Несмотря на то, что парламент Грузии отказался принимать закон об иноагентах, в стране продолжаются протесты. По итогам нескольких дней беспорядков были задержаны сотни человек, пострадали десятки сотрудников полиции, а официальные лица нескольких стран Запада высказали свою поддержку протестующим.
События последних дней четко показывают, какое значение Грузия имеет для стан Запада, и какая роль отводится некоммерческим организациям, финансируемым из-за рубежа. Причин происходящих событий несколько.
Во-первых, Грузии, наряду с Молдовой и Украиной, западными странами отводилась роль русофобской территории, источника антироссийских инициатив. Однако развитие событий пошло не «по плану» и Западу не удалось полностью втянуть Грузию в антироссийскую кампанию. В прошлом году представители правящей партии «Грузинская мечта» заявили о том, что Грузия не станет присоединяться к антироссийским санкциям, поскольку это противоречит ее национальным интересам и принесет вред агропромышленному и туристическому секторам. По итогам 2022 года товарооборот между Грузией и Россией увеличился на 52%. Россия занимает второе место в списке крупнейших торговых партнеров Грузии.
По мнению западных экспертов, грузинская экономика в 2022 году оказалась в большей зависимости от российской, чем за аналогичный период прошлого года (доклад «Transparency International Грузия»).
Для снижения «экономической зависимости» от России Запад разработал для Грузии рекомендации. Вряд ли парламентское большинство Грузии начало реализовывать эти рекомендации. Оно научилось просчитывать свои выгоды.
В этой ситуации достижение целей Запада возможно либо путем смены правящей политической элиты Грузии (прежде всего парламентского большинства, принимающего решения), либо путем давления на эту элиту, в результате которого она поменяет свои решения. Западу важно иметь лояльную элиту в Грузии. Собственно стабильность и благополучие общества не беспокоит западные страны, так как нынешняя Грузия не вписывается в их представления о геополитическом раскладе в регионе и вокруг России.
Во-вторых, тематика России на плакатах протестующих не оставляет никаких сомнений, что главное для западных друзей в Грузии – не Грузия, а Россия. Не допустить сближения с Россией даже ценой экономических потерь Грузии. Сейчас налицо политический раскол в правящей грузинской элите по отношению к России.
Несмотря на разветвленную и ресурсную инфраструктуру НПО, зарубежным инвесторам пока не удалось сформировать в лице НПО то «параллельное правительство», которое способно быстро совершить государственный переворот во власти в случае ее несоответствия «ценностям и целям» Запада. Поэтому закон о повышении прозрачности и подотчетности работы НПО вызвал такие бурные реакции. Обвинения со стороны ЕС показывают страх ЕС, что Грузия начала думать о своем благополучии, а не о благополучии Союза, в который ее никак не возьмут.
В‑третьих, мы знаем, что любое суверенное государство регулирует общественные отношения нормами права, чтобы сохранить социальный и политический порядок. И любое государство ограничивает деятельность тех, кто создает угрозу этому порядку. Видимо, парламентарии Грузии усмотрели национальную угрозу со стороны НПО и решили изменить режим их работы. Судя по происходящим событиям, они были правы.
Ничего особенного в законе Грузии нет. Они не запрещают НПО, но хотят понять: из каких источников они получают деньги и за что. Особенно это интересует партии, отстаивающие национальные интересы, независимость и международную субъектность Грузии.
Удивляет лицемерие западных стран и их представителей в Грузии. Плакаты протестующих о том, что Грузия принимает «русский закон» выглядят, как минимум, смешно. Нелепо выглядят и заявления представителей США в Грузии. На фоне того, что в самих США есть «Закон о регистрации иностранных агентов» (Foreign Agents Registration Act (FARA)). США регламентируют работу организаций, представляющих интересы иностранных компаний и государств в США. Иностранные агенты – все, кто прямо или косвенно занимается политической и финансовой деятельностью в интересах внешнего актора или государства. Согласно FARA, они обязаны предоставлять финансовую отчетность и данные о своей деятельности.
В‑четвертых, 2024 год – год выборов в Грузии. Оппозиция тренирует свою инфраструктуру и проверяет ее способность к массовой мобилизации, тестирует силовые структуры на их способность выстоять под давлением и провокациями протестантов. Хотя, до 2024 года политическая власть Грузии может и не дожить.
Технологии давления на власть, использованные в Грузии, хорошо известны. Роль НПО в этих процессах тоже понятна. Желание парламента взять под контроль механизмы внешнего влияния через НПО – тоже понятно. Если события в Грузии – попытка переворота и блокирования работы Парламента, то протестующие не удовлетворятся отзывом Закона. Он был для их организаторов лишь поводом нарушить и без того хрупкий баланс отношений власти и общества, расколоть общество, поставить под внешний контроль управление в Грузии. Об этом ли мечтает Грузия?