ЕАЭС сегодня переживает сложный период ввиду большого количества вызовов как политического, так и экономического характера. По итогам 2021 года в Беларуси, Казахстане и России объемы ВВП достигли допандемийного уровня (выросли на 2,3%, 4,0% и 4,7% соответственно). Еще более впечатляющие темпы развития, показали в Армении и Кыргызстане, прогресс составил 5,7% и 3,6%. Несмотря на прогнозы ЕЭК о том, что восстановление экономической активности завершится в течение 2022 года, есть сомнения о достижении этой цели ввиду развернувшегося конфликта, и раскрутившегося санкционного маховика.
Маховик интеграции
Динамика экономического роста, это не единственная проблема Союза. Достаточно напомнить, что за 2020–22 гг. с разной степени сложности кризисами столкнулись Армения, Кыргызстан, Беларусь, Казахстан. Экономические сложности стали триггером для выражения неудовольствия, накал страстей порой был столь высок, что существовала реальная угроза правящим режимам.
Самым значимым поводом для беспокойства стало введение тотальных санкций против России и Беларуси, последовавшее после 24 февраля 2022 года. Ввиду высокой взаимосвязи экономик, пострадали не только два подсанкционных режима, но и остальные государства — члены ЕАЭС, чьи национальные финансовые системы отреагировали на ограничительные меры со стороны коллективного Запада. Но в этом случаем нужно оговорится, что шоки были кратковременными, и затронули лишь некоторые сферы.
В настоящее время идет процесс адаптации к новой геополитической реальности, и прогноз развития ситуации может быть сдержанно оптимистическим.
Этот вывод основан на том, что страны ЕАЭС уже наработали определенные успешные кейсы антикризисного реагирования. В период пандемии участники ЕАЭС сумели в короткие сроки скоординировать взаимодействия в таких сферах, как производство вакцин, медикаментов и медицинского оборудования. Не было сбоев в обеспечении продовольствием и товарами первой необходимости граждан, проживающих в странах Союза.
Четыре инициативы для ЕАЭС
Таким образом, ЕАЭС в текущих условиях должна сосредоточится на активизации деятельности по следующим направлениям:
- В рамках антикризисного менеджмента в сфере таможенного, тарифного и нетарифного регулирования, а также защиты торговли уже действуют особые ставки ввозных таможенных пошлин единого таможенного тарифа в отношении более 450 видов товаров. Кроме того, был повышен порог беспошлинного ввоза посылок для физических лиц до 1000 евро.
- В активизации работы по укреплению внутренних рынков и кооперации. В этом направлении особенно заслуживает внимание вопрос обеспечения продовольственной безопасности Союза. Здесь есть ряд определенных рисков, обусловленных разрывом ряда логистических цепочек, низким уровнем обеспечения стратегически важными продуктами и пр. Решение видится в уже проводимой работе по созданию Евразийского агроэкспресса по аналогии с уже работающим агроэкспрессом Узбекистан — Россия.
- Решение проблем стабильности финансовых и валютных рынков государств-членов. Выход в этой ситуации видится в дальнейшем расширении использования национальных валют при осуществлении расчетов во взаимной торговле. Критически важным в условиях невозможности работы финансовых учреждений России и Беларуси в системе SWIFT обеспечить взаимодействие национальных систем передачи финансовых сообщений.
- Развитие международного экономического сотрудничества с третьими странами и интеграционными объединениями. К примеру, идет последовательная работа с Ираном, результатом которой должно стать подписание договора о полномасштабной зоне свободной торговли, идет углубление взаимодействия со странами-наблюдателями, в первую очередь с Узбекистаном. Также Монголия подтвердила свои намерения по началу работы над договором о зоне свободной торговли в ЕАЭС.
Понятно, что данный набор инициатив сложно реализовать одномоментно, это обусловлено постоянно меняющейся конъюнктурой, спецификой экономических систем самих государств-участниц ЕАЭС. Однако часть задач могут быть выполнены в краткосрочной перспективе. Это вопросы продовольственной безопасности Союза, которые можно в значительной степени разрешить посредством поставок некоторых видов сельхозпродукции и продуктов питания на внешние рынки, речь к примеру может идти о пшенице и молочных продуктах.
Согласование общей повестки дня стран-участниц ЕАЭС состоялось в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета в мае, которое прошло под председательством Киргизии в формате видеоконференции.
Одним из важных предметов обсуждения стали «основные ориентиры макроэкономической политики государств-членов ЕАЭС на 2022–2023 годы» а также реализация основных направлений международной деятельности ЕАЭС.
В свете текущей международной ситуации особую значимость приобретает одна из инициатив Москвы о формировании большого евразийского партнерства. Большое евразийское партнерство призвано изменить политическую и экономическую архитектуру, стать гарантом стабильности и процветания на всем континенте и, конечно, при учете многообразия моделей развития, культур и традиций всех народов.
Сейчас назрело время сформировать комплексную стратегию развития большого евразийского партнерства, и она должна отражать ключевые международные вызовы, а также определять перспективные цели, содержать инструменты и механизмы для их достижения.
Таким образом, говоря о том, как видится будущее ЕАЭС в меняющихся геополитических условиях можно сделать вывод о необходимости корректировки стратегии ЕАЭС, в пользу активизации системных взаимодействия по основным направлениям развития. Также в пользу укрепления интеграционных взаимодействий сыграет формирование новых транспортных и логистических коридоров, которые позволят сформировать действующую альтернативу тем, которые страдают от геополитической турбулентности.