Кавказский регион как исторически, так и в текущем временном отрезке, является политически нестабильным и неспокойным. Это обусловлено рядом факторов, которые можно условно разделить на внутренние (то есть внутрирегиональные) и внешние. Помимо всего этого, оба фактора сформировались не только в результате региональных и международных перипетий после распада СССР, но также имеют глубокие исторические корни.
Регион в контексте действий основных игроков мировой политики
Регион находится в центре внимания основных игроков мировой политики по ряду причин. В частности, Южный Кавказ важен с точки зрения проникновения «коллективного Запада» в Центральную Азию. Заметно также, что Запад, применяя инструменты мягкой силы, пытается использовать государства региона для вытеснения России с Южного Кавказа и для получения полного влияния в Кавказско-Каспийском регионе. Для Турции Южный Кавказ важен не только как непосредственный приграничный регион, но и как транзитная зона для экспорта пантюркистской идеологии в Центральную Азию, что также дает возможность усилить экономическое и политическое влияние Турции в регионе.
Усиление турецкого влияния на Южном Кавказе означает и преимущество над Ираном в мегарегионе Кавказ-Центральная Азия.
Для Ирана Южный Кавказ является возможным окном во внешний мир, и в то же время в нынешней конфигурации может стать буферной зоной, обеспечивающей безопасность своих северных границ. Исходя в первую очередь из соображений безопасности, в октябре 2022 года Иран открыл генеральное консульство в Сюникской области Армении. Ранее Россия также усилила свое присутствие в Сюнике, создав два новых опорных военных пункта.
Россией Южный Кавказ рассматривается как часть бывшей Российской Империи и важная зона безопасности ее южных рубежей. Сохранение влияния России на Южном Кавказе позволяет в определенной степени обеспечить безопасность в Черноморском бассейне. Российские военные базы, расположенные в Абхазии, Южной Осетии, Армении, и российский миротворческий контингент в Арцахе (Нагорном Карабахе) являются гарантией обеспечения присутствия России как военной державы в регионе.
Однако, экономическое влияние России в регионе пока не так сильно. Хоть и с опозданием, но заметна и определенная активность в применении Россией инструментов мягкой силы, что является дополнительной возможностью для усиления влияния в регионе.
Следует отметить, что Южный Кавказ долгое время был ареной турецко-персидского соперничества. Начиная с XIX века Россия, благодаря своему техническому и экономическому преимуществу, смогла вытеснить эти две державы с Южного Кавказа, но после 1991 года постепенно, иногда скрытая, а иногда и явная конкуренция между этими тремя государствами возобновилась. Из вышеизложенного нетрудно было проанализировать, что регион является не площадкой сотрудничества, а зоной конкуренции.
Определенные интересы на Южном Кавказе имеет и Китай, а в последнее время в СМИ обсуждаются предметные вопросы военно-политического и экономического сотрудничества между Арменией и Индией.
Текущие проблемы между государствами региона
Тенденции современных региональных процессов показывают, что конкуренция на Кавказе не только не ослабевает, но в ряде случаев сводится к конфронтации. Внутрирегиональные процессы Южного Кавказа также не способствуют достижению долгосрочной стабильности. В государствах региона исторически сложились собственные проблемы. Одна из них, например, связана с противоречиями, вызванными административно-территориальным делением (в некоторых случаях даже непонятным) Российской империи, а затем и СССР, что стало одной из причин напряженности на постсоветском Кавказе. В течение более трех десятилетий после распада СССР не удалось найти какой-либо модели экономического и военно-политического сотрудничества между государствами Южного Кавказа (кстати, такого сотрудничества на Южном Кавказе не удалось добиться также после распада Российской империи).
В последующие десятилетия после распада СССР российско-грузинские отношения так и не преобразовались в стратегическое сотрудничество.
Не без помощи Запада Грузия смогла вывести российские военные базы со своей территории. Пиком напряженности между двумя государствами стала пятидневная война 2008 года. Хотя заметно, что Грузия старается воздерживаться от резких антироссийских шагов после начала Россией специальной военной операции на Украине в 2022 году, отношения между двумя государствами активно не развиваются. Очевидно, что России важно сохранить свое влияние во всем регионе. Однако пока не видно качественного положительного развития российско-грузинских отношений.
В то же время, с учетом поступательного развития российско-азербайджанских отношений нельзя говорить об их долгосрочном характере. Во-первых, Азербайджан построил самодостаточную, сильную экономику. Во-вторых, доминирование турецкого фактора во внутренней и внешней политике этой страны увеличивает возможности Азербайджана быть более независимым в международных отношениях, стараясь сбалансировать отношения с Россией и Западом.
Таким образом, в долгосрочной перспективе Армения продолжает оставаться в регионе союзником России и де-факто, и де-юре. Однако оба союзника сталкиваются с серьезными вызовами в регионе.
Армения в настоящее время стоит лицом к лицу с серьезными проблемами безопасности. Россия, как главный союзник, должна быть в состоянии обеспечивать безопасность Армении и в рамках двусторонних отношений, и в рамках ОДКБ, в противном случае армянской стороне возможно, придется приложить дополнительные усилия для поиска возможных новых направлений для обеспечения территориальной целостности и безопасности.
На сайте НИИРК опубликован авторский текст Жака Манукяна. Мнение автора может не совпадать с позицией Института.
Список использованных источников и литературы:
- «Заявление МИД России в связи с обращением Премьер-министра Республики Армения Н.В.Пашиняна к Президенту Российской Федерации В.В.Путину».
- «Протокол No 5 между Российской Федерацией и Республикой Армения о внесении изменения в Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения от 16 марта 1995 г.».
- «Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности».
- «Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения об Объединенной группировке войск (сил) Вооруженных Сил Республики Армения и Вооруженных Сил Российской Федерации».
- Ж. Манукян, «Статус и военно-политическое значение военных баз Российской Федерации на Южном Кавказе (1995–2021 гг.)», см.: Вестник Ереванского Университета: Международные отношения, Политология, 2021, № 3, (на арм. языке).