С начала 2022 года Казахстан подвержен важным политическим трансформациям. Значительные изменения коснулись внутренних дел, внешней политики, государственного управления, а также стратегии будущего развития государства. Данная статья направлена на исследование вопроса политического развития Казахстана 2022–2023 годов, а также последствий для страны, общества и экономики.
Так как республика занимает значительные территории в Центральной Азии, политическое влияние и экономическое развитие обуславливают внимание со стороны партнеров и соседей. Любые геополитические проекты и инициативы в регионе, непосредственным образом затрагивают интересы Астаны. Географическое положение государства позволило выстроить стратегические взаимоотношения с другими Центрально-Азиатскими республиками, а также Россией и Китаем. При всем этом, потенциал природных энергетических и минеральных ресурсов определил специализацию экономического развития страны в течении 30 лет, после распада советской системы.
Существует много исследований о преимуществах и недостатках казахстанской экономики. Общим замечанием по этому поводу может служить вывод о том, что с начала своего суверенного развития экспорт ресурсов существенно помог в накоплении государственного капитала, привлечении инвестиций и обеспечение политической трансформации. Но со временем этого стало недостаточно, и в стране наметились перемены.
Политические реформы
Одним из самых значимых и стратегически важным политических изменений в Казахстане в 2022 году стала конституционная реформа. В июне 2022 года был проведен референдум по вопросу изменений и внесения поправок в Конституцию республики, главной статьей реформ стали качественные изменения во взаимодействии государственного аппарата и общественных сил. Важно отметить стремление изменить государственный подход к полномочиям президента государства. В частности, декларировалось перераспределение полномочий между президентом, парламентом и правительством, а также усиление роли премьер-министра и введение новых положений о правах человека и судебной системе.
У конституционной реформы была важная цель сделать государственный аппарат более публичным и открытым для общества. Все это стало результатом общественного призыва и требований к правильной реакции на современные вызовы, как во внутренней политике, так и в рамках глобальных тенденций. Как известно, последствия COVID-19 стали серьезным испытанием для мировой экономики: для Казахстана это выразилось в повышении цен на большую часть товаров, что вызвало реакцию со стороны общественности. Поэтому все реформы, происходящие в стране в 2022 и 2023 годах, воспринимаются людьми по-разному. Некоторые приветствовали эти изменения как позитивный шаг на пути к более открытой и инклюзивной политической системе, в то время, как другие называли их недостаточными или поверхностными.
Другим важным для страны политическим изменением стали кадровые перестановки в правительстве и назначение новых должностных лиц. Еще в середине 2022 года было объявлено о формировании нового кабинета, и в частности, замена уже в 2023 году давно работающих министров более молодыми и современными фигурами. Новому правительству поручено провести экономические реформы и улучшить деловой климат в стране, а также решить социальные проблемы, такие как здравоохранение и образование.
Проведение референдума по конституционным реформам, изменение сроков полномочий президента, пересмотр статуса первого президента, перестановки в правительстве, а также проведение парламентских выборов, во время которых образовались новые политические партии – все это является лишь началом стратегических перемен в стране. Этот период характеризуется повышением роли общественных сил в государственной политике, более эффективный диалог между государственным аппаратом и гражданами. Такой вывод можно сделать не только, потому что правительство намерено продолжать значимые изменения, но главным образом, потому что само общество таких изменений ждет и активно принимает участие.
Последние два года выдались крайне ответственными для Казахстанской политики. Внутренние дела требуют оперативной реакции на запросы народа, а во внешней политике появились свои уникальные вызовы. Можно с уверенностью сказать что Казахстан столкнулся с ситуацией когда обстановка внутри государства и во внешней политике требовали от власти дипломатической сдержанности, мудрости решительности. Казахстан сохранил приверженность к цели о повышении политической и экономической роли страны в регионе. В частности, страна стремится углубить свои связи с Китаем и Россией, а также с другими государствами Центральной Азии. Казахстан также стремится играть более активную роль в региональных организациях, таких как Шанхайская организация сотрудничества и Евразийский экономический союз, и более тесно взаимодействовать с Европейским союзом и другими международными субъектами.
Международная обстановка и напряженность тесно затрагивает интересы Казахстана в области безопасности и двусторонних отношений с главными партнерами. Количество официальных визитов и встреч на высшем уровне за последний год увеличилось. Во всем этом есть рациональный подход: для Астаны важно сохранить разумный баланс во взаимоотношениях с Россией, Китаем, США и странами ЕС. В условиях внутренней инфляции, а также экономической и политической трансформации, любые серьезные ограничения в международной торговле и дипломатии могут критически повлиять на обстановку в стране. В очередной раз мы можем убедиться в крайне тесном взаимосвязи внешних и внутренних дел государства. В особенности в эпоху глобализации, когда любое серьезное событие в мире, влияет на всех участником и на уровень международной стабильности.
Россия – Казахстан
Казахстан и Россия имеют тесные экономические связи, объемы экспорта и импорта превышают показатели с другими странами, что делает отношения двух государств приоритетными в современных условиях. Экономический союз и политическое партнерство тесно связывают экономические рынки.
В настоящее время Казахстан переживает политический переходный период, когда новое правительство испытывает новый подход к внутренним делам государства. Подчеркивает важность политических и экономических реформ. Тесные отношения Казахстана с Россией могут дать возможность использовать опыт сотрудничества с Россией в реализации этих реформ. В свою же очередь сложная обстановка на международной арене точно подсказывает, что сохранение партнерских отношений с Казахстаном может быть не менее выгодно и полезно, чем с другими государствами с более крупной экономикой.
В итоге, две страны могут опираться на существующие отношения для решения насущных региональных и международных проблем, содействия экономическому росту и развитию, культурного обмена и взаимопониманию.
Выводы
Политические изменения 2023 года в Казахстане, вероятно, будут иметь значительные последствия для страны и ее граждан, а также для региона в целом, так как часто идут параллельно с реформами в соседних странах. Позитивным последствием можно считать тот факт, что изменения могли бы помочь решить некоторые из давних проблем страны, возникшими еще с конца 1990‑х годов. Конституционная реформа, в частности, могла бы обеспечить более прочную основу для защиты демократии и прав человека, активировать гражданскую политическую деятельность. В то время как экономические и социальные реформы могли бы помочь устранить последствия экономических потрясений и повысить уровень жизни многих граждан.
Однако существенные реформы требуют и грамотной осторожности, и при этом решительных мер от нового правительства. Такое сочетание установок является серьезным вызовом, поэтому со стороны общества сохраняется пристальное внимание к политическим решениям. Более того напористость или неосторожность в проведении внешней дипломатии может усилить напряженность в отношениях с другими государствами и спровоцировать геополитическое соперничество. В таких условиях Казахстану придется жить и развиваться еще несколько лет, поэтому именно в современном политическом сезоне закладывается фундамент будущего развития страны.