Страны Содружества Независимых Государств активизируют связи по целому ряду направлений, что проявляется в крупных тематических мероприятиях. Ряд таких событий состоялся в ноябре — форум “Содружество моды” в России, туристическая ярмарка в Узбекистане и выставка-ярмарка “Продэкспо-2023” в Беларуси.
Следует отметить, что флагманом процесса выступает Российская Федерация. Представители России активно принимают участие в международных мероприятиях, проходящих на территориях Содружества. Но также Россия организует события и сама, принимая у себя делегации соседних стран.
Одним из таких стал II Международный форум “Содружество моды”, который состоялся 9–10 ноября 2023 года в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге.
Форум стал площадкой для представителей легкой промышленности и креативной индустрии, профильных министерств и ведомств, образовательных учреждений. Благодаря этому событию представители разных стран и организаций разных уровней смогли обсудить актуальные проблемы и вопросы индустрии. В том числе, за счет участия министерств, на законодательном уровне.
Например, в рамках форума было озвучено, что снижение размера выплаты налога поможет избежать дробления крупных предприятий на мелкие. Именно такая тенденция наблюдается в швейной отрасли в связи с высоким налогообложением.
Таким образом, форум стал не только площадкой для обсуждений, но и потенциальных конкретных изменений, которые будут направлены на решение озвученных проблем. Они затронули такие темы, как кадровый дефицит и его преодоление, сырьевое обеспечение, возможности международной кооперации.
Конечно же, на форуме встретились и непосредственно представители промышленности и модной индустрии. Это позволило им наладить прямой контакт, который в дальнейшем может развиться в партнерство, а, значит, и экономическую выгоду не только конкретных предприятий, но и стран.
“Мы наблюдаем высокий импорт из стран СНГ в другие государства, например, из Узбекистана в Китай. Мы сможем развернуть эту ситуацию с помощью создания двухсторонних и трехсторонних соглашений. В ближайшей перспективе это сотрудничество Беларуси, России и Узбекистана”, — рассказал президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин.
Конечно же, это событие не могло остаться в стороне от Узбекистана, для которого легкая промышленность — один из столпов экономической стабильности. Согласно Агентству статистики РУз, по итогам января-сентября 2023 года экспорт текстильной продукции осуществлен на сумму 2 337,2 млн долларов США. Это составило 13,2% от общего объема.
В структуре экспорта текстильной продукции Узбекистана основную долю занимают готовые текстильные изделия (41,4%) и пряжа (40,4%). В январе-сентябре 2023 года 582 вида текстильной продукции было экспортировано в 58 стран.
Особое значение для республики имеет и то, что мероприятие собрало именно представителей СНГ. На страны Содружества приходится 52% экспорта страны — оно является зоной свободной торговли, а партнеры и государства СНГ проверены временем.
“За последние пять лет экспорт вырос в два раза, увеличилось число рабочей силы молодого возраста. Мы растем, но сырьевая база не успевает за нами. Предприятиям не хватает сырья, система образования профильных кадров нуждается в корректировке”, — сообщила советник председателя Ассоциации предприятий текстильной и швейно-трикотажной промышленности Узбекистана “Узтекстильпром” Дильбар Мухаммедова в рамках форума.
Значение форум имел не только для глобальной легкой промышленности страны, но и для отдельных конкретных организаций и предприятий, что лишний раз подтвердила участница делегации Узбекистана на форуме Елена Черноскулова.
“Обмен мнениями касался как раз темы кооперации на пространстве СНГ, как мы можем развивать и укреплять современные страновые бренды, не только демонстрировать коллекции в государствах Содружества, устраивать ворк-шопы, но и взаимодействовать напрямую в бизнесе, в частности, выполняя заказы на производство изделий брендов наших стран на имеющихся промышленных мощностях. У нас в странах Содружества есть интересные модельеры и целые дизайнерские объединения, и кооперация позволит их эффективнее выводить на международный уровень”, — отметила она в интервью PLOV.PRESS.
Если говорить конкретно о сотрудничестве Узбекистана и России, то перспективными на форуме были названы совместные проекты по подготовке инженерных и научных кадров, информационное взаимодействие и обмен опытом в сфере научных исследований, сотрудничество производителей и дизайнеров двух стран.
Все более активно развивающейся отраслью Узбекистана становится туризм. Так, в январе-октябре 2023 года в Республику Узбекистан въехали с целью отдыха и досуга 659,9 тыс. иностранных граждан, согласно данным Агентства статистики РУз.
Больше всего республику посещали туристы из России (205,6 тыс. человек), Казахстана (52,7 тыс. человек), Таджикистана (32,4 тыс. человек), Турции (32,0 тыс. человек), Кыргызстана (32,0 тыс. человек).
Активность туристической сферы показала и Ташкентская международная туристическая ярмарка “Туризм на Шелковом пути” ТМТЯ-2023, которая состоялась 15–17 ноября.
В ней участвовали эксперты в области туризма, послы, специалисты по связи с общественностью, туроператоры. Выставка привлекла внимание не только представителей туристической индустрии, но и обычных людей, путешественников. Ее посетило до 15 тысяч жителей не только Узбекистана, но также стран СНГ, Азии и Европы.
Благодаря мероприятиям, проходящим в рамках выставки, представители турфирм могли ознакомиться с предложениями коллег из других стран. Так, прошла выставка с участием 20 стран, в программу были включены гастро-базар, форум и B2B-встречи представителей частных компаний из разных стран.
Кроме того, ярмарка собрала экспертов для обсуждения актуальных тем и проблем, среди которых устойчивый туризм, роль информационных технологий в сфере,
Событие позволило определить новые перспективы сотрудничества Узбекистана со странами СНГ. Особое место на ярмарке заняли представители России. Комитет по туризму Москвы представил стенд, объединивший 13 туристических компаний РФ, в том числе крупную авиакомпания “Аэрофлот”.
“Есть очень много возможностей для туристического бизнеса и туристических взаимоотношений между фирмами наших государств и именно этим мы и будем заниматься в течение всей выставки”, — отметил руководитель Комитета по туризму Москвы Евгений Козлов, который дал интервью PLOV.PRESS.
Ярмарка позволила жителям Узбекистана познакомиться с туристическим потенциалом Москвы и России в целом. В том числе, с входящими в Евразийский Альянс горных курортов (ЕАГК) базами отдыха Узбекистана, России и Казахстана. Альянс был презентован на ярмарке — было больше рассказано о его целях, задачах, совместных мероприятиях.
Личное присутствие крупных представителей сферы позволило наладить туристические взаимоотношения, которые между Россией и Узбекистаном становится все более крепкими. Не зря увеличивается количество прямых авиарейсов, связывающих не только столицы, но и города разных регионов двух стран.
В Узбекистан можно улететь более чем из полутора десятков городов, среди которых Иркутск, Казань, Новосибирск, Сургут и другие. Рейсы из РФ принимают Самарканд, Навои, Фергана и не только.
Узбекистан привлекает внимание российский туристов сам по себе. Но также его рассматривают как международный транспортный хаб. Именно через Узбекистан российские туристы могут улететь, например, в Джакарту или Куала-Лумпур, с которыми у РФ прямого авиасообщения нет.
“Ташкент мы, в том числе, воспринимаем как своего рода международный транспортный хаб на пути в Россию. […] И здесь мы видим потенциал в создании международных так называемых трансграничных маршрутов, когда путешественники из Юго-Восточной Азии будут посещать Узбекистан, и будет посещать Москву. И таким образом, мы будем совместно продвигать обе нашей страны”, — отметил Булат Нурмуханов, начальник Управления международного взаимодействия Комитета по туризму Москвы.
Еще одним крупным международным событием, но на этот раз объединившим представителей сельскохозяйственной и продовольственной сферы стала 29‑я Международная специализированная оптовая выставка-ярмарка “Продэкспо-2023”. Она прошла с 14 по 17 ноября в столице Беларуси Минске.
За январь-сентябрь 2023 года экспорт пищевых продуктов и животных Узбекистана составил 7,3% от общего объема, еще 0,5% — напитков и табака.
За 9 месяцев 2023 года Узбекистан экспортировал плодоовощную и сельскохозяйственную продукцию на 72 935,7 тысячи долларов США. Было поставлено 76 992,7 тонны, 570 000 штук продукции.
С учетом этих цифр, участие узбекских компаний в таком мероприятии закономерно. Благодаря ему предприятия смогли представить свою продукцию не только преимущественно белорусскому потребителю, но и представителям других стран — России, Вьетнама, Туркменистана.
Выставка также позволила участникам обогатить свой опыт. На ней презентовали передовые технологии производства в пищевой индустрии, продвигались новые торговые марки.
Ведущие производители пищевой индустрии получили возможность обмениваться опытом и заводить новых партнеров. В свою очередь это положительно сказывается на торгово-экономической составляющей отношений Узбекистана со своими ключевыми партнерами в торговле.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о роли международных ярмарок и выставок в развитии сотрудничества между Узбекистаном, странами СНГ и России в частности.
Объединение усилий всех заинтересованных государственных, коммерческих и общественных структур внутри стран СНГ, активное привлечение новых партнеров и коллег с пространства Содружества, создание совместных коллабораций и проектов — путь, который позволит всем участникам получить максимальную выгоду.
Подобные мероприятия как раз позволяют наладить связи. Благодаря им представители организаций, компаний и ведомств могут общаться друг с другом напрямую без посредников и сложностей, связанных с расстояниями.
Многие имеют возможность презентовать свою продукцию или услуги, предложить потенциальным партнерам ее непосредственно попробовать, получить новые контакты, расширить рынки сбыта.
Важно то, что в мероприятиях чаще всего участвуют отдельные компании, которые заключают договоры с такими же предприятиями других стран. Однако в совокупности это положительно сказывается и на глобальных показателях. В данном случае следует ожидать расширения партнерства, новых совместных проектов, а, может, и предприятий в сфере легкой промышленности, туризма и продовольствия, а, следовательно, и роста показателей в этих направлениях, как на пространстве СНГ в целом, так и в узбекско-российских многосторонних отношениях в частности.