Внешняя политика и «дипломатия мировой державы с китайской спецификой»: по материалам доклада ЦК КПК XX съезда
Валерий Алексеевич Летяев
выпускающий редактор журнала НИИРК «Россия и мир: научный диалог»

Ван Юй
автор журнала НИИРК «Россия и мир: научный диалог»
ПУБЛИКАЦИЯ

Доклад Председателя КНР на XX съезде Коммунистической партии Китая (КПК) является важным программным документом, в котором определены основные направления внутриполитической, дипломатической и идеологической стратегий Китая на ближайшие пять лет. После своего XX съезда партия не будет в длительной перспективе коренным образом менять внешнюю политику своей страны, поскольку китайские официальные лица за последнее десятилетие успешно сформировали ведущую роль партии на всех уровнях развития общества и экономики. Идеологический разрыв между Китаем и Западом не сократится, а структурные противоречия не исчезнут.

С точки зрения внешней политики из содержания доклада ЦК КПК и привлечения к анализу иных разнообразных по своему виду источников внутриполитического и международно-политического контекста можно заключить, что Китай продолжит проводить независимую и открытую политику на международной арене, опираясь на свои национальные интересы. Основные направления, формы и методы дипломатии КНР основаны на внутриполитической ситуации, на стремлении гармонизировать общество и улучшить жизнь населения Китая, поэтому ключевым станет «внутренний вектор» внешней политики.

Си Цзиньпин выступил с докладом от имени ЦК КПК. Его пятнадцать частей включали: краткое изложение достижений Си Цзиньпина у власти за последние пять лет и основные политические направления на следующие десять лет, китаизацию марксизма-ленинизма, новую миссию Коммунистической партии Китая, новую модель развития на экономическом уровне, концепцию открытости Китая, стратегию развития государства через науку и образование, обеспечение законности в госуправлении, культурную уверенность в себе, развитие страны и благосостояние народа, экологичное развитие, национальную безопасность, национальную оборону и военную модернизацию, воссоединение родины, сообщество единой судьбы человечества и полное осуществление строгого внутрипартийного управления.

Основная тема съезда была обозначена Си Цзиньпином следующим образом: «…Высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой, целиком и полностью претворять в жизнь идеи о социализме с китайской спецификой новой эпохи, развивать великий дух основания КПК, укреплять уверенность в себе и стремиться к самосовершенствованию, отстаивать основополагающие принципы и внедрять инновации, трудиться с воодушевлением, смело и решительно двигаться вперед, сплоченно бороться за всестороннее строительство модернизированного социалистического государства и всестороннее продвижение процесса великого возрождения китайской нации».

Китайская Народная Республика во внешних делах опирается на внутриполитическую ситуацию, идеологию Коммунистической партии Китая и роль национального лидера, открытость, модернизацию системы и потенциала обеспечения национальной безопасности и социальной стабильности. Описывая будущий внешнеполитический курс Китая, Си Цзиньпин представил более активную стратегию открытости, чтобы при этом «придерживаться реформ нового уровня», а также «делать акцент на национальной безопасности и социальной стабильности». Такие формулировки не звучали в докладе на XIX съезде КПК.

Основные задачи политики открытости были пояснены в докладе следующим образом:
«…Содействие открытости внешнему миру, неуклонное расширение институциональной открытости, такой как международные правила, положения, управления и стандарты, ускорение строительства Китая как мощной торговой страны, содействие развитию инициативы «Один пояс – один путь» и поддержание стабильной международной экономической структуры и укрепление экономических и торговых отношений».

Модернизация системы и потенциала обеспечения национальной безопасности и социальной стабильности: эти два направления обеспечения развития Китая сопряжены вместе: национальная безопасность и социальная стабильность. Они являются фундаментом защиты страны как от внешних, так и от внутренних угроз. В соответствии с текстом доклада целью Китая становится следующее: через создание высоких стандартов строить «спокойный Китай», с помощью новой «архитектоники безопасности обеспечить новую архитектонику развития».

Исходя из этого, безопасность народа воспринимается в Китае как основная цель, которая реализуется через обеспечение:
  • политической безопасности (основа основ);
  • экономической безопасности (фундамент);
  • военной, научно-технической, культурной и социальной безопасности (гарантии);
  • международной безопасности (опора).

Исходя из актуализированного понимания национальной безопасности и ее продвижения во внешней политике, Китай выдвинул нарратив «Одна страна – две системы», который понимается как «великий почин социализма с китайской спецификой, наилучший институт, обеспечивающий длительное процветание и стабильность в Сянгане и Аомэне после их возвращения в лоно Родины», поэтому его необходимо твердо придерживаться в долгосрочной перспективе.

В построении сообщества единой судьбы человечества Китай видит будущее народов всех стран мира. Новые идеи направлены на дальнейшее развитие политики, истоки которой фундаментально восходят к традиционной китайской культуре, обогащенной марксизмом, и, как следствие, демонстрируют единство истории и культуры Китая.

Из текста доклада можно сделать вывод о том, что Китай сохраняет преемственность в своей внешней политике и приверженность пяти принципам мирного сосуществования. Одновременно он будет содействовать формированию международных отношений нового типа, углублять и развивать глобальные партнерские отношения, базирующиеся на равноправии, открытости и сотрудничестве, расширять сферу пересечения интересов с другими странами мира.

Китайско-американские отношения в ближайшие десять лет будут оцениваться как «относительно оптимистичный сценарий конфронтации и соперничества». При этом основные спорные внешнеполитические проблемы для Китая находятся в решении тайваньского вопроса. Соединенные Штаты Америки пытаются найти наилучший способ реализации своих национальных интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе и для этого используют тайваньский вопрос для сдерживания Китая. Китайско-американская игра по тайваньскому вопросу оказывает существенное влияние на развитие китайско-американских отношений. В докладе приведены необходимые меры для преодоления кризисной ситуации, связанные с укреплением национальной безопасности и социальной стабильности. Конкретизацию позиции Китая по тайваньскому вопросу Председатель Си Цзиньпин в докладе определил следующим образом: «Мы максимальными усилиями настаиваем на стремлении к перспективе мирного воссоединения, но мы никогда не будем обещать отказаться от применения силы и оставляем за собой возможность принятия всех необходимых мер».

Политика Китая, отраженная в докладе, направлена против вмешательства внешних сил и незначительного числа сепаратистов, выступающих за так называемую «независимость Тайваня», и не обращена против тайваньских соотечественников. «Независимость» Тайваня, используемая западными странами как фактор сдерживания Китая, остается вызовом, которые еще предстоит решить. Сохраняя стремление к мирному урегулированию этой проблемы, Председатель КНР оставляет возможность для его силового решения.

Одна из основных идей доклада: российско-китайское стратегическое партнерство – это выбор Китая в его стремлении защитить свою собственную безопасность и коренные национальные интересы. Поэтому развитие российско-китайских отношений в длительной исторической перспективе будет способствовать формированию многополярной международной модели. Импульсы для развития сотрудничества между Россией и Китаем значительно усилятся и на фоне внешнего давления со стороны США, как ответ на политику сдерживания. В докладе отмечена стабильность и тенденция на дальнейшее укрепление российско-китайских отношений. Независимо от исхода вооруженного конфликта на Украине, Китай не изменит своей готовности к дальнейшему развитию отношений с Россией. Это определяется общей геополитической ситуацией, так как Россия, являясь второй крупнейшей ядерной державой, не может быть исключена из архитектуры международных отношений. Китай рассматривает Россию как важного партнера, который может изменить международную систему, в которой доминирует Вашингтон.

Полный текст статьи можно прочитать на сайте журнала «Россия и мир: научный диалог»