Аннотация. В статье рассматриваются теоретико-методологические подходы к изучению секьюритизации национальной идентичности, дается обзор современных российских исследований по данной тематике. Рассматриваются исследования секьюритизации идентичности в контексте внутренней и внешней политики, конструирования на постсоветском пространстве. Описываются результаты авторского исследования дискурсивной практики секьюритизации национальной идентичности в Таджикистане. В исследовании автор опирается на идеи Копенгагенской школы секьюритизации, конструктивизма и концепт онтологической безопасности (Д. Лэйнг, Э. Гидденс), подчеркивая, что идентичность в условиях глобализации, идеологической конкуренции и внутренних конфликтов становится объектом защиты, политической мобилизации и институционализации. Основное внимание уделено анализу публичных выступлений Президента Таджикистана Эмомали Рахмона как инструмента дискурсивной секьюритизации. Выявлены ключевые фреймы: угроза, защита, традиция, консолидация и модернизация. Показано, как через апелляцию к истории, культуре, религии и национальной памяти формируются символические границы между «своими» и «чужими», легитимируются меры контроля и укрепляется политическая власть.
Президент Рахмон выступает как гарант идентичности, а национальная идея – как основа устойчивости и безопасности.
В статье подчеркивается стратегическое значение политики идентичности для внутренней консолидации и внешнеполитического позиционирования Таджикистана, а также ее потенциальное влияние на российско-таджикские отношения и миграционные процессы. Отмечаются причины, по которым политика идентичности в Таджикистане должна быть в поле внимания российских аналитиков.
Abstract. The article explores theoretical and methodological approaches to the study of the securitization of national identity and provides an overview of contemporary Russian research on this topic. It examines how identity securitization is addressed in the context of both domestic and foreign policy, as well as its construction across the post-Soviet space.
The paper presents the results of the author’s original research into the discursive practices of national identity securitization in Tajikistan. The study is grounded in the ideas of the Copenhagen School of securitization, constructivist theory, and the concept of ontological security (D. Laing, A. Giddens), emphasizing that identity – under conditions of globalization, ideological competition, and internal conflict – becomes an object of protection, political mobilization, and institutionalization. The article focuses on the analysis of public speeches by the President of Tajikistan, Emomali Rahmon, as a tool of discursive securitization. Key discursive frames are identified: threat, protection, tradition, consolidation, and modernization. It is shown how references to history, culture, religion, and national memory construct symbolic boundaries between “us” and “them”, legitimize control measures, and reinforce political authority. President Rahmon is presented as the guarantor of national identity, while the national idea is framed as the foundation of societal resilience and security. The article highlights the strategic importance of identity policy for Tajikistan’s domestic consolidation and foreign policy positioning, as well as its potential impact on Russia–Tajikistan relations and migration dynamics. The author also outlines reasons why Tajikistan’s identity policy should be of interest to Russian analysts.






































































