Принцип системного анализа в отношении границы состоит в том, чтобы рассматривать её как взаимодействующую систему, в которой изменения одной части влияют на другие составляющие и на объект целиком. Такой подход позволяет увидеть границу не только как линию раздела между двумя государствами, а как сложное явление. Значимым маркером при таком подходе является взаимодействие между государствами, правовые нормы, миграционные политики, транспортные и коммуникационные инфраструктуры, которые влияют на функционирование границы.
Граница представляется динамичным явлением, изменяющимся со временем в ответ на политические, экономические, социокультурные и другие процессы. Системный анализ казахстанско-российской границы строится на гибких принципах, маркеры способны адаптироваться к новым условиям и вызовам. Комплексность анализа ситуации приграничного сотрудничества может быть трактована с точки зрения так называемого «ПВП-подход» («Политика — Восприятие — Практика»).
Граница между Республикой Казахстан и Российской Федерацией – это самая протяженная в мире непрерывная межгосударственная граница (7598,8 км); её линия приходится на 9 административных субъектов со стороны Казахстана и 11 областей с российской стороны.
Началом формирования приграничья как уникального коммуникативного пространства нужно обозначить вторую половину XVI века. В это время идет финальная стадия образования казахского этноса, Казахское ханство достигает расцвета в период правления хана Касыма.
В 1552 году русские войска берут Казань, в 1554 году под контроль России переходит Астраханское ханство. При этом важно понимать, что соприкосновение русских владений с территориями, занимаемыми казахами, было очаговым. Систематическая пограничная политика начала осуществляться в XVIII веке и нашла отражение в строительстве укрепленных линий. Ко второй половине XIX в. практически по всему пограничью от Урала до Иртыша была создана система линий, состоявшая из крепостей, фортов, сигнальных маяков и т. д. В XIX в. фронтир смещался к югу, охватывая территорию нынешнего Северного Казахстана.
Революционные события 1917 г. и Гражданская война выдвинули на повестку дня иной подход к формированию границы, приданию ей административного статуса. Процессы национально-территориального размежевания имели результатом решение об образовании 26 августа 1920 года Автономной Киргизской Советской Социалистической республики. В 1936 году АССР преобразована в Казахскую союзную республику.
С распадом Советского Союза вопрос о максимально четком определении границы между Российской Федерацией и Республикой Казахстан стал на повестку дня. В 2005 году президентами Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и России Владимиром Путиным был подписан Договор о государственной границе между двумя странами, окончательно оформивший и закрепивший вопрос границ с Россией [1].
Между нашими странами действует 50 пунктов пропуска, большая часть часть которых — это автомобильные и железнодорожные, но также действует один речной, что обеспечивает возможности для прохождения грузов и пассажиропотока. Существует очевидная проблема, связанная с состоянием пунктов пропуска, которая последовательно решается. Однако, время от времени возникают проблемы с очередями при прохождении контрольных процедур. В частности, в июне месяце текущего года СМИ опубликовали статьи о наличии очередей на отдельных направлениях казахстанско-российской границы (пункты пропуска «Кайрак» (РК) – «Бугристое» (РФ), «Сырым» (РК) – «Маштаково» (РФ)), которые обусловлены работами по частичной реконструкции пунктов пропуска. Увеличение въездного грузопотока имеет сезонный характер и обусловлено периодом транспортировки плодоовощной продукции, выраженным ростом пассажиропотока в отпускной сезон [2].
Взаимодействие в приграничной зоне представляется одной из главных составляющих отношений Казахстана и России. Анализируя территориальное распределение экономического потенциала пограничья, стоит констатировать, что примерно 2/3 его потенциала приходится на Россию, а оставшаяся треть – на Казахстан. Приграничные с Россией области Казахстана формируют 36% ВРП республики. Регионы РФ, расположенные вблизи границы, формируют 12% валового регионального продукта страны.
Экономически развитые города, как Омск, Оренбург, Новосибирск, Волгоград, Актобе, Атырау, Петропавловск, Усть-Каменогорск и ряд других, располагаются вблизи границы, где еще в советский период сформировались крупные промышленные комплексы по добыче и переработке сырья и других минеральных ресурсов.
Рассматривать динамику развития экономических отношений РФ и РК сложно отдельно от процесса евразийской интеграции. Это обусловлено активным взаимодействием стран в рамках развития торговли в масштабе евразийской «пятерки». Так за 2022г. товарооборот Республики Казахстан со странами ЕАЭС составил 28311,2 млн. долларов США, рост с прошлым годом составил 6,5%. Причем экспорт вырос на 24,3%, а импорт, наоборот пусть незначительно, но сократился (на 0,9%). В общем объеме внешнеторгового оборота Республики Казахстан со странами ЕАЭС большую долю занимает Российская Федерация – 92,3% [3].
Вторым маркером для оценки ситуации приграничья является общественное мнение. РФ и Казахстан представляются странами дружественными и близкими друг для друга с точки зрения жителей приграничной зоны Казахстана. Жители приграничья (44%) считают, что отношения между Казахстаном и Российской Федерацией являются очень дружественными, при этом (86,5%) опрошенных поддерживают двустороннее сотрудничество между Казахстаном и Россией, причем 35,7% совершенно поддерживают его, а 50,8% – скорее поддерживают [4].
Факторами внимания к РФ в зоне приграничья выступает познавательный интерес (путешествия – 57,6%), экономический (желание работать – 26,7%) и образовательный (обучение – 22,5%). Стоит отметить, что переезд на постоянное место жительства перестал быть в числе основных причин интереса для казахстанцев, проживающих в непосредственной близости к границе (14,5% опрошенных указали это как фактор интереса к РФ). Интерес жителей казахстанского приграничья к России не отличается от интереса к другим странам мира, и связан с удовлетворением потребностей в смене обстановки, получении новых впечатлений.
Основа для формирования отношений в приграничье – это социальные связи. В РФ у 36,6% участников опроса проживают родственники, у 25,6% знакомые, у 16,5% близкие друзья. 17,8% опрошенных указали, что очень часто имеют контакты со своими близкими по ту сторону границы, 23,6% опрошенных оценили их как скорее частые, 25,8% – скорее редкими.
Если оценивать среднюю частоту посещений соседнего государства гражданами Казахстана, проживающими в приграничной зоне, то она составляет один, два раза в год (32,8% участников опроса). Основная часть поездок происходит именно в регионы приграничья (63,2% опрошенных).
66,2% участников опроса указали на то, что россияне посещают их в регионе, а как самые частые причины визитов отмечаются: посещение родственников, отдых, сезонная трудовая миграция, продажа товаров и закупка продуктов питания. Среди целей своих визитов на территорию РФ казахстанцы выделяют практически идентичный набор поводов.
Общество осведомлено о том, что преимущественно торгово-инвестиционное сотрудничество между двумя странами развивается в производственной и ресурсно-энергетической сферах (около половины участников опроса).
Есть понимание того, что необходимо диверсифицировать сотрудничество и отходить от его сырьевой и энергетической направленности. Перспективными сферами развития представляются медицина, образовательные и академические обмены, сельское хозяйство, инфраструктура, институциональное улучшение и обмен опытом развития, IT-технологии, культура и спорт, туризм и трудовые обмены. Важной составляющей в понимании границы как социального феномена является анализ того, как формируется информационный образ.
Чаще респонденты обращаются за получением информации к отечественным СМИ (53%), далее следуют социальные сети (48,6 %), материалы сети Интернет (36,1%). Российские СМИ как источник информации о ситуации находятся на четвертом по частоте месте, их респонденты используют в 32,1% случаев [4].
Граница Казахстана и России не мыслится в картине общественного мнения барьером, который осложняет коммуникацию. Граждане, проживающие вблизи границы, часто посещают друг друга, и не видят в этом никакой проблемы.
Поддержание относительно беспрепятственного приграничного гуманитарного сотрудничества и низовых социальных контактов – основа стабильности приграничного социума, очевидно, по обе стороны границы.
Список литературы:
- Голунов Сергей Валерьевич Российско-казахстанская граница: история формирования // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2005. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiysko-kazahstanskaya-granitsa-istoriya-formirovaniya (дата обращения: 13.07.2023).
- Очереди на границе Казахстана и России объяснили в КНБ. Режим доступа: https://ulysmedia.kz/news/17292-ocheredi-na-granitse-kazakhstana-i-rossii-obiasnili-v-knb/. Дата обращения: 12.07.2023
- Внешнеторговый оборот Республики Казахстан. Режим доступа: https://stat.gov.kz/upload/iblock/e3c/xuix7kycwnvd7lse22c0mi8qhl0oДата обращения: 12.07.2023
- Опрос в рамках проекта BR10965282 «Казахстанско-российская граница: исторический контекст и новая политическая реальность». Выборка 2000 чел. Срок с 10.03.2022 по 06.04.2022 – итоги.