НИИРК публикует интервью эксперта по вопросам внутренней и внешней политики Васо Капанадзе для пресс-клуба «Джейран медиа». В нем эксперт оценил результаты ежегодного мониторинга дружественности страновых коммуникационных режимов соседних стран.
Специалисты Национального исследовательского института развития коммуникаций разработали новую концепцию исследования межгосударственных отношений посредством анализа коммуникационного режима между странами. Что Вы думаете о данном подходе в контексте грузино-российских отношений?
Составление рейтинга дружественности коммуникационных режимов постсоветских стран в отношении к России является очень важной работой, и мы должны поблагодарить за этот труд и за эффективную методику оценки представителей Национального исследовательского института развития коммуникаций. Полностью согласен с оценкой заместителя директора по научной работе НИИРК Валентины Комлевой, что степень дружественности – это не просто отношение к русским и России, а сумма возможностей и ограничений для наших коммуникаций. Соответственно, очень важно держать руку на пульсе коммуникационного режима той или иной постсоветской страны. Поскольку рейтинг дружественности является возможностью оценить и пересмотреть перспективы, систему и важные направления взаимоотношений между соседями, такой рейтинг является важным и в контексте грузино-российских отношений.
Согласно последнему межстрановому исследованию НИИРК, в группу дружественных коммуникационных режимов вошли 8 стран, относительно дружественных – 2 страны и недружественных – 4 страны. Грузия оказалась среди относительно дружественных коммуникационных режимов. Как Вы оцениваете данный результат?
Результат является закономерным, если учесть, что межгосударственные отношения между Россией и Грузией в целом остаются сложными и непростыми, хотя в прошлом году явно наметились определённые тенденции в сторону улучшения отношений. С другой стороны, следует констатировать тот факт, что, во-первых, Грузия, находясь в списке относительно дружественных стран, по рейтингу значительно опережает другую страну из этой же группы – Молдову.
И думаю, ещё более важным фактом является то, что по сравнению с 2021 годом рейтинг дружественности Грузии вырос почти на 20 рейтинговых баллов. Такой рост является вторым показателем среди постсоветских стран. Если такая тенденция сохранится, то не исключено, что через год-два страна может оказаться в числе дружественных коммуникационных режимов.
Несмотря на отсутствие политических отношений, диалог между Россией и Грузией сохраняется. Россия всегда фигурирует в грузинском информационном поле и является важной частью политико-информационной повестки в стране. Какие факторы формируют в Грузии относительно дружественный коммуникационный режим? Согласны ли Вы с тем, что смягчение риторики и пересмотр позиции «анти-России» возымели эффект?
Разумная, прагматичная политика нынешних грузинских властей в отношении России, в результате которой Грузия ещё примерно год назад не попала в перечень недружественных России стран, главным образом способствует тому, что в Грузии формируется относительно дружественный коммуникационный режим. И такая политика проводится несмотря на серьёзное давление на грузинские власти со стороны представителей стран коллективного Запада. А ведь главная ценностная ориентация коллективного Запада – это превосходство над другими субъектами мировой политики и сохранение своего доминирования в мире путём создания однополярного мира. Но попытки вновь превратить Грузию в «анти-Россию» в условиях нынешних грузинских властей являются безуспешными. Хотя, следует отметить, что уровень русофобии в стране по-прежнему остаётся высоким.
В Грузии широкое информационное пространство, сегодня СМИ обладают большими свободами, а также принадлежат различным акторам. В условиях внутриполитической поляризации, которая главным образом выражена в контроле над средствами информации со стороны политических субъектов, как возможно сохранить и улучшить позиции страны?
В условиях внутриполитической поляризации, когда разные политические силы контролируют различные средства массовой информации, сохранение и улучшение позиции страны является достаточно сложной задачей. Думаю, для улучшения общественно-политического климата в стране огромное значение будут иметь результаты будущих парламентских выборов, которые намечены на 2024 год. Важно, чтобы во властных структурах страны было как можно больше людей, которые не будут ориентироваться исключительно на западные структуры и западные ценности, а постараются встать рядом с теми странами, которые против однополярного мира и ратуют за формирование нового мироустройства на принципах справедливости, добрососедства и равенства каждого. В таком случае и рейтинговые позиции страны будут улучшаться.
Когда речь идёт о коммуникации, подразумевается, что её участники обмениваются информацией, то есть стороны являются активными участниками. Как Вы считаете, какие действия России определяют изменения в грузинском режиме коммуникации по отношению к ней? Насколько важен прагматизм правительства Грузии в контексте балансирования антироссийских сантиментов в оппозиции и обществе?
Российские власти никогда не отказывались от конструктивных, насыщенных, содержательных, хоть и непростых политических контактов и переговоров с грузинскими властями. Любые шаги, направленные на существенное улучшение российско-грузинских отношений, будут положительно сказываться на повышении уровня дружественности со стороны грузинского общества. Хотя процесс этот должен быть двусторонним, тем более на фоне того, что между странами нет дипломатических отношений. Главные вопросы и соответствующие действия России должны вырисовываться в процессе активных контактов между различными ветвями властей двух стран, в процессе коммуникации различных групп общественности России и Грузии. А то что прагматизм и здравый смысл правительства Грузии являются важнейшими рычагами в контексте балансирования антироссийских настроений в оппозиции и обществе – это бесспорно.
Коммуникационный режим не ограничивается медиа-средой. Одинаково важны сотрудничество между странами в экономической, культурной и образовательной сферах. Как Вы оцениваете взаимоотношения России и Грузии в гуманитарном и торгово-экономическом измерении?
То, что Россия за прошлый год являлась вторым торговым партнёром Грузии, уже говорит о многом. В условиях серьёзных экономических санкций коллективного Запада против России, к которым не присоединилась Грузия, гуманитарные и торгово-экономические отношения между двумя странами приобретают особое значение как для Грузии, так и для России. В этом контексте очень хорошо взаимодействуют как некоторые ведомства двух стран (например министерства транспорта), так и специальный представитель грузинского правительства по вопросам урегулирования отношений с Россией Зураб Абашидзе и сенатор РФ Григорий Карасин. В прошлом году лично принимал участие в работе нескольких российско-грузинских форумов с участием политиков, депутатов российской Госдумы, дипломатов, экспертов, представителей НПО, и такие контакты являются очень важными. В ближайшее время, с большой долей вероятности, будут возобновлены прямые авиарейсы между двумя странами и возможно, будет отменён визовый режим для граждан Грузии, что также внесёт положительный импульс в плане дальнейшей активизации российско-грузинских отношений.
В контексте последних событий, несколько тысяч россиян переехали и обосновались в Грузии. Следовательно, государству и бизнесу в стране придётся реагировать на новые задачи, поставленные притоком русскоязычного населения. Как данный фактор скажется на показателях в течение 2023 года, с учётом международной обстановки?
Думаю, на рейтинговых показателях 2023 года этот фактор вряд ли скажется. Более важным фактором будет являться ситуация на международной арене и то, как дальше будут развиваться события вокруг противостояния коллективного Запада и России на Украине. Важно, чтобы в ближайшем будущем наметились тенденции, которые создадут реальные предпосылки для того, чтобы Украина перестала быть «анти-Россией» и чтобы один из приоритетов работы НИИРК – способствование созданию пояса добрососедства вокруг России – обрёл реальные очертания. Создание такого пояса является важным не только для самой России, но и для всех её соседей, включая Грузию.