Перспективы сотрудничества Узбекистана с ЕАЭС (Евразийский экономический союз), исходя из заседания Высшего Евразийского экономического совета 25 мая этого года.
Государства — члены ЕАЭС
— Армения;
— Беларусь;
— Казахстан;
— Кыргызстан;
— Россия.
Государства — наблюдатели ЕАЭС
— Молдавия (с 14 мая 2018 года);
— Узбекистан (с 11 декабря 2020);
— Куба (с 11 декабря 2020).
Когда и где: 25 мая 2023 года, Большой Кремлевский дворец в Москве (Россия).
Председательство: под председательством президента России Владимира Путина.
Встреча в узком составе: премьер-министр Армении Никол Пашинян, президент Беларуси Александр Лукашенко, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, президент Кыргызстана Садыр Жапаров, президент России Владимир Путин, председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович.
В расширенном формате: президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Таджикистана Эмомали Рахмон, впервые принял участие президент Азербайджана Ильхам Алиев, Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев и Генеральный секретарь ШОС Чжан Мин.
Основное: обмен мнениями по важным аспектам деятельности объединения, обсуждение стратегических перспектив углубления интеграционного сотрудничества.
Предложения стран, основные идеи из выступлений, сотрудничество с третьими странами
Владимир Путин, Россия:
— поддержание ЕАЭС стопроцентной свободы передвижения товаров, услуг, финансов и человеческого капитала;
— развитие промышленной кооперации, увеличение количества новых совместных производств под общей торговой маркой “Сделано в Евразэс”;
— укрепление технологического суверенитета в системообразующих секторах экономики, достижение технологической самодостаточности;
— предложение создать евразийские технологические альянсы с подключением заинтересованных партнеров из третьих стран. Цель — организация новых наукоемких высокотехнологичных производств;
— обеспечение цифрового суверенитета, формирование единой цифровой экосистемы, интеграция национальных систем электронных государственных услуг и электронных правительств;
— упрочение финансового суверенитета путем обеспечения устойчивой кредитно-банковской и расчетной инфраструктуры, развития евразийского финансового рынка;
— синхронизация подходов в области климатического регулирования. Реализация совместных научных исследований и разработок, внедрение “зеленых” технологий, сохранение биологического разнообразия и прочее;
— развивать свободу знаний. Реализация общих принципов и стандартов образования, здравоохранения и государственного управления;
— подготовка квалифицированных кадров и открытие новых рабочих мест в наиболее востребованных областях экономики. Координация национальных образовательных и научных программ, выработка общих учебных и профессиональных стандартов, межвузовское сотрудничество и прочее;
— развитие и модернизация наднациональных инструментов и институтов, в первую очередь Экономической комиссии;
— активное развитие отношений со странами, которые стремятся к равноправному, взаимовыгодному партнерству.
“Я имею в виду наших партнеров в Азии, в Арабском мире, в Африке, в Латинской Америке, имею в виду сотрудничество с многосторонними объединениями, такими как Содружество Независимых Государств, Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС и некоторые другие”, — отметил Владимир Путин.
— формирование зон свободной торговли с заинтересованными странами, и в том числе предложить им совместно использовать имеющуюся у участников ЕАЭС международную платежную инфраструктуру в национальных валютах и цифровых валютах центральных банков.
Никол Пашинян, Армения:
Отметил необходимость оперативно закладывать эффективные механизмы взаимодействия с партнерами из третьих стран для создания условий для стабильного развития экономик стран ЕАЭС.
“Радуюсь, что, используя различные форматы взаимодействия, в 2022 году мы провели планомерную работу по формированию взаимовыгодного партнерства вне Союза, о чем свидетельствует информация, представленная в докладах об основных направлениях международной деятельности ЕАЭС и о подходах к развитию торгово-экономического сотрудничества с основными партнерами Союза на среднесрочную перспективу”.
Александр Лукашенко, Беларусь:
— приоритетная задача — создание полноценного экономического союза;
— активизация взаимодействия ШОС, БРИКС и АСЕАН;
— заключение новых торговых соглашений и конструктивное взаимовыгодное сотрудничество с заинтересованными странами.
Касым-Жомарт Токаев, Казахстан:
— необходим полноценный, системно функционирующий внутренний рынок ЕЭС;
— совместными усилиями расширять рынки сбыта для товаров экспортеров;
— Казахстан готов выступить в качестве центра развития евразийской промышленной кооперации и интеграции;
— создание новых международных транспортных артерий. ЕАЭС может стать связующим звеном между Европой и Азией, глобальным Югом и Севером.
“Одна из ключевых целей создания Союза — это получение максимально выгодных торговых условий от третьих стран на основе сильной скоординированной совместной позиции”.
Садыр Жапаров, Кыргызстан:
— кооперационные проекты в агропромышленности, транспортной и логистической инфраструктуре, инновациях и энергетике;
— необходимость развития новой инфраструктуры транспортных коридоров, в частности по направлениям Север – Юг и Восток – Запад.
Узбекистан и ЕАЭС. Справочно
В декабре 2020 года Узбекистану предоставлен статус государства – наблюдателя при ЕАЭС. 30 апреля 2021 года подписан Меморандум о взаимодействии между ЕЭК (Евразийская экономическая комиссия при ЕАЭС) и правительством Узбекистана, утвержден План совместных мероприятий на 2021–2023 годы.
Узбекистан является значимым внешнеторговым партнером ЕАЭС. В 2021 году товарооборот ЕАЭС с республикой увеличился на 22,9% и достиг 11,6 млрд долларов. В 2022 году он увеличился на 22,7% по сравнению с 2021‑м, и составил 15,7 млрд долларов (экспорт — 5,6 млрд, импорт — 10,1 млрд).
Узбекистан на заседании ЕАЭС
Шавкат Мирзиёев выступил в онлайн-формате в качестве представителя государства-наблюдателя при ЕАЭС.
“Усиление глобальных вызовов, серьезные разрывы в транспортно-логистических цепочках, растущие риски продовольственной и энергетической безопасности и другие проблемы обуславливают необходимость более тесной координации для решения первоочередных задач устойчивого социально-экономического развития наших стран”, — отметил лидер Узбекистана.
— Узбекистан готов к продолжению совместной работы по упрощению торговых процедур и созданию условий для кардинального увеличения объемов товарооборота между странами;
— в Узбекистане полностью завершена подготовительная работа по гармонизации национальных технических регламентов с нормами ЕАЭС;
— продолжается работа по развитию взаиморасчетов в национальных валютах;
— интеграция электронных платформ и онлайн-систем таможенного администрирования, санитарного, фитосанитарного и ветеринарного надзора;
— важно принятие совместных мер по углублению промышленной кооперации и локализации;
— заинтересованность в участии в многосторонних программах, направленных на оказание финансовой поддержки реализации кооперационных проектов;
— намерение подключиться к деятельности Делового совета ЕАЭС для налаживания долгосрочных партнерских отношений на уровне бизнеса;
— усиление совместной работы по формированию альтернативных транспортных коридоров и созданию устойчивых логистических цепочек;
— тесная координация в вопросах тарифной политики;
— сотрудничество в области продовольственной безопасности.
Нерешенные вопросы:
— отсутствуют механизмы реализации инициатив государств-наблюдателей для развития практического взаимодействия в рамках Объединения;
— не урегулированы вопросы, связанные с применением в странах ЕАЭС торговых ограничений, в том числе в отношении поставок сельхозпродукции, энергоносителей и прочих сырьевых товаров;
— пока не дают ожидаемого результата проекты, инициированные в сфере транспорта и логистики, в частности, по ускоренной взаимной поставке качественной и доступной продовольственной продукции.
Итог заседания: принято 13 протоколов и распоряжений. Принятые документы.
Вывод
Хотя страны ЕАЭС в первую очередь намерены развивать связи в различных направлениях в рамках Союза, они также нацелены на установление новых партнерских связей и развитие имеющихся.
В первую очередь это касается и Узбекистана, который не только является страной-наблюдателем при ЕАЭС, но также поддерживает связи с каждой из стран Союза. В вопросе экономического партнерства в первую очередь следует отметить взаимодействие Узбекистана с Россией, которая наряду с Китаем и Казахстаном является основным торговым партнером республики.
Из выступлений лидеров государств ЕАЭС, в частности Владимира Путина, видно, что в приоритетные пути развития Союза входят экономика, образование, миграционная политика, безопасность и прочее. Эти направления также являются традиционными в развитии партнерства между Россией и Узбекистаном. В связи с этим Узбекистан может достичь новых новых договоренностей и взаимодействия с Россией не только в двустороннем формате, но и в рамках ЕАЭС.