АННТОТАЦИЯ.
В статье рассматриваются процессы изменения миропорядка и их следствия для евразийской интеграции в геополитическом, геоэкономическом и культурно-гуманитарном измерениях. Выявлены этапы современных трансформаций постсоветского пространства после распада СССР. Охарактеризованы основные риски для стран региона. Сделан вывод о том, что среднесрочные вызовы для интеграционных процессов включают три направления: энергопереход, информационно-коммуникативную революцию, в том числе экспансию цифровых платформ и развитие больших языковых моделей, а также политику США и других стран Запада по сдерживанию и торможению технологического прогресса России, Китая и других не западных стран. Данные вызовы создают угрозу закрепления постсоветской Евразии на периферии процессов мирового развития, но также формируют предпосылки для ускорения интеграции. Даны рекомендации о целесообразности усиления научно-технологического направления интеграционного взаимодействия при лидирующей роли России вплоть до утверждения его в качестве магистрального в рамках ЕАЭС. Этот процесс должен строиться на основании взаимовыгодности и укрепления доверия за счет усиления гуманитарного сотрудничества между Россией и ее партнерами по евразийской интеграции.
ВВЕДЕНИЕ
Реализация интеграционных проектов на постсоветском пространстве является одним из приоритетов внешней политики России. Эффективное достижение поставленных задач определяется соответствием российских практических шагов комплексной ситуации в регионе и международной обстановке в целом.
Целью настоящей статьи является анализ ключевых тенденций, влияющих на политический курс государств региона, а также вызовов общемирового характера, воздействующих на региональную ситуацию на фоне исторической логики развития последней. Достижение цели включает анализ обозначенных процессов, на основе которого предполагается определить основные риски и приоритеты дальнейшей реализации лидерского потенциала России в регионе.
Понятие лидерский потенциал в рамках настоящей работы обозначает способность России поступательно реализовывать свой интеграционный проект, который определяется как комплексный международный проект, охватывающий несколько государств, призванный способствовать повышению их экономической связанности и координации действий в сфере экономики, безопасности и внешней политики при ведущей роли России. Интеграция реализуется на базе торгово-экономических связей, интересов в сфере безопасности и цивилизационной общности, прежде всего, русского языка и общей исторической памяти. В качестве ключевого «опорного» элемента интеграционного проекта России рассматривается Евразийский экономический союз как наиболее продвинутое многосторонние объединение в регионе, в рамках которого достигнут высокий уровень интеграции, в том числе создание таможенного союза, общих технических стандартов и постоянно действующих наднациональных органов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Постсоветское пространство по-прежнему остается «постсоветским», так как «связывается» воедино инфраструктурным транспортным каркасом, здесь по-прежнему широкое распространение имеют русский язык и культура, способствующие сохранению общего коммуникативного пространства поверх государственных границ. Вместе с тем постсоветское пространство продолжает фрагментироваться, в ряде стран ускоряются центробежные тенденции, внутри региона имеют место политические и вооруженные конфликты, в том числе между участниками СНГ. Эти тенденции накладываются на общемировые процессы экономической интеграции и регионализации, активно развертывающиеся на мировой карте в последние десятилетия. Вместе с тем устойчивость данных процессов в долгосрочном плане неочевидна, современные кризисы ставят вопрос о торможении глобализации или деглобализации.
В рамках постсоветского пространства растет конкуренция между внерегиональными игроками, которая обострилась задолго до пандемии и СВО. Ведущие мировые действующие лица продвигают свои цивилизационные проекты. США – военно-идеологический проект борьбы демократий против автократий, камуфлирующий двойную задачу – нанесение стратегического поражения России на Украине и торможение и консервирование экономико-технологического прогресса КНР. Китай продвигает свою версию глобализации, оформляя ее уже не только инфраструктурно и экономически («Пояс и путь»), но также культурно-гуманитарно – в рамках «Инициативы глобального развития» через ООН и «Инициативы глобальной цивилизации» через межпартийный диалог. В качестве основного инструмента экспансии используется торгово-технологическое взаимодействие, в том числе пакетные решения типа «умный и безопасный город», импортируемые странами Центральной Азии.
Значимое место в этих проектах занимает постсоветское пространство. Китай усиливает взаимодействие с Белоруссией и странами Центральной Азии. Коллективный Запад под руководством США ведет прокси-войну против России на Украине, усиливает убеждение и давление на страны Центральной Азии и Закавказья. Яркий пример представляет Армения, к которой проявляет повышенный интерес Франция и Великобритания, но не на уровне развития экономики, а на уровне информационно-политического влияния. Подтверждает свои амбиции на южном периметре постсоветского пространства Турция, особенно в свете итогов Нагорно-Карабахского конфликта, военного союза с Азербайджаном, наращивания военно-технического и культурно-гуманитарного присутствия в странах Центральной Азии.
Европейский союз, остающийся одним из ведущих торгово-экономических партнеров постсоветских стран, предпринимает активные попытки конвертировать свою экономическую роль в геополитическое воздействие на страны региона, в том числе за счет многочисленных программ в сфере гуманитарного влияния и содействия международному развитию.
Начало Россией СВО в ответ на расширение НАТО, угрозу безопасности Донбасса и отказ США от содержательных договоренности в сфере гарантий безопасности привело к росту борьбы внешних игроков за постсоветское пространство. Значение указанных процессов для внешней политики и национальной безопасности России включает три важных изменения.
Полная версия научной статьи «Пересборка постсоветской Евразии: лидерский потенциал России в условиях внешнего давления»
ВЫВОДЫ
Евразийская интеграция при лидирующей роли России является проектом, экономически выгодным для всех участников, хотя выгоды распределяются не всегда равномерно. Тем не менее проект подтвердил свою состоятельность и полезность в условиях беспрецедентного санкционного давления.
В ближайшие годы Евразийский экономический союз и другие региональные объединения, являющиеся приоритетными для российской внешней политики, столкнутся с серьезными вызовами. Эти вызовы в первую очередь затронут стран участниц, но нет достаточных оснований ожидать, что в ответ на вызовы они будут искать на пути усиления интеграции с Россией. Противоречивые тенденции последних десятилетий показывают, что, несмотря на то, что все участники ЕАЭС и ОДКБ серьезно зависят от российской экономики и гарантий безопасности, это не мешает им стремиться к развитию отношений с третьими странами.
Поэтому продолжение поступательного развития евразийского интеграционного проекта России, являющегося успехом российской дипломатии, зависит от целенаправленных действий проектного и программного характера. Они заключаются в проектировании будущих сценариев и приоритетов развития. В этом процессе критической переменной, от которой зависит успех начинания, является не только экономическая связанность, но в первую очередь способность стран выработать общую повестку будущего, сочетающую прагматичные интересы и ценности, укрепление цивилизационной общности поверх национального, этнического и религиозного разнообразия. Образовательное сотрудничество и научная дипломатия имеет потенциал для решения данной задачи.
Формирование регионального технонаучного союза и развитие ЕАЭС в рамках данной парадигмы может оказаться достижимым и целесообразным при условии согласования и запуска сторонами реальных, экономически взаимовыгодных проектов с высоким удельным весом технологической компоненты, а также укрепления доверия на основе усиления гуманитарного сотрудничества и выработки общих оценок стратегических рисков и возможностей.