«Новый Казахстан»: анализ стратегий антикризисного развития
Мармонтова Таисия Викторовна
эксперт НИИИРК, кандидат исторических наук, аналитик-менеджер Центра изучения общественных процессов Казахстанского института общественного развития, marmontova@mail.ru

ПУБЛИКАЦИЯ

Январский кризис 2022 года показал, что при планировании стратегий государственного развития в Казахстане допущен ряд просчетов. В результате произошел взрыв социального недовольства, умело подхваченный деструктивными элементами.

Курс на построение «Нового Казахстана» можно характеризовать как системную антикризисную стратегию. Она позволит выбрать ключевые направления, которые дадут Казахстану ресурсы противодействовать негативному внешнему давлению. Так же, она мобилизует внутренние резервы, с учетом прошлого негативного опыта.

В своём выступлении на первом заседании Национального Курултая Президент Республики Казахстан К. К. Токаев указал на три основных составляющих «Нового Казахстана». В частности Глава Государства обратил внимание на важность конституционной реформы. Он особо отметил, что суть и содержание реформ необходимо донести до каждого простого гражданина Казахстана. Поэтому необходимо формировать действенные идеологические месседжи, которые дадут реформаторам социальный ресурс и кредит доверия для реализации планового антикризисного развития.

Новые идеологические смыслы нужно основывать на простых магистральных ориентирах. Ими могут быть факторы социального обеспечения населения и укрепления основ свободной рыночной экономики.

Строить идеологию можно на том, что Казахстан – степная цивилизация – образец стабильности, формирующий устойчивое развитие Евразийского пространства, благополучно прошедший период турбулентности и состоявшийся благодаря демократизации современного общества.

Необходимо сделать государственную идеологию легкой для понимания. То есть в основу управления должны быть положены ценности человеко-ориентированности, открытости и демократии.

В краткосрочной перспективе следует сосредоточиться на реализации программ помощи безработным и на решении вопросов социального неравенства.

В среднесрочной перспективе нужно сформировать систему социальных лифтов. Простую и не обременительную для государства, которая будет охватывать каждого казахстанца, начиная с младенчества до пожилого возраста.

Перед политической системой Казахстана стоит ряд проблем, связанных с недостаточной эффективностью государственных и общественных институтов, конкурентоспособностью страны и качеством политического менеджмента:

  • неразвитость институтов гражданского общества, эрозия партийно-политического и информационного пространства и, как следствие, нарастание политической апатии граждан, накопление «негатива», уход в деструктивные организации и структуры;
  • проблемы качества административного управления, судебно-правоохранительной системы;
  • незавершенность основных институциональных реформ;
  • внешнеполитические угрозы, связанные с фундаментальными изменениями геополитической ситуации в мире, увеличивающимся внешним информационным и политическим давлением.

С учетом необходимости развития практик открытого и демократичного государства целесообразна:

  • разработка государственной информационной системы «Безопасное государство»;
  • развитие механизмов выборности и общественного контроля;
  • создание сети республиканских и частных акселераторов и целевых фондов, инновационных центров для поддержки частных инициатив в социальной сфере;
  • развитие социального предпринимательства.

Транзит власти, стартовавший в 2019 году, обозначил начало фазы перераспределения функций в рамках политического процесса. НАО «Казахстанский институт общественного развития «Рухани жаңғыру» провел телефонный опрос казахстанцев в возрасте от 18 лет и старше в период с 13 по 16 февраля текущего года. Объем выборочной совокупности составил 1200 человек. Охват исследования – 17 регионов: 14 областей и 3 города республиканского значения – Нур-Султан, Алматы и Шымкент. Результаты опроса показали, что большинство опрошенных выражает доверие Президенту страны К.К. Токаеву (85,9%). Среди других политических институтов именно политические партии имеют самый низкий уровень доверия среди населения (60,9%).

Портрет казахстанца, который не доверяет политическим партиям –мужчина (36,4%), в возрасте от 29 до 45 лет (34,9%) и от 46 до 60 лет (33,8%), со средним профессиональным (33,1%) или высшим образованием (33,7%), который на момент опроса не учился и не работал, но ищет работу, в большинстве своем, проживает в городах. Уровень недоверия политическим партиям не зависит от этнической принадлежности участников опроса.

Политическая либерализация, проведенная в 2020-21 годах, не «закрыла» общественные ожидания изменений. Январские события усилили запрос на перемены, подталкивая власть к углублению и ускорению политических реформ.

При этом геополитическая и внешнеэкономическая конъюнктура будет усиливать внутриполитические напряжение, снижать социальный оптимизм, негативно отражаться на экономическом развитии, разгонять недовольство.

Общими рекомендациями для повышения уровня доверия общества политическим партиям могут стать следующие шаги:

  • в идеологическом плане – провести ревизию идеологических платформ, четко определить целевую аудиторию. В партийных программах и лозунгах должны быть отражены простые, понятные и востребованные обществом ценности, общие и расплывчатые формулировки вызывают отторжение;
  •  в структурном плане – усилить региональное влияние и возможность участия в прямых выборах акимов, способных предложить и реализовать реальную программу действий или поддерживать независимых кандидатов в тех начинаниях, которые созвучны установкам партии. Учитывая, что новый Казахстан – это страна тех, чей возраст около 30, сосредоточить фокус внимания на привлечении молодых сторонников партии.
  •  в функциональном плане – разработать стратегии развития, ориентированные на «свои» группы электората, изучать эффективный международный опыт и применять новые формы и технологии продвижения партий, в том числе и в социальных сетях.

Развитие партийного пространства способно дать частичный ответ на обозначенные проблемы:

  • восстановить каналы обратной связи с обществом, преодолеть разрыв между населением и государственным аппаратом;
  • обеспечить конкурентность политического процесса;
  • критически оценить планы и программы развития страны;
  • привнести дополнительную субъектность в процессы взаимодействия Казахстана с внешним миром.

Не все из обозначенных приоритетов могут быть достигнуты в рамках нынешней партийной конфигурации, и особенно, с учетом аффилированности партий с различными группами влияния. Это обстоятельство определяет необходимость перехода государства к активной политике в сфере партийного строительства.