://news.un.org/ru/story/2023/09/1444947
- сайт Акорда «Президент Касым-Жомарт Токаев выступил на общих дебатах в рамках 78‑й сессии Генеральной Ассамблеи ООН», 20.09.2023, URL: https://www.akorda.kz/ru/prezident-kasym-zhomart-tokaev-vystupil-na-obshchih-debatah-v-ramkah-78-y-sessii-generalnoy-assamblei-oon-2081958.
- пресс-релиз СВМДА «Заявление Председательства по 6‑й встрече Министров иностранных дел СВМДА» от 11–12.10.2021г., п.23, URL: https://www.s‑cica.org/ru/index.php?view=page&t=press_releases&id=915.
- сайт Акорда «Астанинское заявление по трансформации СВМДА» от 13.10.2022г., URL: korda.kz/ru/astaninskoe-zayavlenie-po-transformacii-svmda-13924