В регионе Южного Кавказа всегда была актуальна проблема регионального сотрудничества и безопасности. В начале 1990‑х годов о важности интеграции закавказских республик говорил президент Грузии Эдуард Шеварднадзе. Однако он отлично понимал, что без участия Российской Федерации полноценной региональной интеграции не может быть. Более того, после распада Советского Союза на Южном Кавказе начались межэтнические конфликты, и только Российская Федерация имела возможность выступить посредником и остановить их, так как имела большой авторитет среди народов региона.
Поэтому Шеварднадзе настаивал на участии РФ в региональных интеграционных процессах. Им был предложен интеграционный проект, который назывался «Кавказский дом». Это была площадка четырех государств: РФ, Грузии, Армении и Азербайджана, в рамках которой страны имели возможность активно сотрудничать по многим направлениям, в том числе и по линии государственных советов национальной безопасности. Это во многом способствовало бы сохранению мира в регионе. «Кавказский дом» существовал до 2003 года, когда в Грузии произошел государственный переворот, «цветная революция», организованная Западом и получившая название «Революция роз». Это было сделано, в первую очередь, для ослабления влияния России в регионе.
Второй раз о необходимости создания региональной интеграционной площадки начали говорить после 44‑х дневной войны в Нагорном Карабахе. Как известно, военные действия были остановлены подписанием трехстороннего протокола между Российской Федерацией, Арменией и Азербайджаном 9‑го ноября 2020 года.
Идея заключалась в том, чтобы создать интеграционную площадку с участием трех закавказских республик и трех региональных держав – России, Ирана и Турции. Основная цель формата – разблокировка транспортных коммуникаций, развитие сотрудничества, в том числе и экономического, но что самое главное – все имеющиеся в регионе проблемы должны быть урегулированы внутри региона. Это позволило бы не допускать вмешательства других центров силы во внутренние дела стран региона.
Первая встреча региональной консультативной платформы «3+3» состоялось в Москве 10 декабря 2021 года с участием заместителей министров иностранных дел стран. В интервью ТАСС заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Руденко заявил, что во время встречи было пронято решение сосредоточить деятельность платформы на вопросы, представляющие взаимный интерес и направленные на укрепление средств доверия в регионе. Это развитие торгово-экономических, транспортных и гуманитарно-культурных связей, а также противодействие общим угрозам и вызовам. По словам замминистра, на первом заседании было принято решение о проведении встреч два раза в год.
Однако не все страны региона приняли участие в московской встрече. Грузия отказалась от участия, но остальные выразили уверенность, что она присоединится к формату. Дверь для Тбилиси остается открытой.
Платформа, по сути, соответствует интересам всех участников. Но особое внимание к ней проявляют Российская Федерация, Иран и Турция. Это объясняется тем, что, будучи региональными державами, они пытаются расширить свое влияние в регионе. Особенно активна Турция, так как здесь она имеет большое политическое влияние и на Грузию, и на Азербайджан. В рамках этого формата Турция попытается распространить свое влияние и на Армению, что не соответствует интересам РФ и Ирана. Все понимают, что без участия Грузии платформа не может быть полноценной, поэтому после московской встречи министр иностранных дел Турции Мавлют Чавушоглу выразил надежду, что в других встречах формата «3+3» Грузия все же примет участие. При этом власти Грузии заявляли, что формат платформы им не интересен.
Однако, на наш взгляд, вопрос здесь в другом. Не секрет, что из трех южнокавказских стран Грузия всегда вела активную прозападную внешнюю политику, напраленную на вступление в ЕС и в НАТО. Она привела свое законодательство в соответствие с требованиями ЕС, провела военные реформы согласно стандартам НАТО и надеялась в ближайшем будущем получить статус кандидата на вступление в организацию. Поэтому Грузия отказалась участвовать в первой встрече формата «3+3» в Москве.
Нужно сказать, что в Армении также не все политические силы согласны с решением властей страны об участии в этом формате. Парламентская оппозиция выражает обеспокоенность, что Турция попытается заменить формат сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе форматом «3+3». Однако это тоже спорная позиция. Многие эксперты считают, что «благодаря» именно формату сопредседателей Минской группы ОБСЕ за 30 лет конфликт не удалось урегулировать, так как США, Франция и РФ имели в регионе разные интересы и очень часто использовали конфликт для обслуживания своих национальных интересов и для вмешательства во внутренние дела региона.
Формат «3+3» не только может стать новой площадкой для урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе, но и будет способствовать развитию экономических связей между странами региона и разблокировки транспортных коммуникаций, что в конечном этапе может урегулировать Нагорно-карабахский конфликт.
В участии Грузии в этом формате заинтересованы все страны региона, но среди них особо отличаются Россия и Армения.
Для Российской Федерации это возможность возобновить авиасообщение с Тбилиси, отменить визы для граждан обеих государств, развивать туризм и решить другие проблемы. Именно эти вопросы планировали обсудить председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Российской Федерации Григорий Карасин и спецпредставитель премьер-министра Грузии по урегулированию отношений с РФ Зураб Абашидзе в марте 2022 года в Праге. Однако начало СВО РФ на Украине помешало этой встрече. К удивлению Запада, правительство Грузии не присоединилось к антироссийским санкциям, заявив, что это не соответствует интересам страны.
После того, как вместо Грузии Украина стала кандидатом в члены в ЕС, велика вероятность, что правительство Грузии все-таки примет решение о присоединении формату «3+3». Это также может стать началом нормализации двусторонних отношений, и запланированная встреча Карасина и Абашидзе все-таки состоится. К этому может подтолкнуть также нынешняя напряженность в отношениях Грузии и коллективного Запада. Как известно, причиной напряженности стал законопроект об «иностранных агентах», который парламент Грузии принял в первом чтении, однако после давления оппозиции, за которым стоял Запад, он был отозван.
В участии Грузии в формате «3+3» заинтересована и Армения. Через Грузию проходит единственная сухопутная дорога, связывающая Армению с РФ и нормализация отношений между своим соседом и военно-политическим союзником выгодна Армении. Кроме этого, с форматом «3+3» в Грузии может быть снижено сильное влияние Турции и Азербайджана, что также соответствует интересам Армении.
Однако в настоящий момент дальнейшая судьба формата «3+3» очень туманна. Дело в том, что еще в июле 2022 году министр иностранных дел Азербайджана заявил, что вторая встреча в формате «3+3» будет организована в Иране. Эту идею поддержала также и Турция. Однако успехи российских войск на украинском фронте внесли корректировки в планы участников проекта «3+3». Западу срочно нужно открытие так называемого Второго фронта против РФ. В Грузии им это пока не удается сделать. Следующее направление – Иран. В январе 2023г. в столице Ирана было организовано вооруженное нападение на посольство Азербайджана, в результате которого погиб охранник посольства – гражданин Азербайджана. Этот инцидент серьезно повлиял на двусторонние отношения. Кроме этого, Азербайджан активно вовлечен в антииранскую компанию США и Израиля. Согласно данным иранских источников, Баку выразил готовность предоставить свои аэропорты военной авиации Израиля для нанесения ударов по территории Ирана. В этой ситуации говорить о новой встрече «3+3» не приходится, что, безусловно, соответствует интересам коллективного Запада. Об этом также говорил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. По его словам, нужно делать все, чтобы вторая встреча формата «3+3» была организована и еще раз подтвердил, что дверь в формате для официального Тбилиси открыта.
Как будут развиваться события, пока трудно предугадать. Но ясно одно – формат «3+3» соответствует интересам всех государств региона, и они должны сделать все, чтобы регулярные встречи формата были возобновлены.
На сайте НИИРК опубликован авторский текст Григора Баласаняна. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.