В следующем году исполняется 10 лет подписания так называемого «Большого договора», который имел фундаментальное значение для формирования ЕАЭС. Более того, Союз формировался именно на основе этого договора.
10 лет не большой, но, на наш взгляд, и не малый срок для того, чтобы оглянуться и констатировать, что уже сделано и что еще предстоит сделать. А сделано не мало.
Интеграционные процессы — это прежде всего возможность, которую обязательно нужно использовать для достижения хороших результатов.
Изначально Союз создавался как экономическое объединение, целью которого было развитие экономики и экономических связей между странами-участницами Союза. Это имеет большое значение в особенности для таких маленьких экономик, как Армения и Киргизия. В случае Армении можем сказать, что экспортные возможности республики в страны ЕАЭС выросли почти в 10 раз. Продукция армянских производителей беспрепятственно экспортируется в страны ЕАЭС. По сравнению с ЕС, куда экспортируется в основном руда, в евразийский рынок экспортируется готовая продукция. Другие члены Союза имеют такие же возможности. Но также встречаются проблемы, и об этом также нужно открыто говорить. В евразийском реестре барьеров, ограничений и изъятий опубликованы списки товаров, в отношении которых одна или несколько членов ЕАЭС применяют барьеры или ограничения. И на это у всех есть один ответ – защита собственной экономики. Мы все помним «молочные войны» между Казахстаном и Киргизией, непростые экономические отношения РФ и Беларуси. Но на наш взгляд, необходимо работать со всеми производителями Союза, чтобы они в лице другого производителя видели только партнёра, с кем можно работать, развивать кооперацию, а не конфликтовать. Экономическая целесообразность членства в ЕАЭС давно доказана. Маленькие страны имеют свою долю из так называемого общего бюджета ЕАЭС, куда страны перечисляют средства из таможенных сборов. Деньги эти не маленькие.
Как уже было сказано, в ЕАЭС есть и свои проблемы. Это, в первую очередь, эффективная работа Евразийской экономической комиссии. Дело в том, что принятые комиссией решения не всегда выполняются на местах. Нужны конкретные рычаги давления на правительства, чтобы на местах исполнялись решения Комиссии и этим создавались новые рабочие места. Все промышленные мощности стран участниц подлежат обязательной описи. Должен быть создан единый реестр не работающих промышленных мощностей стран ЕАЭС. Перед правительствами должен ставиться вопрос о предоставлении конкретных планов по перезапуску этих предприятий. Финансовые вливания для этой программы можно сделать через Евразийский банк развития, который на сегодняшний день, можно сказать, по большому счету, почти отсутствует в экономической жизни Союза.
В апреле 2020 г. Комиссией было принято решение об объединении спутников РФ, Беларуси и Казахстана для зондирования Земли. С учетом научного потенциала Армении было бы желательно включить научные институты Национальной академии наук Армении в этот проект и этим запустить сборку таких аппаратов и на территории республики. Комиссия ограничилась только принятием решения, что, на наш взгляд, не является достаточным – нужно было идти за выполнением этих решений на местах. Нам кажется, что инициатива с мест также важна, но Комиссия как наднациональный орган также должна последовательно и активно работать.
Экономика Союза хорошо себя зарекомендовала и в период всемирной пандемии. Страны участницы ЕАЭС были обеспечены всем необходимым. Это касается и продуктов питания, и средств индивидуальной защиты. В то время, когда между странами ЕС и НАТО иногда шли настоящие «масочные войны».
Мы все знаем, что одна из так называемых «4‑х свобод» — это свободное перемещение рабочей силы внутри Союза. Это десятки и сотни тысяч рабочих, которые часть года работают в своей стране, а часть – на территории Союза, в основном, конечно, в РФ. И поэтому стал вопрос о необходимости официально зафиксировать их рабочий стаж, чтобы при достижении пенсионного возраста они могли предоставить необходимые документы для подсчета стажа и из других стран Союза. Для этого в декабре 2019г. был подписан и в парламентах стран ратифицирован договор ЕАЭС о пенсионном обеспечении, который вступил в силу с 1‑го января 2020 г. Такого договора нет в ЕС, и это говорит о том, что ЕАЭС больше, чем только экономический союз.
На сегодняшний день есть решение Комиссии о том, что юридические лица из стран ЕАЭС могут участвовать в тендерах на государственные закупки. Если взять Армению, то в 2019–2020 гг. представители стран ЕАЭС не могли участвовать в таких тендерах, так как вся информация на сайтах государственных учреждений была на армянском языке. Это было зафиксировано Комиссией, а также было включено в реестр барьеров, ограничений и изъятий. На сегодняшний день мы можем зафиксировать, что этот вопрос уже решен. Была еще одна проблема в этой отрасли — это не признание электронных подписей юридических лиц из Армении, принимающих участие в государственных тендерах. С радостью хотим констатировать, что в целом эта проблема также решена.
Растёт международный авторитет Союза. Иран, Сербия, Вьетнам, Китай – это не полный список стран, с которыми у ЕАЭС подписаны договоры о свободной торговле. На очереди Египет, Израиль, Индонезия. И страны ЕАЭС получили уникальную возможность экспортировать свои товары в эти страны, в том числе и с помощью РЖД. На примере маленькой Армении мы и представить не могли, что можем иметь особые экономические возможности в торговле с Китаем, или Вьетнамом, в будущем выходить на огромный рынок Индонезии, Египта. Есть большая вероятность будущего членства Ирана в ЕАЭС. Но правовая база для этого отсутствует, нет парламентской ассамблеи. Наши казахстанские друзья нам все время говорят, что ЕАЭС это экономическая, и только экономическая организация, в которой все правовые вопросы могут решаться на основе правовой базы договора о ЕАЭС. Но, например, Иран не является членом ЕАЭС, и на него не распространяется этот договор. Уверены, что обсуждения о политической составляющей Союза с более быстрыми темпами могут развиваться. Она не угрожает суверенитету ни одного из членов, и с уверенностью можно сказать, что в этом плане все могут быть спокойны.
Есть еще одно направление, которое на наш взгляд обязательно нужно развивать. Здесь мы можем заимствовать опыт АСЕАН. В США есть представительство этой организации. Когда инвесторы из третьих стран изъявляют желание инвестировать в страны АСЕАН, их конкретно ориентируют, где лучше инвестировать по предоставленному бизнес-плану потенциального инвестора. Берутся за основу в первую очередь промышленные мощности или логистика того или иного члена организации. Такие центры для ЕАЭС можно и нужно открывать в странах Латинской Америки, в частности в Бразилии, а также в странах арабского мира. Для этого идеально подходят Объединённые Арабские Эмираты. Нужно говорить о себе, нужно выйти за рамки постсоветского пространства. Это, безусловно, может благоприятно влиять на развитие стран-участниц ЕАЭС.
В связи с этим остро встаёт проблема логистики внутри ЕАЭС. Как известно, Армения не имеет сухопутной границы с другими странами Союза и для нас одним из способов связаться с нашими союзниками остается авиасообщение. Однако здесь у нас еще много проблем. Высокие цены на авиабилеты, отсутствие прямых рейсов мешают развитию Союза. Нужны новые самолеты, дешёвые авиабилеты, чтобы граждане ЕАЭС имели возможность при желании посетить страны Союза. Нужна единая программа развития авиации, а финансовую поддержку может оказать Евразийский банк развития.
Как мы видим, за небольшой десятилетний срок сделано не мало. Но те вопросы, которые нами были подняты в этой статье, можно считать новыми вызовами и новыми возможностями для нашего Союза. У нас, безусловно, есть потенциал и его нужно обязательно раскрыть.