На сегодняшний день развивающиеся интеграционные объединения на евразийском и межконтинентальном пространствах выступают драйверами интенсифицированного роста экономик развивающихся стран. Ввиду кардинального изменения миропорядка в течение последнего года, перехода к реальной, а не декларативной многополярности становится актуальным появление коридора «Евразия – Африка – Латинская Америка», образуемого на базе ЕАЭС, ШОС, БРИКС. Российская Федерация, являясь одним из влиятельных центров современного мира, состоит во всех перечисленных объединениях, что отвечает интересам по формированию многостороннего взаимовыгодного и равноправного партнерства.
В XXI веке создание цифровой экономики, технологическое развитие – залог конкурентоспособности и процветания государства. Именно поэтому все интеграционные объединения одним из приоритетных направлений сотрудничества государств провозглашают создание единого цифрового и научно-технического пространства.
В рамках реализации положений о цифровых технологиях Стратегии ЕАЭС по развитию до 2025 года (далее – Стратегия) перед юристами появляется ряд комплексных задач: с помощью формирования единого правового пространства Союза способствовать развитию трансграничной электронной торговли, создать правовую базу для обязательного исполнения решений Суда ЕАЭС, ввести единое лицензирование и обеспечить снятие таможенных барьеров.
Особую сложность в заполнении правовых пробелов представляет гармонизация законодательств стран-членов ЕАЭС. Функционирование «регуляторной песочницы» для цифровых экономик существенно способствует достижению цели. Данный особый правовой режим позволяет проводить апробацию решений в сфере инноваций, создавая минимально рискованную среду при принятии правового регулирования в области цифровых технологий. Например, сюда можно отнести работу по разработке и принятию акта Союза по признанию электронной цифровой подписи в электронном документе и обеспечению юридической силы электронных документов при трансграничном информационном взаимодействии в определенных государствами-членами сферах (п. 5.2.2 Стратегии).
В стратегическом евразийском планировании представлена международная повестка. В рамках нее необходимо выработать правовую базу для имплементации заключенных торговых соглашений с третьими странами (Вьетнам, КНР, Сингапур, Сербия, Иран), унификации торговых режимов с внешними партнерами, а также провести юридическую подготовку для заключения новых торговых соглашений с третьими странами и региональными объединениями (Египет, Израиль, Индия, БРИКС, ШОС и другие).
Подписанный в 2021 году Меморандум о взаимопонимании между ЕЭК и Секретариатом ШОС предусматривает взаимодействие с акцентом на цифровизацию и информационно-коммуникационные.
Государства-члены двух организаций образуют ядро новой архитектуры регионального взаимодействия, определяя технологический вектор развития евразийского пространства. Консолидированный цифровой и научно-технический потенциал государств-участниц ШОС и ЕАЭС в области экономики, финансов, производства, обеспечения безопасности может стать мощнейшей основой развития всей отрасли в мире, потому что в данных странах расположены компании-лидеры отрасли.
ШОС видит одной из своих приоритетных целей обеспечение информационной безопасности. Для этого страны ШОС создали условия для постоянного тесного сотрудничества между прокурорами, судебными органами и органами юстиции. ШОС рассматривает цифровизацию как залог инклюзивного экономического развития и драйвер повышения инвестиционной привлекательности стран-участниц. Поэтому все государства-члены организации приняли собственные программы по развитию цифровизации и наращивают сотрудничество на уровне ШОС. Эксперты ШОС отмечают необходимость консолидации проектов ШОС и БРИКС в сфере цифровой экономики. Эти объединения отличает инклюзивный, равноправный характер сотрудничества, что является редкостью на международных площадках современного мира. На сегодняшний день уровень интеграции в обеих структурах относительно невысок, однако это позволяет сохранить государствам должный уровень суверенитета в принятии ключевых решений, а также создает потенциал для развития сотрудничества в обозримом будущем.
БРИКС, являясь межконтинентальным интеграционным объединением, вызывает особый интерес у стремительно развивающихся мировых экономик. Помимо государств-участниц БРИКС, к объединению в 2023 году выразили желание присоединиться ряд ближневосточных, африканских и латиноамериканских государств, подав заявки на вступление в объединение. На данный момент важную роль во взаимодействии БРИКС с заинтересованными внешними партнерами играет формат форума БРИКС+, общее население стран которого составляет половину планеты. Таким образом, объединение интересов стран-партнёров становится самым крупномасштабным в мире.
На сегодняшний день роль БРИКС как института в деле решения проблем цифрового развития заключается в содействии принятию коллективных решений стратегического характера.
Государствам-участникам предстоит разработать единые требования к лицензированию товаров и услуг, обеспечить должный уровень безопасности, выработать единые правовые подходы к финансово-экономической и научно-технической деятельности.
Уже несколько лет проводится форум СНГ-ЕАЭС-ШОС-БРИКС. В его повестку включены инновационные технологии и управленческие, институциональные преобразования для развития экономики, фармацевтики, технологий, науки, образования. Важно отметить, что все объединения базируются на общих целях устойчивого развития – продовольственная безопасность, развитие инфраструктуры и человеческого потенциала, уважение государственного суверенитета, а также прав и свобод личности. Цифровая трансформация реализуется с учетом сохранения климата и глобальной безопасности.
В перспективе ШОС, ЕАЭС, БРИКС, воспользовавшись историческим моментом изменения геополитической архитектуры мира, могут обеспечить миру цикл стабильного, равноправного, антропоцентрического развития. Часть стран-участниц рассматриваемых объединений являются технологическими лидерами по ряду направлений (Китай, Россия, Индия, Бразилия). Традиционные лидеры в данной области – США и европейские государства в условиях геополитической нестабильности проявили себя в роли неблагонадёжных партнёров, например, инициируя отключения целых технологических структур контрагентов-потребителей услуг. Поэтому, интегрируя свой опыт и технологии в единое пространство, страны объединения ШОС-БРИКС-ЕАЭС смогут создать суверенный межконтинентальный высокотехнологический регион. На данный момент это является в большей мере стратегической целью. Однако, обладая самым мощным человеческим и природным ресурсом, при наличии должного потенциала для развития и политической воли, у коридора «Евразия – Африка – Латинская Америка» появляется хорошая возможность сформировать глобальное многовекторное мировое лидерство.
Представляется, что будущее международного права и всей системы международных отношений за развитием интеграционных международных объединений.
Именно взаимодействие и конкуренция экономических и военно-политических интеграционных объединений будет фактором, определяющим основные контуры системы международных отношений, региональной и международной безопасности, экономического развития и торговли. Участие в международных интеграционных объединениях предоставляет России уникальный шанс ускорить свое экономическое и технологическое развитие, а также повысить свою защищенность от различного рода внешних угроз. Стабильное развитие национальной государственности и современной цифровой экономики невозможно без стратегического сотрудничества в рамках интеграционных объединений, взаимного обмена технологиями и знаниями, а также в условиях постоянной конфронтации и глобальной военно-политической нестабильности. Интеграционный коридор «ЕАЭС-ШОС-БРИКС» – путь к устойчивому технологическому развитию и мирному будущему.
Список использованных источников и литературы:
- Указ Президента РФ от 30.11.2016 N 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации», ст. 3 // СПС «Консультант+» [Электронный доступ] (дата обращения: 20.02.2023).
- Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 N 12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» // СПС «Консультант+» [Электронный доступ] (дата обращения: 20.02.2023).
- Куклина Е.А. К вопросу об особых правовых режимах в условиях цифровой экономики («регуляторных песочницах») // Управленческое консультирование. 2019. № 7 (127). С. 39–49.
- Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества до 2035 г. [Электронный ресурс] // URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 20.02.2023).