С разной степенью интенсивности, с разной степенью разборчивости в иностранных донорах, разными способами, но все страны Центральной Азии получают иностранные инвестиции в сектор НКО.
С полной версией статьи можно ознакомиться на сайте журнала “Обозреватель”.
Финансирование НКО стран ЦА можем осуществляться, как из внутренних страновых источников, так и из вешних (иностранных). Наименее распространенными источниками доходов НКО в ЦА являются членские взносы и личные вложения. Наиболее распространенными – государственный заказ (гранты) и помощь иностранных доноров. С разной степенью интенсивности, с разной степенью разборчивости в иностранных донорах, разными способами, но все страны ЦА получают иностранные инвестиции в сектор НКО.
Весьма интересный документ — практическое руководство в помощь некоммерческим организациям Фонда поддержки гражданского общества (издатель: Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ)). В документа представлен ряд моделей финансирования (таблица 1).
Таблица 1 – Модели финансирования НКО, предложенные «Фондом поддержки гражданского общества» Германского общества по международному сотрудничеству
(Практическое руководство в помощь некоммерческим организациям – URL: https://cso-central.asia/wp-content/uploads/2014/08/Handbook-for-Non-Profit-Organizations_GIZ_RU.pdf )
Модели | Постановка и реализация целей | Обеспечение организации | Действия по отношению к бенефициарам | Устойчивость организации |
МОДЕЛЬ 1. Прямое проектное финансирование | Реализуются краткосрочные цели, часто не совпадающие с миссией и направлениями деятельности НКО | Прямые гранты под проекты нерегулярные, от случая к случаю, без привязки к направлениям деятельности организации | Целевая группа выбирается «под заказ» донора на короткий срок проекта, оказывается «брошенной» после его завершения | Неустойчивое |
МОДЕЛЬ 2. Исполнительная организация | Цели организации сориентированы на цели финансирующих доноров, собственная постановка целей не важна | Разные виды грантовой и безвозмездной помощи, в основном с привязкой к перспективным целям деятельности организации | Целевая группа обозначена, но её выбор не зависит от воли самой организации, а скорее от внешнего заказчика | Устойчивость зависит от внешних причин – например, от срока действия мандата донора на территории |
МОДЕЛЬ 3. Поставщик платных услуг | Реализуются заявленные цели, в рамках собственных задач организации | НКО самостоятельно организует дополнительные «побочные» действия для привлечения средств в организацию | Целевая группа есть, но услуги могут оказываться без определения потребностей данной группы, а с учётом небольших возможностей организации | Невысокая устойчивость |
МОДЕЛЬ 4. Мобилизация средств и эдвокаси | Реализуются собственные цели в рамках заявленной миссии | НКО не только предоставляет услуги и направляет полученные средства в пользу бенефициаров и реализации миссии, но и соорганизует деятельность партнерских организаций для достижения целей | Целевая группа точно обозначена и действия проекта направлены на ее поддержку | Средняя устойчивость |
МОДЕЛЬ 5. Социальное предпринимательство | В рамках собственных целей организуются специальные направления деятельности по привлечению средств | НКО осуществляет действия по организации собственного финансирования, опираясь на исследование рынка и определение потребностей | Целевая группа есть и НКО обеспечивает долгосрочное влияние на улучшение ее положения | Достаточно высокая устойчивость |
НКО всех стран ЦА зависит от внешнего финансирования (чуть менее – НКО Казахстана (в силу возможности государственной поддержки НКО (в стране используется аббревиатура НПО)) и Туркменистана (в силу особого режима функционирования некоммерческого сектора). В Национальном докладе «Гражданский сектор НПО Казахстанасодержится информация о структуре финансирования. Среди сточников финансирования некоммерческого сектора государственный заказ составляет 29,3%, международные гранты 23,6%, спонсорская помощь 13,5%, частные пожертвования 12%, коммерческая деятельность/ платные услуги 9,1%, государственные гранты 5,3%, личные вложения (учредители, руководители, члены) 2,9%, членские взносы 2,4%, тендеры (госзакупки) 1,9% (Natsionalnyj-doklad_2019.pdf (decenta.kz))
В сравнении с другими республиками наиболее мягкий режим в отношении иностранного финансирования установлен в Кыргызстане. На момент нашего исследования не требовалось согласования получения или предоставления иностранной помощи с органами государственной власти и не содержалось законодательно закрепленной процедуры регистрации выдачи/получения иностранной помощи.
Вне зависимости от степени жесткости правового режима иностранные доноры имеют возможность вхождения в любую страну Центральной Азии. При сильном госрегулировании используется модель «государство-бенефициар», а акценты в деятельности смещаются с развития открытого гражданского общества и защиты прав и свобод на решение социально-значимых проблем страны. Финансирование для решения таких задач поступает по линии Всемирной продовольственной программы (ВВП), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Программе по окружающей среде Организации по промышленному развитию (ЮНИ-ДО), Всемирной организации интеллектуальной собственности Управления Верховного комиссара ООН по вопросам беженцев (УВКБ ООН), Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО), Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ), Европейского банка развития и реконструкции (ЕБРР), Исламского Банка развития (ИБР), Азиатского банка развития (АБР). Надо признать, что многие из этих проектов помогают станам решать важнейшие проблемы.
Финансирование поступает и от правительственных структур зарубежных стран, от международных фондов, по разным европейским программам и др. Наиболее активно в регионе ЦА представлены: Международная организация по миграции, Агентство США по международному развитию (USAID), ОБСЕ, представительство Европейского Союза, Представительство Министерства международного развития Великобритании (DFID), Министерство иностранных дел Нидерландов, Германское общество по международному сотрудничеству (GIZ), Посольства Швейцарии, Сеть Развития Ага Хана, Турецкое управление по сотрудничеству и развитию при Аппарате Премьер-министра Республики Турция (ТIKA), Фонд Сороса, Институт «Открытое общество», Национальный Демократический Институт (NDI, США), “Фридом хаус”, Фонд Евразии Центральной Азии, United States Institute of Peace, Фонд Peace Nexus, Инициатива прозрачности добывающих отраслей, KfW Германский банк развития по поручению BMZ (Федеральное министерство по экономическому сотрудничеству и развитию), Трастовый фонд сельскохозяйственной программы адаптации мелких земельных собственников, Саудовский фонд развития, Многосторонний донорский целевой фонд «CASA-1000» (MDTF), Программа малых грантов Глобального экологического фонда (ГЭФ), Центрально-азиатская горная Программа (САМР)), французская организация Secours Catholique (“Католическая помощь”), голландская межцерковная организация по развитию сотрудничества Stichting ICCO, международный благотворительный фонд Hivos (Нидерланды), Фонд Ага Хана по экономическому развитию (AKFED), благотворительный фонд Великобритании The Sigrid Rausing Trust, Национальный фонд поддержки демократии США (NED), JIA бизнес-ассоциация (Япония), The Japan Foundation, Japan International Cooperation Agency, Japan External Trade Organization (JETRO).