Любые коллективные форматы усиливают взаимопонимание. Это важно для ЦА, так как страны региона конкурируют между собой. Конкурируют за инвестиции, за первенство в культурно-историческом значении, за ресурсы внутри региона. Есть неурегулированные территориальные вопросы, а есть урегулированные, но анклавные территории, что всегда создает проблемы безопасности. Страны, ассиметричны в своём развитии и роль каждой страны в регионе еще не определена и находится в стадии своего становления. В политику стран ЦА вмешиваются и внешние акторы. Всё это в комплексе не способствует консолидации стран ЦА. Поэтому любые диалоговые, коллективные форматы повышают взаимопонимание и поиск общих правил и решений.
Отметим, что в ЦА китайский формат С5+ не единственный, а один из многих. Есть форматы отношений с Россией, Турцией, США, ЕС, Японией, арабскими странами. Эти форматы позволяют выработать общие правила игры в ЦА, как для региональных, так и для внерегиональных игроков.
Китайский формат отношений достаточно привлекателен. В отличие от западной модели Китай не требует взамен инвестициям соответствия государственно-политических моделей стран ЦА неким стандартам, например, демократиям. Он не требует проведения реформ государственного управления. Инвестиции идут и «недемократическим» режимам. Китай реализует сотрудничество по линии «ЮГ-ЮГ», что позволяет участникам чувствовать себя равными игроками.
Отмечаются и недостатки китайской модели: непрозрачность отчётности по проектам, создание долговых ловушек по кредитам, которые государства-получатели объективно не в состоянии вернуть и др.
Отвечает ли этот формат потребностям региона?
Сложно говорить о потребностях региона в целом. Есть потребности конкретных стран, оформленные в виде национальных интересов (государственных интересов) и интересов элит.
Потребности всех стран региона я бы разделила на ситуативные и стратегические. И надо понимать, какие потребности удовлетворяют разные форматы. Важнее стратегические, то есть те, которые в перспективе обеспечат устойчивое развитие стран и их международную конкурентоспособность. А это:
развитие интеллектуального потенциала и базы для его формирования с детства. Без этого страна не сможет продуцировать новые идеи, не сможет рефлексировать и адекватно оценивать свое положение и разрабатывать стратегии развития. Страны так и будут жить с внешними консультантами;
развитие технологий, что должно способствовать технологическому суверенитету стран, без которого невозможно говорить о полноценной суверенности;
определить свое место в региональной модели экономики, безопасности, культуры и др. Пока не определены ни сами эти модели, ни роли. Страны ЦА долгое время были подсистемами более крупных систем[1] и опыт самостоятельного решения проблем пока небольшой. Форматы С5+, вероятно, позволят странам осмыслить свои роли и значение в региональной и международной системе;
обеспечение безопасности. Угроз много, не буду перечислять. И им можно противостоят, будучи в разных объединениях и интеграциях. Но Китай пока не обладает достаточным потенциалом, союзами и военными базами на территориях других стран, что позволяло бы воспринимать его как военную державу, способную обеспечить безопасность.
С этих позиций сами страны ЦА должны ответить на вопрос: отвечает ли этот формат С5+ потребностям региона?
ЦА – регион жесткой международной конкуренции. Конкуренции за доступ к ресурсам, за лояльность элит и влияние на элиты, влияние на информационное и идеологическое пространство. Всю величину этой конкуренции нам еще предстоит наблюдать. Поэтому странам ЦА необходимо глубоко анализировать деятельность зарубежных институтов и игроков. Смотреть на их практики на других территориях.
Насколько формат С5+ лучше двусторонних отношений?
Я бы так не ставила вопрос. Оба формата важны и нужны. Двусторонне отношения позволяют решать более тонкие проблемы и обсуждать кулуарные вопросы. В двусторонних форматах проще договариваться. Поэтому они всегда будут актуальны.
Расширенные коллективные форматы, как формат С5+, позволяют определить общие правила игры. Непосредственно для стран ЦА они позволяют лучше понять друг друга, выработать общие позиции, более адекватно оценить свои ресурсы. Это, в целом, по форматам отношений.
Теперь именно о С5+Китай. Чтобы оценить этот формат надо посмотреть на стратегии Китая в регионе ЦА. Значимым документом для понимания китайской стратегии взаимодействия с иностранными государствами является белая книга «Международное сотрудничество Китая в целях развития в новую эпоху»[2]. В книге приводятся конкретные результаты и перспективы работы в интересующем нас Центрально-Азиатском регионе.
Пока страны ЦА вписаны, встроены в интересы Китая и в китайское видение их роли и значения. Суть этого видения: ЦА – это источник ресурсов и транспортный коридор. Центральная Азия важна для диверсификации потоков энергоресурсов, идущих в Китай, в том числе и в обход традиционных партнеров, и для диверсификации торговли.
Все остальные проекты (безопасность, инфраструктура, культура) – это проекты, обеспечивающие реализацию ключевых стратегий Китая в ЦА, в том числе и «Один пояс – один путь», и «Сообщество единой судьбы». Все инфраструктурные проекты встроены в китайские стратегии. Замечу, не Китай встроен в стратегии стран ЦА, а наоборот. Собственно, на внутрирегиональном уровне коллективных стратегий ЦА в отношении Китая пока нет. Страны плохо знают Китай. Правила игры в новых форматах и условия вложений Китая до конца непонятны. Доля стран ЦА в торговле Китая пока невысока. Зависимостей нет. Пройдут годы, пока отношения не просто институционализируются, а нормализуются.
Пока сами китайцы, а точнее исследователи из Университета Китайской академии наук и Института географических наук и исследования природных ресурсов считают, что энергетическая политика стран ЦА зависит от изменений внутри национальных элит, коррупционных проблем, нехватки собственных технологий, устаревания необходимой инфраструктуры, государственного вмешательства в эту сферу[3]. Исходя из этих позиций выстраиваются отношения.
Отсюда есть мнения экспертов, что Китай не игнорирует и политическую сферу, усиливая свое влияние в ней.
Как формат С5+ Китай повлияет на сотрудничество с РФ?
РФ со странами ЦА идёт своим путём. Пока эти отношения никто не заменил, не отменил, и вряд ли в ближайшей перспективе это сделает. Сотрудничество с РФ многостороннее, имеет более понятные для ЦА условия и форматы.
У России больше инструментов диалога и сотрудничества: ЕАЭС, СНГ, ОДКБ, фонды, банки развития и др. В двусторонних форматах тоже есть эффективные инструменты (например, Российско-Кыргызский фонд развития). Серьезный инструмент взаимосвязи – миграции и русский язык.
С Россией много устойчивых хозяйственных, финансовых, гуманитарных связей. Много не просто связей, а взаимозависимостей в области безопасности. ЦА остается приоритетом для России. Об этом неоднократно заявлял и Президент России, правительство, и МИД РФ.
Поэтому каждые новые форматы С5+ в ЦА могут рассматриваться как форматы, стимулирующие Россию к наращиванию диалога и сотрудничества со странами ЦА.
[1] Интересна позиция одного из исследователей. Стивен Фредерик Старр отмечает, что процветание и могущество Центральной Азии «пришлись на периоды единства, созданного могущественными империями, базировавшимися внутри региона, а не навязанными ему извне». Но после обретения свое государственности страны ЦА игнорируют друг друга, потому что чрезвычайно сконцентрированы на суверенитете и стремятся установить связи с более далекими странами, широким миром . Тем самым международная конкуренция в регионе усиливается.
[2] . China’s International Development Cooperation in the New Era. – URL: https://english.www.gov.cn/archive/whitepaper/202101/10/content_WS5ffa6bbbc6d0f72576943922.h tml
[3] Zhou, Q., He, Z., Yang, Y. U. Energy geopolitics in Central Asia: China’s involvement and
responses. Journal of Geographical Sciences. 2020, vol. 30, no. 11, pp. 1871–1895. doi:
10.1007/s11442-020‑1816‑6. [p. 1890–1893].