Газета “Азг” 28 марта 2024 года, четверг
(Перевод с армянского языка)
Последние недели были наполнены адекватными очевидным образом создавшемуся вакуумному состоянию безопасности Южного Кавказа активными обсуждениями, которые заставляют бросить на них систематизированный и уравновешенный взгляд. Ниже представляем вниманию читателей наш аналитический материал и рекомендации о необходимости политических шагов, соответствующих этим новым реалиям.
Кто заполнит очевидный дефицит безопасности?
В Армении обсуждают возможность выхода из Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Политические деятели властного крыла утверждают, что ОДКБ не выполняет свои обязательства по помощи Армении после 44-дневной войны. Есть лежащие на поверхности суждения о том, что не только Россия, но и Беларусь, и Казахстан имеют с Азербайджаном куда более крепкие и глубокие связи, чем с Арменией. И по этой причине не желают уклоняться от своего статуса быть в лучшем случае нейтральным посредником. Есть сведения о том, что в политических и общественных кругах с участием экспертов идут активные обсуждения о возможности внеблокового будущего статуса Армении. Этот поиск вызывает напряжение, с одной стороны, между Россией и другими членами ОДКБ, а с другой стороны, Арменией.
В поиске содействия силовых центров для укрепления гарантий своей безопасности, Армения покупает вооружение во Франции и Индии. Европейские (французские и немецкие) наблюдатели осуществляют инспекцию в приграничных районах Армении. Пресс-секретарь российского МИДа заявила о том, что европейские наблюдатели шпионят за Россией, Ираном и Азербайджаном. Не преследуя цели обсудить в данной статье подробности поиска гарантий безопасности, имеющего актуальное звучание, приведем лишь несколько коротких суждений об этом. Несколько дней назад самый известный и самый влиятельный аналитический центр США – корпорация “РЭНД” опубликовала исследование, где говорится, что США не может быть гарантом безопасности Армении, так как не имеет на Южном Кавказе стратегические интересы. В нашем регионе США заинтересованы только задачей бесперебойного вывоза азербайджанской нефти на Запад. Эксперты «РЭНД»-а честно говорят о том, что попытки приобретения оружия у Франции и Индии и предоставление французской военно-технической помощи совершенно недостаточны для гарантий безопасности Армении. В этих условиях американские влиятельные специалисты советуют Армении не спешить менять настоящие гарантии своей безопасности. Это значит, что американцы хотят быть честными и искренними в вопросе Армении, что не может не вызвать положительный отклик.
Наш сосед Иран имеет четкую позицию защиты безопасности юга Армении и территориальной целостности нашей страны. Однако в Иране недовольны тем, что Армения ищет поддержки у стран-членов НАТО для решения проблем своей безопаности. Надо иметь в виду, что Иран (пока только ситуативно) углубляет партнерские отношения с Россией во всех сферах. В этих условиях российско-иранские интересы начали гармонизироваться в вопросе региона.
И наконец о российско-турецких отношениях. Турция, несомненно, набирает силу и имеет полную поддержку НАТО и США в вопросе получения большей и более решающей роли в обеспечении безопасности Южного Кавказа. Россия, которая, понятным образом, скована Украинским кризисом, не хочет углублять разногласия с Турцией, или мешать ей интегрироваться с Азербайджаном. Российские эксперты-востоковеды начали говорить о том, что Россия, в определенном смысле, также страна тюркского мира, так как здесь проживают более 20 миллионов представителей народов тюркской языковой семьи. Примечательно, что обсуждается, например, возможность участия России в ТЮРКСОЕ. Таким образом, заинтересованные в регионе три крупных региональных игрока – Россия, Турция и Иран, имеют гармоничные интересы.
В Армении темой активных обсуждений стало выступление спецпредставителя ЕС на Южном Кавказе Тойво Клаара в Анталии, где он говорил, что именно Турция является гарантией безопасности Южного Кавказа и предлагал с его помощью выпроводить Россию из региона, в том числе из Армении. Для армянских стратегов должно быть очевидно, что в вопросе вывода России из Армении Запад поддерживает Тутцию и Турция это пытается делать молчаливо и при помощи давления, без подробных объяснений и с помощью Азербайджана. Однако нашим стратегам должно быть ясно также и то, что Россия не будет делать громких признаний об этом, потому что любой ценой хочет сохранить хорошие отношения с Турцией и Азербайджаном. В России знают также, что Турция и Азербайджан заняты делом углубления отношений с тюркскими странами Центральной Азии, однако при этом она не ищет конфронтации, а наоборот, желает предложить многостороннее сотрудничество и объединение ресурсов во имя гармоничного взаимодействия.
Перспектива армяно-российских отношений при существующих реалиях
Министр иностранных дел России в одном из своих публичных выступлений потребовал, чтобы Армения определилась с ОДКБ она, или – нет. Он говорил, что в ОДКБ нет статуса замораживания отношений (как заявлял об этом лидер Армении). Российский министр потребовал ясности в вопросе о том, каким образом Армения видит себя членом ЕАЭС, но не членом ОДКБ? В последние месяцы в Армении много говорится о том, что наша страна, однозначно, имеет выгоду и пользу от членства в ЕАЭС. Более того, впечатляющие показатели экономического роста последних трех лет в большой степени являются результатом именно армяно-российского торгово-экономического сотрудничества. В данной обстановке членство в ЕАЭС начинает преобретать очень большое, если не сказать – решающее значение для развития всего комплекса армяно-российских отношений.
Не секрет также, что армяно-российские политические связи имеют тенденцию ухудшения. Углубляется недоверие между армянской правящей политической элитой и российской государственной машиной. Это ухудшение пока не касается сферы экономического сотрудничества, так как польза от него является обоюдной. Российские эксперты делают рассуждения о том, что Армения, в создавшейся ситуации, стояла перед выбором: идти по пути Грузии (где думают о возможности слабых, но реально существующих возможностях каким-то образом улучшить отношения) и стран Балтии (где решили пойти по пути свертывания всех связей с Россией и вражды). Согласно тем же суждениям, Армения пока предпочла идти по второму – балтийскому варианту. Это не может не беспокоить также по той причине, что живущие в России 2,5 млн. армян, таким образом, лишаются своего ествественного статуса – моста между двумя странами с миссией улучшения этих отношений.
Со вчерашнего дня в Ереване находится важная делегация китайских политологов, представляющая Академию общественных наук Китая. Эта делегация по-китайски корректно, академично и с серьезностью проводит обсуждения с армянскими университетскими учеными и экспертами. В этой статье мы пишем об этом потому, что ищущие на бытовом уровне гарантии безопасности наши сограждане начали обращать свои взоры также в сторону Китая и Индии. Для их сведения сообщаем, что отношения Китая и России расцениваются как стратегически партнерские. Российско-китайский товарооборот превышает 350 млрд долларов и продолжает расти. На этом фоне просто не серьезно ожидать, что Китай установит отношения с Арменией за счет России или вместо нее. Мы искренне надеемся, что ищущие гарантии безопасности наши образованные (или не очень) политологи не перейдут дальше умозаключений и не сделают свои сомнительные и спорные выводы фундаментом прикладной политики.
Отвечая на насущный вопрос «что делать», хочется вновь повторить выводы, сделанные российскими коллегами на одной из последних международных конференций. Они говорят, что надо закрыть армянских и российских политиков и дипломатов в одном помещении до тех пор, пока они не восстановят доброжелательное и доверительное положение в двусторонних отношениях. Мы же со своей стороны, решительно выступаем за то, чтобы, очевидным образом, перезагрузить стратегический диалог России и Армении. В данном анализе и содержащихся подобных работах экспертные заключения, необходимо сделать первичной основой для вывода из нулевого состояния диалога между нашими странами. Нужно сделать обоюдно приемлемым наличие новых политических реалий в Южном Кавказе и подумать о новом строительстве комплекса новых армяно-российских отношений. Нам необходима такая атмосфера отношений, которая не ослабит глубину и прочность армяно-российских отношений, и вместе с тем оставит место для развития и углубления других насущно необходимый направлений. Общество Армении должно ныть информировано о сложностях и трудностях, если мы не пойдем по этому пути. И в этом случае, несомненно, задачей нашей политической элиты становится не делать резких движений, не вредить хрупкой системе пока существующей системы безопасности. Медленные шаги можно делать также после быстрых разговоров или горячих дискуссий. Не надо бояться здоровых обсуждений. В конце концов, именно современное общество будет решать, в какой Армении нам жить. И поэтому политическая элита может восстановить доверие большинства народа тогда, когда честно и прямо скажет ему, куда, зачем и как будет двигаться Армения.