С вхождением в состав России «новых регионов» мы столкнулись с проблемой интеграции их населения в единое российское пространство. Проблема формирования гражданской идентичности приобрела особое значение.
У людей более 30 лет формировалась восприимчивость к украинской антироссийской идентичности, а затем и европейской идентичности. Люди жили в другой идеологической модели.
В 2023 году руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов на «правительственном часе» в Госдуме 24 мая сообщил, что «по данным оперативного социального мониторинга, проведенного ФАДН, в новых регионах России показатели общероссийской гражданской идентичности значительно ниже среднероссийских. Более 30 лет эти территории находились в другой информационной, культурной, образовательной среде и подвергались целенаправленной обработке со стороны западных оппонентов, формировалось откровенно русофобское мировоззрение.
Чтобы население «новых регионов» стало частью единого народа, единого российского социального организма, надо приложить немало усилий по формированию не только единого политического, но и единого социокультурного и информационного пространств.
«Гражданская идентичность предполагает самоидентификацию индивида с его политической культурой и институтами, особенно с определяющим индивидуальный политико- правовой статус институтом гражданства. В основании гражданской идентичности лежит усвоение человеком ценностей конструктивного участия в социальных взаимодействиях, демократических свобод и политической гражданской солидарности (Л.М. Дробижева)».
Мы знаем, что «новые регионы» различаются по степени своей интегрированности в российское общество.
В Луганске и Донецке уровень русского самосознания и проявления гражданской идентичности может стать примером и для россиян «старых территорий». Они давно самоорганизовались на защиту своей исторически возникшей идентичности, боролись и продолжают бороться за нее.
Более того, их позиция вернула и нас к осмыслению своей гражданской идентичности, чувства Родины и патриотизма.
В Запорожье и на Херсонщине ситуация сложнее. Здесь не было такого опыта противостояния киевскому режиму и его идеологии, как в Донецке и Луганске.
Несмотря на то, что Южное Запорожье рассматривается рядом экспертов как более легкая территория, так как и ранее более идентифицировала себя с Россией, все же нам не стоит недооценивать проукраинские настроения.
В ДНР за вхождение в состав РФ проголосовали 99,23% участников референдума, в ЛНР — 98,42%, в Херсонской области — 87,05% и в Запорожье — 93,11%.
Внутренне по своим настроениям это сильно дифференцированное, более сложное и менее определённое население, чем население Донбасса. Это показывают недавние исследования, проведенные в РАНХиГС (под рук. Пызина В.А.), РГГУ и др.
Мне кажется, что россияне интуитивно чувствуют эту разницу. Эксперты ЦСП «Платформа» и Центра социально-политических исследований и информационных технологий РГГУ 2023 г. провели опрос среди граждан «старых регионов России».
- 55% опрошенных считают, что жители «новых регионов» скорее россияне,
- 18% считают их представителями некоей «особой общности».
- 15% — считают, что они скорее украинцы.
Оценивая наши различия, опрошенные заявили:
- 31% опрошенных заявил об отсутствии различий между жителями старых и новых регионов
- 55% респондентов склонны выявлять отличие новых граждан России от старых по ценностям, менталитету и традициям.
- 9% считают, что эти отличия сильны. Длительное нахождение в составе Украины представляется респондентам веским основанием приписывать жителям новых регионов свои особые качества, хотя описать их рационально они, как правило, затрудняются.
В настоящее время мы можем говорить о конкурирующих когнитивных матрицах в сознании жителей Херсонщины, и конкурирующих политиках гражданской идентичности России и Украины в «новых регионах».
У России сейчас больше возможностей и больше ресурсов для реализации своей политики укрепления общегражданской идентичности, чем у Украины.
Тем не менее Украина реализует свою политику инструментами социальных медиа, социальных сетей (как виртуальных и реальных), блогосферы. Особенно подвержено влиянию сознание детей и молодежи.
Молодежь училась по другим учебникам истории, географии и литературы. Люди жили в условиях стигматизации России, у них формировались новые стереотипы и мифы. Под страхом социального давления и порицания, люди боялись высказывать дружественные России позиции, размещать информацию и фото. Особенно это проявилось после 2014 г. И теперь часть людей переживает идентификационный кризис.
Среди части населения придётся возрождать доверие и осознание принадлежности к единому российскому народу и обществу почти «с нуля».
Институциональными основами политики идентичности в новых регионах должны стать:
- символическая политика,
- политика в сфере образования и культуры,
- языковая политика,
- политика памяти,
- информационная политика.
Исходя их этого ключевыми задачами является:
С научной точки зрения: разработка и предложение методов результативной диагностики ситуации в условиях существования «подполья». Для этого могут быть адаптированы методики сетевого анализа, агентного моделирования и концепция коммуникационных режимов, которую мы применяем для анализа ситуации в странах постсоветского пространства.
С практической, управленческой точки зрения: разработка технологий социальной инженерии. Предлагаю обратиться в богатому опыту России (Российской империи, и СССР) по адаптации и интеграции населения новых территорий. Там есть чему поучиться.
Кроме того, будут эффективны:
- технологии возвращения исторической памяти (советского и досоветского периодов);
- трансляция образцов справедливости, честности и искренней заботы российскими представителями в «новых регионах». Сотрудники, уехавшие работать в «новые регионы», должны показать образцы поведения и стать проводниками лучших образцов внутренней политики России;
- создание особого типа коммуникационного режима (то есть особых условий и возможностей общения и взаимодействия власти, народа, медиа и других значимых акторов формирования идентичности), условий и возможностей преодоления изолированности и множественных контактов с основным населением россиян и посещения территорий РФ;
- создания, прежде всего, социально- экономических условия для формирования социального иммунитета против внешних воздействий;
- большую роль в формировании идентичности играют играют семья и семейное воспитание. Развитие технологий работы с семьями;
- интенсификация программ восстановления культурного пространства;
- нужны современные технологии политической социализации (партии открыли свои отделения);
- формирование положительного отношения к России и доверия к политике России на новых территориях. Существует большой запрос на социальную справедливость, горизонтальную и вертикальную мобильность населения, социально- экономическое благополучие, не удовлетворенные в должной мере на Украине;
- формирование четкого представления о будущем в составе России. Положительный образ будущего может консолидировать население исторических регионов России в составе РФ. Важна трансляция новых смыслов и перспектив, связанных с новой страной.
Иными словами, сейчас нужны комплексные технологии, одновременно направленные на интеграцию, социализацию и консолидацию новых регионов (особенно молодежи, не помнящей и не знающей общего исторического прошлого). Нужны проекты, направленные на ценностную консолидацию , развитие сопричастности и общности народного единства.