В сложных условиях трансформации мировой экономики и миропорядка в целом ни одна страна не сможет выстоять перед вызовами и угрозами изолированно от других государств – без сотрудничества и интеграции. Региональная интеграция во многом содействует мобилизации человеческих и иных ресурсов в острой конкуренции за сферы влияния, в борьбе за ограниченные ресурсы, что нередко перерастает в вооруженные конфликты на разных уголках мира. Регион Южного Кавказа не является исключением. Армения находится на жизненно важном этапе цивилизационного выбора: в условиях нагнетания санкций и на фоне навязанной России неизбежной и продолжительной конфронтации, натравленные из небезисвестных источников «новоиспеченные политики» пытаются заманить общество на путь, ведущий Армению в никуда. А точнее, на путь, пройденный Молдовой, Грузией, Украиной. Многие прекрасно понимают, насколько опасен этот путь в политическом смысле. Мы попробуем остановится на непосредственно экономических аспектах известной поговорки «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Поэтому будем говорить о современных тенденциях в экономических реалиях Армении.
Так, товарооборот Армении и России в период только с января по ноябрь прошлого года вырос на 77% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и превысил $4,1 млрд, что является рекордом. Экспорт из Армении по сравнению с тем же периодом 2021 года вырос на 77,7%, составив $5 360,1 млн, а импорт составил $8 768,7 млн, зафиксировав рост на 63,5% по сравнению с январем-декабрем 2021 года. Товарооборот между Арменией и государствами ЕАЭС за январь-ноябрь 2022 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2021 года более чем на 90% и составил $4,6 млрд. При этом импорт увеличился более чем на 50%. Несмотря на многие трудности, Армения сохраняет лидерство по темпам экономического роста среди стран ЕАЭС в 2023 году. По мнению А.О. Оверчука, экономические успехи Армении являются живым примером и доказательством верности интеграционного курса, предложенного руководством России своим соседям. Ведь именно благодаря членству Армении в ЕАЭС удалось преодолеть внутреннюю экономическую стагнацию и в 2013–2022 годов более чем в 10 раз умножить обьемы внешней торговли со странами ЕАЭС. Следует отметить, что объем внешнеторгового оборота в Армении за январь-декабрь 2022 года достиг $14 128,8 млн, что на 68,8% выше показателя за 2021 год. Экспорт из Армении по сравнению с тем же периодом 2021 года вырос на 77,7%, составив $5 360,1 млн, а импорт составил $8 768,7 млн, зафиксировав рост на 63,5% по сравнению с январем-декабрем 2021 года.
Как отмечает Евразийская экономическая комиссия, Армения только в первом полугодии 2023 года нарастила экспорт почти в три раза. А показатель экономической активности страны в январе-сентябре 2023 года зарегистрировал рост в 9,7% по сравнению с январем-сентябрем 2022 года. При этом в сентябре 2023 года к сентябрю прошлого года рост составил 5,6%, а к августу этого года – 3,7%. Армения зафиксировала наибольший среди стран-членов ЕАЭС темп роста строительных работ в январе-июне 2023 года. Объем строительства за шесть месяцев 2023 года по сравнению с январем-июнем 2022 годом вырос на 17% и составил 174 155,4 млн драмов, а за 9 месяцев 2023 года, по сравнению с январем-сентябрем 2022 года, вырос на 17% и составил 349 306,3 млн драмов. А в сентябре за год этот показатель повысился на 15,7%. Согласно статистическим данным, оборот внутренней торговли за январь-сентябрь текущего года достиг 3 245 620,2 млн. драмов, что на 23,1% превышает показатель аналогичного периода 2022 года. В сентябре в годовом разрезе оборот внутренней торговли увеличился на 23,5%.
Чтобы представить, как отразился российский фактор на экономике Республики Армения с учетом показателя экономической активности, следует напомнить, что Армения с 3% — на втором месте по росту промышленного производства в ЕАЭС.
В результате указанных положительных тенденций, средняя зарплата в Армении выросла на 13,7%.
Как известно, Россия и Армения тесно сотрудничают во всех сферах экономики. Особенно для Армении российский фактор продолжает иметь решающее значение. Об этом свидетельствуют следующие факты:
- банковская сфера: Российский капитал имеет самую большую долю в банковской системе;
- трансферты: в среднем до 15% населения Армении в той или иной степени зависит от трансфертов из РФ. Только в 2022 году объем трансфертов в Армению из России превысил 5 млрд долларов, что составляет почти 25% ВВП Армении. Столько же трансфертов поступило в январе-октябре 2023 года;
- энергетика: Армения и Россия тесно сотрудничают в этой сфере практически во всех направлениях: АЭС, ГЭС, ТЕЦ и др. В проект бюджета Армении на 2024 год заложены работы по продлению срока работы Армянской АЭС в сотрудничестве с РФ;
- трудовые мигранты: временно свободная рабочая сила имеет возможность выезжать на заработки в Россию и помогать своим семьям в Армении. С 2022 года наблюдается и обратная картина. Многие россияне не только работают в Армении, но и открывают здесь свой бизнес;
- сельское хозяйство: Армения каждый год увеличивает обьем сельхозпродукции, экспортируемой в Россию, и в 2023 году единственная из стран ЕАЭС показала рост сбора зерна – на 21,3%.
Армения и Россия тесно сотрудничают также в разных областях промышленности, туризма, сферы услуг, высоких технологий, совместных разработок, а также реализуют совместные инвестиционные проекты. Объемы прямых иностранных инвестиций в Армению по итогам 2022 года существенно выросли и составляют примерно $1 млрд, что более чем на 20% больше предыдущего года. Соотношение инвестиций к ВВП скоро может быть доведено до 25% и в этом видится структурное изменение экономики. В настоящее время этот показатель находится в пределах 17, 7–18%.
Напомним, что Армения является одной из основателей ЕАЭС вместе с Россией, Беларусью и Казахстаном. Вместе с тем, в основе интеграционных процесссов Армении в рамках ЕАЭС лежат интеграционные процессы именно двух стран – Армении и России.
Экономика Армении и России — это один общий механизм, поэтому экономические успехи в России напрямую влияют на Армению, на развитие экономики, и наоборот. Да, экономика Армении сегодня растет, и этот рост, в частности, обусловлен санкциями Запада против России, потому что Армения, фактически избегает санкций и в условиях конфронтации между Россией и Западом, по большому счету, участвует в транзите между Россией и Западом.
Среди вызовов, которые уже успешно преодолел Евразийский союз, следует назвать пандемию COVID-19 и западные экономические санкции.
Перед Евразийским экономическим союзом вскоре встанут новые вызовы:
- промышленная революция, климат, технологии, новая экономика, а также все, что с этим связано, в том числе — пересмотр правил международной торговли, тарифные и нетарифные барьеры, которые устанавливаются под маркой защиты климата и пограничного регулирования;
- переход к новой системе отношений, когда люди и малые предприятия все больше заявляют о своих интересах. Правы те, кто считает, что в рамках Большого Евразийского партнерства важно выстраивать сотрудничество по коридору «Север-Юг» не только в транспортном, но и в экономическом направлении в целом.
Сегодня сложилась благоприятная ситуация для развития экономики Армении.
Назовем только несколько примеров:
- Армении от стран ЕАЭС перечислено по линии таможенных пошлин 34,3 млрд драмов за первое полугодие 2023 года;
- институт оператора электронной торговли создается в рамках ЕАЭС по инициативе Республики Армения. В Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС вносятся изменения по регулированию внешней электронной торговли;
- правительство Армении одобрило проект подписания Соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок;
- консорциум институтов развития создан в ЕАЭС при участии Армении, России, Кыргызстана: соглашение о создании консорциума подписано на полях Евразийского межправительственного совета в Сочи;
- студенты аграрных вузов из Армении, Беларуси, Кыргызстана и России успешно реализовали совместный образовательный курс ЕАЭС по селекции и семеноводству;
- Армения выделила 450 млн рублей на создание Евразийской перестраховочной компании;
- ожидается увеличение потенциала роста экономики Армении за счет релокантов и повышения производительности;
- в Армении в июне совершено более 4,4 тыс. сделок по купле-продаже недвижимости, среди иностранцев больше всего – гражданами РФ;
- на рынке недвижимости Армении в июне текущего года были совершены 4 498 сделок по купле-продаже против 4 408 сделок в мае этого же года и против 5 532 в июне прошлого года;
- международная энергетическая корпорация (МЭК) Армении в 2024‒2033 гг. инвестирует $140 млн в модернизацию Севано-Разданского каскада ГЭС в партнерстве с РФ;
- Армения начнет закупать у России битум без экспортной пошлины. Соответствующее соглашение, подписанное 1 июня 2023 года в Москве, одобрено правительством Республики Армения;
- Министры промышленности государств ЕАЭС выступили с инициативой провести «Евразийский ИННОПРОМ — 2024» в Армении.
Следовательно, с целью дальнейшего развития союза необходимо продолжить системную и последовательную работу, основанную на прочном фундаменте внутренних возможностей и ресурсов, направленных на обеспечение экономического развития, повышение конкурентоспособности национальных экономик и благосостояние наших граждан. Для достижения этих целей важно создать комфортные условия для бизнеса, работать над устранением барьеров, наращивать взаимодействие в сфере предпринимательства. Безусловно, определяющую роль по-прежнему имеют меры, направленные на поддержку производителей на всех этапах производства. В этом контексте важно проработать и принять правовые акты, направленные на применение механизмов финансовой поддержки проектов, промышленной кооперации с интеграционным потенциалом. Развитие этого направления, по нашим оценкам, позволит сконцентрировать усилия промышленников на собственном производстве в таких отраслях экономики, как машиностроение, радиоэлектроника, авиастроение, производство программного обеспечения, фармацевтическая и медицинская промышленность. Формирование конкурентоспособной промышленности союза полностью обусловлено также уровнем технологической независимости и динамикой внедрения новых технологий. Это бесспорные приоритеты ЕАЭС на ближайшую и среднесрочную перспективу. Укрепление технологической независимости государств-членов ЕАЭС напрямую зависит от перехода к новому технологическому укладу и требует определения стратегии, этапов, затрат, модернизации действующих производств, а также создания новых инновационных секторов промышленности.