RU | EN

Национальный Исследовательский Институт Развития Коммуникаций

Диалог культур у Михаила Бахтина
Валентин Соболев
Кандидат политических наук

Введение

Михаил Бахтин был одним из величайших русских литературоведов и культурологов, который обрел достойное уровню его творчества признание уже только после смерти. Его работы, посвященные Федору Достоевскому, Франсуа Рабле, теории европейского романа обрели широкую известность не только в России, но и во многих других странах, прежде всего — во Франции. До сих пор существуют научно-исследовательские центры при университетах, изучающие наследие русского ученого и занимающиеся адаптацией его идей и методов в принципиально новых областях изучения.

Такие изобретенные Бахтиным понятия как смеховая или карнавальная культура, полифония, духовный верх и телесный низ плотно вошли в обиход современных наук об искусстве и культуре в целом. Но центральной и самой важной смысловой единицей в философии Бахтина, по праву можно назвать концепцию диалога. Именно диалог как простейшая форма взаимодействия лежит в основе любой творческой деятельности человека. Мы сталкиваемся с диалогом в разных формах, как на уровне отдельных произведений искусства (диалог разных мировоззрений внутри романов Ф. Достоевского), так и в форме межличностной коммуникации (например, дискуссия Мартина Лютера и Эразма Роттердамского вокруг свободы воли в их трактатах).

Но, пожалуй, самой масштабной и многогранной формой диалога является диалог целых отдельных культур. Идеи Бахтина в отношении диалога культур могут дать важный ключ к пониманию межстрановой, внешнеполитической коммуникации, для всех, кто профессионально занимается данной проблемой. Поэтому в этой статье я предлагаю читателю ознакомиться с представлением Бахтина о межкультурном взаимодействии. Но прежде чем переходить непосредственно к этому аспекту творчества русского философа, следует сперва в общих чертах раскрыть, что конкретно он понимал под культурой и формами её взаимодействия.

Временное измерение культур

В работе «Ответ на вопрос редакции “Нового мира”» 1970 года Бахтин лишь косвенно затрагивает собственно вопрос представителей журнала о современном на тот момент состоянии литературоведения.

Куда интересней рассмотреть идеи о природе культуры, которые Бахтин формулирует в попытке ответа. Первая мысль, которую высказывает русский философ – литература как объект для исследования не должна рассматриваться в «отрыве от глубокого анализа культуры». Бахтин хвалит Н. Конрада, Д. Лихачева и Ю. Лотмана за то, что эти ученые «стремятся понять литературные явления в дифференцированном единстве всей культуры эпохи» (Бахтин, 1986, с. 349). Только так возможно изучать объекты культуры не через призму поверхностной борьбы разных направлений и журналистской критики, но непосредственно раскрывая их значение.

Однако гораздо более пагубной Бахтин считает попытку замкнуть культурное явление исключительно в одной эпохе его создания. Классический, «школьный» анализ, например литературных произведений, обычно предполагает рассмотрение современности и ближайшего прошлого эпохи создания этого произведения. Но Бахтин считает такой подход в корне неверным. Дело в том, что подлинно великие произведения подготавливаются на протяжении многих предшествовавших веков, «в эпоху же их создания снимаются только зрелые плоды длительного и сложного процесса созревания» (Бахтин, 1986, с. 350). Таким образом творения культуры нельзя понимать в отрыве от вневременного диалога, они живут в веках, в большом времени.

Если бы это было не так, и смысл произведений можно было сводить к отдельным проблемам той или иной прошедшей эпохи, то они теряли бы всякое содержание для живого читателя в настоящем времени. Бахтин приводит знакомый многим пример плохого урока литературы в средней школе, на котором некоторые произведения могут изучаться исключительно через роль борьбы с крепостным правом. 

Но при таком подходе, с исчезновением крестьянства XIX века, многие классические произведения потеряют какую-либо ценность для прочтения сегодня. Тем не менее этого не происходит, и русская классика не теряет своей актуальности. Бахтин подчеркивает, что эта временная связь с будущим возможна только благодаря существенной связи культуры с её прошлым. И только абсолютно актуальное произведение, существующее «все сплошь сегодня» замыкается на своей эпохе как неспособное к диалогу.

Можно сказать, что таким взглядом на эволюцию культуры во времени Бахтин во многом предугадал последующее развитие культурологии и эстетики. Параллельно русскому философу концепцию культурного диалога разрабатывал младший современник Бахтина, немецкий ученый Вольфганг Изер, основатель школы рецептивной эстетики. 

В 1986 году он написал работу «Изменение функций литературы», в которой кратко изложены ключевые идеи его направления эстетики. Изер считал, что в основе восприятия, рецепции читателем или зрителем любого произведения человеческой культуры лежит способность к интерпретации. Интерпретация позволяет читателю видеть в классических произведениях искусства нечто, что имеет отношение именно к его собственной жизни и актуальной эпохе. При этом в процессе интерпретации мы расширяем свой собственный опыт, «моделируем для себя неисчерпаемое множество “пробных жизней”», погружаясь в культурный контекст прошлых эпох (Изер, 2004, с. 39).

Неудивительно поэтому, что для Изера важнейшую роль в передачи культурного наследия играют музеи. Ведь множественность вкусов разных эпох объединяется под эгидой музея. Музейные экспонаты абстрагированы от своей исторической среды и тем самым получают статус произведения искусства. Именно в музее «работы начинают сосуществовать в едином времени», которое Бахтин называет большим временем, черпающим из великих эпох прошлого, но устремленного в будущее (Изер, 2004, с. 32–33).

Немецкий ученый, на примере литературы, показывает, как недоступные элементы культуры, «которые выпали из современной системы организации действительности», могут все же нам открываться. Мы не можем постичь их рационально, но только игрой воображения через повествование, последовательность образов, выраженных именно в литературе. Литература имеет дело с неподдающимся нашему пониманию осадком реальности и прежде всего реальностью нашего невидимого «Я», то есть образов, мифов и архетипов, на которых основывается явно выраженная, сознательная часть нашего разума (Изер, 2004, с. 42).

Ту же мысль мы видим у Бахтина, правда озвучил он её на шестнадцать лет раньше. Русский философ подчеркивает, что «смысловые явления могут существовать в скрытом виде, потенциально и раскрываться только в контекстах последующих эпох» (Бахтин, 1986, с. 351). Так, например, Шекспир вложил в свои пьесы огромный пласт жанров речевой народной культуры и тысячелетние театрально-зрелищные формы глубокой древности. Такая глубина произведений английского поэта содержит «сокровища потенциальных смыслов», которые только и ждут, что их обнаружат читатели будущего.

Таким образом, задачу литературоведения Бахтин видит в освобождении произведений культуры от плена конкретной эпохи, чтобы они стали доступны для диалога с прошлыми и грядущими поколениями. Бахтин (как и многие другие русские философы) вступает в полемику с Освальдом Шпенглером, считавшим культуры замкнутыми в себе сущностями. Культура для Бахтина выступает прежде всего как открытое единство. Знание о культурах прошлого расширяется с развитием наук (истории, археологии, культурологии), но единственный способ понять иную современную культуру, в понимании Бахтина, – это правильно выстроенные взаимодействие и коммуникация.

Пространственное измерение культур

Итак, учение Бахтина о диалоге культур заключает в себе не только чисто литературоведческую ценность. Как уже было сказано, его концепция культуры как открытого единства позволяет пролить свет на межкультурную коммуникацию, к которой прибегают не только антропологи и дипломаты, но даже обычные туристы, посещающие другие страны. Бахтин начинает рассмотрение этого измерения культурного диалога с упоминания распространенного заблуждения. «Существует очень живучее, но одностороннее и по тому неверное представление о том, что для лучшего понимания чужой культуры надо как бы переселиться в нее и, забыв свою, глядеть на мир глазами этой чужой культуры» (Бахтин, 1986, с. 352).

Безусловно, в определенной степени для понимания иной культуры необходимо попытаться посмотреть на мир глазами её представителя. Но нельзя свести этот процесс целиком и полностью к трансформации оптики. Диалог культур в этом смысле становится внутренне противоречивым и невозможным. Ведь попытка вжиться в чужую культуру означала бы попросту её дублирование или отражение как в зеркале. 

Очевидно, что под пониманием чужой культуры имеется в виду совсем не это. Если на сцене театра мы увидим, как актер превосходно играет Тартюфа из одноименной пьесы Мольера и через речь, жестикуляцию и костюм передает образ своего персонажа – само это не означает, что этот актер знаком с французской культурой XVII века. Напротив, мы как раз считаем, что для этого успешного представления актеру необходимопредварительнопонимать эту культуру, её формы и содержание.

Поэтому Бахтин считает, что освоение чужой культуры возможно только в процессе творческого понимания. Такой подход подразумевает, что изучающий другую культуру не должен отказываться от себя, своего времени и места, а также собственных культурных особенностей. Как это ёмко выражает Бахтин: «Великое дело для понимания — это вненаходимость понимающего — во времени, в пространстве, в культуре – по отношению к тому, что он хочет творчески понять». Содержание любой культуры по-настоящему понять можно только извне, благодаря другому, который может наблюдать культуру со стороны.

Поэтому для взаимного осознания между разными культурами начинается диалог, в котором каждая из них углубляет познания о чужом культурном фоне. Но одновременно с этим происходит также и процесс самопознания в оттачивании собственной оптики восприятия и выделении особенностей своей культуры в противоположность чужой. Бахтин говорит о последовательной беседе, в которой «мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответа на эти наши вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины» (Бахтин, 1986, с. 354).

Проницательность и глубокий смысл идей Бахтина о диалоге культур подтверждаются историческими исследованиями конкретных примеров межкультурной коммуникации. Один из самых любопытных и необычных случаев такого взаимодействия был описан современной американско-канадской исследовательницей Натали Земон Дэвис. В своей книге «Путешествия трикстера», переведенной на русский язык в 2023 году, Дэвис рассказывает историю одного конкретного человека, оказавшегося посередине между двумя принципиально разными культурами. Речь идёт об ал-Хасане ал-Ваззане, арабском путешественнике XVI века, который в европейской историографии стал известен под именем Льва Африканского.

Ал-Ваззан родился в мусульманской Гранаде и вскоре после завоевания города Кастилией в ходе Реконкисты был вынужден вместе с семьей мигрировать в Марокко. Он вырос и получил образование факиха, исламского правоведа, в городе Фес, затем там же поступил на службу дипломатом к фесскому султану. В ходе своих дипломатических и торговых путешествий ал-Ваззан посетил империю Сонгай (современные Мали и Нигер), прошел вдоль северного побережья Африки через Алжир, Тунис, Каир вплоть до Аравийского полуострова, где совершил хадж в Мекку. Затем его миссия потребовала посетить Константинополь, куда он прибыл ко двору османского султана Сулеймана Великолепного. Но на пути домой в Марокко он был захвачен в плен христианскими пиратами и как особо ценный пленник передан в дар римскому папе.

В Риме ал-Ваззан был крещён самим папой Львом X Медичи и принял имя своего крестника Иоанн-Лев или, на арабский манер, Йуханна ал-Асад. После этого арабский путешественник остался в Италии и занялся, отвечая настроению эпохи, подлинно гуманистической работой. Йуханна ал-Асад занимался сочинительством, исследованиями и переводами совместно с еврейским врачом Якобом Мантино под покровительством кардинала Эгидио да Витербо и князя Альберта III Пио. Самой важной и знаменитой его работой стал труд «Об описании Африки и о примечательных вещах, которые там имеются», который на долгие годы стал основным для европейских читателей источником по истории, географии и культуре описываемого региона.

Как отмечает Дэвис, Йуханна ал-Асад в процессе создания своего opus magnum ориентировался на две аудитории. Он писал прежде всего для итальянцев, но и не забывал про свои североафриканские корни. «Для своих итальянских читателей он подыскивал эквиваленты весов, мер, монет, продуктов питания и материальных предметов. Для них же подбирал итальянские переводы слов, не имеющих эквивалента, таких как шейх, кади, Рамадан, халиф, имам…» (Дэвис, 2023, с. 172). Но в то же время, Йуханна ал-Асад подробно описывал религиозные конфликты и политические интриги мамлюкского Египта или империи Сонгай. Такое содержание было бы интересным и для образованных людей Магриба.

В любом случае, большую ценность работам Йуханны ал-Асада придает именно его особая перспектива, с которой он мог рассмотреть и сравнить арабо-африканскую и европейскую культуру. Оказавшись посередине между разными культурными мирами, арабский путешественник не скопировал для себя европейский образ жизни, но и не остался догматично предан арабской культуре. Сам себя Йуханна ал-Асад сравнивал с водоплавающей птицей, которая берёт лучшее от жизни на море и на небе, но при этом также избегает податей короля птиц или рыб, ловко примыкая к противоположному лагерю. (Дэвис, 2023, с. 177). Именно такой подход, по Бахтину, мы могли бы назвать творческим пониманием другой цивилизации. А фигура Льва Африканского, урожденного ал-Хассана ал-Ваззана, является живым доказательством возможности открытого диалога культур.

Заключение

Таким образом, Михаила Бахтина можно справедливо назвать не только выдающимся отечественным философом и литературоведом, но также и глубокомысленным аналитиком межстрановой культурной коммуникации. Его концепция культурного взаимодействия в форме диалога во времени (аспект эстетики) и в пространстве (аспект цивилизаций) объясняет, как люди в принципе могут знакомиться с чем-то непривычно другим. Только творческое понимание или интерпретация чужой культуры через свою собственную дает ясное и отчетливое представление о мышлении, нравах и обычаях другого народа. К описанному Бахтиным способу прибегал упомянутый мной в статье путешественник ал-Хассан ал-Ваззан, взглянувший на культуру Европы глазами арабской цивилизации.

Список литературы

  1. Бахтин, М. М. (1986). Эстетика словесного творчества. М.: Искусство.
  2. Дэвис, Н. З. (2023). Путешествия трикстера. Мусульманин XVI века между мирами. М.: Новое литературное обозрение.
  3. Изер, В. (2004). Изменение функций литературы. Современная литературная теория. Антология. М.: Флинта: Наука.

Последние статьи

1986 год
Бахтин написал работу «Изменение функций литературы», в которой кратко изложены ключевые идеи его направления эстетики
2023 год
Переведена книга «Путешествия трикстера», в которой Дэвис рассказывает историю одного конкретного человека, оказавшегося посередине между двумя принципиально разными культурами.

Смотрите также

Анна Артамонова, студентка РАНХиГС

С самого начала обучения в университете меня привлекала исследовательская и научная деятельность. К сожалению, в рамках образовательной программы сложно реализовать себя в этой сфере. Такие площадки как НИИРК, дают возможность студенту участвовать в круглых столах, конференциях и других экспертных диалогах, позволяют расширить свой кругозор, углубить свои знания в различных областях науки и раскрыть свой исследовательский потенциал.

В период прохождения практики в НИИРК для меня открылись новые возможности исследовательской деятельности. Я обрела ценные для своей профессии знания и компетенции: умение работать с большим объемом информации, способность проводить оценку и анализ инвестиционных проектов государств в борьбе за влияние в регионе. Мне удалось погрузиться в новую для себя сферу международных отношений, где я более подробно ознакомилась с механизмом применения «мягкой силы». Также в рамках исследования я выявила хронологию и закономерности межгосударственных отношений европейских государств со странами Центральной Азии, как элемент усиления присутствия в регионе.

Для меня одним из наиболее важных результатов прохождения практики в НИИРК является осмысление миссии института — развитие многовекторного конструктивного диалога между государствами, народами и конфессиями.
«В большой политике нет друзей, есть только интересы государств и их народов» — истина, которая, несомненно, ведет к тому, что только конструктивный диалог может направить международные отношения государств, обладающих своими национальными интересами, в сторону построения добрососедских отношений.

НИИРК — это лучшее место для развития научного потенциала молодых исследователей, а также формирования здравых политических взглядов, мнений и принципов.

Мирошников Борис Николаевич

Какие факторы (культурологические, исторические...) необходимо учитывать в первую очередь при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима в странах вокруг России?

Тут достаточно понятно: эти факторы — различия этнические, религиозные, культурные. Надо их превратить из разделяющих в объединяющие!

У каждого народа существует пространство — свой культурный «кокон». Чем меньше народ, тем крепче «скорлупа». Осуждать нельзя, так как это способ выживания и сохранения себя (как нации, как идентичности). Своя история, часто лакированная, своя мифология, свои герои и так далее. Очень деликатная сфера! Необходимо развивать КУЛЬТУРУ в самом высоком смысле этого слова, когда мое жизненно-культурное пространство не подавляло бы такое же пространство соседа! Труднейшая задача! Шаг влево, шаг вправо — национализм, переходящий в нацизм-фашизм. То есть это Культура, Образование!

Маркарян Роберт Вартанович

Какие факторы (культурологические, исторические...) необходимо учитывать в первую очередь при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима в странах вокруг России?

При формировании основ пояса добрососедства вокруг России следует учитывать все факторы, здесь нет первоочередных и второочередных — культурологические, исторические, языковые, националистические, религиозные и т. д.

К примеру, в мою бытность послом в Хорватии мне пришлось столкнуться с ошибочным толкованием роли религиозного фактора. Так, мои хорватские собеседники объясняли определенную сдержанность к России со стороны некоторых слоев населения Хорватии тем, что в период вооруженного сербско — хорватского противостояния, приведшего к развалу Югославии, симпатия русских к сербам определялась лишь принадлежностью обеих наций к православию в противовес католической Хорватии. Приходилось парировать тем, что если бы все было так просто, то на постсоветском пространстве у нас самые добрые отношения были бы с Украиной и Грузией. Всем известно, что это не так.

Надо признать, что сегодняшняя ситуация в этой сфере пока весьма далека от комфортной для нас. И дело здесь не только в политике России. Возникает много вопросов — как нам обеспечить пояс добрососедства в условиях, например, армяно-азербайджанского или киргизо-таджикского конфликта, или попытки организовать цветную революцию в Белорусии, или всемерного создания условий (и внутренних, и внешних) для роста антироссийских настроений в Грузии, Молдове, на Украине. Из этих набросков штрихами уже очевидно, насколько трудна эта задача и насколько много факторов следует учесть. Я показываю здесь достаточно пессимистическую картину не для того, чтобы призвать расписаться в бессилии, а чтобы при решении этой задачи видеть всю ее масштабность и сложность.

Державин Николай Иванович

Какие факторы (культурологические, исторические...) необходимо учитывать в первую очередь при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима в странах вокруг России?

Формирование пояса добрососедства со странами, граничащими с Россией – одна из важнейших задач. Для ее успешного решения необходимо учитывать многие факторы. Среди таковых особо хотел бы выделить культурологический и религиозный, ибо они оказывают большое влияние на формирование национальной идентичности того или иного народа. Знание вековых традиций, веры и обычаев, уважительное отношение к людям другой культуры позволяют вести мирный и содержательный диалог, способствуют созиданию атмосферы доверия, открывают перспективы взаимовыгодного и полезного сотрудничества.

Грибин Николай Петрович

Какие факторы (культурологические, исторические...) необходимо учитывать в первую очередь при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима в странах вокруг России?

Представляется, что среди культурологических и исторических факторов, которые желательно учитывать при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима, следует иметь в виду следующие.

Демографический фактор, включающий:- особенности национальной политики страны, отражающейся в ее коммуникационном режиме;наличие в исследуемой стране диаспор этносов (русских, татар, чеченцев и др.), населяющих территорию Российской Федерации, как правило, сохраняющих традиционную национальную культуру, обычаи и нравы, язык национального общения, родственные и иные связи с гражданами Российской Федерации;национальный состав рассматриваемой страны, национальные и конфессиональные различия, наличие конфликтов на национальной, религиозной или территориальной почве;- уровень и комфортность жизни основной массы населения исследуемой страны, децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения);-наличие внутренних и внешних миграционных процессов, степень их политизации.

Другой, на наш взгляд, немаловажный фактор - идеологический, который, как правило, выпадает из поля зрения исследователей.Если в нашей стране в соответствии с Конституцией Российской Федерации признано «идеологическое многообразие» и не допускается установление какой-либо идеологии в качестве «государственной или обязательной», то в подавляющем большинстве других стран признается государственная идеология и самым непосредственным образом влияет на направленность и содержание их внешней и внутренней политики, использующей в качестве реализующего инструмента средства коммуникаций.

Болюх Анатолий Яковлевич

Какие факторы (культурологические, исторические...) необходимо учитывать в первую очередь при формировании основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима в странах вокруг России?

Почему объединили в один вопрос формирование основ пояса добрососедства и комфортного коммуникационного режима? На мой взгляд, добрососедство более обширное и значимое понятие. А коммуникационный режим — производное от него.

У нас уже сложились определенные отношения с соседними государствами и народами, которые их населяют. Такое положение подсказывает нам, что эти отношения необходимо переводить в плоскость добрососедских, если, конечно, таковых еще нет. На каких факторах будут основываться эти добрососедские отношения? На всех! Все зависит от конкретной страны. С одной, например, на первый план выйдут общие исторические и культурные корни. А с другой — экономические, блоковые (ЕврАзЭС) и т. д. Здесь необходима тактика. Также важно учитывать, на каком именно уровне основывается добрососедство — на уровне государства, народа или его элиты.

Так что, без творчества и неординарных решений в этом вопросе не обойтись. Шаблоны, калька здесь не годятся.

Мария Грамошина, студентка РАНХиГС

Уже много лет я активно погружаюсь в тему международных отношений и взаимодействия. Мне нравится анализировать причины и следствия тех или иных событий и их влияние на другие сферы. Работа в НИИРК позволила усовершенствовать аналитические компетенции и расширила знания в области международного сотрудничества и международной коммуникации.

В ходе работы я приобрела практический навык написания научно-исследовательской работы по актуальной проблематике, анализа большого количества документов, международных договоров и материалов, как на русском, так и на иностранном языке.

Взаимодействие с НИИРК – хороший старт для молодых специалистов, желающих реализовать свой научный потенциал. Кроме того, институт развития коммуникаций представляет возможность познакомиться не только с единомышленниками, но и с ведущими экспертами в сфере политологии, экономики, социологии, культурологии, что открывает бескрайние возможности для будущей профессиональной деятельности.

Диана Зинченко, студентка РАНХиГС

Прохождение практики в НИИРК помогло мне ещё больше вникнуть в мир научно-исследовательской деятельности. В институте грамотно объяснили, с какими источниками лучше работать, поставили интересные задачи. Особенно понравилось, что задания были разного уровня сложности, как небольшие заметки, так и большой отчёт.

Для практикантов также полезно, что можно поучаствовать в круглых столах и конференциях, которые проводит институт. Это позволяет посмотреть на научно-исследовательскую деятельность с другой стороны – в качестве слушателя.

Софья Кашина, студентка РАНХиГС

Прохождение учебной практики в НИИРК позволило мне сформировать способность осуществлять подготовку авторских аналитических материалов с широким привлечением иностранных документов и выражением собственного мнения, а также анализировать политические, социальные и экономические закономерности и тенденций развития центрально-азиатского региона во взаимодействии с рядом европейских стран.

Центрально-азиатский регион с детства привлекает меня не только культурной идентичностью, но и региональными политическими процессами, в частности особенностями интеграции с соседними и западно-европейским регионами. В ходе составления аналитического отчета я регулярно получала ценные советы от сотрудников НИИРК и имела возможность применить их на практике в своих работах.
Благодаря стажировке в НИИРК, я смогла, наконец, реализовать личный научный интерес в исследовании политических и экономических процессов в Таджикистане, а также использовать на практике знание иностранных языков.

Взаимодействие с НИИРК позволило мне колоссально расширить свои знания в области экспертно-аналитической и научно-исследовательской деятельности, а также познакомиться с единомышленниками, разделяющими мои научные интересы, которые передали мне свой бесценный опыт. Я благодарна площадке НИИРК за предоставленную возможность в прохождении учебной практики.

Сяо Сюйшэн

Тема моего исследования во время практики была "Методология борьбы с кибербезопасностью для молодых людей: опыт Китая". Я узнал о решениях и концепциях различных ведомств в России и Китае по предотвращению киберпреступности несовершеннолетних, эффективно обеспечивающих здоровое развитие молодых людей в сетевой среде.  Спасибо, что предоставили мне эту возможность! Благодаря этой практике я также усовершенствовал свои навыки обучения, общения и сотрудничества.

Декабрь, 2022.

Долотказина Дина Маратовна

Благодаря взаимодействию с НИИРК я получаю возможность принимать участие в конференциях и круглых столах по различным тематикам, актуальным для современного миропорядка. Важно то, что институт занимается не только научной, но и практической деятельностью, приглашая различных спикеров и экспертов, и, на мой взгляд, возможность дискутировать с людьми, являющимися профессионалами в своей области, – это бесценный опыт.
Также я нашла единомышленников, с которыми мы обмениваемся мнениями и обсуждаем наши текущие научные исследования.

Февраль 2022 г.

Тихонов Юрий Павлович

С раннего возраста меня привлекала наука, деятельность ученых, исследователей – хотелось попробовать и себя в этом качестве. Однако мне было несколько сложно представить, как проводятся исследования в гуманитарной области в «лабораторных» условиях (с исследованиями в естественных науках мы знакомимся еще со школьной скамьи). В университете я наконец ощутил себя в своей тарелке и приблизился к тому научному миру, который меня интересовал. Однако в силу тематики моих исследований в бакалавриате они велись без тесного взаимодействия с какими-либо научными организациями. Начав исследование по теме коммуникационных режимов в магистратуре, я получил возможность подчерпнуть знания в качестве слушателя на большом количестве мероприятий, проводимых НИИРК. Они позволили услышать мнения экспертов в области, дали основу для рефлексии при написании собственных работ. Помимо доступа к информации, НИИРК дал и опыт участия в круглых столах, конференциях в качестве докладчика, что позволило провести апробацию исследований, усилить их за счет консультаций и дискуссий с экспертами по данной теме.

Возможность коммуникации с таким количеством экспертов по теме исследования, именно как обоюдой, двухсторонней коммуникации с экспертами – это самая ценная возможность, которую мне подарил НИИРК. Помимо участия в мероприятиях, Институт предложил мне опубликовать несколько статей в одном из своих журналов: «Человек и мир: диалог», с которым у меня наладилось плодотворное сотрудничество. Надеюсь, оно продолжится и преумножится с другими журналами и научными проектами НИИРК.

До НИИРК мои исследования были связаны с темами, которые ранее были хорошо проработаны и исследованы. Здесь же я получил новый навык проведения исследований в области, которая только начинает активно разрабатываться, где значительно осложнен анализ и поиск информации, однако значительно выше новизна исследования. В таких условиях ты должен развивать навык проведения самостоятельного научного поиска и исследования, но ты можешь использовать методологию, разработанную НИИРК. Также я получил дополнительный опыт публичных выступлений, отточил навык ораторского мастерства при выступлении на конференциях, который мне пригодится, в том числе и при защите диссертации.

Важно, что взаимодействуя с НИИРК я могу взаимодействовать с кругом таких же заинтересованных в изучении данной темы лиц, ощущая при этом поддержку, зная, куда можно обратиться с вопросами. НИИРК для меня – это прекрасная опора, база для проведения исследований, которая мне, как молодому, начинающему ученому крайне важна: это и связь с научным сообществом, это и возможность публикаций, это и возможность внести реальный вклад в развитие отечественной науки.

Январь 2022 г.

Публикации: Тихонов Ю.П. Свобода vs справедливость / Ю.П. Тихонов // Человек и мир. – 2021. – №3(4).
Тихонов Ю.П. Богатство выбора / Ю.П. Тихонов // Человек и мир. – 2021. – №4(5).

Шевелёва Юлия Романовна

НИИРК - отличная площадка как для профессионального, так и для личностного роста молодых специалистов.

Находясь только в начале своего пути, я получаю уникальный опыт личного общения с разноплановыми специалистами высокой квалификации, с людьми, находящимися в повестке международных событий сегодняшнего дня. Благодаря созданной Институтом атмосфере диалога я знаю, что и моя точка зрения всегда интересна и будет услышана.

Брифинги, форсайт-сессии, круглые столы - для нас, стажеров, всё это не только мероприятия для посещения, но и требующие решения кейсы по организации и связям с общественностью.
Практика глубокой аналитической и проектной деятельности, работа «в поле» - крайне полезные бонусы, которые даёт взаимодействие с НИИРК.

Постоянные участники мероприятий Института - представители зарубежных стран, проводимые исследования охватывают как зарубежное, так и отечественное научное поле, потому для меня, как изучающей языки, важно, что НИИРК создаёт условия и возможности и для языковой практики.

Моя стажировка в НИИРК – это новая архитектура научных исследований, новые знакомства, новый ракурс мероприятий.

Будучи в контакте с НИИРК уже год, могу сказать, что мои аналитические и коммуникативные навыки заметно улучшились. Генерировать, оформлять и раскладывать для изучения идею благодаря полученным знаниям стало значительно легче так же, как и быть участником научной, деловой коммуникации.

Кроме того, НИИРК предоставляет возможность работы в команде, в составе которой, как профессионалы, так и начинающие исследователи. Для меня такая проектная работа позволяет расти по всех смыслах и как личности, и как молодому специалисту.

Если кратко перечислить открывающиеся для меня в НИИРК возможности, то это:
- нетворкинг
- помощь и наставничество в реализации собственных проектов
- продвижение и обсуждение научно-аналитических мыслей в кругу первых специалистов исследуемого мной вопроса
- практика деловых коммуникаций
- организация деловых мероприятий «под ключ»
- знакомство и вовлечение в профессиональную аналитику
- возможность менеджмента краткосрочных и долгосрочных проектов
- применение и практическое использование знания иностранных языков
Январь 2022 г.

Публикация: Шевелёва Ю.Р. Коммуникационный режим как фактор воспроизводства политической власти / Ю.Р. Шевелёва // Вопросы политологии. – 2021. – Т.11. – №9 (73). – С. 2535-2551.

Асейкин Михаил Михайлович

Взаимодействие с Институтом дало новый виток моей научной деятельности. Сама возможность исследовать коммуникационные режимы есть одновременно большой интерес и осознание всей важности и сложности этого общественно-политического феномена. Особые чувства как у молодого учёного у меня вызывает тот факт, что каждая работа, затрагивающая проблематику коммуникационного режима – это нечто уникальное, нечто, что раньше не было изучено, осмыслено.

Исследуя коммуникационные режимы в коллективе НИИРК, я каждый раз развиваю сразу целый арсенал навыков. В него входят навыки серьёзной аналитической деятельности, грамотной работы с большими объемами различных материалов, навыки системного мышления. Научной исследование под руководством В.В. Комлевой позволило мне подготовить и защитись диссертацию и дал возможность выйти за границы имеющихся у меня знаний, фокусироваться на ранее скрытых для меня закономерностях и приходить к новым, совершенно другого уровня значимости выводам – этот навык для меня особенно ценен.

Самая главная для меня возможность, данная Институтом, – это участие в различных конференциях, круглых столах, где я могу послушать выступления серьёзных компетентных учёных, специалистов, перенять их опыт и, конечно же, поделиться результатами своей научной деятельности. Возможность выступать с докладами на мероприятиях столь высокого уровня – это, безусловно, дополнительный стимул к тому, чтобы ещё глубже погружаться в темы будущих исследований.

Мне также хочется выразить слова благодарности всему Институту за возможность участвовать в исследованиях и всестороннюю помощь в раскрытии своего исследовательского потенциала!
Декабрь 2021 г.

Публикация: Комлева В.В., Асейкин М.М. Региональный коммуникационный режим: акторная модель Республики Татарстан / В.В. Комлева, М.М. Асейкин // Государственная служба. – 2021. – №6.

Васильева Елена Вячеславовна

В период прохождения практики мне поручалось решение следующих задач: составление контент плана для сайта, создание идей по повышению узнаваемости бренда, уровня экспертности, цитируемости, а также привлекательность бренда НИИРК, построение концепции продвижения бренда НИИРК в социальных сетях и СМИ, подготовка пресс-релизов для СМИ, анализ целевой аудитории, осуществление эффективной деловой коммуникации, анализ продвижения конкурентов, написание исторических статей.

В период прохождения практики я не только познакомилась с деятельностью института, но и приобрела важные навыки, которые в дальнейшем помогут мне развиваться в своей специальности: работа в команде, системный подход к работе, контент-маркетинг, корпоративная этика, а также построение концепций продвижения на различных цифровых платформах (СМИ, социальные сети). Отдельно хочу отметить задание по написанию статей на историческую тематику с целью повышения престижа Российской Федерации за рубежом. Для сбора материала для статей требовалось проанализировать большой объем информации из различных источников, раскрыть в материале тему и продемонстрировать важность нашей страны в историческом контексте для зарубежных партнеров.

Навыки, полученные в ходе практики, обязательно пригодятся для развития будущей карьеры.

Декабрь 2022 г.

Ассоциация российский Дом международного научно-технического сотрудничества

«РД МНТС» – это негосударственный институт развития, отвечающий за координацию и взаимодействие с зарубежными субъектами экономической деятельности в сфере международного научно-технического сотрудничества. Фундаментальная задача Ассоциации заключается в выстраивании мостов (долгосрочных рабочих механизмов сотрудничества) с зарубежными странами в части продвижения российских технологий, взаимного трансфера технологий, содействия в защите прав на интеллектуальную собственность российских предприятий за рубежом, привлечения инвестиций в технологические и наукоёмкие проекты, а также организация конгрессно-выставочной деятельности, деловых миссий и образовательных программ по профилю международного научно-технического сотрудничества.

Соглашение о взаимодействии между Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций и Ассоциацией «Российский дом международного научно-технического сотрудничества» было подписано 24 декабря 2021 года.

Россотрудничество

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) занимается развитием международных отношений Российской Федерации с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, другими иностранными государствами, а также в сфере международного гуманитарного сотрудничества. Подведомственно Министерству иностранных дел Российской Федерации. Россотрудничество было создано Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1315.

Соглашение о взаимодействии Национального института развития коммуникаций и Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству было подписано 30 августа 2021 года.

Федеральное агентство по делам национальностей

Агентство было основано в 2015 году Указом президента РФ №168. Агентство выполняет ограниченный круг функций министерства культуры РФ и Минюста РФ, а также фукнции по укреплениею единства многонационального народа РФ, взаимодействует с национально-культурными автономиями, разрабатывает государственные программы и осуществляет другую деятельность.

3 июня в Санкт-Петербурге на полях Петербургского международного экономического форума состоялось подписание соглашения о взаимодействии Национального института развития коммуникаций и Федерального агентства по делам национальностей.

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Центр занимается оперативным информационно-аналитическим сопровождением и экспертной поддержкой деятельности Правительства Российской Федерации по основным вопросам социально-экономического развития страны. Аналитический центр активно участвует в жизни экспертного сообщества, сотрудничает с регионами России, национальными и международными организациями и научно-исследовательскими центрами.

В Москве 18 февраля 2022 года состоялось подписание соглашения о взаимодействии Национального исследовательского института развития коммуникаций и Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

Ереванский государственный университет

Университет ведет свою историю с 1920 года. Однако 1995-1996 учебный год ознаменовал начало нового учебного процесса Ереванского государственного университета. В соответствии с международными критериями, в целях получения качественно нового университетского образовательного статуса, ЕГУ, как и большинство армянских вузов, перешел на двухступенчатую систему образования.

Президентская библиотека им Б.Н. Ельцина

Президентская библиотека открыта 27 мая 2009 года и функционирует как общегосударственное электронное хранилище цифровых копий важнейших документов по истории, теории и практике российской государственности, русскому языку, а также как мультимедийный многофункциональный (культурно-просветительский, научно-образовательный и информационно-аналитический) центр, имеющий статус национальной библиотеки России.

16 июня 2022 года в Санкт- Петербурге на площадке Петербургского международного экономического форума состоялось торжественное подписание соглашения о сотрудничестве между Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций и Президентской библиотекой имени Б. Н. Ельцина.

Гусейнов Рафаэль Джагидович

Окончил исторический факультет Азербайджанского государственного университета, отделение журналистики Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, аспирантуру Сорбонского университета (Париж).

В 1985-1991 гг. старший преподаватель кафедры журналистики ВКШ при ЦК ВЛКСМ, член редколлегии, редактор отделов политики и военного «Комсомольской правды», работал в аппарате ЦК КПСС. В 1991-1993 годах – первый заместитель посла Азербайджана в России. В 1993-2007 гг. - генеральный директор газеты «Рабочая трибуна», заместитель главного редактора газеты «Труд». В 2007-2012 гг. – шеф-редактор газеты «Трибуна». В 2016-2018 гг.- главный редактор информационного портала NEWS.RU.

В 2013-м году на съезде СЖР избран секретарем Союза журналистов России, в 2017-м и в 2022-м годах переизбран на этой должности.

Кандидат исторических наук. Член Союза писателей России. Избирался народным депутатом СССР. 

Заслуженный работник культуры Российской Федерации, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». Имеет награды Союза журналистов России «За заслуги перед профессиональным сообществом», «Честь. Достоинство. Профессионализм», «Золотое перо российской журналистики», лауреат «Национальной премии журналистики «Искра» Медиасоюза, лауреат премии Артема Боровика «За выдающиеся заслуги в области расследовательской журналистики». Удостоен премии Правительства России в области средств массовой информации.

Является автором многих публикаций, а также книг «Выбор пути» (1978), «Ярмарка клеветы» (1983), «Под прицелом – молодежь» (1983), «Ложь на коротких ногах» (1988), «Медведев о Путине» (два издания, 2011, 2012), «Органические изменения» (2012), «Глядя из Москвы» (2015), «Путь Путина» (2022), «Триумф неволи» (2023)

Национальная партия Авами (ANP) Исламской Республики Пакистан

Меморандум о взаимопонимании, который должен стать основой для совместной научно-исследовательской и проектной деятельности, долговременного и плодотворного сотрудничества, направленного на укрепление дружеских отношений, был подписан 19 мая 2022 года.

Бойцова Ангелина Витальевна

Научная деятельность перестаёт казаться скучной и страшной, когда рядом с тобой есть единомышленники. НИИРК — отличная площадка для развития коммуникации не только с зарубежными студентами и экспертами, но и с соотечественниками. Нахождение в обществе людей, разделяющих одни и те же ценности, помогает быстрее адаптироваться в научной среде. Институт позволяет развивать в этом плане не только аналитические навыки, но и — соответственно — навыки общения. Здесь ты всегда будешь услышан.

Национальная академия наук Таджикистана

Национальная академия наук Таджикистана является высшим самоуправляющимся научным учреждением Республики Таджикистан. Национальная академия наук в своей деятельности обеспечивает проведение, развитие и координацию фундаментальных и прикладных исследований в республике, изучение актуальных проблем экономического, социального и культурного развития республики, повышение эффективности использования научных достижений, подготовку высококвалифицированных научных кадров, взаимодействие науки и производства.

Национальная академия наук подчиняется Президенту Республики Таджикистан.

Соглашение о сотрудничестве между НИИРК и Национальной академией наук Таджикистана было подписано в июне 2023 года в ходе рабочей поездки руководства Института в Таджикистан.

Национальная академия наук Кыргызской Республики

Национальная академия наук Кыргызской Республики — высшее государственное научное учреждение, объединяющее научно-исследовательские институты НАН, членов НАН, научных работников, специалистов и обслуживающий персонал.

Учредителем Национальной академии наук является Правительство Кыргызской Республики.

Деятельность Академии наук направлена на фундаментальные и прикладные исследования, способствующие развитию производительных сил Кыргызстана, его научно-технического потенциала, культуры, просвещения, литературы и искусства, формированию правового государства, содействует укреплению мира и дружбы между народами.

Соглашение о сотрудничестве между НИИРК и Национальной академией наук Кыргызской Республики было подписано в мае 2023 года в рамках VII Международной научно-практической конференции «Россия и мир: диалоги – 2023. Цели и ценности».

Тачмедова Дженнет Шохратовна

Всегда немного волнительно и страшно начинать заниматься научной деятельностью, а иногда кажется, что тяжело, когда рядом нет правильных наставником. НИИРК помогает дать именно ту точку начала, учит базовым научным навыкам и на протяжении всего пути поддерживает с написанием работ, проектов. Институт дает возможность развиваться, участвовать в научных проектах, например, мне удалось стать частью проекта  «Коммуникационные режимы зарубежных стран», написать статью и отправится в рамках конференции «Россия и мир: диалоги-2023. Цели и ценности» в Ереван! НИИРК – это дискуссионная  площадка для построения внешних коммуникаций с другими государствами и народами! В НИИРК проводятся мероприятия разного формата: от круглых столов до масштабных научных конференций, и на любом из них есть возможность задать интересующие вопросы ведущим экспертам и спикерам.  

НИИРК - это движение, это развитие. Одна из главных миссий организации - выстраивание дружественного многостороннего диалога, поэтому абсолютно любой человек, увлекающийся научной деятельностью, может внести свой вклад в развитие особенно актуальных в наше время целей. Более того, есть возможность развить в себе ораторские и коммуникационные навыки, что поможет в дальнейшей профессиональной деятельности!

Чехляева Сабина Саидумаровна

Знакомство с НИИРК произошло задолго до моей стажировки в Институте. Уже после первого мероприятия я поняла, что хочу проходить стажировку именно там. 

Я обучаюсь на направлении «Международные отношения» и, конечно, как для любого международника, для меня важно научиться устанавливать межличностные и межгосударственные отношения посредством культурных обменов и дипломатии. Национальный  исследовательский институт развития коммуникаций предоставил возможность на практике осуществлять  культурный диалог между представителями разных стран через свои интересные и важные проекты.  

Институт дал прекрасную возможность реализоваться и в научной сфере. Помимо проектной работы в рамках Института, я занималась аналитикой, написанием статей, мониторингом информационной повестки своей родной страны - Таджикистана.  

Опыт стажировки в НИИРК дал возможность и дальше развиваться в рамках Международного клуба молодых исследователей, принимать участие в полезных и интересных проектах.

Российский университет дружбы народов

Университет существует более 60 лет, здесь обучаются представители 160 стран мира, около 500 национальностей. На сегодняшний день выпускники Университета работают в 170 странах мира. Миссия РУДН – объединяя знанием людей разных культур, РУДН формирует лидеров, которые делают мир лучше.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Соглашение о сотрудничестве между НИИРК и Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации было подписано в октябре 2022 года. 

В рамках соглашения планируется проводить совместные исследования по вопросам развития научных коммуникаций, реализации гуманитарной политики РФ за рубежом, содействия международному развитию, совершенствования моделей и программ приграничного, межрегионального, международного сотрудничества; разрабатывать и реализовывать программы академической мобильности для аспирантов и молодых ученых; проводить научные мероприятия, публиковать совместные научные доклады и результаты научных исследований.

РАНХиГС стал седьмым крупным университетом, с которым НИИРК будет осуществлять взаимные консультации, обмен научной информацией, реализовывать совместные научные и образовательные проекты.

Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Кыргызской Республики имени Казы Дикамбаева

Академия начала работу в 2001 году. Изначально работала только одна программа – «Международные отношения», но, учитывая потребности МИД КР и рынка труда в соответствующей области, были открыты такие программы, как «Юриспруденция» и «Экономика».

Далее, в контексте современных реалий, возникла необходимость в повышении высококвалифицированного кадрового потенциала, как на государственной службе, так и во всех сферах экономики страны: специалистов, которые не просто получили бы качественное образование, но научились бы мыслить глобально, проявлять инициативу; кадров, которые имеют коммуникационные и презентационные навыки. Уже в 2017 году, совместно с МГИМО, заработали программы по направлениям «Менеджмент» и «Управление бизнесом», а в 2018 года был осуществлен прием на направления «Журналистика» и «Лингвистика».

Координационно-методический центр по вопросам новейшей истории Узбекистана при Акаде-мии наук Республики Узбекистан

Соглашение о сотрудничестве между НИИРК и Координационно-методическим центром по вопросам новейшей истории Узбекистана при Академии наук Республики Узбекистан было подписано в ноябре 2022 года. Документ направлен на развитие международной научной коммуникации, совместное проведение научных мероприятий (конференций, академических семинаров, круглых столов, дискуссий), а также на проведение и реализацию совместных фундаментальных и прикладных исследований.

Союз журналистов России

Общероссийская общественная организация "Союз журналистов России" является основанным на членстве творческим неполитическим общественным объединением, учрежденным для осуществления деятельности по защите интересов журналистов России.

Соглашение о взаимодействии между НИИРК и Союзом журналистов России было подписано в сентябре 2021 года в ходе международного форума современной журналистики «Вся Россия — 2021».

Заключенное соглашение даст импульс для использования научной базы Института в интересах современной журналистики, а также позволит получать достаточный объем оперативной информации, который ляжет в основу глубокого всестороннего анализа основных изучаемых Институтом вопросов, направленных в том числе на укрепление «пояса добрососедства» по внешнему периметру Российской Федерации.

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Создан 1 августа 2012 года в результате объединения Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (ФИНЭК) и Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (ИЖЭКОН). В объединенном университете сохранены научные школы, инновационные учебные курсы, передовые обучающие технологии, образовательный и научный потенциал, а также лучшие традиции советского и российского образования.

В июне 2022 года рамках Петербургского международного экономического форума состоялось подписание Соглашения о взаимодействии между НИИРК и Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом. Подписанное соглашение открывает новые возможности для взаимодействия в разработке и реализации совместных научно-практических, научно-исследовательских, издательских программ и проектов, направленных на развитие инновационных форматов сотрудничества, в том числе цифровых.

Администрация президента республики Южная Осетия

Соглашение о взаимодействии между Институтом и Администрацией Президента Республики Южная Осетия было подписано 29 марта 2022 года.

Соглашение открывает возможности для взаимодействия по реализации совместных проектов по продвижению российских научных достижений, развитию научного потенциала Республики Южная Осетия путем укрепления научных, образовательных, культурных связей России и Республики Южная Осетия. Стороны договорились обмениваться информацией, проводить научные мероприятия и экспертные обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес, а также совместно осуществлять проектную деятельность, направленную на разработку и реализацию проектов и стратегических инициатив в области развития Республики Южная Осетия.

Юго-Осетинский государственный университет А.А. Тибилова

Университет ЮОГУ (ранее - ЮОГПИ) был основан в 1932 году. Сегодня на 5 факультетах получают образование будущие преподаватели гуманитарных и естественных дисциплин, журналисты, политологи, юристы, экономисты, фармацевты, психологи, инженеры-строители, инженеры-механики. ЮОГУ – один из центров научного осетиноведения. Учеными университета созданы фундаментальные монографии по современному состоянию и истории осетинского языка и литературы, этнологии, археологии, истории и культуре, словари и учебные пособия для вузов, школ и детских образовательных учреждений. В университете действует медико-биологическая лаборатория, оснащенная современным оборудованием.


Соглашение о сотрудничестве между НИИРК и Университетом было подписано 30 марта 2022 года.

Сочинский Государственный университет

Сочинский государственный университет основан в 1989 году. Вуз сыграл важную роль в подготовке кадров и волонтерском сопровождении зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Ученые университета разработали научно-методические пособия, по которым курсы обучения прошли более 14 тысяч специалистов индустрии гостеприимства для работы на олимпийских объектах. За годы своей деятельности университет подготовил более 40 тысяч высококвалифицированных специалистов. Преподаватели и студенты Сочинского государственного университета ведут активную научную работу.

Ни Ицзя

Во время практики я работала над научным исследованием "Зарубежная гуманитарная политика Китая: направления, проекты, законодательство". Благодаря стажировке я лучше стала разбираться в законодательстве и проектах, связанных с иностранной гуманитарной деятельностью в Китае. Я научилась быстрее находить информацию и лучше ее анализировать, а также и общаться с командой, кроме того я смогла потренировать навыки логического мышления.

Гончар Яна Александровна, студентка РАНХиГС

В период прохождения практики мне поручалось решение следующих задач: выполнение индивидуального задания по сбору данных об организации, анализ и оценка PR- и рекламных коммуникаций компании, проведение исследования и выполнение проектного задания (кейса) для НИИРК. А также работа над исследовательским проектом «День в истории», определение конкурентов компании, составление вопросов и ответов к презентации рейтинга дружественности стран, выполнение задач по продвижению Международного клуба молодых исследователей.

В период прохождения практики я ознакомилась с деятельностью института, приобрела такие важные навыки, как: работа в команде, анализ компании, грамотный подход и проявление активности к выполнению поставленных задач.

Полученные навыки и опыт за время прохождения практики обязательно пригодятся мне в будущей работе в данной сфере деятельности.

Се Ланьсюань

В ходе стажировки я вместе с партнером работала над докладом "Гуманитарная политика Китая за рубежом: направления, проекты, законодательства". Благодаря этой работе я смогла ознакомиться с большим количеством материалов и развить свои навыки в поиске и извлечении информации, а также глубже понять последствия и влияние национальной политики и законодательства. 

Это позволило мне стать более осведомленной о тенденциях в китайской зарубежной гуманитарной политике и следить за этим процессом. Совместная работа с коллегами над выполнением заданий помогла мне научиться работать эффективнее. В целом, эта полезная работа помогла мне развить мое внутреннее "я" и мои навыки.

Декабрь, 2022.

Ли Чэньси

На практике я с партнером написала доклад на тему "Методы борьбы с киберпреступностью", основанный на опыте китайской молодежи. В докладе мы рассмотрели возможности, как бороться с киберпреступностью в Китае с позиций "страны", "школы" и "семьи". Во время исследования я больше узнала о сетевой информационной безопасности Китая. Я поняла, насколько важна командная работа над проектом и взаимодействие, мы с партнерами смогли попрактиковать метод дивергентного мышления. Для меня такая практическая работа была крайне полезной. Спасибо за предоставленную возможность участвовать в исследовании.

Декабрь, 2022.

Ма Фэйсян

Во время практики мы с партнером написали отчет под названием "Методология борьбы с киберпреступностью на опыте китайской молодежи". В ходе работы мы сделали выводы о том, как бороться с киберпреступностью в Китае с позиции государства, школы и семьи. Эта практика дала мне лучшее понимание сетевой информационной безопасности в Китае. Я также узнал о том, как полезна командная работа для стимулирования индивидуального мышления, что принесло мне большую пользу. Мне очень понравился эта практика, и я благодарен за предоставленную возможность.

Декабрь, 2022.

Оставьте свои контакты 

И мы зарегистрируем вас на мероприятие:

Звонова Мария Евгеньевна

Ввиду того, что я являюсь представителем своих двух родных стран – Эстонии и России, сфера моих научных интересов с самых первых курсов касалась проблем и перспектив взаимодействий между соседствующими государствами, а также особенностей коммуникаций между ними. Мне всегда хотелось развивать более дружественную и добрососедскую повестку между Россией и исследуемыми странами, поэтому когда я узнала о НИИРК: о проводимых фундаментальных и новейших исследованиях и о самой миссии организации - развитие многостороннего конструктивного диалога, то мне, конечно, захотелось привнести свой посильный вклад в реализацию миссии и целей Института. Таким образом уже более года я с большим интересом принимаю участие в научных круглых столах (как участник и как слушатель), в исследованиях коммуникационных режимов; помогаю в сборе и проработке данных для НИРов; благодаря наставничеству НИИРК удалось написать научную статью, которая была опубликована в журнале ВАК. Также НИИРК – это площадка, где имеешь честь познакомиться не только с единомышленниками, но и с большим количеством очень уважаемых и умных людей, которые благодаря своим знаниям и научным трудам вносят свой вклад в развитие Института.

НИИРК помог мне развиться не только с научной стороны, но и дал возможность через журнал «Перспектива. Поколение поиска» поделиться с остальным миром взглядами, идеями и целями, которые касались добрососедства, межкультурного диалога.
Январь 2022 г.

Публикация: Звонова М.Е. Дружественность страновых коммуникационных режимов на примере российско-эстонских отношений в образовании / М.Е. Звонова // Обозреватель. – 2021. – №10. – с. 40-53.