ВВЕДЕНИЕ
Современный мир находится на переломе эпох. Речь идет не только о закате однополярной системы, на смену которой должна прийти более справедливая многополярность. Все более очевидно, что большую роль в конфликте между этими моделями имеют ценности, и это противоречие не между демократией и авторитаризмом, но между интересами группы государств, претендующих на глобальное доминирование, и интересами всех народов мира.
Прежние практики Запада во многом сохранились и сегодня, в том числе в форме ассимиляции – попытках «растворения» миллионов мигрантов из других культур и рас в общем «плавильном котле» или в рамках разного рода моделей «мультикультурализма».
Однако речь идет не только о растворении национальной, культурной, религиозной идентичности «чужаков», но и о посягательстве на индивидуальность личности. То есть, по сути, о взломе ее культурного и ценностного кода через навязывание неких постулатов под видом «общечеловеческих» и «прогрессивных».
Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем историческом обращении 24 февраля 2022 года дал бескомпромиссную оценку действиям коллективного Запада: «До последнего времени не прекращались попытки… разрушить наши традиционные ценности и навязать нам свои псевдоценности, которые разъедали бы нас, наш народ изнутри, те установки, которые они уже агрессивно насаждают в своих странах и которые прямо ведут к деградации и вырождению, поскольку противоречат самой природе человека».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Духовно-нравственные ценности являлись одной из основ развития российской государственности на протяжении всей истории нашей страны. Проблематика формирования, отстаивания и продвижения традиционных духовно-нравственных ценностей – как на внутриполитическом треке, так и в рамках международных отношений – в настоящее время является одним из актуальнейших вопросов политической повестки.
На сегодняшний день можно констатировать системный кризис, противоречие между традиционными цивилизационными ценностями и ценностями неолиберального, глобализирующегося мира, в основе которого лежит противоречие между двумя типами цивилизационного развития: секулярно-гуманистическим и религиозно-традиционалистским.
Говоря об идейном наполнении концепта «традиционные ценности», мы можем отметить, что в широком смысле традиционные ценности – это определенный набор принципов и норм, пришедших из глубины веков, формирующих некую «правильную» форму общественного поведения и взаимодействия, где, по мнению Э.Канта, «мораль определяет волю». Так, в правоведении считается, что одним из источников права является традиция, которая в данном случае и выступает своего рода регулятором общественных отношений. В более узком смысле традиционные ценности – это также набор тех же принципов и норм, но уникальных для каждого государства и определяемых через влияние идеологии, культуры, религии, политического
режима и т.д.
В настоящее время под «традиционными ценностями», как правило, понимают своего рода матрицу, где сочетаются человеческое достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений. Именно такое определение мы можем наблюдать в проекте «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Исторически защита традиционных ценностей рассматривалась Россией как инструмент продвижения и защиты своих интересов в международных отношениях, что в том числе выражалось в защите интересов и прав православных христиан во всем мире, где после падения Византии именно Московское царство (а позже – Российская империя) позиционировало себя главным защитником традиционных ценностей христианства. Идея защиты славянских народов в Европе, православных христиан в духе «братской помощи» находила свое отражение в конкретных исторических событиях.
Рассматривая исторические нарративы традиционных ценностей в России, мы говорим о естественном процессе их формирования в рамках сложившейся культурно-политической общности, объединяющей множество различных народов разного вероисповедания. Семья, наряду с самоограничением и патриотизмом, была одной из основ уклада жизни общества, как и таинство брака как союза мужчины и женщины, духовная жизнь семьи, выраженная в регулярном посещении религиозных сооружений, соблюдении религиозных обрядов, почитании Бога, заповедей и старших. Следует отметить, что во всех религиозно-культурных традициях семья, деторождение, воспитание молодого поколения были одним из основополагающих концептов, вокруг которых формировались ценности и взаимоотношения членов общества независимо
от социальной организации. На протяжении всей российской истории именно духовно-нравственные ценности были прочным фундаментом Российского государства.
Полная версия научной статьи «Роль России в отстаивании традиционных духовно-нравственных ценностей в условиях современного мирового развития»
ВЫВОДЫ
Современная Россия, взявшая на себя роль одного из главных защитников традиционных ценностей и традиционной семьи как их важнейшей составляющей, обладает существенным потенциалом координации соответствующей работы среди всех факторов, разделяющих данный подход.
Как мы говорили выше, современный глобализм выступает не только против традиционного государства, его политической и экономической независимости, но и против традиционной семьи. Именно семья, деторождение являются основой суверенной
демографической политики, являющейся одним из ключевых элементов обеспечения
национальной безопасности, а значит, и сохранения государственного суверенитета.
Говоря о формально-юридическом аспекте реализации продвижения концепции духовнонравственных ценностей в международных отношениях, необходимо предпринять следующие шаги.
Во-первых, провести правовой анализ ратифицированных Российской Федерацией международных документов на предмет их соответствия Конституции и денонсировать отдельные положения или документы в целом, если они направлены на продвижение деструктивной повестки сокращения рождаемости, прерывания беременности и пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений.
Во-вторых, инициировать выработку международных документов (соглашений, конвенций) о защите семьи и традиционных ценностей, в том числе и на уровне
СНГ, Евразийского экономического союза и Союзного государства России и Белоруссии, а также БРИКС.
В‑третьих, инициировать обсуждение и принятие международных документов, защищающих жизнь и права ребенка с момента зачатия, а также оберегающих
его от сексуальных посягательств и ЛГБТ-пропаганды.
В рамках совершенствования национального законодательства необходимо:
Во-первых, ввести институт аккредитации (лицензирования) деятельности
некоммерческих организаций, занимающихся вопросами демографии, миграции,
межгендерных отношений, в целях выявления и закрытия организаций, занимающихся деструктивной деятельностью, направленной на противодействие традиционным ценностям.
Во-вторых, на законодательном уровне дополнительно расширять меры социальной и кредитно-финансовой поддержки многодетных семей, молодых родителей, родителей, имеющих двух детей, в том числе в сфере возможностей получения образования на бюджетной основе, дополнительно защитить правовой статус беременной женщины и молодых матери и отца в Трудовом кодексе, увеличить количество ясельных групп в дошкольных учреждениях.
В‑третьих, инициировать введение в школьную программу дисциплины «Основа семейной культуры и взаимодействия», опирающейся на традиционных духовно-нравственных ценностях.
В рамках формирования позитивного имиджа традиционной семьи, многодетной семьи и традиционных отношений следует обеспечить:
Во-первых, наличие соответствующего информационного контента в СМИ, культуре, искусстве, рекламных роликах (традиционной семьи – папы, мамы и нескольких разнополых детей).
Во-вторых, проведение тематических общественно-политических форумов,
конференций, основной задачей которых будет являться формирование позитивного
имиджа современной России как государства, активно продвигающего и защищающего традиционные духовно-нравственные ценности.
Подобные мероприятия могут стать платформой для эффективного противодействия попыткам «коллективного Запада» по изолированию России, а также сотрудничества со всеми политическими силами, разделяющими религиозно-традиционалистский подход, в том числе и в недружественных странах, ориентированными на борьбу с современным политическим глобализмом.
Результатом работы подобных общественно-политических дискуссионных платформ могут стать разного рода декларации, меморандумы, соглашения, конвенции, любые форматы задекларированного международного сотрудничества, способные оказать влияние на продвижение концепции традиционных духовно-нравственных ценностей в международных отношениях.