Зарубежные некоммерческие организации играют важную роль в развитии внутриполитической ситуации и внешнеполитических ориентиров постсоветских стран. Мы провели сравнительные исследования в пяти странах Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) и включили в число рассматриваемых организаций НКО, НКО-платформы, GONGO.
С полной версией статьи можно ознакомиться на сайте журнала “Обозреватель”.
Направления деятельности, целевые группы, инструменты работы российских и иных зарубежных НКО в ЦА имеют общее и особенное. К общему следует отнести работу с целевыми группами молодежи и реализацию проектов и программ в сфере высшего образования. Значительно важнее выделить отличительные особенности в работе российских и зарубежных организаций. НКО, ориентированные на Россию, в подавляющем большинстве случаев сотрудничают с Фондом Горчакова, Фондом «Русский мир», дружественными НКО соотечественников (работу с которыми координирует Всемирный конгресс соотечественников, Россотрудничество), молодежными организациями и землячествами. Целевые группы западных НКО (женщины, социально-уязвимые категории граждан, дети, журналисты, стартапы, ученые-политологи и социологи) не часто являются объектом внимания российских НКО.
Обобщая опыт работы НКО, отметим, что деятельность западных НКО построена по принципу полезности, российских – по принципу сохранения идентичности и продвижения русского языка и культуры. Примерно по этому типу работают в ЦА турецкие организации, активизирующие проблему тюркской идентичности и формирования единого тюркского мира. Активно работает в этом направлении Турецкое управление по сотрудничеству и развитию (ТИКА).
«Полезность» западных и прозападных НКО заключается:
- В выделении средств на программы и проекты (особенно стартап проекты) для решения жизненно важных проблем (борьба с бедностью, обеспечение водой, противодействие насилию в семьях, защита прав женщин, развитие фермерства , образование детей – инвалидов, уменьшение цифрового разрыва между социальными группами и территориями и т.п.). ;
- В развитии социально и профессионально значимых навыков и умений, с помощью которых люди могут повысить свой социальный статус, получить возможность стабильного заработка и работы, почувствовать свою принадлежность к решению общественно-значимых проблем, войти в круг значимых и влиятельных людей (бесплатные программы обучения предпринимателей, молодых журналистов, юристов, общественных лидеров, совместные проекты с учеными, курсы формирования IT- навыков и др);
- В поддержке категорий граждан, чьи интересы и проблемы часто находятся на периферии государственного и общественного мнения (проекты для разного рода меньшинств (в т.ч. этнических), тяжело больных, инвалидов и проч.).
Как пример приведем программы Фонда «Сорос-Кыргызстан»:
1) программа «Общественное здравоохранение» (поддержка идей, направленных на обеспечение равных прав уязвимых маргинализированных групп населения на услуги общественного здравоохранения);
2) Образовательная программа, направленная на создание условий для улучшения доступа к образованию для детей со специальными образовательными потребностями и из социально уязвимых слоев, а также содействие продвижению норм и инструментов управления поликультурной и полиэтичной образовательной средой в целях усиления роли школы как центра консолидации общества;
3) Правовая программа ставит целью реформу системы уголовного судопроизводства, отвечающей международным стандартам в области защиты прав человека, улучшение системы предоставления гарантированной государством юридической помощи и эффективное документирование, расследование фактов применения пыток и жестокого обращения;
4) Программа «Гражданское участие» направлена на усилением гражданского участия для устойчивого городского развития и вовлечение граждан в построение конструктивного диалога власти и общества;
5) Программа «Развитие СМИ» направлена на развитием журналистики, совершенствование законодательства, защиту свободы слова улучшение доступа к данным, разработку инструментов анализа данных и т.д. Также поддерживает независимые средства массовой информации путем расширения новых форматов журналистики, свободное информационное пространство в Кыргызстане посредством предоставления юридических консультаций для журналистов, внесудебного разрешения споров, защиты интересов СМИ в судах, мониторинг законодательства в области СМИ, инициатива по реформированию медиа-законодательства.
Следует признать, что российские международные НКО, ведущие свою деятельность за рубежом, и российские институты, поддерживающие инфраструктуру дружественных НКО в зарубежных странах, не ведут подобной деятельности на системной, регулярной основе. Редко встречаются российские НКО, поддерживающие стартап проекты в странах ЦА. Но Россия во многом компенсирует этот «пробел» социальными программами в рамках СНГ, ЕАЭС, ШОС, взаимовыгодными проектами в рамках этих объединений и регулирует отношения с политическим элитами, используя инструменты обеспечения коллективной безопасности.
Отдельно отметим формирование структуры информационных каналов и поддержку проектов гражданской журналистики. Россия хорошо представлена в информационном поле ЦА своими каналами ТВ, активно работает ИА Sputnik, RT, сформированы страновые каналы в Телеграмм. Несомненно, это компенсирует недостатки работы НКО на поле неформальной гражданской журналистики. Но следует поддерживать и развивать неформальные дружественные каналы коммуникации в форматах альтернативной журналистики. Такие форматы активно поддерживают и развивают в ЦА европейские страны и США.
Состояние и структура «третьего сектора» стран ЦА является объектом регулярного мониторинга международных НКО, в частности финансируемых из США. Представительства таких институтов или национальные НКО, финансируемые такими институтами, действуют почти во всех странах ЦА (кроме Туркменистана). Следует признать высокое качество части таких исследований. В России подобные качественные и доступные отчеты и обзоры публикует РСМД. Но считаем важным формирование пула дружественных экспертов внутри стран ЦА (а не внутри России), что и делают западные НКО. Целесообразно поддерживать внутристрановые исследования, чтобы рекомендации исходили от внутристранового экспертного сообщества, как например, было подготовлено учебное пособие «Законодательство Республики Таджикистан об общественных организациях» (Фонд Евразии Центральной Азии – Таджикистан) или учебник для вузов по возвратной миграции (Международная организация по миграции (МОМ) финансировала (при поддержке Госдепартамента США) написание учебника, а отделение МОМ в ЦА организовало обучение преподавателей и госслужащих, как пользоваться этим учебником). Кроме того, западные НКО финансируют работу так называемых «think tanks» в странах ЦА (даже Туркменистан является объектом таких центров). В российском случае российские НКО сами претендуют на такие «think tanks» для ЦА.
Научная общественность в условиях тесных взаимодействий с иностранными НКО выступает сторонником их деятельности на территории страны и публикует научно аргументированные экспертные мнения, как по поводу актуальных процессов и событий в регионе, так и по вопросам истории. Российские НКО в сегменте научных исследований подставлены редко и трудно назвать их значимые проекты. Компенсирует этот недостаток связи ученых по линии межвузовского сотрудничества, национальных академий наук и РАН и возможность ученых из некоторых стран участвовать в российских грантах РФФИ и РГНФ. Но эти связи и проекты малочисленны и редко ориентированы на сугубо прикладные исследования, которые можно было бы довести до широкой общественности. В социально-гуманитарной отрасли науки стран ЦА наметилась явная поляризация научного сообщества – часть ориентирована на Россию, часть на США и европейские страны, часть – на Турцию, часть – на Китай. Научные интерес и возможности заработка на совместных проектах определяют мотивацию участия. России целесообразно диверсифицировать научную политику в отношении грантов для совместных исследований с зарубежными учеными и передать часть таких грантов в распоряжение НКО.
Среди форм сотрудничества с международными НКО нередко используется формат конкурсов. Например, значительная часть проектов, представляемых для НКО Узбекистана (в стране используется аббревиатура ННО) международными организациями, представлены как конкурсы, курируемые органами власти – например, Комитетом по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Кабинете министров Республики Узбекистан. На сайте данного комитета представлен перечень партнеров: Ассоциация «Авиценна — Франция», Государственный комитет Азербайджана по работе с диаспорой, Британо-узбекское общество, Всекитайская ассоциация по содействию дружбе, Общество дружбы «Греция — Узбекистан», Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Китайское общество дружбы со странами Центральной Азии, Китайское народное общество дружбы с заграницей, Общество дружбы «Азербайджан-Узбекистан», Польско – узбекское общество дружбы «Przyjazn-Dustlik», Немецко-Узбекское общество г.Бонн, Таджикское общество дружбы и культурных связей с зарубежными странами, Ассамблея народа Казахстана, Федерация дружбы с народами России и СНГ(Болгария), Федеральное агентство по делам национальностей Российской федерации, Чешско-Узбекское общество друзей, Шанхайская народная ассоциация дружбы с заграницей, Индийско-Узбекский форум дружбы и экономики, Корейско-узбекская ассоциация провинции Дегу, Общество Египет-Узбекистан, Китайское народное общество дружбы, Ассоциация дружбы «Фукуока-Узбекистан», Ассоциация Дружбы «Вьетнам-Узбекистан». Формат конкурсов используют и российские международные НКО — Фонд Горчакова в рамках международного молодежного форума «Евразия Global» в сентябре 2020 года проводил конкурс проектов.