RU | EN

Национальный Исследовательский Институт Развития Коммуникаций

Коммуникационные режимы как фактор межстрановых взаимодействий: постановка проблемы
Владислав Гасумянов
д.э.н., директор НИИРК
Валентина Комлева
д.с.н., заместитель директора НИИРК по научной работе

Исследования разных аспектов коммуникаций в последние годы — пожалуй, одни из самых многочисленных в гуманитарной отрасли знания. Исследуются информационные переходы, информационные революции, информационные войны, информационные технологии в международной практике, цифровая дипломатия, транснациональные коммуникативные сети и иные аспекты современной международной коммуникации. Однако все эти феномены проявляются в определенных условиях, подчиняются определенным нормам и правилам, институционализируются и легитимизируются конкретными государственными и/или международными институтами. В конечном итоге мы можем сказать, что они развиваются в определенных коммуникационных порядках и режимах и сами влияют на эти порядки и режимы.

С полной версией статьи можно ознакомиться на сайте журнала “Международная жизнь”.

Мировой коммуникационный порядок и страновые коммуникационные режимы

40 лет назад, почти за 20 лет до Окинавской хартии глобального информационного общества [3] и других документов, мир увидел документ, пытавшийся урегулировать принципы и правила мировой коммуникации и информации. Речь идет об отчете комиссии ЮНЕСКО, больше известном как доклад Шона Макбрайда «Много голосов — один мир» (XXI Генеральная конференция ЮНЕСКО в Белграде, 1980 г.), пытавшемся заложить основы Нового мирового порядка информации и коммуникации (New World Information and Communication Order (NWICO) [6].

Несмотря на то что его идеи были сформулированы в ходе политических дискуссий конца 1970‑х годов, а сам термин появился в рамках Движения неприсоединения вслед за идеей «нового международного экономического порядка», этот доклад до сих пор не потерял своей актуальности. И прежде всего потому, что многие из его положений остались нереализованными, а многие обозначенные проблемы не только не решены, но и обострились. В числе таких проблем: концентрация СМИ, коммерциализация СМИ, неравный доступ к информации и коммуникациям, корпоративный контроль над медиа-потоками; ограничение права отдельных лиц и наций на общение, границы государственного контроля и цензуры, односторонние потоки информации, культурное превосходство и др.

Авторы доклада предложили реформы глобальных средств коммуникации для обеспечения свободного потока информации и сформулировали основные философские направления NWICO. Они надеялись на своего рода «глобализацию» на основе нашей общей человечности, на лучший мир и говорили о сохраняющейся важности государственных институтов как средства обеспечения глобальной справедливости на местном, национальном и транснациональном уровнях, о ценности глобальной коммуникации как средства познания, понимания и взаимного уважения.

Новый мировой порядок информации и коммуникации предполагал услышать большее число голосов, бóльшую свободу выражения и защиту прав журналистов, демократизацию коммуникации и укрепление национальных СМИ, чтобы избежать зависимости, в частности от внешних источников. Этот доклад явился важной вехой в истории глобальной дискуссии по вопросам коммуникации, хотя и вызвал в свое время споры вокруг трансграничных потоков СМИ, профессиональных норм и этики, коммуникационных технологий и роли СМИ в общественных преобразованиях.

Последующие годы породили новые реалии, которые кажутся противоположными наследию комиссии Макбрайда о «множестве голосов и одном мире». Растущее доминирование США в мировых политических и экономических событиях отрицательно сказалось на некоторых вопросах коммуникации, таких как разнообразие, культурная идентичность, суверенитет и право на общение. Идея «много голосов — один мир», по выражению профессора Колледжа коммуникации Университета Шарджи (ОАЭ), трансформировалась к 2005 году в «много миров, один голос» [5].

Современный мир с его многополярностью, ослаблением доминирования США, ростом новых центров влияния создает предпосылки для локализации и регионализации коммуникационных порядков. Для современного мира более характерен не мировой коммуникационный порядок, а подсистемы страновых коммуникационных режимов, устанавливающих правила сообразно своим представлениям о ценности, задачах и средствах коммуникации. Мы говорим о подсистемах, потому что локальные коммуникационные режимы встроены в систему мировых коммуникаций (подчеркнем, в систему коммуникаций, но не в мировой порядок коммуникации, который, по сути, так и не сложился в его полноценном понимании).

Эти режимы вынуждены учитывать некоторые особенности системы мировых коммуникаций, но все же формируются в зависимости от потребностей, интересов, целей и особенностей каждой конкретной страны и ее приоритетов. Противоречия, возникающие по причине несовпадения этих интересов, целей и ценностей, разрешаются в зависимости от ресурсов, силы и международного положения каждой конкретной страны. Коммуникационные режимы могут быть зависимыми от внешних акторов, а могут быть весьма самостоятельными и самодостаточными, могут быть устойчивыми, а могут быть «вспыхивающими» от минимальной провокации.

Пример тому ситуация, описанная министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым в одном из своих интервью: «В наш век социальных сетей, запуска дезинформации, фейковых сообщений стоит только вбросить в медийное пространство любую выдумку, и потом уже никто не будет читать опровержения. Фурор, который производится такого рода, с позволения сказать, «сенсациями», — это то, на что рассчитывают их авторы» [1].

Коммуникационные режимы являются весьма интересным феноменом, сочетающим культурные традиции, правовые нормы, ситуативные обстоятельства, интересы центров принятия решения и центров влияния. До сих пор коммуникационные режимы не были предметом научного исследования. Коммуникационные режимы оказывают колоссальное влияние на систему и качество внешних государственных связей, являются одновременно и фактором, и инструментом, и причиной, и следствием международных отношений. Коммуникационные режимы, как живой организм, трансформируются не только под влиянием внутренних становых факторов, но и под влиянием внешней среды и новых технологий коммуникации. Таким образом, мы имеем дело с интереснейшим, мало изученным феноменом внутристрановой и межстрановой коммуникации.

Национальный исследовательский институт развития коммуникаций (Россия) впервые обозначил актуальность исследования коммуникационных режимов и провел первые пилотные исследования. Разработка категории «коммуникационный режим» основана не только на наших исследованиях практики внешних и внутренних коммуникаций в разных странах, но и на основе достижений ряда теорий информационного общества, теории коммуникации, многочисленных работ, посвященных политическим и международным режимам и порядкам.

Данная статья представляет собой некоторые обобщающие выводы и размышления авторов относительно сути и особенностей страновых коммуникационных режимов.

Что такое коммуникационный режим?

Само понятие «режим» часто рассматривается в политическом дискурсе с неким негативным подтекстом во многом по причине использования понятия зарубежными и российскими авторами в исследованиях авторитарных политических систем. Вместе с тем понятие широко используется и в нормативном контексте, например, когда мы говорим «визовый режим». Предлагаем сосредоточиться на сути самого понятия и уйти от эмоционально-оценочных категорий, определив режим согласно этимологии самого слова.

С латинского языка слово «regimen» переводится как «управление», «командование», «руководство». Соответственно, мы рассматриваем страновой коммуникационный режим как управляемую (с разной степенью управляемости) систему формальных и неформальных норм, правил, традиций, акторов и инструментов, обеспечивающих коммуникации внутри страны и за ее пределами. Коммуникационный режим задает условия для внутренних и внешних коммуникаций. И мы говорим именно о режиме, так как он ограничивает определенного рода коммуникации, применяя санкции за нарушение принятых правил.

Частично коммуникационные режимы связаны с политическими режимами, но современная практика знает, когда в декларируемых открытых политических режимах действует достаточно закрытый коммуникационный режим, в котором, например, ограничена возможность работы некоторых иностранных СМИ. Как пример приведем проблемы с работой информационного агентства «Sputnik» в Эстонии.

Внешние и внутренние коммуникации осуществляются в рамках действующего коммуникационного режима, поэтому весьма значимым для международной практики является исследование структуры и особенностей таких режимов. Мы отнесли коммуникационный режим к иным социальным активам государства, о которых писал Ф.Фукуяма [4].

Методика оценки страновых коммуникационных режимов предполагает создание некоего «идеального типа», с которым сравниваются страновые режимы. Речь идет не об идеале, к которому надо стремиться, а о сущностных характеристиках и свойствах коммуникационного режима, выраженность (или отсутствие) которых фиксируется при сравнении разных режимов.

Методика анализа коммуникационного режима в целях разработки рекомендации для межстранового взаимодействия предполагает: сравнение формально закрепленной правовой среды коммуникации и реальной практики функционирования средств коммуникации (СМИ, социальные медиа, институты гражданской журналистики и др.); сравнение степени декларируемой и реальной свободы каналов информирования и возможности реализации гражданских инициатив; декларируемые и реальные возможности регистрации иностранных СМИ и НКО на территории той или иной страны; роль неформальных норм в регулировании внутренних и внешних коммуникаций страны; каналы получения населением внутренней и международной информации; доля СМИ, финансируемых из государственного бюджета, финансируемых из зарубежных источников, в общем числе СМИ; структура информационных агентств, с которыми взаимодействуют государственные СМИ (с долей государственного участия); доля и условия работы оппозиционных СМИ; включенность институтов власти в интернет-коммуникации; другие критерии оценки коммуникационных режимов.

Иными словами, в первую очередь целесообразно изучить инфраструктуру средств коммуникации и каналов информирования, правовые нормы, на основе которых они функционируют, неформальные правила коммуникационной среды (возможно, связанные с религиозными, этническими и иными аспектами) и практику применения установленных норм и правил.

Пилотное исследование ряда коммуникационных режимов и интерпретация полученных данных на основе системного подхода, исторического и социологического институционализма, теорий информационного общества и концепции постмодерна позволила нам сформулировать некоторые выводы и гипотезы относительно функционирования и развития страновых коммуникационных режимов. Дальнейшая проверка этих гипотез на множестве случаев позволит нам выявить тенденции и закономерности страновых коммуникационных режимов.

Некоторые гипотезы о развитии страновых коммуникационных режимов

Коммуникационный режим — динамичное явление. Изменения коммуникационных режимов зависят не только от политической воли государства, которая легитимизируется законами. Коммуникационные режимы зависят и от процессов иного уровня, а именно — развития информационного общества и технологий коммуникации. Такие технологии делают страновые коммуникационные режимы более уязвимыми, «раскрывают» их и подталкивают к большей открытости. В таких случаях коммуникационный режим во многом определяется государством, но и во многом зависит от активности институтов гражданского общества.

Особенности страновых коммуникационных режимов обусловлены коммуникационными разрывами и коммуникационными расколами, появляющимися по причине ограниченного доступа отдельных групп и территорий к информации, средствам коммуникации. Казуальный анализ таких разрывов и расколов полезен для понимания сути самого режима, степени его потребности, возможности и желания устранить или законсервировать такие разрывы и расколы. Наиболее подконтролен, но наиболее нестабилен коммуникационный режим в своей периферийной части, где наименее динамичен и разнообразен информационный поток, менее интенсивен обмен информацией и средства коммуникации наименее разнообразны. Любой новый, значимый для людей, коммуникационный актор в периферийной части коммуникационного режима способен дестабилизировать сложившиеся правила и нормы.

Наиболее важной для нас стала проблема управляемости коммуникационных режимов, а соответственно, поиск центров управления. Коммуникации, в сущности своей предполагающие обратные связи коммуникатора и реципиента, не могут быть полностью управляемы только из центра. Всегда есть некое «боковое давление» на коммуникационный режим, связанное с акторами за пределами центра управления системой коммуникации. В подавляющем большинстве суверенных государств центры управления коммуникациями контролируются государственными институтами. Как минимум, они создают условия для развития коммуникации, правовое поле для функционирования СМИ и иных каналов информирования.

Но процессы глобализации технологий коммуникации делают коммуникационные режимы все более проницательными, поэтому сегодня трудно найти режимы, полностью управляемые из одного центра. Будучи по сути своей открытыми системами, коммуникационные режимы весьма уязвимы извне и могут подвергаться внешним влияниям более, чем, например, политические или экономические режимы. Для современных коммуникационных режимов свойственно спонтанное зарождение новых структур и новых форм за счет имеющихся внутренних петель обратной связи. Формирование альтернативных центров влияния, появление новых акторов (например, институтов гражданской журналистики, социальных медиа и других, нередко находящихся за пределами государственных границ) постоянно создают «угрозу» институционализированным коммуникационным режимам.

В отличие от политических или экономических режимов, в коммуникационных режимах значительно чаще появляются новые практики, претендующие на новую институционализацию. Несколько десятилетий назад мы еще не считали блогеров полноценными акторами коммуникации, а в современных условиях они, как и традиционные СМИ, могут повлиять на информационную повестку дня, заявить новые правила коммуникации. А солидные международные агентства цитируют социальные сети наравне с заявлениями президентов стран.

Исследования показали, что коммуникационные режимы могут иметь некоторые системные эффекты. Например, мы наблюдали эффект эмерджентности, когда коммуникационному режиму были присущи свойства большие, чем сумма отдельных его элементов. Например, в Российской Федерации мы наблюдали, что открытые и полуоткрытые коммуникационные режимы обладают свойством самоорганизации, упорядочивания множества элементов за счет согласованных действий не только среди государственных, но и негосударственных акторов.

Наши исследования показали, что возможные структурные изменения коммуникационных режимов происходят в рамках «резерва разнообразия», которыми обладают коммуникационные режимы. От этого «резерва разнообразия» зависят как дестабилизации, так и шансы на выживание коммуникационных режимов. Жесткие, закрытые коммуникационные режимы, не имеющие «резерва разнообразия», более подвержены дестабилизации и разрушению, чем гибкие системы, способные к самоорганизации и мягкой трансформации режима, не теряя своих сущностных свойств, границ и согласованных центров управления. Связано это нередко с тем, что чрезмерная активность одного (как правило, государственного) центра управления нарушает и со временем атрофирует способность коммуникационных режимов к самоорганизации, поэтому появление новых акторов коммуникационных режимов может привести к дестабилизациям и потере управляемости. Примером тому могут служить события последних месяцев в Республике Беларусь.

Вероятно, что в интеграционных объединениях стран формируется общее пространство коммуникации и согласуются некоторые общие нормы и правила, которые могут стать основой интеграционного коммуникационного порядка. Но прежде чем оперировать понятием «порядок», должно пройти много лет, чтобы мы могли сказать, что он сложился. Конечно, формирование таких региональных порядков предполагает процесс взаимного согласования и координации интересов и действий всех стран — участниц интеграции. Согласованный коммуникационный порядок — как эмерджетный эффект суммы страновых коммуникационных режимов — является показателем высокого уровня интеграции стран (какой бы ни была эта интеграции — политической, экономической, культурной).

Почему страновой, а не государственный коммуникационный режим?

Несмотря на то что роль государственных институтов в формировании коммуникационных режимов высока и сам режим связан с политическим режимом, приобретая часть его характеристик, мы все же не можем утверждать, что коммуникационный режим — это прямой перенос политического режима. При одном и том же политическом режиме возможны вариации коммуникационных режимов.

Кроме того, коммуникационные режимы формируют не только государства, но и институты гражданского общества, экономические акторы, часто являющиеся владельцами каналов массовой коммуникации и/или определяющие информационную повестку.

Кроме законодательно закрепленных правил, коммуникационные режимы институционализируются и управляются за счет традиций коммуникации, культурных скреп, складывающихся в ряде обществ веками, а в ряде — относительно недавно возникшие, как, например, в странах — бывших республиках СССР.

Коммуникационные режимы тесным образом связаны со страновыми политическими режимами и экономическими системами, зависят от роли государства, роли экономических акторов в процессе принятия решений, источников финансирования средств массовой коммуникации.

Коммуникационные режимы искусно используют ресурсы глобализации и новые технологии коммуникации, в том числе и цифровые технологии. Но порядок использования этих технологий, степень глобализации страновых коммуникационных систем определяют акторы, принимающие решения внутри страны. Очевидно, что зависимость этих акторов от внешних сил приводит и к зависимости коммуникационных систем.

Иными словами, не только государственные акторы формируют нормы, правила, структурные элементы коммуникационных режимов. В этом процессе участвуют (с разной степенью влияния в разных странах) субъекты экономических, культурных, религиозных, этнических отношений, институты гражданского общества, массмедиа, субъекты виртуальных отношений в социальных сетях и др. Называя коммуникационные режимы страновыми, мы хотели бы уйти от их «государственной принадлежности», ибо в их формировании и трансформации участвует значительно большее количество разнообразных акторов.

В этой связи при анализе коммуникационных режимов важно понять:

  • кто, как и под влиянием каких сил, ресурсов, обстоятельств принимает решения о правилах, нормах, инструментах, контенте массовой коммуникации;
  • кем и как финансируются средства массовой коммуникации;
  • кто является учредителем и собственником средств массовой коммуникации и насколько велика вовлеченность этих лиц (организаций) в определение контента и стратегии средства массовой информации;
  • кто является субъектом новых коммуникационных практик и отношений, как меняется структура коммуникационных каналов.

О типологии коммуникационных режимов

Наиболее понятной является типология открытых, закрытых, смешанных (временно открывающихся и закрывающихся или для каких-то стран-партнеров открытого, а для каких-то закрытого коммуникационного режима). Для такой типологии очевидны критерии типологизации и понятны таксономические вопросы.

Вторая типология предлагается по степени независимости/зависимости страновых коммуникационных режимов от внешних акторов, находящихся за пределами государственного центра принятия решений (иностранных государств, компаний, транснациональных компаний, международных организаций и др.). В основе этой типологии — анализ источников финансирования каналов информации, необходимость согласования государственных решений с внутренними и/или внешними негосударственными акторами, роль ТНК в страновых коммуникациях и другие критерии, позволяющие понять степень зависимости.

Третья типология предлагается по степени управляемости/хаотичности. Мы живем во времена «коммуникационного изобилия», «карнавала виртуальных сообществ» (Дж.Кин) [2, с. 132–140]. Поэтому весьма трудно управлять коммуникационными режимами. Но есть периоды, когда это становится жизненно необходимо, и именно в эти периоды возможно наиболее точно оценить степень управляемости коммуникационных режимов. Речь идет о периодах политических и экономических кризисов, ситуациях внутристрановых и межстрановых общественно-политических конфликтов. В этих случаях можно определить точность отражения позиции государственного центра принятия решения в разных источниках информации.

Однако наиболее интересным, на наш взгляд, станет типология, имеющая выраженное значение для практики межстранового взаимодействия, а именно — типология страновых коммуникационных режимов по степени их дружественности.

Такая типология создается не в целом для всех стран, а в интересах конкретной страны для оценки дружественности ее партнеров. В данном случае нас интересует оценка именно дружественности коммуникаций, как имеющая очевидную практическую значимость. Такая оценка может составить основу рейтингования.

Рейтинг коммуникационной дружественности стран

Назначение данного рейтинга, как любого иного, заключается в повышении информационной прозрачности общества и расстановке объектов рейтингования по степени их достижения оцениваемого критерия, в нашем случае — по степени дружественности страновых коммуникационных режимов. Общая задача создания, обновления и представления рейтингов состоит в разделении объектов рейтингования на группы по ряду формальных и неформальных признаков. Рейтинг коммуникационной дружественности стран играет значимую роль для снижения информационной неопределенности при межстрановом взаимодействии.

Пилотное исследование, проведенное Национальным исследовательским институтом развития коммуникации (Россия), показало, что для определения дружественности коммуникационных режимов недостаточно общих критериев, разработанных нами для оценки коммуникационных режимов. Требуются особые критерии, по которым можно получить данные для оценки именно «дружественности» той или страны.

На примере коммуникации России с сопредельными государствами опишем некоторые критерии оценки коммуникационной дружественности сопредельных стран, использованные нами в исследовании.

1) Правовой режим работы русскоязычных СМИ в иностранном государстве:

  • нормативные, правовые и иные регламентирующих условия регистрации российских СМИ на территории сопредельных государств, условия аккредитации на официальных государственных мероприятиях;
  • доля русскоязычных СМИ, зарегистрированных на территории сопредельных государств, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами;
  • доля и структура иностранных СМИ в стране.

2) Свобода коммуникации на русском языке:

  • имеется ли государственный статус русского языка в сопредельных странах;
  • возможность обучения в школе и высших учебных заведениях на русском языке;
  • возможность научной коммуникации на русском языке, число научных изданий на русском языке;
  • возможность свободной коммуникации на всей территории страны на русском языке при пребывании иностранных граждан с целью туризма, работы, учебы.

3) Содержание общественно-политического дискурса:

  • содержание высказываний официальных лиц государства о России;
  • тематика и содержательный контент высказываний о России на информационных каналах сопредельного государства (в том числе отдельно содержание сообщений в государственных и негосударственных СМИ);
  • тематика и содержательный контент высказываний о России в социальных сетях и иных интернет-ресурсах (за исключением отдельно анализируемых информационных агентств и СМИ).

4) Организационно-техническое взаимодействие:

  • возможность и степень сложности обмена информацией о событиях в обеих странах (взаимодействия между информационными агентствами и пресс-службами);
  • возможность совместных действий и обмена информацией журналистов на территории третьей страны.

5) Правовые основы работы российских НКО, с помощью которых возможно наладить гражданский диалог в каждой из интересующих нас стран:

  • нормативные, правовые и иные регламентирующие условия работы российских гражданских инициатив (в т. ч. реализуемых через НКО);
  • общий массив проектов — гражданских инициатив, реализованных российскими акторами на территории другой страны;
  • нормативные, правовые и иные регламентирующие условия реализации гражданских инициатив (от интересующей нас страны) в России;
  • общий массив проектов, реализованных зарубежных гражданских инициатив (по каждой интересующей стране) на территории другой страны.

Нами были использованы и иные критерии, определившие общие стратегии межстрановых отношений, в частности, выделены международные стратегические приоритеты рассматриваемых стран, обозначенные в документах (например, в концепциях внешней политики, документах, определяющих стратегические коммуникации и др.). Большой массив критериев и показателей, использованных для сравнения стран, мы сгруппировали в три группы важных коммуникаций: гуманитарные, политические и бизнес-коммуникации. Для получения информации применялись методы контент-анализа документов, контент-анализа материалов СМИ, дискурс-анализ текстов выступлений политических лидеров, материалов СМИ, социальных сетей и других публичных текстовых источников информации; интервью экспертов, фокус-группы, статистический анализ и в отдельных случаях — ивент-анализ.

На основе проведенных исследований и оценки дружественности коммуникационных режимов Национальный исследовательский институт развития коммуникаций опубликует в 2021 году Первый рейтинг коммуникационной дружественности сопредельных государств, в основе которого — оценка страновых коммуникационных режимов.

Таким образом, страновые коммуникационные режимы задают рамки межстрановых отношений, существенным образом влияя на процесс прохождения информации внутри страны и за ее пределами. Будучи весьма уязвимыми открытыми системами, страновые режимы поддаются трансформациям, которые, в свою очередь, способны возмущать информационное поле, делать его более ассиметричным, формировать альтернативные центры принятия решений вплоть до общественно-политических дестабилизаций и угрозы общественной безопасности.

Страновые коммуникационные режимы легитимизируют отношения участников коммуникации, создают имидж стран, допускают или не допускают к коммуникации иностранных акторов. Анализ особенностей страновых коммуникационных режимов и их учет в практике межстрановых взаимодействий является в современных условиях одним из важнейших направлений международной аналитики и консалтинга.

Источники и литература:

  1. Интервью министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова информационному агентству «Спутник». Москва, 18 сентября 2020 г. // URL: https://interaffairs.ru/news/show/27482
  2. Кин Дж. Демократия и декаданс медиа. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 312 c.
  3. Окинавская хартия глобального информационного общества. Принята главами государств и правительств «Группы восьми» 22 июля 2000 г. // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3170
  4. Фукуяма Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. 220 с.
  5. Ayish M. From «many voices one world» to «many worlds, one voice» — Reflections on International Communication realities in the age of globalization. American University of Sharjah, 2005 // URL: https://www.researchgate.net/publication/298866337_From_many_voices_one_world_to_many_worlds_one_voice_-_Reflections_on_International_Communication_realities_in_the_age_of_globalisation
  6. Many voices, one world: towards a new, more just, and more efficient world information and communication order // URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000040066

Последние статьи

5
Это предложение точно описывает данный факт
5
Это предложение точно описывает данный факт

Смотрите также

Анна Артамонова, студентка РАНХиГС

С самого начала обучения в университете меня привлекала исследовательская и научная деятельность. К сожалению, в рамках образовательной программы сложно реализовать себя в этой сфере. Такие площадки как НИИРК, дают возможность студенту участвовать в круглых столах, конференциях и других экспертных диалогах, позволяют расширить свой кругозор, углубить свои знания в различных областях науки и раскрыть свой исследовательский потенциал.

В период прохождения практики в НИИРК для меня открылись новые возможности исследовательской деятельности. Я обрела ценные для своей профессии знания и компетенции: умение работать с большим объемом информации, способность проводить оценку и анализ инвестиционных проектов государств в борьбе за влияние в регионе. Мне удалось погрузиться в новую для себя сферу международных отношений, где я более подробно ознакомилась с механизмом применения «мягкой силы». Также в рамках исследования я выявила хронологию и закономерности межгосударственных отношений европейских государств со странами Центральной Азии, как элемент усиления присутствия в регионе.

Для меня одним из наиболее важных результатов прохождения практики в НИИРК является осмысление миссии института — развитие многовекторного конструктивного диалога между государствами, народами и конфессиями.
«В большой политике нет друзей, есть только интересы государств и их народов» — истина, которая, несомненно, ведет к тому, что только конструктивный диалог может направить международные отношения государств, обладающих своими национальными интересами, в сторону построения добрососедских отношений.

НИИРК — это лучшее место для развития научного потенциала молодых исследователей, а также формирования здравых политических взглядов, мнений и принципов.

Мирошников Борис Николаевич

Какие факторы (культурологические, исторические...) необходимо учитывать в первую очередь при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима в странах вокруг России?

Тут достаточно понятно: эти факторы — различия этнические, религиозные, культурные. Надо их превратить из разделяющих в объединяющие!

У каждого народа существует пространство — свой культурный «кокон». Чем меньше народ, тем крепче «скорлупа». Осуждать нельзя, так как это способ выживания и сохранения себя (как нации, как идентичности). Своя история, часто лакированная, своя мифология, свои герои и так далее. Очень деликатная сфера! Необходимо развивать КУЛЬТУРУ в самом высоком смысле этого слова, когда мое жизненно-культурное пространство не подавляло бы такое же пространство соседа! Труднейшая задача! Шаг влево, шаг вправо — национализм, переходящий в нацизм-фашизм. То есть это Культура, Образование!

Маркарян Роберт Вартанович

Какие факторы (культурологические, исторические...) необходимо учитывать в первую очередь при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима в странах вокруг России?

При формировании основ пояса добрососедства вокруг России следует учитывать все факторы, здесь нет первоочередных и второочередных — культурологические, исторические, языковые, националистические, религиозные и т. д.

К примеру, в мою бытность послом в Хорватии мне пришлось столкнуться с ошибочным толкованием роли религиозного фактора. Так, мои хорватские собеседники объясняли определенную сдержанность к России со стороны некоторых слоев населения Хорватии тем, что в период вооруженного сербско — хорватского противостояния, приведшего к развалу Югославии, симпатия русских к сербам определялась лишь принадлежностью обеих наций к православию в противовес католической Хорватии. Приходилось парировать тем, что если бы все было так просто, то на постсоветском пространстве у нас самые добрые отношения были бы с Украиной и Грузией. Всем известно, что это не так.

Надо признать, что сегодняшняя ситуация в этой сфере пока весьма далека от комфортной для нас. И дело здесь не только в политике России. Возникает много вопросов — как нам обеспечить пояс добрососедства в условиях, например, армяно-азербайджанского или киргизо-таджикского конфликта, или попытки организовать цветную революцию в Белорусии, или всемерного создания условий (и внутренних, и внешних) для роста антироссийских настроений в Грузии, Молдове, на Украине. Из этих набросков штрихами уже очевидно, насколько трудна эта задача и насколько много факторов следует учесть. Я показываю здесь достаточно пессимистическую картину не для того, чтобы призвать расписаться в бессилии, а чтобы при решении этой задачи видеть всю ее масштабность и сложность.

Державин Николай Иванович

Какие факторы (культурологические, исторические...) необходимо учитывать в первую очередь при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима в странах вокруг России?

Формирование пояса добрососедства со странами, граничащими с Россией – одна из важнейших задач. Для ее успешного решения необходимо учитывать многие факторы. Среди таковых особо хотел бы выделить культурологический и религиозный, ибо они оказывают большое влияние на формирование национальной идентичности того или иного народа. Знание вековых традиций, веры и обычаев, уважительное отношение к людям другой культуры позволяют вести мирный и содержательный диалог, способствуют созиданию атмосферы доверия, открывают перспективы взаимовыгодного и полезного сотрудничества.

Грибин Николай Петрович

Какие факторы (культурологические, исторические...) необходимо учитывать в первую очередь при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима в странах вокруг России?

Представляется, что среди культурологических и исторических факторов, которые желательно учитывать при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима, следует иметь в виду следующие.

Демографический фактор, включающий:- особенности национальной политики страны, отражающейся в ее коммуникационном режиме;наличие в исследуемой стране диаспор этносов (русских, татар, чеченцев и др.), населяющих территорию Российской Федерации, как правило, сохраняющих традиционную национальную культуру, обычаи и нравы, язык национального общения, родственные и иные связи с гражданами Российской Федерации;национальный состав рассматриваемой страны, национальные и конфессиональные различия, наличие конфликтов на национальной, религиозной или территориальной почве;- уровень и комфортность жизни основной массы населения исследуемой страны, децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения);-наличие внутренних и внешних миграционных процессов, степень их политизации.

Другой, на наш взгляд, немаловажный фактор - идеологический, который, как правило, выпадает из поля зрения исследователей.Если в нашей стране в соответствии с Конституцией Российской Федерации признано «идеологическое многообразие» и не допускается установление какой-либо идеологии в качестве «государственной или обязательной», то в подавляющем большинстве других стран признается государственная идеология и самым непосредственным образом влияет на направленность и содержание их внешней и внутренней политики, использующей в качестве реализующего инструмента средства коммуникаций.

Болюх Анатолий Яковлевич

Какие факторы (культурологические, исторические...) необходимо учитывать в первую очередь при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима в странах вокруг России?

Почему объединили в один вопрос формирование основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима? На мой взгляд, добрососедство более обширное и значимое понятие. А коммуникационный режим — производное от него.

У нас уже сложились определенные отношения с соседними государствами и народами, которые их населяют. Такое положение подсказывает нам, что эти отношения необходимо переводить в плоскость добрососедских, если, конечно, таковых еще нет. На каких факторах будут основываться эти добрососедские отношения? На всех! Все зависит от конкретной страны. С одной, например, на первый план выйдут общие исторические и культурные корни. А с другой — экономические, блоковые (ЕврАзЭС) и т. д. Здесь необходима тактика. Также важно учитывать, на каком именно уровне основывается добрососедство — на уровне государства, народа или его элиты.

Так что, без творчества и неординарных решений в этом вопросе не обойтись. Шаблоны, калька здесь не годятся.

Мария Грамошина, студентка РАНХиГС

Уже много лет я активно погружаюсь в тему международных отношений и взаимодействия. Мне нравится анализировать причины и следствия тех или иных событий и их влияние на другие сферы. Работа в НИИРК позволила усовершенствовать аналитические компетенции и расширила знания в области международного сотрудничества и международной коммуникации.

В ходе работы я приобрела практический навык написания научно-исследовательской работы по актуальной проблематике, анализа большого количества документов, международных договоров и материалов, как на русском, так и на иностранном языке.

Взаимодействие с НИИРК – хороший старт для молодых специалистов, желающих реализовать свой научный потенциал. Кроме того, институт развития коммуникаций представляет возможность познакомиться не только с единомышленниками, но и с ведущими экспертами в сфере политологии, экономики, социологии, культурологии, что открывает бескрайние возможности для будущей профессиональной деятельности.

Диана Зинченко, студентка РАНХиГС

Прохождение практики в НИИРК помогло мне ещё больше вникнуть в мир научно-исследовательской деятельности. В институте грамотно объяснили, с какими источниками лучше работать, поставили интересные задачи. Особенно понравилось, что задания были разного уровня сложности, как небольшие заметки, так и большой отчёт.

Для практикантов также полезно, что можно поучаствовать в круглых столах и конференциях, которые проводит институт. Это позволяет посмотреть на научно-исследовательскую деятельность с другой стороны – в качестве слушателя.

Софья Кашина, студентка РАНХиГС

Прохождение учебной практики в НИИРК позволило мне сформировать способность осуществлять подготовку авторских аналитических материалов с широким привлечением иностранных документов и выражением собственного мнения, а также анализировать политические, социальные и экономические закономерности и тенденций развития центрально-азиатского региона во взаимодействии с рядом европейских стран.

Центрально-азиатский регион с детства привлекает меня не только культурной идентичностью, но и региональными политическими процессами, в частности особенностями интеграции с соседними и западно-европейским регионами. В ходе составления аналитического отчета я регулярно получала ценные советы от сотрудников НИИРК и имела возможность применить их на практике в своих работах.
Благодаря стажировке в НИИРК, я смогла, наконец, реализовать личный научный интерес в исследовании политических и экономических процессов в Таджикистане, а также использовать на практике знание иностранных языков.

Взаимодействие с НИИРК позволило мне колоссально расширить свои знания в области экспертно-аналитической и научно-исследовательской деятельности, а также познакомиться с единомышленниками, разделяющими мои научные интересы, которые передали мне свой бесценный опыт. Я благодарна площадке НИИРК за предоставленную возможность в прохождении учебной практики.

Сяо Сюйшэн

Тема моего исследования во время практики была "Методология борьбы с кибербезопасностью для молодых людей: опыт Китая". Я узнал о решениях и концепциях различных ведомств в России и Китае по предотвращению киберпреступности несовершеннолетних, эффективно обеспечивающих здоровое развитие молодых людей в сетевой среде.  Спасибо, что предоставили мне эту возможность! Благодаря этой практике я также усовершенствовал свои навыки обучения, общения и сотрудничества.

Декабрь, 2022.

Долотказина Дина Маратовна

Благодаря взаимодействию с НИИРК я получаю возможность принимать участие в конференциях и круглых столах по различным тематикам, актуальным для современного миропорядка. Важно то, что институт занимается не только научной, но и практической деятельностью, приглашая различных спикеров и экспертов, и, на мой взгляд, возможность дискутировать с людьми, являющимися профессионалами в своей области, – это бесценный опыт.
Также я нашла единомышленников, с которыми мы обмениваемся мнениями и обсуждаем наши текущие научные исследования.

Февраль 2022 г.

Тихонов Юрий Павлович

С раннего возраста меня привлекала наука, деятельность ученых, исследователей – хотелось попробовать и себя в этом качестве. Однако мне было несколько сложно представить, как проводятся исследования в гуманитарной области в «лабораторных» условиях (с исследованиями в естественных науках мы знакомимся еще со школьной скамьи). В университете я наконец ощутил себя в своей тарелке и приблизился к тому научному миру, который меня интересовал. Однако в силу тематики моих исследований в бакалавриате они велись без тесного взаимодействия с какими-либо научными организациями. Начав исследование по теме коммуникационных режимов в магистратуре, я получил возможность подчерпнуть знания в качестве слушателя на большом количестве мероприятий, проводимых НИИРК. Они позволили услышать мнения экспертов в области, дали основу для рефлексии при написании собственных работ. Помимо доступа к информации, НИИРК дал и опыт участия в круглых столах, конференциях в качестве докладчика, что позволило провести апробацию исследований, усилить их за счет консультаций и дискуссий с экспертами по данной теме.

Возможность коммуникации с таким количеством экспертов по теме исследования, именно как обоюдой, двухсторонней коммуникации с экспертами – это самая ценная возможность, которую мне подарил НИИРК. Помимо участия в мероприятиях, Институт предложил мне опубликовать несколько статей в одном из своих журналов: «Человек и мир: диалог», с которым у меня наладилось плодотворное сотрудничество. Надеюсь, оно продолжится и преумножится с другими журналами и научными проектами НИИРК.

До НИИРК мои исследования были связаны с темами, которые ранее были хорошо проработаны и исследованы. Здесь же я получил новый навык проведения исследований в области, которая только начинает активно разрабатываться, где значительно осложнен анализ и поиск информации, однако значительно выше новизна исследования. В таких условиях ты должен развивать навык проведения самостоятельного научного поиска и исследования, но ты можешь использовать методологию, разработанную НИИРК. Также я получил дополнительный опыт публичных выступлений, отточил навык ораторского мастерства при выступлении на конференциях, который мне пригодится, в том числе и при защите диссертации.

Важно, что взаимодействуя с НИИРК я могу взаимодействовать с кругом таких же заинтересованных в изучении данной темы лиц, ощущая при этом поддержку, зная, куда можно обратиться с вопросами. НИИРК для меня – это прекрасная опора, база для проведения исследований, которая мне, как молодому, начинающему ученому крайне важна: это и связь с научным сообществом, это и возможность публикаций, это и возможность внести реальный вклад в развитие отечественной науки.

Январь 2022 г.

Публикации: Тихонов Ю.П. Свобода vs справедливость / Ю.П. Тихонов // Человек и мир. – 2021. – №3(4).
Тихонов Ю.П. Богатство выбора / Ю.П. Тихонов // Человек и мир. – 2021. – №4(5).

Шевелёва Юлия Романовна

НИИРК - отличная площадка как для профессионального, так и для личностного роста молодых специалистов.

Находясь только в начале своего пути, я получаю уникальный опыт личного общения с разноплановыми специалистами высокой квалификации, с людьми, находящимися в повестке международных событий сегодняшнего дня. Благодаря созданной Институтом атмосфере диалога я знаю, что и моя точка зрения всегда интересна и будет услышана.

Брифинги, форсайт-сессии, круглые столы - для нас, стажеров, всё это не только мероприятия для посещения, но и требующие решения кейсы по организации и связям с общественностью.
Практика глубокой аналитической и проектной деятельности, работа «в поле» - крайне полезные бонусы, которые даёт взаимодействие с НИИРК.

Постоянные участники мероприятий Института - представители зарубежных стран, проводимые исследования охватывают как зарубежное, так и отечественное научное поле, потому для меня, как изучающей языки, важно, что НИИРК создаёт условия и возможности и для языковой практики.

Моя стажировка в НИИРК – это новая архитектура научных исследований, новые знакомства, новый ракурс мероприятий.

Будучи в контакте с НИИРК уже год, могу сказать, что мои аналитические и коммуникативные навыки заметно улучшились. Генерировать, оформлять и раскладывать для изучения идею благодаря полученным знаниям стало значительно легче так же, как и быть участником научной, деловой коммуникации.

Кроме того, НИИРК предоставляет возможность работы в команде, в составе которой, как профессионалы, так и начинающие исследователи. Для меня такая проектная работа позволяет расти по всех смыслах и как личности, и как молодому специалисту.

Если кратко перечислить открывающиеся для меня в НИИРК возможности, то это:
- нетворкинг
- помощь и наставничество в реализации собственных проектов
- продвижение и обсуждение научно-аналитических мыслей в кругу первых специалистов исследуемого мной вопроса
- практика деловых коммуникаций
- организация деловых мероприятий «под ключ»
- знакомство и вовлечение в профессиональную аналитику
- возможность менеджмента краткосрочных и долгосрочных проектов
- применение и практическое использование знания иностранных языков
Январь 2022 г.

Публикация: Шевелёва Ю.Р. Коммуникационный режим как фактор воспроизводства политической власти / Ю.Р. Шевелёва // Вопросы политологии. – 2021. – Т.11. – №9 (73). – С. 2535-2551.

Асейкин Михаил Михайлович

Взаимодействие с Институтом дало новый виток моей научной деятельности. Сама возможность исследовать коммуникационные режимы есть одновременно большой интерес и осознание всей важности и сложности этого общественно-политического феномена. Особые чувства как у молодого учёного у меня вызывает тот факт, что каждая работа, затрагивающая проблематику коммуникационного режима – это нечто уникальное, нечто, что раньше не было изучено, осмыслено.

Исследуя коммуникационные режимы в коллективе НИИРК, я каждый раз развиваю сразу целый арсенал навыков. В него входят навыки серьёзной аналитической деятельности, грамотной работы с большими объемами различных материалов, навыки системного мышления. Научной исследование под руководством В.В. Комлевой позволило мне подготовить и защитись диссертацию и дал возможность выйти за границы имеющихся у меня знаний, фокусироваться на ранее скрытых для меня закономерностях и приходить к новым, совершенно другого уровня значимости выводам – этот навык для меня особенно ценен.

Самая главная для меня возможность, данная Институтом, – это участие в различных конференциях, круглых столах, где я могу послушать выступления серьёзных компетентных учёных, специалистов, перенять их опыт и, конечно же, поделиться результатами своей научной деятельности. Возможность выступать с докладами на мероприятиях столь высокого уровня – это, безусловно, дополнительный стимул к тому, чтобы ещё глубже погружаться в темы будущих исследований.

Мне также хочется выразить слова благодарности всему Институту за возможность участвовать в исследованиях и всестороннюю помощь в раскрытии своего исследовательского потенциала!
Декабрь 2021 г.

Публикация: Комлева В.В., Асейкин М.М. Региональный коммуникационный режим: акторная модель Республики Татарстан / В.В. Комлева, М.М. Асейкин // Государственная служба. – 2021. – №6.

Васильева Елена Вячеславовна

В период прохождения практики мне поручалось решение следующих задач: составление контент плана для сайта, создание идей по повышению узнаваемости бренда, уровня экспертности, цитируемости, а также привлекательность бренда НИИРК, построение концепции продвижения бренда НИИРК в социальных сетях и СМИ, подготовка пресс-релизов для СМИ, анализ целевой аудитории, осуществление эффективной деловой коммуникации, анализ продвижения конкурентов, написание исторических статей.

В период прохождения практики я не только познакомилась с деятельностью института, но и приобрела важные навыки, которые в дальнейшем помогут мне развиваться в своей специальности: работа в команде, системный подход к работе, контент-маркетинг, корпоративная этика, а также построение концепций продвижения на различных цифровых платформах (СМИ, социальные сети). Отдельно хочу отметить задание по написанию статей на историческую тематику с целью повышения престижа Российской Федерации за рубежом. Для сбора материала для статей требовалось проанализировать большой объем информации из различных источников, раскрыть в материале тему и продемонстрировать важность нашей страны в историческом контексте для зарубежных партнеров.

Навыки, полученные в ходе практики, обязательно пригодятся для развития будущей карьеры.

Декабрь 2022 г.

Ассоциация российский Дом международного научно-технического сотрудничества

«РД МНТС» – это негосударственный институт развития, отвечающий за координацию и взаимодействие с зарубежными субъектами экономической деятельности в сфере международного научно-технического сотрудничества. Фундаментальная задача Ассоциации заключается в выстраивании мостов (долгосрочных рабочих механизмов сотрудничества) с зарубежными странами в части продвижения российских технологий, взаимного трансфера технологий, содействия в защите прав на интеллектуальную собственность российских предприятий за рубежом, привлечения инвестиций в технологические и наукоёмкие проекты, а также организация конгрессно-выставочной деятельности, деловых миссий и образовательных программ по профилю международного научно-технического сотрудничества.

Соглашение о взаимодействии между Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций и Ассоциацией «Российский дом международного научно-технического сотрудничества» было подписано 24 декабря 2021 года.

Россотрудничество

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) занимается развитием международных отношений Российской Федерации с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, другими иностранными государствами, а также в сфере международного гуманитарного сотрудничества. Подведомственно Министерству иностранных дел Российской Федерации. Россотрудничество было создано Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1315.

Соглашение о взаимодействии Национального института развития коммуникаций и Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству было подписано 30 августа 2021 года.

Федеральное агентство по делам национальностей

Агентство было основано в 2015 году Указом президента РФ №168. Агентство выполняет ограниченный круг функций министерства культуры РФ и Минюста РФ, а также фукнции по укреплениею единства многонационального народа РФ, взаимодействует с национально-культурными автономиями, разрабатывает государственные программы и осуществляет другую деятельность.

3 июня в Санкт-Петербурге на полях Петербургского международного экономического форума состоялось подписание соглашения о взаимодействии Национального института развития коммуникаций и Федерального агентства по делам национальностей.

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Центр занимается оперативным информационно-аналитическим сопровождением и экспертной поддержкой деятельности Правительства Российской Федерации по основным вопросам социально-экономического развития страны. Аналитический центр активно участвует в жизни экспертного сообщества, сотрудничает с регионами России, национальными и международными организациями и научно-исследовательскими центрами.

В Москве 18 февраля 2022 года состоялось подписание соглашения о взаимодействии Национального исследовательского института развития коммуникаций и Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

Ереванский государственный университет

Университет ведет свою историю с 1920 года. Однако 1995-1996 учебный год ознаменовал начало нового учебного процесса Ереванского государственного университета. В соответствии с международными критериями, в целях получения качественно нового университетского образовательного статуса, ЕГУ, как и большинство армянских вузов, перешел на двухступенчатую систему образования.

Президентская библиотека им Б.Н. Ельцина

Президентская библиотека открыта 27 мая 2009 года и функционирует как общегосударственное электронное хранилище цифровых копий важнейших документов по истории, теории и практике российской государственности, русскому языку, а также как мультимедийный многофункциональный (культурно-просветительский, научно-образовательный и информационно-аналитический) центр, имеющий статус национальной библиотеки России.

16 июня 2022 года в Санкт- Петербурге на площадке Петербургского международного экономического форума состоялось торжественное подписание соглашения о сотрудничестве между Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций и Президентской библиотекой имени Б. Н. Ельцина.

Гусейнов Рафаэль Джагидович

Окончил исторический факультет Азербайджанского государственного университета, отделение журналистики Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, аспирантуру Сорбонского университета (Париж).

В 1985-1991 гг. старший преподаватель кафедры журналистики ВКШ при ЦК ВЛКСМ, член редколлегии, редактор отделов политики и военного «Комсомольской правды», работал в аппарате ЦК КПСС. В 1991-1993 годах – первый заместитель посла Азербайджана в России. В 1993-2007 гг. - генеральный директор газеты «Рабочая трибуна», заместитель главного редактора газеты «Труд». В 2007-2012 гг. – шеф-редактор газеты «Трибуна». В 2016-2018 гг.- главный редактор информационного портала NEWS.RU.

В 2013-м году на съезде СЖР избран секретарем Союза журналистов России, в 2017-м и в 2022-м годах переизбран на этой должности.

Кандидат исторических наук. Член Союза писателей России. Избирался народным депутатом СССР. 

Заслуженный работник культуры Российской Федерации, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». Имеет награды Союза журналистов России «За заслуги перед профессиональным сообществом», «Честь. Достоинство. Профессионализм», «Золотое перо российской журналистики», лауреат «Национальной премии журналистики «Искра» Медиасоюза, лауреат премии Артема Боровика «За выдающиеся заслуги в области расследовательской журналистики». Удостоен премии Правительства России в области средств массовой информации.

Является автором многих публикаций, а также книг «Выбор пути» (1978), «Ярмарка клеветы» (1983), «Под прицелом – молодежь» (1983), «Ложь на коротких ногах» (1988), «Медведев о Путине» (два издания, 2011, 2012), «Органические изменения» (2012), «Глядя из Москвы» (2015), «Путь Путина» (2022), «Триумф неволи» (2023)

Национальная партия Авами (ANP) Исламской Республики Пакистан

Меморандум о взаимопонимании, который должен стать основой для совместной научно-исследовательской и проектной деятельности, долговременного и плодотворного сотрудничества, направленного на укрепление дружеских отношений, был подписан 19 мая 2022 года.

Бойцова Ангелина Витальевна

Научная деятельность перестаёт казаться скучной и страшной, когда рядом с тобой есть единомышленники. НИИРК — отличная площадка для развития коммуникации не только с зарубежными студентами и экспертами, но и с соотечественниками. Нахождение в обществе людей, разделяющих одни и те же ценности, помогает быстрее адаптироваться в научной среде. Институт позволяет развивать в этом плане не только аналитические навыки, но и — соответственно — навыки общения. Здесь ты всегда будешь услышан.

Национальная академия наук Таджикистана

Национальная академия наук Таджикистана является высшим самоуправляющимся научным учреждением Республики Таджикистан. Национальная академия наук в своей деятельности обеспечивает проведение, развитие и координацию фундаментальных и прикладных исследований в республике, изучение актуальных проблем экономического, социального и культурного развития республики, повышение эффективности использования научных достижений, подготовку высококвалифицированных научных кадров, взаимодействие науки и производства.

Национальная академия наук подчиняется Президенту Республики Таджикистан.

Соглашение о сотрудничестве между НИИРК и Национальной академией наук Таджикистана было подписано в июне 2023 года в ходе рабочей поездки руководства Института в Таджикистан.

Национальная академия наук Кыргызской Республики

Национальная академия наук Кыргызской Республики — высшее государственное научное учреждение, объединяющее научно-исследовательские институты НАН, членов НАН, научных работников, специалистов и обслуживающий персонал.

Учредителем Национальной академии наук является Правительство Кыргызской Республики.

Деятельность Академии наук направлена на фундаментальные и прикладные исследования, способствующие развитию производительных сил Кыргызстана, его научно-технического потенциала, культуры, просвещения, литературы и искусства, формированию правового государства, содействует укреплению мира и дружбы между народами.

Соглашение о сотрудничестве между НИИРК и Национальной академией наук Кыргызской Республики было подписано в мае 2023 года в рамках VII Международной научно-практической конференции «Россия и мир: диалоги – 2023. Цели и ценности».

Тачмедова Дженнет Шохратовна

Всегда немного волнительно и страшно начинать заниматься научной деятельностью, а иногда кажется, что тяжело, когда рядом нет правильных наставником. НИИРК помогает дать именно ту точку начала, учит базовым научным навыкам и на протяжении всего пути поддерживает с написанием работ, проектов. Институт дает возможность развиваться, участвовать в научных проектах, например, мне удалось стать частью проекта  «Коммуникационные режимы зарубежных стран», написать статью и отправится в рамках конференции «Россия и мир: диалоги-2023. Цели и ценности» в Ереван! НИИРК – это дискуссионная  площадка для построения внешних коммуникаций с другими государствами и народами! В НИИРК проводятся мероприятия разного формата: от круглых столов до масштабных научных конференций, и на любом из них есть возможность задать интересующие вопросы ведущим экспертам и спикерам.  

НИИРК - это движение, это развитие. Одна из главных миссий организации - выстраивание дружественного многостороннего диалога, поэтому абсолютно любой человек, увлекающийся научной деятельностью, может внести свой вклад в развитие особенно актуальных в наше время целей. Более того, есть возможность развить в себе ораторские и коммуникационные навыки, что поможет в дальнейшей профессиональной деятельности!

Чехляева Сабина Саидумаровна

Знакомство с НИИРК произошло задолго до моей стажировки в Институте. Уже после первого мероприятия я поняла, что хочу проходить стажировку именно там. 

Я обучаюсь на направлении «Международные отношения» и, конечно, как для любого международника, для меня важно научиться устанавливать межличностные и межгосударственные отношения посредством культурных обменов и дипломатии. Национальный  исследовательский институт развития коммуникаций предоставил возможность на практике осуществлять  культурный диалог между представителями разных стран через свои интересные и важные проекты.  

Институт дал прекрасную возможность реализоваться и в научной сфере. Помимо проектной работы в рамках Института, я занималась аналитикой, написанием статей, мониторингом информационной повестки своей родной страны - Таджикистана.  

Опыт стажировки в НИИРК дал возможность и дальше развиваться в рамках Международного клуба молодых исследователей, принимать участие в полезных и интересных проектах.

Российский университет дружбы народов

Университет существует более 60 лет, здесь обучаются представители 160 стран мира, около 500 национальностей. На сегодняшний день выпускники Университета работают в 170 странах мира. Миссия РУДН – объединяя знанием людей разных культур, РУДН формирует лидеров, которые делают мир лучше.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Соглашение о сотрудничестве между НИИРК и Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации было подписано в октябре 2022 года. 

В рамках соглашения планируется проводить совместные исследования по вопросам развития научных коммуникаций, реализации гуманитарной политики РФ за рубежом, содействия международному развитию, совершенствования моделей и программ приграничного, межрегионального, международного сотрудничества; разрабатывать и реализовывать программы академической мобильности для аспирантов и молодых ученых; проводить научные мероприятия, публиковать совместные научные доклады и результаты научных исследований.

РАНХиГС стал седьмым крупным университетом, с которым НИИРК будет осуществлять взаимные консультации, обмен научной информацией, реализовывать совместные научные и образовательные проекты.

Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Кыргызской Республики имени Казы Дикамбаева

Академия начала работу в 2001 году. Изначально работала только одна программа – «Международные отношения», но, учитывая потребности МИД КР и рынка труда в соответствующей области, были открыты такие программы, как «Юриспруденция» и «Экономика».

Далее, в контексте современных реалий, возникла необходимость в повышении высококвалифицированного кадрового потенциала, как на государственной службе, так и во всех сферах экономики страны: специалистов, которые не просто получили бы качественное образование, но научились бы мыслить глобально, проявлять инициативу; кадров, которые имеют коммуникационные и презентационные навыки. Уже в 2017 году, совместно с МГИМО, заработали программы по направлениям «Менеджмент» и «Управление бизнесом», а в 2018 года был осуществлен прием на направления «Журналистика» и «Лингвистика».

Координационно-методический центр по вопросам новейшей истории Узбекистана при Акаде-мии наук Республики Узбекистан

Соглашение о сотрудничестве между НИИРК и Координационно-методическим центром по вопросам новейшей истории Узбекистана при Академии наук Республики Узбекистан было подписано в ноябре 2022 года. Документ направлен на развитие международной научной коммуникации, совместное проведение научных мероприятий (конференций, академических семинаров, круглых столов, дискуссий), а также на проведение и реализацию совместных фундаментальных и прикладных исследований.

Союз журналистов России

Общероссийская общественная организация "Союз журналистов России" является основанным на членстве творческим неполитическим общественным объединением, учрежденным для осуществления деятельности по защите интересов журналистов России.

Соглашение о взаимодействии между НИИРК и Союзом журналистов России было подписано в сентябре 2021 года в ходе международного форума современной журналистики «Вся Россия — 2021».

Заключенное соглашение даст импульс для использования научной базы Института в интересах современной журналистики, а также позволит получать достаточный объем оперативной информации, который ляжет в основу глубокого всестороннего анализа основных изучаемых Институтом вопросов, направленных в том числе на укрепление «пояса добрососедства» по внешнему периметру Российской Федерации.

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Создан 1 августа 2012 года в результате объединения Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (ФИНЭК) и Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (ИЖЭКОН). В объединенном университете сохранены научные школы, инновационные учебные курсы, передовые обучающие технологии, образовательный и научный потенциал, а также лучшие традиции советского и российского образования.

В июне 2022 года рамках Петербургского международного экономического форума состоялось подписание Соглашения о взаимодействии между НИИРК и Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом. Подписанное соглашение открывает новые возможности для взаимодействия в разработке и реализации совместных научно-практических, научно-исследовательских, издательских программ и проектов, направленных на развитие инновационных форматов сотрудничества, в том числе цифровых.

Администрация президента республики Южная Осетия

Соглашение о взаимодействии между Институтом и Администрацией Президента Республики Южная Осетия было подписано 29 марта 2022 года.

Соглашение открывает возможности для взаимодействия по реализации совместных проектов по продвижению российских научных достижений, развитию научного потенциала Республики Южная Осетия путем укрепления научных, образовательных, культурных связей России и Республики Южная Осетия. Стороны договорились обмениваться информацией, проводить научные мероприятия и экспертные обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес, а также совместно осуществлять проектную деятельность, направленную на разработку и реализацию проектов и стратегических инициатив в области развития Республики Южная Осетия.

Юго-Осетинский государственный университет А.А. Тибилова

Университет ЮОГУ (ранее - ЮОГПИ) был основан в 1932 году. Сегодня на 5 факультетах получают образование будущие преподаватели гуманитарных и естественных дисциплин, журналисты, политологи, юристы, экономисты, фармацевты, психологи, инженеры-строители, инженеры-механики. ЮОГУ – один из центров научного осетиноведения. Учеными университета созданы фундаментальные монографии по современному состоянию и истории осетинского языка и литературы, этнологии, археологии, истории и культуре, словари и учебные пособия для вузов, школ и детских образовательных учреждений. В университете действует медико-биологическая лаборатория, оснащенная современным оборудованием.


Соглашение о сотрудничестве между НИИРК и Университетом было подписано 30 марта 2022 года.

Сочинский Государственный университет

Сочинский государственный университет основан в 1989 году. Вуз сыграл важную роль в подготовке кадров и волонтерском сопровождении зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Ученые университета разработали научно-методические пособия, по которым курсы обучения прошли более 14 тысяч специалистов индустрии гостеприимства для работы на олимпийских объектах. За годы своей деятельности университет подготовил более 40 тысяч высококвалифицированных специалистов. Преподаватели и студенты Сочинского государственного университета ведут активную научную работу.

Ни Ицзя

Во время практики я работала над научным исследованием "Зарубежная гуманитарная политика Китая: направления, проекты, законодательство". Благодаря стажировке я лучше стала разбираться в законодательстве и проектах, связанных с иностранной гуманитарной деятельностью в Китае. Я научилась быстрее находить информацию и лучше ее анализировать, а также и общаться с командой, кроме того я смогла потренировать навыки логического мышления.

Гончар Яна Александровна, студентка РАНХиГС

В период прохождения практики мне поручалось решение следующих задач: выполнение индивидуального задания по сбору данных об организации, анализ и оценка PR- и рекламных коммуникаций компании, проведение исследования и выполнение проектного задания (кейса) для НИИРК. А также работа над исследовательским проектом «День в истории», определение конкурентов компании, составление вопросов и ответов к презентации рейтинга дружественности стран, выполнение задач по продвижению Международного клуба молодых исследователей.

В период прохождения практики я ознакомилась с деятельностью института, приобрела такие важные навыки, как: работа в команде, анализ компании, грамотный подход и проявление активности к выполнению поставленных задач.

Полученные навыки и опыт за время прохождения практики обязательно пригодятся мне в будущей работе в данной сфере деятельности.

Се Ланьсюань

В ходе стажировки я вместе с партнером работала над докладом "Гуманитарная политика Китая за рубежом: направления, проекты, законодательства". Благодаря этой работе я смогла ознакомиться с большим количеством материалов и развить свои навыки в поиске и извлечении информации, а также глубже понять последствия и влияние национальной политики и законодательства. 

Это позволило мне стать более осведомленной о тенденциях в китайской зарубежной гуманитарной политике и следить за этим процессом. Совместная работа с коллегами над выполнением заданий помогла мне научиться работать эффективнее. В целом, эта полезная работа помогла мне развить мое внутреннее "я" и мои навыки.

Декабрь, 2022.

Ли Чэньси

На практике я с партнером написала доклад на тему "Методы борьбы с киберпреступностью", основанный на опыте китайской молодежи. В докладе мы рассмотрели возможности, как бороться с киберпреступностью в Китае с позиций "страны", "школы" и "семьи". Во время исследования я больше узнала о сетевой информационной безопасности Китая. Я поняла, насколько важна командная работа над проектом и взаимодействие, мы с партнерами смогли попрактиковать метод дивергентного мышления. Для меня такая практическая работа была крайне полезной. Спасибо за предоставленную возможность участвовать в исследовании.

Декабрь, 2022.

Ма Фэйсян

Во время практики мы с партнером написали отчет под названием "Методология борьбы с киберпреступностью на опыте китайской молодежи". В ходе работы мы сделали выводы о том, как бороться с киберпреступностью в Китае с позиции государства, школы и семьи. Эта практика дала мне лучшее понимание сетевой информационной безопасности в Китае. Я также узнал о том, как полезна командная работа для стимулирования индивидуального мышления, что принесло мне большую пользу. Мне очень понравился эта практика, и я благодарен за предоставленную возможность.

Декабрь, 2022.

Оставьте свои контакты 

И мы зарегистрируем вас на мероприятие:

Звонова Мария Евгеньевна

Ввиду того, что я являюсь представителем своих двух родных стран – Эстонии и России, сфера моих научных интересов с самых первых курсов касалась проблем и перспектив взаимодействий между соседствующими государствами, а также особенностей коммуникаций между ними. Мне всегда хотелось развивать более дружественную и добрососедскую повестку между Россией и исследуемыми странами, поэтому когда я узнала о НИИРК: о проводимых фундаментальных и новейших исследованиях и о самой миссии организации - развитие многостороннего конструктивного диалога, то мне, конечно, захотелось привнести свой посильный вклад в реализацию миссии и целей Института. Таким образом уже более года я с большим интересом принимаю участие в научных круглых столах (как участник и как слушатель), в исследованиях коммуникационных режимов; помогаю в сборе и проработке данных для НИРов; благодаря наставничеству НИИРК удалось написать научную статью, которая была опубликована в журнале ВАК. Также НИИРК – это площадка, где имеешь честь познакомиться не только с единомышленниками, но и с большим количеством очень уважаемых и умных людей, которые благодаря своим знаниям и научным трудам вносят свой вклад в развитие Института.

НИИРК помог мне развиться не только с научной стороны, но и дал возможность через журнал «Перспектива. Поколение поиска» поделиться с остальным миром взглядами, идеями и целями, которые касались добрососедства, межкультурного диалога.
Январь 2022 г.

Публикация: Звонова М.Е. Дружественность страновых коммуникационных режимов на примере российско-эстонских отношений в образовании / М.Е. Звонова // Обозреватель. – 2021. – №10. – с. 40-53.