Возможности транзита играют важную роль в геополитике современной Евразии, формируя экономические и политические связи между странами. Имеет место системная трансформация международных отношений, одним из следствий которой является формирование новой экономической географии. Это в перспективе даст стремительный рост торговых потоков из Китая в Европу, Россию, Центральную Азию и обратно.
В своем Послании народу «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» Президент К. Токаев отметил настоятельную необходимость укрепления транзитного потенциала Казахстана. Это инвестиция в будущее, так как положение Казахстана обуславливает возможность занять важную роль транзитного хаба в новой структуре торговых потоков. Сделать это предполагается путем улучшения железнодорожной и мультимодальной инфраструктуры, а также коммерциализации и реформирования деятельности железных дорог. Это необходимо для того, чтобы сформировать торговые потоки и способствовать международному и региональному развитию [1].
Только в 2022 году объем железнодорожного транзита в Казахстане увеличился на 1,1 млн тонн до 9, 4 миллиона тонн, а автомобильный транзит из Китая удвоился и составил 880 тыс. тонн. Были проложены железнодорожные линии на участках «Жезказган – Саксаульская» и «Шалкар Бейнеу». Это значительно сократило расстояние от станции Достык до порта Актау. Через линию «Достык – Актогай – Атасу – Жезказган – Саксаульская – Актобе – Саратов» появился доступ к инфраструктуре международного транспортного коридора «Север – Юг», который впоследствии приобрел статус «Великого моста» на пути из Китая в Европу.
Через Казахстан и граничащие с ним страны проходят маршруты, которые соединяют, с одной стороны, западные и восточные регионы (Европа-Азия), а с другой – северные и южные регионы (Европа-Индия). К этим маршрутам относятся Северный и Евразийский маршруты, а также «Север-Юг» и Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ).
Таблица 1
Евразийские транспортные коридоры
Транспортный коридор | Расстояние | Логистические выгоды и преимущества |
Западная Европа – Западный Китай | 2747 км | Обеспечение транзита из Китая в Европу и Центральную Азию |
Алматы – Караганда – Астана – Петропавловск– Курган | 1975 км | из Центральной Азии и Китая в Казахстан, Россию и далее в Европу |
Астана – Челябинск | 1035 км | Обеспечение транзита из Центральной Азии через Казахстан, Россию далее в Европу |
Центральный коридор экономической зоны Шелкового пути: Ляньюнган – Урумчи – Достык/Хоргос – Астана – Актобе – Казань – Москва – Минск – Брест | является самой короткой магистралью, соединяющей Китай с Европой | Большая часть проходит через одну транзитную зону – ЕАЭС. Наличие современного перевалочного пункта станции Хоргос сокращает время на перегрузку вагонов на другой путь |
Южный коридор экономической зоны Шелкового пути: Ляньюнган – Урумчи – Хоргос– Алматы – Бишкек – Шымкент – Ташкент — Тегеран – Стамбул | Позволяет соединить портовые города Восточного Китая с городами Центральной Азии, а затем обеспечить выход к Черному морю. | Считается более быстрым для поездов с остановками в Черном и Средиземном морях, чем традиционный маршрут через Индийский океан и Суэцкий канал. |
Железнодорожная магистраль из Западного Китая, проходя через Хоргос, до Морского порта Актау | практически введена в эксплуатацию | В порту Актау составы перегружаются на суда, откуда они плывут в азербайджанский порт Баку. Из Баку состав движется к побережью Черного моря в Грузии. В портах Грузии (Батуми, Поти) суда плывут к турецким портам, откуда они далее могут направляться в Европу по скоростным магистралям, а также в украинские порты на Черном море |
Скоростная автомагистраль «Западная Европа – Западный Китай». | Протяженность данной магистрали составляет 8445 км. Китайская часть дороги уже построена | Данный транспортный коридор проходит через территорию Казахстана, соединяя Санкт-Петербург на северо-западе и порт Ляньюнгань на. Ожидается запуск данной автомагистрали до 2030 года. |
Оценивая рассматриваемые международные транспортные коридоры как основу глобальной евразийской инфраструктуры, необходимо отметить роль МТК «Север – Юг», являющейся одной из основных направлений развития транспорта в направлении Индии, а также крупнейшего в мире потребительского рынка.
Геополитическая ситуация привела к перестройке маршрутов поставок. Масштабные конфликты, последовавшая за этим нестабильность стали не только вызовом, но и «окном возможностей» для Казахстана. Из-за изменившейся обстановки в Восточной Европе бизнес перестраивает маршруты поставок своих товаров. Для Казахстана важно использовать уникальный шанс и использовать свою инфраструктуру на Каспии для перевалки грузов из Китая в Европу. Судя по статистике, свой шанс Казахстан успешно использует. В январе – июне этого года сектор грузоперевозок вырос на 6,2% в сравнении с первым полугодием 2021 года. К 2025 году планируется довести объем транзитных перевозок до 30 млн тонн [2].
Казахстан занимает стратегическое положение, являясь важным узлом в региональных транспортных сетях и логистических коридорах. По данным Бюро национальной статистики, в период января-марта текущего года транспортом республики перевезено 391,7 млн. тонн грузов, грузооборот составил 208 млрд. т‑км, перевезено 639,8 млн. пассажиров, пассажирооборот составил 27,6 млрд. п‑км [3].
Геоэкономическое расположение Казахстана создает благоприятные возможности для получения бонусов за счёт развития международных транзитных перевозок [4]. Станция «Достык» сейчас представляет собой кратчайшее плечо перевозки по направлению из Китая в Европу и обратно. Обеспечить более выгодный коридор возможностей при организации транзита можно при условии модернизации железнодорожного полотна.
Вторая линия «Достык – Мойынты» протяженностью 836 километров позволит увеличить пропускную способность участка до 60 пар грузовых поездов в сутки. Проект увеличит пропускную и перерабатывающую способность участка «Достык – Мойынты, Достык – Алашанькоу» и станции «Достык» в пять раз, что даст рост пропускной способности основного транзитного коридора Китай – Европа по территории Казахстана [5]. Вырастет скорость движения составов до 1500 километров в сутки. Совокупный эффект позволит направить в бюджет 4,1 триллиона тенге в течение 20 лет. Модернизация ж/д полотна положительно скажется на скорости перевозки от Китая в Европу и обратно [6].
В 2024–2025 годах планируется строительство железной дороги «Бахты-Аягоз» протяженностью 270 км. Реализация проекта позволит увеличить объем железнодорожных перевозок между Казахстаном и Китаем до 20 млн тонн в год [7].
Строительство линии «Дарбаза-Мактаарал» протяженностью 106 км позволит разгрузить пункт пропуска «Сарыагаш», который исчерпал свой потенциал. По завершению стройки прием и сдача поездов с Узбекистаном увеличится с 26 до 50 в сутки. Срок транспортировки грузов сократится в 1,5 раза. Это позволит привлечь до 10 млн. тонн дополнительного грузопотока и соединить Мактаральский район Туркестанской области с основной железнодорожной веткой [8].
Строительство железнодорожной линии в обход станции Алматы сократит сроки транспортировки грузов из Китая на два дня [9]. Казахстан готов реализовать еще целый ряд проектов в приграничной зоне с КНР – по перевалке зерновых грузов, калийных удобрений и т. д.
Важную роль в укреплении транзитного потенциала Казахстана играет Транскаспийский маршрут. В среднесрочной перспективе объемы перевозок по данному коридору могут быть увеличены в пять раз. Но тут важно скоординировать усилия с Китаем, Азербайджаном, Грузией, Турцией.
В первую очередь, нужно проработать проект постройки «сухого порта» на переходе «Бахты», форсировать строительство контейнерного хаба в Актау, где уже идут работы для формирования площадки до 300 тыс. в двадцатифутовом эквиваленте. В порту Курык казахстанская компания «Semurg Invest» начала строительство многофункционального терминала «Саржа». Дан старт строительству казахстанских терминалов в китайском Сиане и грузинском порту Поти. Это реальные примеры сопряжения китайского мегапроекта «Пояс и Путь» с национальными инициативами.
В текущих геополитических реалиях Казахстан сегодня стал одним из важнейших транзитных хабов для России, сумев затянуть на себя большой грузопоток. В рамках Евразийского экономического союза можно завозить в Казахстан товары, растаможивать и распределять внутри других стран. Действующее законодательство это позволяет. Но есть вопросы, например, на вводимые в отношении РФ санкции следуют санкции ответные. Есть перечень товаров, ввоз которых на территорию России невозможен. Все эти сложности напрямую связаны с рисками для бизнеса [10]. Для снижения транспортных издержек и сокращения времени прохождения через границу необходимо модернизировать 6 пунктов пропуска на казахстанско-российской границе. Этот отражено в Плане совместных действий и Дорожной карте по развитию пунктов пропуска на казахстанско-российской границе на 2023–2027 годы. Реализация проекта позволит в 3 раза повысить пропускную способность пунктов и сократить в 2 раза время прохождения транзитного груза [11]. В первую очередь следует начать модернизацию казахстанского участка линии «Болашак – Челябинск». Для этого можно использовать действующую инфраструктуру коридора «Север — Юг» с созданием грузового консолидирующего центра в Челябинске. Казахстан готов реконструировать «узкие места» в своей сети «Бейнеу — Мангыстау» и на участке автодороги «Бейнеу — Шалкар» [12].
Развитие МТК «Север – Юг» особенно важно для Евразийского экономического союза как важного альтернативного коридора для экономического развития и как ответ на экономическое и политическое влияние Европейского союза. Запуск коридора будет способствовать созданию макрорегиональной транспортно-логистической системы Евразийской транспортной структуры и создаст условия для развития торговых и инвестиционных отношений внутри Евразии, что будет отвечать долгосрочным экономическим интересам многих стран. Это облегчит сотрудничество в области производства товаров и услуг и ускорит создание новых производственных и логистических цепочек между членами Евразийского экономического союза и крупнейшими развивающимися странами Персидского залива, включая Иран, Индию и Пакистан.
Казахстан должен усилить свои позиции в качестве узлового транзитного хаба в Евразии. Динамичное развитие этой сферы – стратегическая задача. Доля транспортно-логистического сектора в структуре ВВП в течение ближайших трех лет должна достичь не менее 9% (в 2022 г. – 6,2%).
Также необходимо отметить потенциал развития транспортной инфраструктуры между Ираном и Китаем, Ираном с регионами Урала, Сибири и Дальнего Востока России по сухопутным маршрутам, которые проходят через территорию Казахстана. Существенным конкурентным преимуществом развития транспортной логистики является маршрут МТК «Север – Юг». Мультимодальный транспортный коридор включает в себя инфраструктуру для железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и речного транспорта. Одним из особенностей данного направления является отсутствие таможенных барьеров, обусловленных членством России и Казахстана в Евразийском экономическом союзе.
Создание данных направлений заложило фундамент для развития торговых и инвестиционных отношений Европы и Азии. Все описанные элементы прочно переплетаются с долгосрочными планами независимого государства, заложившими основу к долгосрочным и экономическим интересам Республики Казахстан. Инвестиции в транспортную инфраструктуру, такие как железные дороги, порты и автомагистрали, могут повлиять на экономическое развитие страны и ее роль в региональных геополитических процессах.
В целом, роль Казахстана в транспортной и логистической сфере делает его важным игроком в геополитике Евразии, способствуя формированию экономических связей и влиянию на политические процессы в регионе.
Список литературы:
- Президент Республики Казахстан. Послание Президента Республики Казахстан К.К. Токаева народу Казахстана // Акорда. – 2022. – 1 сентября.
- Как Казахстан становится логистическим хабом в Евразии. Режим доступа: https://kz.kursiv.media/2022–09-06/kak-kazahstan-stanovitsya-logisticheskim-habom-v-evrazii/ (дата обращения 15.10.2023)
- Основные показатели работы транспорта в Республике Казахстан (январь-май 2023г.). Бюро национальной статистики. Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. Режим доступа: https://stat.gov.kz/ru/industries/business-statistics/stat-transport/publications/58216/ (дата обращения15.10. 2023)
- Кайыргалиева М. Г. Перспективы развития международных перевозок в Республике Казахстан (на примере железнодорожного транспорта). Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. — Алматы: Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева, 2007.
- Нигматулин Р. Достык – Мойынты: проект государственной важности. Режим доступа: https://sknews.kz/news/view/dostyk–moyynty-proekt-gosudarstvennoy-vaghnosti (дата обращения 15.10. 2023)
- Ишкенова Б. Казахстан проложит новые пути в Китай и Узбекистан. Режим доступа: https://lsm.kz/zh-d-linii-za-milliardy-tenge-svyazhut-kazahstan-s-uzbekistanom-i-kitaem (дата обращения 15.10. 2023)
- Железная дорога «Бахты-Аягоз» поможет до 20 млн тонн в год увеличить грузооборот с Китаем. Режим доступа: https://www.inform.kz/ru/zheleznaya-doroga-bahty-ayagoz-pomozhet-do-20-mln-tonn-v-god-uvelichit-gruzooborot-s-kitaem_a4075114 (дата обращения 15.10. 2023)
- Узбекистан и Казахстан построят новую железнодорожную линию. Режим доступа: https://kun.uz/ru/news/2023/02/23/uzbekistan-i-kazaxstan-postroyat-novuyu-jyeleznodorojnuyu-liniyu (дата обращения 15.10. 2023)
- Ишкенова Б. Казахстан проложит новые пути в Китай и Узбекистан. Режим доступа: https://lsm.kz/zh-d-linii-za-milliardy-tenge-svyazhut-kazahstan-s-uzbekistanom-i-kitaem (дата обращения 15.10. 2023)
- Арыкбаев О. Казахстан уже сейчас является транзитным хабом для России. Режим доступа: https://www.rzd-partner.ru/logistics/interview/kazakhstan-uzhe-seychas-yavlyaetsya-tranzitnym-khabom-dlya-rossii/(дата обращения 15.10. 2023)
- По воде и суше. В Казахстане расширяют сеть альтернативных транспортных коридоров. Официальный сайт Премьер-Министра Республики Казахстан. Режим доступа: https://primeminister.kz/ru/news/po-vode-i-sushe-v-kazakhstane-rasshiryayut-set-alternativnykh-transportnykh-koridorov-25794 (дата обращения 15.10. 2023)
- Токаев предложил пустить скоростные грузовые поезда из Челябинска в Иран. Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/25/05/2023/646f70799a794758e2bf7000https://www.rbc.ru/business/25/05/2023/646f70799a794758e2bf7000 (дата обращения 15.10. 2023)