Статья посвящена анализу форм давления стран Запада в отношении русской и российской культуры, искусства, истории и языка, различных проявлений антироссийской политики «недружественных стран», направленной на подрыв государственных устоев внутри России, создание антироссийских «очагов» в бывших республиках СССР и странах Восточной Европы, снижение влияния России в мире.
По заветам группенфюрера СС
В условиях проведения Россией специальной военной операции на Украине хваленные западноевропейская толерантность и мультикультурализм удивительным образом трансформировались в русофобию, нетерпимость и явные гонения на деятелей культуры и искусства, спортсменов и ученых, бизнесменов и рядовых граждан России. Как на экономическом, так и на гуманитарном направлении России была «объявлена тотальная гибридная война».
Подобные превращения вполне в духе определенной культурной традиции. «Когда я слышу слово “культура”, моя рука тянется к пистолету» — говорил один из персонажей пьесы «Шлагетер». Эту пьесу написал в 1933 году и посвятил Адольфу Гитлеру немецкий прозаик, драматург и поэт Ганс Йост. Этот будущий группенфюрер СС, еще на заре Третьего Рейха искренне советовал своему приятелю Генриху Гиммлеру отправить писателя Томаса Манна «освежиться» в концлагерь Дахау. Методы европейских политиков с той поры стали куда мягче, но их сущность мало изменилась.
Мы видим, как в странах коллективного Запада усиливаются русофобские настроения. Некоторые государственные деятели недружественных стран даже пытаются русофобию объявить нормой общественной и политической жизни.
Так, премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий считает русофобию — мейнстримом, основой для своей работы. В конце марта 2022 года он заявил: «Польша устанавливает определенные стандарты. То, что раньше называлось русофобией, сегодня уже мейнстрим, то, что принято как очевидность, в которой мы и функционируем». Его заместитель, министр культуры и национального наследия Польши Петр Глиньский вообще заявил, что «российская культура должна исчезнуть из общественного пространства».
Радикальные позиции польских политиков поддерживают прибалтийские русофобы, в том числе бывший президент Литвы Даля Грибаускайте, другие сочувствующие им политические деятели.
Так или иначе, эти позиции в США, Великобритании, Германии, Италии, Швейцарии, Украине и других недружественных странах воплощаются в форме гонений на проявления «русского мира», русскую культуру, историю.
Девять форм для трагикомедии
По аналогии с классической поэмой о грехах человеческих, нами выделяются девять форм современных гонений на русскую культуру и «русский мир»:
- Вандализм и осквернение памятников и воинских мемориалов. В ночь с 29 на 30 марта 2022 года неизвестные накрыли советские танки, входящие в архитектурный ансамбль мемориала в берлинском районе Тиргартен, чехлами в цветах украинского флага. Хотя российское посольство потребовало от властей Германии найти и наказать виновных в осквернении советского воинского мемориала в Берлине, берлинская полиция не считает акцию преступлением, поскольку мемориалу не нанесен ущерб. В Трептов-парке, где также находится мемориал советским воинам, на его входную арку нанесли две звезды синего и желтого цвета. Вандализму ранее в марте подвергся памятник адмиралу Федору Ушакову в городе Керкира на острове Корфу (неизвестные облили монумент красной краской). В Польше запланирован снос 230 памятников Красной армии, только в апреле снесли три памятника советским солдатам (в селах Седльце и Мендзыблоци Великопольского воеводства, с. Гончарско Нижнесилезского воеводства). Особенно отличилась в этой области Украина: в апреле 2022 года в гг. Тернополе, Мукачево и Ужгороде демонтировали памятники А.С. Пушкину, в городе Стрый снесли памятник Советскому воину-освободителю, в Харькове демонтировали памятник маршалу Г.К. Жукову, в Тернополе — памятник советским летчикам, в Мукачево — памятник советскому танку.
- Запрет на профессиональную деятельность. Мэрия Мюнхена объявила о расторжении контракта с музыкантом Валерием Гергиевым, который занимал пост главного дирижера Мюнхенского филармонического оркестра. Решение принял обер-бургомистр Мюнхена Дитер Райтер в связи с отказом В. Гергиева дистанцироваться от специальной военной операции на Украине. Кроме того, В. Гергиев уволен с должности музыкального руководителя фестиваля в Вербье (Швейцария). Театр La Scala отстранил оперную певицу Анну Нетребко от спектаклей.
- Запрет на участие в спортивных соревнованиях. ФИФА и УЕФА отстранили российские сборные и клубы от участия во всех международных соревнованиях на неопределенный срок. Данное решение оспорено Российским футбольным союзом в Спортивном арбитражном суде. Гроссмейстер Сергей Карякин на полгода отстранён от всех соревнований под эгидой ФИДЕ, он не сможет принять участие в турнире претендентов на звание чемпионами мира по шахматам. Причиной стала его поддержка спецоперации на Украине.
- Запрет на проведение гастролей и концертов российских исполнителей. Отменены концерты Валерия Гергиева и пианиста Дениса Мацуева в Концертном зале Карнеги-холла (Нью-Йорк, США). Отменены гастроли артистов Большого театра в Королевском оперном театре «Ковент-Гарден» (Великобритания). В Польше отменены сольные выступления молодых российских пианистов Евы Геворгян и Николая Хозяинова.
- Запрет на участие российских делегаций в культурных форумах и конкурсах: Берлинский, Венецианский и Каннский кинофестивали запретили участие в его мероприятиях официальных российских делегаций, исключение Каннским кинофестивалем было сделано лишь для фильма «Жена Чайковского» «опального» режиссера Кирилла Серебренникова. России также запретили участвовать в песенном конкурсе «Евровидение-2022».
- Запрет на постановку и исполнение произведений русских композиторов. Национальная опера Варшавы заявила об отмене премьеры оперы «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, где в главной роли должен был выступить российский оперный певец Евгений Никитин. Из программы традиционного пасхального фестиваля классической музыки имени Людвига ван Бетховена исключена симфония «Бабий Яр» Дмитрия Шостаковича. Оперный театр в польском городе Быдгощ отказался от постановки оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Кардиффский филармонический оркестр также отменил исполнение музыки П.И. Чайковского.
- Ограничения на изучение в вузах творчества русских классиков: Администрация Миланского государственного университета запретила преподавать творчество Федора Достоевского из-за того, что он является русским писателем (профессор Паоло Нори был вынужден приостановить свои лекции по данному курсу).
- Фальсификация данных о предметах культуры и искусства. Власти Нидерландов намеренно искажают данные о государственной принадлежности артефактов из коллекции скифского золота музеев Крыма. Лондонская Национальная галерея переименовала картину импрессиониста Эдгара Дега «Русские танцовщицы» в «Украинских танцовщиц». Современные украинские исследователи считают, что Марк Шагал, Александра Экстер, Василий Кандинский и ряд других являются исключительно украинскими художниками, Министр культуры и информационной политики Украины Александр Ткаченко заявил, что Николай Гоголь является украинским писателем «вопреки российской пропаганде».
- Фальсификация истории. О том, что страны коллективного Запада развернули кампанию по переписыванию истории и пересмотру итогов Второй мировой войны — говорится уже давно. Об этом заявил в своем послании к Федеральному Собранию Президент России В.В. Путин, глава МИД С.В. Лавров отмечал, что «на данный момент в Европе и приграничных странах наблюдаются кампании, которые нацелены на то, чтобы переписать историю, перечеркнуть подвиги борцов с нацизмом».
Особо в деле фальсификации истории преуспели украинские власти: они активно внедряют фальсификат в массовое сознание, начиная с мифов «о древних украх», «о том, как Украина дала Московии культуру, язык и письменность», заканчивая мифами об «оккупации Украины большевиками», «голодоморе», «борьбе ОУН-УПА против фашизма», «про тоталитарную Россию, мечтающую о диктатуре над украинским народом».
В 2015 году в ответ на вопрос о том, «почему Польша не пригласила президента России на мероприятия по случаю годовщины освобождения концлагеря Освенцим» глава МИД Польши Гжегож Схетина заявил, что Освенцим освободили украинцы.
Фальсификация истории является важным элементом долгосрочной антироссийской политики, реализуемой странами Запада в последние десятилетия. Она ориентирована, прежде всего, на «промывание мозгов» населению бывшего СССР и стран Восточной Европы. На государственном уровне признается системность этого явления, в сентябре 2020 года Следственный комитет России даже создал спецотдел по борьбе с фальсификацией истории.
В целом, хотя гонения на русскую культуру и «русский мир» порой носят трагикомичный характер, в их основе лежит системная работа государств Коллективного Запада, направленная на подрыв государственных устоев внутри России, создания на постсоветском пространстве антироссийских «очагов враждебности».
Немного позитива
Современная антироссийская истерия — это своеобразный стресс-тест, показавший разнородность как общества в России, так в «недружественных странах». В нашей стране проявилась группа «ментально чуждых» лиц и явных «национал-предателей», но и в странах Запада оказалось немало здравомыслящих людей, осуждающих «штыковую атаку» своих правительств «на антироссийском культурном фронте».
Преследования и гонения, напротив, могут вызвать интерес к русской культуре у европейской молодежи и интеллигенции — запретный плод сладок, чем сильнее давление, тем больше интерес. В советской истории тоже были примеры «гонений на культуру и литературу» (хотя не по национальному, а по классовому признаку), но это не мешало огромному количеству людей знать и любить творчество М. Булгакова, А. Ахматовой, О. Мандельштама, Б. Пастернака, М. Зощенко, А. Солженицына.
Русская и российская культура имеют настолько мощный духовный потенциал, что запретить, задушить ее просто невозможно. Это в полной мере относится к российским спортсменам, ученым, творцам в самых разных сферах. Имена Ларисы Латыниной, Александра Карелина, Льва Яшина, Владислава Третьяка и других невозможно зачеркнуть, так же как и отказаться от Периодической таблицы Д.И. Менделеева.
На сайте НИИРК опубликован авторский текст эксперта Михаила Чернышова. Мнение автора может не совпадать с позицией Института.