Европейский союз активно участвует в проектах по освоению Арктики и преследует свои интересы относительно проекта Северного морского пути и видит в нем значительные перспективы.
Северный морской путь (СМП) – это арктический транспортный маршрут, который проходит вдоль северного побережья России, от Западного Европейского бассейна до Берингова пролива. С тех пор, как ледовитый покров стал тоньше и открывает путь для коммерческих судов, СМП становится все более подходящим для грузоперевозок между Европой и Азией. Несмотря на возможности, которые предоставляет этот маршрут, его использование все еще вызывает много споров в силу экологических, политических и правовых факторов.
Европейский Союз уже давно озабочен возможными последствиями использования СМП. По оценкам ЕС, расширение использования СМП может иметь негативные экологические последствия для арктической флоры и фауны. В то же время ЕС также видит практическую сторону дела и признает, что использование Северного морского пути может помочь диверсифицировать его транспортную систему и сократить время доставки товаров из Европы в Азию.
Арктический регион как источник конкурентных преимуществ
Арктический регион в настоящее время представляет существенные конкурентные преимущества: от получения доступа к огромным запасам природных ресурсов до наращивания геополитического влияния. СМП – один из инструментов, посредством которого страны могут использовать значительный потенциал Арктического региона, в данном случае сократить время грузоперевозки.
Безусловно, одним из важнейших факторов, влияющих на позицию ЕС относительно СМП, является его отношения с Россией. Северный морской путь – полностью национальный маршрут России, и Россия утверждает свой правовой статус в отношении СМП. Несмотря на это, Европейский Союз и Российская Федерация имеют ряд договоренностей в области транспорта.
Правовой статус Северного морского пути
Правой статус Северного морского пути является предметом споров между Россией и другими арктическими государствами, в том числе США, Канадой и Норвегией. Россия утверждает, что СМП, находясь в ее территориальных водах, является полностью национальным маршрутом, поэтому государство имеет право определять требования к безопасности судов и взыскивать штрафные санкции за нарушения законодательства. Однако другие арктические государства не признают это положение и считают СМП международным маршрутом, который должен управляться международными правилами пролива и для работы которого необходимо сотрудничать в целях обеспечения его безопасности и эффективности. Однако после того, как СМП станет доступным для коммерческого использования, действующие акты должны гарантировать соблюдение высоких стандартов безопасности и защиты окружающей среды.
Поскольку Северный морской путь является кратчайшим морским путём из Европы в Азию, а также, учитывая контекст глобального изменения климата, который вызывает резкое сокращение льда, СМП становится все более популярным и востребованным в мире.
Перспективы Европейского Союза в Северном морском пути
Таким образом, перспективы Европейского Союза в Северном морском пути зависят от того, как будут решаться вопросы правового статуса и международного режима управления этим маршрутом.
С одной стороны, СМП может предоставить ЕС кратчайший маршрут для грузоперевозок между Азией и Европой, что значительно сократит расходы на транспортировку. Следует отметить, что 90% грузооборота ЕС осуществляется морским транспортом. Это также особенно важно в контексте увеличения объемов торговли между Европой и Китаем, где СМП может предоставить значительные экономические преимущества.
С другой стороны, Северный морской путь может еще более усугубить отношения между ЕС и Россией, если правовой статус и условия использования не будут решены на международном уровне. Это может привести к ограничениям и дополнительным рискам для грузоперевозок через этот маршрут.
В связи с этим ЕС продвигает инициативу по созданию международного механизма управления СМП, основанного на международных нормах и правилах, которые гарантируют высокие стандарты безопасности и экологической защиты, и не зависят от конкретных стран. С такой точки зрения, это может способствовать установлению прозрачной и устойчивой системы управления, которая будет способствовать росту торговых связей между ЕС и другими странами через Северный морской путь.
В целом, перспективы Европейского Союза в СМП зависят от того, как будет урегулирован вопрос правового статуса, и как будет развиваться международный режим управления этим морским маршрутом. Если ключевые вопросы будут решены на международном уровне в соответствии с международными нормами и правилами, то Северный морской путь может стать важным маршрутом (и более выгодным для грузоперевозок, чем длинный маршрут через Суэцкий канал) для торговли между ЕС и другими странами.
Вывод
На данный момент Европейский Союз не признает за Россией право устанавливать собственные правила и тарифы (ссылаясь на снижение экономического потенциала маршрута) и продвигает инициативу сделать СМП международным маршрутом, указывая на приоритет принципов открытости, прозрачности и соответствия международным нормам и правилам.
Евросоюз признает потенциал СМП как морского маршрута для грузоперевозок между Европой и Азией и преимущества от его использования в сравнении с Альтернативным морским путём через Суэцкий канал, но также обеспокоен экологическими последствиями и правовым статусом этого маршрута. ЕС выступает за создание международного режима управления СМП, на основе международных норм и правил, который обеспечит высокие стандарты безопасности и защиты окружающей среды.
Таким образом, Европейский Союз продвигает подход к вопросу использования Северного морского пути, который сочетает интересы экономической выгоды и развития торговли, с соблюдением международных норм экологической безопасности и обеспечением международной свободы мореплавания.
Список источников:
- Инвестиционный портал Арктической зоны России Arctic Russia
https://arctic-russia.ru/northsearoute/ - Интересы ЕС в развитии арктических морских маршрутов https://cyberleninka.ru/article/n/interesy-es-v-razvitii-arkticheskih-morskih-marshrutov
- European Parliament. “The European Union and the Arctic.” 2015. https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2015/542211/IPOL_STU(2015)542211_EN.pd
- Kankaanpää, Pekka, and Juha Käpylä. “The European Union’s Arctic interests: The case of the Northern Sea Route.” The Geographical Journal, vol. 186, no. 1, 2020, pp. 80–91. doi: 10.1111/geoj.12328 https://www.researchgate.net/publication/338909771_The_Northern_Sea_Route_problems_and_prospects_of_development_of_transport_route_in_the_Arctic