RU | EN

Национальный Исследовательский Институт Развития Коммуникаций

О задачах российского общего и профессионального образования в современных условиях
Михаил Чернышов
к.э.н., cоветник НИИРК

Школьная пора

Близится начало нового учебного года. Многие из нас поведут своих детей в школу, где они перешагнут порог детства, вступая на путь взросления и самостоятельной жизни. И невольно задумываешься о том, какими они выйдут из школьных стен через 11 лет, в какой стране им предстоит жить и работать?

Данная статья посвящена вопросам воспитания в образовательных учреждениях, определения целей государства в реализации права гражданина на образование, даны предложения по совершенствованию российской системы образования.

Флаг и гимн

Проведение Россией спецоперации на Украине спровоцировало расслоение российского общества, обнажило скрытый конфликт патриотически настроенной части и носителей ментально чуждых нам западных ценностей. В СССР семья и школа, как основные социальные институты, на протяжении нескольких поколений формировали духовно-нравственные основы личности ребенка. В «лихие 90‑е» родителей больше заботили материальные проблемы (выжить, накормить, одеть) и даже российское государство решило сэкономить на школьном воспитании. Школа стала оказывать образовательную услугу, превращая детей в напичканный информацией «полуфабрикат». В результате миллионы молодых людей впитывали в себя установки, полученные из голливудских фильмов, интернета, СМИ. Лишь в 2020 году начался процесс возвращения воспитания в школы. В 2022 году процесс обрел визуальные формы: с одобрения Президента РФ, в рекомендуемый Минпросвещения сценарий школьной линейки на 1 сентября включены подъём Государственного флага Российской Федерации и исполнение Гимна России. Это не единичная акция, теперь каждая школа будет начинать рабочую неделю с церемонии поднятия флага и исполнения гимна.

Подобная практика существует во многих странах (подъем флага – в Австралии, исполнение гимна и принесение клятвы на верность государству – в Индии, пение гимна – в Узбекистане, флаг и гимн – в Китае и Турции, флаг, гимн и клятва – в США и Мексике). По всей видимости, Минпросвещения России ориентировалось на китайский вариант церемониала. В целом, нет ничего плохого в подобных мероприятиях, если они основаны на искреннем уважении к государственным символам и не стали формальностью. Для этого дети должны чувствовать уважение к символам со стороны взрослых. Сложность в том, что когда российское государство самоустранилось от воспитания подрастающего поколения, в некоторых российских школах дети каждый день клялись в верности флагу США, других стран. Эти дети выросли, кто-то из них уже «релоцировался за границу», кто-то остался, работая в органах власти, вузах, школах.

Воспитание или образование?

В постсоветский период неоднократно предпринимались попытки вернуть функцию воспитания в школу. Однако у государства не было жизнеспособной концепции системы воспитания. В результате внедрялись отдельные элементы (внеурочная деятельность, волонтерство, юнармия, ГТО и т.д.), которые быстро превращались в формальность, оторванную от реальной жизни и более глобальных целей.

В утвержденной в 2001 году «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» все внимание уделяется материально-финансовым аспектам образования, а вопросы воспитания оказались практически не затронуты.
С 2012 года Минобрнауки попыталось внедрить в школу воспитательные элементы, основанные на религиозных нормах, был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс задумывался как некая «экосистема» взаимодействия педагогического сообщества. Однако в многоконфессиональной стране религия не может выступать объединяющим фактором.
В 2017 году Президент РФ В.В. Путин выдвигает тезис о вторичности знаний без получения воспитания, важности патриотизма и семейных ценностей. Потребовалось еще три года, чтобы эти установки были реализованы в законодательной форме. При этом, главой государства подчеркивается ключевая роль учителя в воспитательном процессе.

Что требуется от школы: образование или воспитание? Большинство родителей подходит к данному вопросу утилитарно. Так, согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в мае текущего года, 83 % считают, что школа в первую очередь должна давать знания, 72% ждут от школы организации досуга детей, обеспечения доступа к спортивным секциям, библиотеке, внеклассным кружкам. Воспитание в учениках моральных качеств назвали обязанностью школы 69 %.

Инициативу Минпросвещения по поднятию флага и исполнению гимна перед учебной неделей одобрило 59% респондентов, не одобрило 24%, еще 13% — это безразлично. Проведение уроков, посвященных спецоперации России на Украине, поддержало 51%, отрицательно отнеслись 37%, безразлично 5%. Это коррелируется с другим опросом ВЦИОМ от 3 марта, когда значительная часть молодежи 18–29 лет (49,9%) не поддержала действия российского государства на Украине.
Мы видим значительное расслоение общества в вопросах патриотического воспитания детей.

Закон без цели

Конституция Российской Федерации (статья 43, п.1,2) декларирует право гражданина на образование, гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Основное общее образование обязательно.

Вместе с тем, создается впечатление, что закон «Об образовании в РФ» писали хорошие юристы, но не государственники-патриоты. Так, рассматривая цели и задачи правового регулирования отношений в сфере образования, закон игнорирует цели государства в реализации права гражданина на образование.


На наш взгляд, именно данный пробел является одной из причин неудовлетворительного положения в российском образовании на современном этапе.


В условиях сложившейся международной изоляции России, выключения нашей страны из международной образовательной системы, требуется в сжатые сроки реформировать российскую систему образования, преобразовав ее в основной внутренний драйвер развития экономики и сохранения внутриполитической стабильности.

Новые цели

На наш взгляд, можно предложить следующие цели российского государства в реализации права гражданина на образование:

  1. Формирование российского гражданина и патриота, связывающего настоящее и будущее себя и своей семьи с Российской Федерацией, готового к защите Родины, в том числе, с оружием в руках.
  2. Формирование высокопроизводительного профессионала, эффективного налогоплательщика, социально ответственного субъекта экономической деятельности.
  3. Формирование личности с высоким потенциалом международной интеграции и конкурентоспособности.
  4. Формирование этически и эстетически гармонично развитой личности с современным научным мировоззрением, толерантной к иной национальности, расе, религии.
    На основе достижения данных целей должно осуществляться реформирование современной российской системы общего и профессионального образования.

По ступеням школы

В нашей стране приняты нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования: I ступень (начальное общее образование) — 4 года; II ступень (основное общее образование) — 5 лет; III ступень (среднее общее образование) — 2 года.

На наш взгляд, на всех трех ступенях общего образования должны реализовываться обозначенные выше цели государства.

В начальной школе детям дается минимальный базовый набор знаний и умений, необходимых для жизни и работы: чтение, минимально грамотное письмо на русском языке, элементарная математика, начальное трудовое обучение. Помимо этого проводятся общеразвивающие занятия: музыка, физкультура, имеется предмет «окружающий мир» (основы географии, биологии, обществознания и других предметов), со второго класса ведется обучение иностранному языку.

Вместе с тем, на наш взгляд, недостаточно реализуется задача профессиональной ориентации начальной школы. За классом в начальной школе закрепляется один учитель, который несёт ответственность за детей и ведёт почти все предметы (за исключением физкультуры, иностранного языка и музыки). Класс имеет собственное помещение, где проводятся все уроки (кроме тех, для которых требуется специальное помещение или оборудование). К сожалению, по своему функционалу начальная школа выполняет задачу локализации школьников и ликвидации их безграмотности, а не обеспечения развития. Хотя именно на этом этапе у детей проявляются задатки будущей профессиональной специализации. Это требует работы профориентологов, психологов, методистов по выявлению и развитию способностей, проведению дополнительных занятий, формированию ко второму этапу индивидуальных учебных планов для каждого школьника. В начальной школе (а в некоторых случаях и в старших группах детского сада) для всех детей необходимо внедрять предметы, связанные с развитием мышления (навыки быстрого чтения, логика, развитие памяти, внимания, интуиции, навыки пространственного мышления, планирования – управления временем, самоконтроля). Таким образом, начальная школа помимо линейного звена (учитель начальных классов, несколько предметников) должна иметь функциональное звено (профориентологи, психологи, методисты, учителя-наставники, учителя-воспитатели).

Другим недостатком существующей системы является то обстоятельство, что один учитель-воспитатель определяет ценности группы 30–35 детей. Не всегда эти ценности видны «невооруженным взглядом». В постсоветский период в школах ликвидировали воспитательную функцию, имели место случаи, когда в школах формировалась лояльность детей другим государствам, закладывались чуждые российскому государству ценности. Возврат в образование функции воспитания является правильным, хотя и запоздалым шагом. Следует учитывать, что часть педагогов всех уровней (особенно в возрасте 24–44 лет) является носителями ценностей коллективного Запада и неспособно к искреннему выполнению воспитательных функций. Поэтому нужна система идеологической аттестации педагогов, ответственных за воспитание.

На этапе основной школы, в течение пяти лет, с 5‑го по 9‑й класс, школьникам дают базовые знания по главным направлениям наук. Обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе (каждый учебный курс ведёт учитель-специалист по конкретной дисциплине, за ним закреплён собственный кабинет, и школьники в течение учебного дня переходит из одного предметного кабинета в другой). За классом также закрепляется классный руководитель (один из учителей школы, который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников). В основной школе изучается около двух десятков дисциплин (алгебра, геометрия, физика, неорганическая и общая химия, основы органической химии, биология, русский язык, литература, история, обществознание, география, иностранный язык, информационно-коммуникационные технологии, музыка, изобразительное искусство, трудовое обучение, физкультура). По окончании основной школы ученики сдают Государственную (итоговую) аттестацию (ГИА) в форме ОГЭ (математика, русский язык и ещё два предмета по выбору). По результатам обучения выдаётся документ — аттестат об основном общем образовании (подтверждающий факт обучения и содержащий оценки по всем изучаемым дисциплинам).

На наш взгляд, на этапе второй ступени достигается в большей степени четвертая цель, школьник насыщается всевозможной информацией, которую он чаще всего забывает и не использует в дальнейшем. При этом эффективность восприятия информации в традиционной предметно-кабинетной системе остается крайне низкой. Другим недостатком является низкоэффективная коллективная форма обучения школьников. Двоечник и отличник по-разному усваивают материал, ориентируясь на среднего ученика, сильные дети недорабатывают, а слабые – не успевают, требуя дополнительного внимания. Исторически оправданная нехваткой педагогическим кадров в школах и их недостаточной квалификацией, данная форма обучения, на наш взгляд уже несколько десятилетий является анахронизмом. Уже на этапе второй ступени, школьники должны иметь индивидуальные учебные планы, отличающиеся глубиной знаний по предметам (минимальный уровень – общеобразовательный, максимальный – профессиональный). Необходимо применять на данной ступени систему открытой архитектуры знаний, предполагающей иные формы подачи информации и контроля знаний (в том числе, цифровые формы, Дальтон-план, бригадно-лабораторный метод).

На данном этапе нужно уделять внимание реализации всех четырех обозначенных выше целей государства. Должна формироваться национальная (общероссийская) идентичность как гражданина Российской Федерации – многонационального и многоконфессионального государства, имеющего многовековую историю и государственность, носителя русского языка и российской культуры (русский язык, русская литература, культура, история России). Должна формироваться региональная (местная) идентичность (история региона, национальный язык, литература, культура, основы религиозных знаний, экологическая и этическая культура). На данном этапе закладываются основы для будущей международной интеграции и конкурентоспособности школьника (иностранный язык, мировая история, культура, основы мирового порядка и межгосударственных отношений), его финансовой, налоговой и социальной грамотности (основы конституционных знаний, основы финансово-налоговых взаимоотношений с государством, пенсионная система, трудовое законодательство, нормативная база ЖКХ, социальное и медицинское страхование, судебная защита своих прав), а также начальной военной подготовки.

По завершении основной школы часть учеников остаётся в школе и переходит в старшие классы, часть отправляется учиться в средних специальных учебных заведениях. Необходимо, чтобы выпускник основной школы имел возможности для начала самостоятельной трудовой деятельности, защите своих конституционных прав, выполнения конституционных обязанностей.

На последней ступени, в старших классах (10 и 11 классы) происходит подготовка школьников к поступлению в вуз. В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучаемых ранее в основной школе, а также небольшое число новых дисциплин.

На наш взгляд, на данном этапе должно происходить более углубленное взаимодействие школ с учреждениями профессионального образования, делаться упор на развитие творческой (научной) составляющей образования, интегрироваться программа подготовительных отделений вузов. Эту систему нужно выстраивать на федеральном уровне, используя цифровые технологии и «горизонтальные связи» школьных и вузовских педагогов.

Образовательный капитал

По завершении обучения на третьей ступени школьником сдаётся Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Все обязаны сдать математику и русский язык, другие предметы выбираются на добровольной основе с учетом требований вуза (количество предметов, выбранных для сдачи ЕГЭ, не ограничено). Школьник, успешно закончивший обучение на третьей ступени, получает Аттестат о среднем общем образовании (документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта, а также приложение с итоговыми оценками по всем изученным предметам). Затем выпускник подает документы минимум на 2, а максимум на 10 направлений подготовки в рамках одного вуза (введено с 2021 года) и зачисляется исходя из соответствия полученных баллов за ЕГЭ конкурсным требованиям вуза.

На наш взгляд, в настоящее время сертификат ЕГЭ не стимулирует выпускников, получивших небольшие баллы к среднему и специальному профессиональному образованию (в том числе, получению рабочих профессий). Стремясь реализовать ЕГЭ-сертификат абитуриент, по сути, участвует в большой лотерее, в которой требования для поступления вариативны до последнего момента.

Нами предлагается вместо ЕГЭ-сертификата ввести ЕГЭ-капитал. Сумма, которую государство в год тратит на высшее профессиональное образование, делится на количество выпускников школ пропорционально их успехам на квалификационном экзамене. Затем зачисляется на специальный счет выпускника. Эти деньги он должен иметь возможность потратить на свое образование в лицензированных государством учреждениях в течение всей жизни. Аналогичная система должна иметь место для выпускников второй ступени школы (сумма, которую государство в год тратит на среднее профессиональное образование, делится на количество выпускников школ пропорционально их успехам на квалификационном экзамене). Соответственно, наличие льгот (дети-сироты, инвалиды, дети погибших военнослужащих), служба в армии должны предполагать выплату какой-то образовательной субсидии, добавляемой к индивидуальному образовательному капиталу.


Для реализации данного предложения требуется внести изменения в закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дополнив специальным разделом «Об образовательном капитале».


Переход к монетизации Основного и Единого государственных экзаменов должен качественно изменить систему профессионального образования, значительно сократить сроки обучения и повысить ориентацию выпускников сузов и вузов на требования работодателей.
Отказ от бюджетных мест в вузах (сузах) и переход к целевому финансированию за счет образовательного капитала потребует пересмотра образовательных стандартов большинства специальностей. Не секрет, что сегодня учебные планы формируются в большей части исходя из интересов вуза, стремясь заполнить все отведенное время. Часто учебные курсы слабо связаны с той профессией, которую должен получить студент. При тотальном запуске рыночных механизмов в высшем образовании, повысится спрос на услуги тех вузов, которые дают более интенсивное, профессионально-ориентированное обучение. Вполне возможно, что часть общих предметов вуза можно будет отодвинуть на третью ступень школы. Может существенно снизиться средний возраст вступления молодого специалиста в трудовой процесс по получаемой профессии. Не исключено, что при повышении интенсивности образования более востребованными станут не 4–6 летние, а двухгодичные образовательные блоки (условно бакалавр, специалист, магистр), с трудоустройством после первых двух лет обучения. Все это станет реальностью, если на начальной ступени школы научить ребенка понимать и усваивать информацию, получать знания, творчески мыслить.

Секрет Черной Королевы

Сегодня страны коллективного Запада, изобретая все новые санкции, стремятся сломить нашу страну, дух российского народа, заставить отказаться от целей освобождения регионов Новороссии, стать послушным исполнителем воли США и их ближайших союзников.
Чтобы простоять этому требуется мобилизация духовных сил общества и модернизация экономической системы страны. Нефть, газ, уголь, металлы, лес, другое сырье уже не могут служить основой благосостояния России. Самый большой потенциал скрыт в образовании, раскрытии талантов каждого человека. Это потребует быстрых и решительных изменений.
Персонаж книги Льюиса Кэрролла Черная Королева говорила: «приходится бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».

В максимально оперативном режиме реализуя перестройку системы образования, в школе, в средних и высших учебных заведениях на основе названных четырех целей государства, можно будет уже в перспективе 10–15 лет увидеть, как сегодняшние первоклассники становятся успешными профессионалами, связывающими свое настоящее и будущее с Россией.

На сайте НИИРК опубликован авторский текст эксперта Михаила Чернышова. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Последние статьи

5
Это предложение точно описывает данный факт
5
Это предложение точно описывает данный факт

Смотрите также

Анна Артамонова, студентка РАНХиГС

С самого начала обучения в университете меня привлекала исследовательская и научная деятельность. К сожалению, в рамках образовательной программы сложно реализовать себя в этой сфере. Такие площадки как НИИРК, дают возможность студенту участвовать в круглых столах, конференциях и других экспертных диалогах, позволяют расширить свой кругозор, углубить свои знания в различных областях науки и раскрыть свой исследовательский потенциал.

В период прохождения практики в НИИРК для меня открылись новые возможности исследовательской деятельности. Я обрела ценные для своей профессии знания и компетенции: умение работать с большим объемом информации, способность проводить оценку и анализ инвестиционных проектов государств в борьбе за влияние в регионе. Мне удалось погрузиться в новую для себя сферу международных отношений, где я более подробно ознакомилась с механизмом применения «мягкой силы». Также в рамках исследования я выявила хронологию и закономерности межгосударственных отношений европейских государств со странами Центральной Азии, как элемент усиления присутствия в регионе.

Для меня одним из наиболее важных результатов прохождения практики в НИИРК является осмысление миссии института — развитие многовекторного конструктивного диалога между государствами, народами и конфессиями.
«В большой политике нет друзей, есть только интересы государств и их народов» — истина, которая, несомненно, ведет к тому, что только конструктивный диалог может направить международные отношения государств, обладающих своими национальными интересами, в сторону построения добрососедских отношений.

НИИРК — это лучшее место для развития научного потенциала молодых исследователей, а также формирования здравых политических взглядов, мнений и принципов.

Мирошников Борис Николаевич

Какие факторы (культурологические, исторические...) необходимо учитывать в первую очередь при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима в странах вокруг России?

Тут достаточно понятно: эти факторы — различия этнические, религиозные, культурные. Надо их превратить из разделяющих в объединяющие!

У каждого народа существует пространство — свой культурный «кокон». Чем меньше народ, тем крепче «скорлупа». Осуждать нельзя, так как это способ выживания и сохранения себя (как нации, как идентичности). Своя история, часто лакированная, своя мифология, свои герои и так далее. Очень деликатная сфера! Необходимо развивать КУЛЬТУРУ в самом высоком смысле этого слова, когда мое жизненно-культурное пространство не подавляло бы такое же пространство соседа! Труднейшая задача! Шаг влево, шаг вправо — национализм, переходящий в нацизм-фашизм. То есть это Культура, Образование!

Маркарян Роберт Вартанович

Какие факторы (культурологические, исторические...) необходимо учитывать в первую очередь при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима в странах вокруг России?

При формировании основ пояса добрососедства вокруг России следует учитывать все факторы, здесь нет первоочередных и второочередных — культурологические, исторические, языковые, националистические, религиозные и т. д.

К примеру, в мою бытность послом в Хорватии мне пришлось столкнуться с ошибочным толкованием роли религиозного фактора. Так, мои хорватские собеседники объясняли определенную сдержанность к России со стороны некоторых слоев населения Хорватии тем, что в период вооруженного сербско — хорватского противостояния, приведшего к развалу Югославии, симпатия русских к сербам определялась лишь принадлежностью обеих наций к православию в противовес католической Хорватии. Приходилось парировать тем, что если бы все было так просто, то на постсоветском пространстве у нас самые добрые отношения были бы с Украиной и Грузией. Всем известно, что это не так.

Надо признать, что сегодняшняя ситуация в этой сфере пока весьма далека от комфортной для нас. И дело здесь не только в политике России. Возникает много вопросов — как нам обеспечить пояс добрососедства в условиях, например, армяно-азербайджанского или киргизо-таджикского конфликта, или попытки организовать цветную революцию в Белорусии, или всемерного создания условий (и внутренних, и внешних) для роста антироссийских настроений в Грузии, Молдове, на Украине. Из этих набросков штрихами уже очевидно, насколько трудна эта задача и насколько много факторов следует учесть. Я показываю здесь достаточно пессимистическую картину не для того, чтобы призвать расписаться в бессилии, а чтобы при решении этой задачи видеть всю ее масштабность и сложность.

Державин Николай Иванович

Какие факторы (культурологические, исторические...) необходимо учитывать в первую очередь при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима в странах вокруг России?

Формирование пояса добрососедства со странами, граничащими с Россией – одна из важнейших задач. Для ее успешного решения необходимо учитывать многие факторы. Среди таковых особо хотел бы выделить культурологический и религиозный, ибо они оказывают большое влияние на формирование национальной идентичности того или иного народа. Знание вековых традиций, веры и обычаев, уважительное отношение к людям другой культуры позволяют вести мирный и содержательный диалог, способствуют созиданию атмосферы доверия, открывают перспективы взаимовыгодного и полезного сотрудничества.

Грибин Николай Петрович

Какие факторы (культурологические, исторические...) необходимо учитывать в первую очередь при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима в странах вокруг России?

Представляется, что среди культурологических и исторических факторов, которые желательно учитывать при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима, следует иметь в виду следующие.

Демографический фактор, включающий:- особенности национальной политики страны, отражающейся в ее коммуникационном режиме;наличие в исследуемой стране диаспор этносов (русских, татар, чеченцев и др.), населяющих территорию Российской Федерации, как правило, сохраняющих традиционную национальную культуру, обычаи и нравы, язык национального общения, родственные и иные связи с гражданами Российской Федерации;национальный состав рассматриваемой страны, национальные и конфессиональные различия, наличие конфликтов на национальной, религиозной или территориальной почве;- уровень и комфортность жизни основной массы населения исследуемой страны, децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения);-наличие внутренних и внешних миграционных процессов, степень их политизации.

Другой, на наш взгляд, немаловажный фактор - идеологический, который, как правило, выпадает из поля зрения исследователей.Если в нашей стране в соответствии с Конституцией Российской Федерации признано «идеологическое многообразие» и не допускается установление какой-либо идеологии в качестве «государственной или обязательной», то в подавляющем большинстве других стран признается государственная идеология и самым непосредственным образом влияет на направленность и содержание их внешней и внутренней политики, использующей в качестве реализующего инструмента средства коммуникаций.

Болюх Анатолий Яковлевич

Какие факторы (культурологические, исторические...) необходимо учитывать в первую очередь при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима в странах вокруг России?

Почему объединили в один вопрос формирование основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима? На мой взгляд, добрососедство более обширное и значимое понятие. А коммуникационный режим — производное от него.

У нас уже сложились определенные отношения с соседними государствами и народами, которые их населяют. Такое положение подсказывает нам, что эти отношения необходимо переводить в плоскость добрососедских, если, конечно, таковых еще нет. На каких факторах будут основываться эти добрососедские отношения? На всех! Все зависит от конкретной страны. С одной, например, на первый план выйдут общие исторические и культурные корни. А с другой — экономические, блоковые (ЕврАзЭС) и т. д. Здесь необходима тактика. Также важно учитывать, на каком именно уровне основывается добрососедство — на уровне государства, народа или его элиты.

Так что, без творчества и неординарных решений в этом вопросе не обойтись. Шаблоны, калька здесь не годятся.

Мария Грамошина, студентка РАНХиГС

Уже много лет я активно погружаюсь в тему международных отношений и взаимодействия. Мне нравится анализировать причины и следствия тех или иных событий и их влияние на другие сферы. Работа в НИИРК позволила усовершенствовать аналитические компетенции и расширила знания в области международного сотрудничества и международной коммуникации.

В ходе работы я приобрела практический навык написания научно-исследовательской работы по актуальной проблематике, анализа большого количества документов, международных договоров и материалов, как на русском, так и на иностранном языке.

Взаимодействие с НИИРК – хороший старт для молодых специалистов, желающих реализовать свой научный потенциал. Кроме того, институт развития коммуникаций представляет возможность познакомиться не только с единомышленниками, но и с ведущими экспертами в сфере политологии, экономики, социологии, культурологии, что открывает бескрайние возможности для будущей профессиональной деятельности.

Диана Зинченко, студентка РАНХиГС

Прохождение практики в НИИРК помогло мне ещё больше вникнуть в мир научно-исследовательской деятельности. В институте грамотно объяснили, с какими источниками лучше работать, поставили интересные задачи. Особенно понравилось, что задания были разного уровня сложности, как небольшие заметки, так и большой отчёт.

Для практикантов также полезно, что можно поучаствовать в круглых столах и конференциях, которые проводит институт. Это позволяет посмотреть на научно-исследовательскую деятельность с другой стороны – в качестве слушателя.

Софья Кашина, студентка РАНХиГС

Прохождение учебной практики в НИИРК позволило мне сформировать способность осуществлять подготовку авторских аналитических материалов с широким привлечением иностранных документов и выражением собственного мнения, а также анализировать политические, социальные и экономические закономерности и тенденций развития центрально-азиатского региона во взаимодействии с рядом европейских стран.

Центрально-азиатский регион с детства привлекает меня не только культурной идентичностью, но и региональными политическими процессами, в частности особенностями интеграции с соседними и западно-европейским регионами. В ходе составления аналитического отчета я регулярно получала ценные советы от сотрудников НИИРК и имела возможность применить их на практике в своих работах.
Благодаря стажировке в НИИРК, я смогла, наконец, реализовать личный научный интерес в исследовании политических и экономических процессов в Таджикистане, а также использовать на практике знание иностранных языков.

Взаимодействие с НИИРК позволило мне колоссально расширить свои знания в области экспертно-аналитической и научно-исследовательской деятельности, а также познакомиться с единомышленниками, разделяющими мои научные интересы, которые передали мне свой бесценный опыт. Я благодарна площадке НИИРК за предоставленную возможность в прохождении учебной практики.

Сяо Сюйшэн

Тема моего исследования во время практики была "Методология борьбы с кибербезопасностью для молодых людей: опыт Китая". Я узнал о решениях и концепциях различных ведомств в России и Китае по предотвращению киберпреступности несовершеннолетних, эффективно обеспечивающих здоровое развитие молодых людей в сетевой среде.  Спасибо, что предоставили мне эту возможность! Благодаря этой практике я также усовершенствовал свои навыки обучения, общения и сотрудничества.

Декабрь, 2022.

Долотказина Дина Маратовна

Благодаря взаимодействию с НИИРК я получаю возможность принимать участие в конференциях и круглых столах по различным тематикам, актуальным для современного миропорядка. Важно то, что институт занимается не только научной, но и практической деятельностью, приглашая различных спикеров и экспертов, и, на мой взгляд, возможность дискутировать с людьми, являющимися профессионалами в своей области, – это бесценный опыт.
Также я нашла единомышленников, с которыми мы обмениваемся мнениями и обсуждаем наши текущие научные исследования.

Февраль 2022 г.

Тихонов Юрий Павлович

С раннего возраста меня привлекала наука, деятельность ученых, исследователей – хотелось попробовать и себя в этом качестве. Однако мне было несколько сложно представить, как проводятся исследования в гуманитарной области в «лабораторных» условиях (с исследованиями в естественных науках мы знакомимся еще со школьной скамьи). В университете я наконец ощутил себя в своей тарелке и приблизился к тому научному миру, который меня интересовал. Однако в силу тематики моих исследований в бакалавриате они велись без тесного взаимодействия с какими-либо научными организациями. Начав исследование по теме коммуникационных режимов в магистратуре, я получил возможность подчерпнуть знания в качестве слушателя на большом количестве мероприятий, проводимых НИИРК. Они позволили услышать мнения экспертов в области, дали основу для рефлексии при написании собственных работ. Помимо доступа к информации, НИИРК дал и опыт участия в круглых столах, конференциях в качестве докладчика, что позволило провести апробацию исследований, усилить их за счет консультаций и дискуссий с экспертами по данной теме.

Возможность коммуникации с таким количеством экспертов по теме исследования, именно как обоюдой, двухсторонней коммуникации с экспертами – это самая ценная возможность, которую мне подарил НИИРК. Помимо участия в мероприятиях, Институт предложил мне опубликовать несколько статей в одном из своих журналов: «Человек и мир: диалог», с которым у меня наладилось плодотворное сотрудничество. Надеюсь, оно продолжится и преумножится с другими журналами и научными проектами НИИРК.

До НИИРК мои исследования были связаны с темами, которые ранее были хорошо проработаны и исследованы. Здесь же я получил новый навык проведения исследований в области, которая только начинает активно разрабатываться, где значительно осложнен анализ и поиск информации, однако значительно выше новизна исследования. В таких условиях ты должен развивать навык проведения самостоятельного научного поиска и исследования, но ты можешь использовать методологию, разработанную НИИРК. Также я получил дополнительный опыт публичных выступлений, отточил навык ораторского мастерства при выступлении на конференциях, который мне пригодится, в том числе и при защите диссертации.

Важно, что взаимодействуя с НИИРК я могу взаимодействовать с кругом таких же заинтересованных в изучении данной темы лиц, ощущая при этом поддержку, зная, куда можно обратиться с вопросами. НИИРК для меня – это прекрасная опора, база для проведения исследований, которая мне, как молодому, начинающему ученому крайне важна: это и связь с научным сообществом, это и возможность публикаций, это и возможность внести реальный вклад в развитие отечественной науки.

Январь 2022 г.

Публикации: Тихонов Ю.П. Свобода vs справедливость / Ю.П. Тихонов // Человек и мир. – 2021. – №3(4).
Тихонов Ю.П. Богатство выбора / Ю.П. Тихонов // Человек и мир. – 2021. – №4(5).

Шевелёва Юлия Романовна

НИИРК - отличная площадка как для профессионального, так и для личностного роста молодых специалистов.

Находясь только в начале своего пути, я получаю уникальный опыт личного общения с разноплановыми специалистами высокой квалификации, с людьми, находящимися в повестке международных событий сегодняшнего дня. Благодаря созданной Институтом атмосфере диалога я знаю, что и моя точка зрения всегда интересна и будет услышана.

Брифинги, форсайт-сессии, круглые столы - для нас, стажеров, всё это не только мероприятия для посещения, но и требующие решения кейсы по организации и связям с общественностью.
Практика глубокой аналитической и проектной деятельности, работа «в поле» - крайне полезные бонусы, которые даёт взаимодействие с НИИРК.

Постоянные участники мероприятий Института - представители зарубежных стран, проводимые исследования охватывают как зарубежное, так и отечественное научное поле, потому для меня, как изучающей языки, важно, что НИИРК создаёт условия и возможности и для языковой практики.

Моя стажировка в НИИРК – это новая архитектура научных исследований, новые знакомства, новый ракурс мероприятий.

Будучи в контакте с НИИРК уже год, могу сказать, что мои аналитические и коммуникативные навыки заметно улучшились. Генерировать, оформлять и раскладывать для изучения идею благодаря полученным знаниям стало значительно легче так же, как и быть участником научной, деловой коммуникации.

Кроме того, НИИРК предоставляет возможность работы в команде, в составе которой, как профессионалы, так и начинающие исследователи. Для меня такая проектная работа позволяет расти по всех смыслах и как личности, и как молодому специалисту.

Если кратко перечислить открывающиеся для меня в НИИРК возможности, то это:
- нетворкинг
- помощь и наставничество в реализации собственных проектов
- продвижение и обсуждение научно-аналитических мыслей в кругу первых специалистов исследуемого мной вопроса
- практика деловых коммуникаций
- организация деловых мероприятий «под ключ»
- знакомство и вовлечение в профессиональную аналитику
- возможность менеджмента краткосрочных и долгосрочных проектов
- применение и практическое использование знания иностранных языков
Январь 2022 г.

Публикация: Шевелёва Ю.Р. Коммуникационный режим как фактор воспроизводства политической власти / Ю.Р. Шевелёва // Вопросы политологии. – 2021. – Т.11. – №9 (73). – С. 2535-2551.

Асейкин Михаил Михайлович

Взаимодействие с Институтом дало новый виток моей научной деятельности. Сама возможность исследовать коммуникационные режимы есть одновременно большой интерес и осознание всей важности и сложности этого общественно-политического феномена. Особые чувства как у молодого учёного у меня вызывает тот факт, что каждая работа, затрагивающая проблематику коммуникационного режима – это нечто уникальное, нечто, что раньше не было изучено, осмыслено.

Исследуя коммуникационные режимы в коллективе НИИРК, я каждый раз развиваю сразу целый арсенал навыков. В него входят навыки серьёзной аналитической деятельности, грамотной работы с большими объемами различных материалов, навыки системного мышления. Научной исследование под руководством В.В. Комлевой позволило мне подготовить и защитись диссертацию и дал возможность выйти за границы имеющихся у меня знаний, фокусироваться на ранее скрытых для меня закономерностях и приходить к новым, совершенно другого уровня значимости выводам – этот навык для меня особенно ценен.

Самая главная для меня возможность, данная Институтом, – это участие в различных конференциях, круглых столах, где я могу послушать выступления серьёзных компетентных учёных, специалистов, перенять их опыт и, конечно же, поделиться результатами своей научной деятельности. Возможность выступать с докладами на мероприятиях столь высокого уровня – это, безусловно, дополнительный стимул к тому, чтобы ещё глубже погружаться в темы будущих исследований.

Мне также хочется выразить слова благодарности всему Институту за возможность участвовать в исследованиях и всестороннюю помощь в раскрытии своего исследовательского потенциала!
Декабрь 2021 г.

Публикация: Комлева В.В., Асейкин М.М. Региональный коммуникационный режим: акторная модель Республики Татарстан / В.В. Комлева, М.М. Асейкин // Государственная служба. – 2021. – №6.

Васильева Елена Вячеславовна

В период прохождения практики мне поручалось решение следующих задач: составление контент плана для сайта, создание идей по повышению узнаваемости бренда, уровня экспертности, цитируемости, а также привлекательность бренда НИИРК, построение концепции продвижения бренда НИИРК в социальных сетях и СМИ, подготовка пресс-релизов для СМИ, анализ целевой аудитории, осуществление эффективной деловой коммуникации, анализ продвижения конкурентов, написание исторических статей.

В период прохождения практики я не только познакомилась с деятельностью института, но и приобрела важные навыки, которые в дальнейшем помогут мне развиваться в своей специальности: работа в команде, системный подход к работе, контент-маркетинг, корпоративная этика, а также построение концепций продвижения на различных цифровых платформах (СМИ, социальные сети). Отдельно хочу отметить задание по написанию статей на историческую тематику с целью повышения престижа Российской Федерации за рубежом. Для сбора материала для статей требовалось проанализировать большой объем информации из различных источников, раскрыть в материале тему и продемонстрировать важность нашей страны в историческом контексте для зарубежных партнеров.

Навыки, полученные в ходе практики, обязательно пригодятся для развития будущей карьеры.

Декабрь 2022 г.

Ассоциация российский Дом международного научно-технического сотрудничества

«РД МНТС» – это негосударственный институт развития, отвечающий за координацию и взаимодействие с зарубежными субъектами экономической деятельности в сфере международного научно-технического сотрудничества. Фундаментальная задача Ассоциации заключается в выстраивании мостов (долгосрочных рабочих механизмов сотрудничества) с зарубежными странами в части продвижения российских технологий, взаимного трансфера технологий, содействия в защите прав на интеллектуальную собственность российских предприятий за рубежом, привлечения инвестиций в технологические и наукоёмкие проекты, а также организация конгрессно-выставочной деятельности, деловых миссий и образовательных программ по профилю международного научно-технического сотрудничества.

Соглашение о взаимодействии между Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций и Ассоциацией «Российский дом международного научно-технического сотрудничества» было подписано 24 декабря 2021 года.

Россотрудничество

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) занимается развитием международных отношений Российской Федерации с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, другими иностранными государствами, а также в сфере международного гуманитарного сотрудничества. Подведомственно Министерству иностранных дел Российской Федерации. Россотрудничество было создано Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1315.

Соглашение о взаимодействии Национального института развития коммуникаций и Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству было подписано 30 августа 2021 года.

Федеральное агентство по делам национальностей

Агентство было основано в 2015 году Указом президента РФ №168. Агентство выполняет ограниченный круг функций министерства культуры РФ и Минюста РФ, а также фукнции по укреплениею единства многонационального народа РФ, взаимодействует с национально-культурными автономиями, разрабатывает государственные программы и осуществляет другую деятельность.

3 июня в Санкт-Петербурге на полях Петербургского международного экономического форума состоялось подписание соглашения о взаимодействии Национального института развития коммуникаций и Федерального агентства по делам национальностей.

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Центр занимается оперативным информационно-аналитическим сопровождением и экспертной поддержкой деятельности Правительства Российской Федерации по основным вопросам социально-экономического развития страны. Аналитический центр активно участвует в жизни экспертного сообщества, сотрудничает с регионами России, национальными и международными организациями и научно-исследовательскими центрами.

В Москве 18 февраля 2022 года состоялось подписание соглашения о взаимодействии Национального исследовательского института развития коммуникаций и Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

Ереванский государственный университет

Университет ведет свою историю с 1920 года. Однако 1995-1996 учебный год ознаменовал начало нового учебного процесса Ереванского государственного университета. В соответствии с международными критериями, в целях получения качественно нового университетского образовательного статуса, ЕГУ, как и большинство армянских вузов, перешел на двухступенчатую систему образования.

Президентская библиотека им Б.Н. Ельцина

Президентская библиотека открыта 27 мая 2009 года и функционирует как общегосударственное электронное хранилище цифровых копий важнейших документов по истории, теории и практике российской государственности, русскому языку, а также как мультимедийный многофункциональный (культурно-просветительский, научно-образовательный и информационно-аналитический) центр, имеющий статус национальной библиотеки России.

16 июня 2022 года в Санкт- Петербурге на площадке Петербургского международного экономического форума состоялось торжественное подписание соглашения о сотрудничестве между Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций и Президентской библиотекой имени Б. Н. Ельцина.

Гусейнов Рафаэль Джагидович

Окончил исторический факультет Азербайджанского государственного университета, отделение журналистики Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, аспирантуру Сорбонского университета (Париж).

В 1985-1991 гг. старший преподаватель кафедры журналистики ВКШ при ЦК ВЛКСМ, член редколлегии, редактор отделов политики и военного «Комсомольской правды», работал в аппарате ЦК КПСС. В 1991-1993 годах – первый заместитель посла Азербайджана в России. В 1993-2007 гг. - генеральный директор газеты «Рабочая трибуна», заместитель главного редактора газеты «Труд». В 2007-2012 гг. – шеф-редактор газеты «Трибуна». В 2016-2018 гг.- главный редактор информационного портала NEWS.RU.

В 2013-м году на съезде СЖР избран секретарем Союза журналистов России, в 2017-м и в 2022-м годах переизбран на этой должности.

Кандидат исторических наук. Член Союза писателей России. Избирался народным депутатом СССР. 

Заслуженный работник культуры Российской Федерации, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». Имеет награды Союза журналистов России «За заслуги перед профессиональным сообществом», «Честь. Достоинство. Профессионализм», «Золотое перо российской журналистики», лауреат «Национальной премии журналистики «Искра» Медиасоюза, лауреат премии Артема Боровика «За выдающиеся заслуги в области расследовательской журналистики». Удостоен премии Правительства России в области средств массовой информации.

Является автором многих публикаций, а также книг «Выбор пути» (1978), «Ярмарка клеветы» (1983), «Под прицелом – молодежь» (1983), «Ложь на коротких ногах» (1988), «Медведев о Путине» (два издания, 2011, 2012), «Органические изменения» (2012), «Глядя из Москвы» (2015), «Путь Путина» (2022), «Триумф неволи» (2023)

Национальная партия Авами (ANP) Исламской Республики Пакистан

Меморандум о взаимопонимании, который должен стать основой для совместной научно-исследовательской и проектной деятельности, долговременного и плодотворного сотрудничества, направленного на укрепление дружеских отношений, был подписан 19 мая 2022 года.

Бойцова Ангелина Витальевна

Научная деятельность перестаёт казаться скучной и страшной, когда рядом с тобой есть единомышленники. НИИРК — отличная площадка для развития коммуникации не только с зарубежными студентами и экспертами, но и с соотечественниками. Нахождение в обществе людей, разделяющих одни и те же ценности, помогает быстрее адаптироваться в научной среде. Институт позволяет развивать в этом плане не только аналитические навыки, но и — соответственно — навыки общения. Здесь ты всегда будешь услышан.

Национальная академия наук Таджикистана

Национальная академия наук Таджикистана является высшим самоуправляющимся научным учреждением Республики Таджикистан. Национальная академия наук в своей деятельности обеспечивает проведение, развитие и координацию фундаментальных и прикладных исследований в республике, изучение актуальных проблем экономического, социального и культурного развития республики, повышение эффективности использования научных достижений, подготовку высококвалифицированных научных кадров, взаимодействие науки и производства.

Национальная академия наук подчиняется Президенту Республики Таджикистан.

Соглашение о сотрудничестве между НИИРК и Национальной академией наук Таджикистана было подписано в июне 2023 года в ходе рабочей поездки руководства Института в Таджикистан.

Национальная академия наук Кыргызской Республики

Национальная академия наук Кыргызской Республики — высшее государственное научное учреждение, объединяющее научно-исследовательские институты НАН, членов НАН, научных работников, специалистов и обслуживающий персонал.

Учредителем Национальной академии наук является Правительство Кыргызской Республики.

Деятельность Академии наук направлена на фундаментальные и прикладные исследования, способствующие развитию производительных сил Кыргызстана, его научно-технического потенциала, культуры, просвещения, литературы и искусства, формированию правового государства, содействует укреплению мира и дружбы между народами.

Соглашение о сотрудничестве между НИИРК и Национальной академией наук Кыргызской Республики было подписано в мае 2023 года в рамках VII Международной научно-практической конференции «Россия и мир: диалоги – 2023. Цели и ценности».

Тачмедова Дженнет Шохратовна

Всегда немного волнительно и страшно начинать заниматься научной деятельностью, а иногда кажется, что тяжело, когда рядом нет правильных наставником. НИИРК помогает дать именно ту точку начала, учит базовым научным навыкам и на протяжении всего пути поддерживает с написанием работ, проектов. Институт дает возможность развиваться, участвовать в научных проектах, например, мне удалось стать частью проекта  «Коммуникационные режимы зарубежных стран», написать статью и отправится в рамках конференции «Россия и мир: диалоги-2023. Цели и ценности» в Ереван! НИИРК – это дискуссионная  площадка для построения внешних коммуникаций с другими государствами и народами! В НИИРК проводятся мероприятия разного формата: от круглых столов до масштабных научных конференций, и на любом из них есть возможность задать интересующие вопросы ведущим экспертам и спикерам.  

НИИРК - это движение, это развитие. Одна из главных миссий организации - выстраивание дружественного многостороннего диалога, поэтому абсолютно любой человек, увлекающийся научной деятельностью, может внести свой вклад в развитие особенно актуальных в наше время целей. Более того, есть возможность развить в себе ораторские и коммуникационные навыки, что поможет в дальнейшей профессиональной деятельности!

Чехляева Сабина Саидумаровна

Знакомство с НИИРК произошло задолго до моей стажировки в Институте. Уже после первого мероприятия я поняла, что хочу проходить стажировку именно там. 

Я обучаюсь на направлении «Международные отношения» и, конечно, как для любого международника, для меня важно научиться устанавливать межличностные и межгосударственные отношения посредством культурных обменов и дипломатии. Национальный  исследовательский институт развития коммуникаций предоставил возможность на практике осуществлять  культурный диалог между представителями разных стран через свои интересные и важные проекты.  

Институт дал прекрасную возможность реализоваться и в научной сфере. Помимо проектной работы в рамках Института, я занималась аналитикой, написанием статей, мониторингом информационной повестки своей родной страны - Таджикистана.  

Опыт стажировки в НИИРК дал возможность и дальше развиваться в рамках Международного клуба молодых исследователей, принимать участие в полезных и интересных проектах.

Российский университет дружбы народов

Университет существует более 60 лет, здесь обучаются представители 160 стран мира, около 500 национальностей. На сегодняшний день выпускники Университета работают в 170 странах мира. Миссия РУДН – объединяя знанием людей разных культур, РУДН формирует лидеров, которые делают мир лучше.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Соглашение о сотрудничестве между НИИРК и Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации было подписано в октябре 2022 года. 

В рамках соглашения планируется проводить совместные исследования по вопросам развития научных коммуникаций, реализации гуманитарной политики РФ за рубежом, содействия международному развитию, совершенствования моделей и программ приграничного, межрегионального, международного сотрудничества; разрабатывать и реализовывать программы академической мобильности для аспирантов и молодых ученых; проводить научные мероприятия, публиковать совместные научные доклады и результаты научных исследований.

РАНХиГС стал седьмым крупным университетом, с которым НИИРК будет осуществлять взаимные консультации, обмен научной информацией, реализовывать совместные научные и образовательные проекты.

Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Кыргызской Республики имени Казы Дикамбаева

Академия начала работу в 2001 году. Изначально работала только одна программа – «Международные отношения», но, учитывая потребности МИД КР и рынка труда в соответствующей области, были открыты такие программы, как «Юриспруденция» и «Экономика».

Далее, в контексте современных реалий, возникла необходимость в повышении высококвалифицированного кадрового потенциала, как на государственной службе, так и во всех сферах экономики страны: специалистов, которые не просто получили бы качественное образование, но научились бы мыслить глобально, проявлять инициативу; кадров, которые имеют коммуникационные и презентационные навыки. Уже в 2017 году, совместно с МГИМО, заработали программы по направлениям «Менеджмент» и «Управление бизнесом», а в 2018 года был осуществлен прием на направления «Журналистика» и «Лингвистика».

Координационно-методический центр по вопросам новейшей истории Узбекистана при Акаде-мии наук Республики Узбекистан

Соглашение о сотрудничестве между НИИРК и Координационно-методическим центром по вопросам новейшей истории Узбекистана при Академии наук Республики Узбекистан было подписано в ноябре 2022 года. Документ направлен на развитие международной научной коммуникации, совместное проведение научных мероприятий (конференций, академических семинаров, круглых столов, дискуссий), а также на проведение и реализацию совместных фундаментальных и прикладных исследований.

Союз журналистов России

Общероссийская общественная организация "Союз журналистов России" является основанным на членстве творческим неполитическим общественным объединением, учрежденным для осуществления деятельности по защите интересов журналистов России.

Соглашение о взаимодействии между НИИРК и Союзом журналистов России было подписано в сентябре 2021 года в ходе международного форума современной журналистики «Вся Россия — 2021».

Заключенное соглашение даст импульс для использования научной базы Института в интересах современной журналистики, а также позволит получать достаточный объем оперативной информации, который ляжет в основу глубокого всестороннего анализа основных изучаемых Институтом вопросов, направленных в том числе на укрепление «пояса добрососедства» по внешнему периметру Российской Федерации.

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Создан 1 августа 2012 года в результате объединения Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (ФИНЭК) и Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (ИЖЭКОН). В объединенном университете сохранены научные школы, инновационные учебные курсы, передовые обучающие технологии, образовательный и научный потенциал, а также лучшие традиции советского и российского образования.

В июне 2022 года рамках Петербургского международного экономического форума состоялось подписание Соглашения о взаимодействии между НИИРК и Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом. Подписанное соглашение открывает новые возможности для взаимодействия в разработке и реализации совместных научно-практических, научно-исследовательских, издательских программ и проектов, направленных на развитие инновационных форматов сотрудничества, в том числе цифровых.

Администрация президента республики Южная Осетия

Соглашение о взаимодействии между Институтом и Администрацией Президента Республики Южная Осетия было подписано 29 марта 2022 года.

Соглашение открывает возможности для взаимодействия по реализации совместных проектов по продвижению российских научных достижений, развитию научного потенциала Республики Южная Осетия путем укрепления научных, образовательных, культурных связей России и Республики Южная Осетия. Стороны договорились обмениваться информацией, проводить научные мероприятия и экспертные обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес, а также совместно осуществлять проектную деятельность, направленную на разработку и реализацию проектов и стратегических инициатив в области развития Республики Южная Осетия.

Юго-Осетинский государственный университет А.А. Тибилова

Университет ЮОГУ (ранее - ЮОГПИ) был основан в 1932 году. Сегодня на 5 факультетах получают образование будущие преподаватели гуманитарных и естественных дисциплин, журналисты, политологи, юристы, экономисты, фармацевты, психологи, инженеры-строители, инженеры-механики. ЮОГУ – один из центров научного осетиноведения. Учеными университета созданы фундаментальные монографии по современному состоянию и истории осетинского языка и литературы, этнологии, археологии, истории и культуре, словари и учебные пособия для вузов, школ и детских образовательных учреждений. В университете действует медико-биологическая лаборатория, оснащенная современным оборудованием.


Соглашение о сотрудничестве между НИИРК и Университетом было подписано 30 марта 2022 года.

Сочинский Государственный университет

Сочинский государственный университет основан в 1989 году. Вуз сыграл важную роль в подготовке кадров и волонтерском сопровождении зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Ученые университета разработали научно-методические пособия, по которым курсы обучения прошли более 14 тысяч специалистов индустрии гостеприимства для работы на олимпийских объектах. За годы своей деятельности университет подготовил более 40 тысяч высококвалифицированных специалистов. Преподаватели и студенты Сочинского государственного университета ведут активную научную работу.

Ни Ицзя

Во время практики я работала над научным исследованием "Зарубежная гуманитарная политика Китая: направления, проекты, законодательство". Благодаря стажировке я лучше стала разбираться в законодательстве и проектах, связанных с иностранной гуманитарной деятельностью в Китае. Я научилась быстрее находить информацию и лучше ее анализировать, а также и общаться с командой, кроме того я смогла потренировать навыки логического мышления.

Гончар Яна Александровна, студентка РАНХиГС

В период прохождения практики мне поручалось решение следующих задач: выполнение индивидуального задания по сбору данных об организации, анализ и оценка PR- и рекламных коммуникаций компании, проведение исследования и выполнение проектного задания (кейса) для НИИРК. А также работа над исследовательским проектом «День в истории», определение конкурентов компании, составление вопросов и ответов к презентации рейтинга дружественности стран, выполнение задач по продвижению Международного клуба молодых исследователей.

В период прохождения практики я ознакомилась с деятельностью института, приобрела такие важные навыки, как: работа в команде, анализ компании, грамотный подход и проявление активности к выполнению поставленных задач.

Полученные навыки и опыт за время прохождения практики обязательно пригодятся мне в будущей работе в данной сфере деятельности.

Се Ланьсюань

В ходе стажировки я вместе с партнером работала над докладом "Гуманитарная политика Китая за рубежом: направления, проекты, законодательства". Благодаря этой работе я смогла ознакомиться с большим количеством материалов и развить свои навыки в поиске и извлечении информации, а также глубже понять последствия и влияние национальной политики и законодательства. 

Это позволило мне стать более осведомленной о тенденциях в китайской зарубежной гуманитарной политике и следить за этим процессом. Совместная работа с коллегами над выполнением заданий помогла мне научиться работать эффективнее. В целом, эта полезная работа помогла мне развить мое внутреннее "я" и мои навыки.

Декабрь, 2022.

Ли Чэньси

На практике я с партнером написала доклад на тему "Методы борьбы с киберпреступностью", основанный на опыте китайской молодежи. В докладе мы рассмотрели возможности, как бороться с киберпреступностью в Китае с позиций "страны", "школы" и "семьи". Во время исследования я больше узнала о сетевой информационной безопасности Китая. Я поняла, насколько важна командная работа над проектом и взаимодействие, мы с партнерами смогли попрактиковать метод дивергентного мышления. Для меня такая практическая работа была крайне полезной. Спасибо за предоставленную возможность участвовать в исследовании.

Декабрь, 2022.

Ма Фэйсян

Во время практики мы с партнером написали отчет под названием "Методология борьбы с киберпреступностью на опыте китайской молодежи". В ходе работы мы сделали выводы о том, как бороться с киберпреступностью в Китае с позиции государства, школы и семьи. Эта практика дала мне лучшее понимание сетевой информационной безопасности в Китае. Я также узнал о том, как полезна командная работа для стимулирования индивидуального мышления, что принесло мне большую пользу. Мне очень понравился эта практика, и я благодарен за предоставленную возможность.

Декабрь, 2022.

Оставьте свои контакты 

И мы зарегистрируем вас на мероприятие:

Звонова Мария Евгеньевна

Ввиду того, что я являюсь представителем своих двух родных стран – Эстонии и России, сфера моих научных интересов с самых первых курсов касалась проблем и перспектив взаимодействий между соседствующими государствами, а также особенностей коммуникаций между ними. Мне всегда хотелось развивать более дружественную и добрососедскую повестку между Россией и исследуемыми странами, поэтому когда я узнала о НИИРК: о проводимых фундаментальных и новейших исследованиях и о самой миссии организации - развитие многостороннего конструктивного диалога, то мне, конечно, захотелось привнести свой посильный вклад в реализацию миссии и целей Института. Таким образом уже более года я с большим интересом принимаю участие в научных круглых столах (как участник и как слушатель), в исследованиях коммуникационных режимов; помогаю в сборе и проработке данных для НИРов; благодаря наставничеству НИИРК удалось написать научную статью, которая была опубликована в журнале ВАК. Также НИИРК – это площадка, где имеешь честь познакомиться не только с единомышленниками, но и с большим количеством очень уважаемых и умных людей, которые благодаря своим знаниям и научным трудам вносят свой вклад в развитие Института.

НИИРК помог мне развиться не только с научной стороны, но и дал возможность через журнал «Перспектива. Поколение поиска» поделиться с остальным миром взглядами, идеями и целями, которые касались добрососедства, межкультурного диалога.
Январь 2022 г.

Публикация: Звонова М.Е. Дружественность страновых коммуникационных режимов на примере российско-эстонских отношений в образовании / М.Е. Звонова // Обозреватель. – 2021. – №10. – с. 40-53.